Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
61

Горовой В.В.

"Гостеприимный брак (алфесибойя)" и становление полиса в древней греции

Архаический полис как социальная структура представлял собой переход от родо-племенной ополченческой организации и ее стратосного рекомбинирования к общинно-войсковой, фалангической. На пути к монолиту фаланги возникли проблемы со "средними", которые склонны были к несамостоятельности. Исправление положения дел, на наш взгляд, связано прежде всего с появлением практики "брачного гостеприимства" — "алфесибойя". Обычно подобный брак рассматривается как приношение богатства, типа "калыма" в кочевых обществах. Однако в стратосах "алфесибойя" не уходили из полисов, а старались извне привлечь мужчин уже для упрочения и активизации "средних" в строю стратоса, способного не только обороняться на холме, но и нападать, имея строй, неподверженный разрыву посередине.
В эпическом контексте в такую ситуацию чуть не попал Одиссей, выброшенный бурей на остров феаков. Мелически зафиксирован и не совсем ясный сюжет в единственном сохранившемся фрагменте Асия Самосского о приглашении некоего героя, могучего, "жаждущего хлебова, косолапого, имеющего нужду в женах" (As. fr. 1. Diehl). Однако, хотя Асий и упоминается как один из павших в боях в "Илиаде", сюжет приглашения отличается лишь тем, что он наверняка не соотносим с Эвмеем и Долием. Ситуация хоть какой-то связи этого приглашения и связи его с "алфесибойя" не прочитывается.
С быками, причем не только в контексте приношения богатств, связана судьба семьи Геракла. Его мать и отец — Амфитрион и Алкмена — вступили в брак по условию отца Алкмены, по которому надо было вернуть стада, отогнанные телебойями. Амфитрион выкупил, но при возвращении быков убил отца Алкмены Электриона. Однако брак не состоялся до тех пор, пока Амфитрион не отомстил телебойям и за убийство их юношами братьев Алкмены. Историю возвращения Амфитриона, минуя пастухов и дмоев, к Алкмене, и рассказывает в малой поэме "Щит" Гесиод (Scut., 1-56). Интересно, что является туда Амфитрион еще раньше самого себя как принявший его облик Зевс, который по Павсанию вместо быков вручает Алкмене кубок и ожерелье (Paus. V.14). Налицо приближение к проблематике "алфесибойя", но не по линии обогащения, а по противоположной характеристике — отказу значения богатства в виде быков ради появления не кого-либо, а самого знаменитого героя античного мира — Геракла.
В дальнейшем Геракл с быками не расстается, пока не вырастет: до 18 лет он находится с быками и пастухами. Могучий юноша между

62

прочим, не удовлетворяется умением ездить на колеснице, чему его научил отец: у одного из Диоскуров он учится и пешему бою — у Кастора (Apollod. II.IV.19). Но какого-либо выдающегося копья типа "ясеня" Ахилла у Геракла не появляется (несколько позже его заменой станет дубина из Немейского леса). А пока Геракл интересен тем, что щит ему во второй раз в истории мифологического времени готовит Гефест. Так на определенный историко-мифологический момент мы и получаем Геракла как юношу-бойца в продолжение традиции Амфитриона "вместо быков", но вооруженного божественным оружием лишь в виде щита. В таком виде он нас и интересует как возможный результат брака "алфесибойя" не как сын Зевса, а как возможный героический тип результирующего для полиса или стратоса брака, отраженного в фрагменте Асия Самосского, тем более что Геракл несет не столько щит, сколько мирообозрение греков, следующее по времени происхождения вслед за щитом Ахилла.
В этом контексте надо заметить, что "боевой" вид полиса со щита-мирообозрения Геракла обнаруживает неспособность этого полиса к обороне: он в дуальной оппозиции с таким же полисом терпит поражение. У Гомера "заведует" поражением Эрис-Распря, лишающая погребения членов обманутых стратосов, забросавших друг друга копьями. Греки под Троей сражаются фалангами, а те, кто любит Распри, оценены Нестором — "правильным" строителем фаланг или их подразделений как 1. Нефраторы; 2. Нетемисты (без обычая); 3. Анестной (безочажные) (Horn. II.IX.53 ff). Вот дочери Темис, обеспечивающие достоинство "средних" — Мойры — и занимаются оттаскиванием трупов вместо Эрис, предавая их Тьме-Забвению, вместо того, чтобы заниматься тканьем основы жизни. Так что у Гесиода и изображен дефект вида полиса в качестве отсутствия "средних".
Отношение "вместо быков" персонифицированное в держащем щит Геракле конечно же не столь прямолинейно предполагает появление новых "средних". Сюжет с ним, использованный Феспием в качестве "быка-производителя", сведенного им с 50 дочерьми, в детях Геракла развития как раз и не получил: сам отец по достижению ими совершеннолетия отправил их колонией/апойкией в Сардинию. Но здесь Геракл уже определяется как новый "средний" индивидуально: он после состояния выбора признается в мифотрадиции Алкидом. В таком виде Геракл несколько дополняет своим промежуточным обозначением отличие могучего щитоносца — "среднего" по Асию принципиальной чертой в виде негентильности. Негентильность тут помешательство по божественному промыслу не допускается к выживанию. Так соединение вида и облика обретения жизни и характеризует для нас процесс появления слоя новых "средних" вместо прежних "робких" по построению старца Нестора.

63

Конечно, подвиги Геракла к появлению новых "средних" отношения не имеют. Но именно с такой подачи мифа о Геракле как источника понятнее становится группа характеристик VII в. до н.э., представляемая такими бесспорными авторами, как Драконт и Тиртей. По закону Драконта об обеспечении выкупных замен кровной мести ряд выкупающих представлен слева направо в войске: сначала выкуп обеспечивают левофланговые и оттянутые как можно далее назад дядья и племянники, затем зятья и тести, и лишь в последнюю очередь — обеспечивающие мощь правого фланга фраторы (SIG. 111). Тиртей же явно в одной из своих элегий видит боевой строй справа налево, помещая в левый фланг обобщенного войска некоторый строй, силящийся с помощью предстоящих легковооруженных и согласным ударом щитов склонить противостоящий фланг противника под копья дорийского центра и правого фланга, сражающегося за долю жен и детей, как в "Илиаде". Можно ли эту компанию новых "Алкидов" обнаружить в мирообозрении щитов Ахилла и Геракла? И там и там есть танцующие юноши с эпитетами родовой принадлежности, но лишь на щите у Геракла появляется новый вид юношей: они не только хорошо ощущают себя в хороводах, но и умеют согласно выступить вперед под флейту (основной инструмент процессии и войска) (Scut. 280 ff). Так греческая фаланга получает активно примыкающий к правому флангу фраторов левый фланг тех, кого условно по прослеженному виду и облику мифологического обретения жизни можно назвать "Алкидами", а по убыванию гентильного значения фило-фратриалыюй связи, по характеру положения можно так же условно назвать "быками". Впрочем, индивидуального значения они в реальном полисе не имеют: обобществлено их называют "дзюгон" — строй фаланги, умеющий сражаться как упряжка не по-конному, а по-бычьи. Так, с нашей точки зрения, мужи, появившиеся сообразно приглашению по Асию Самосскому из-за нужды в женах, преломленные мифологией через вид и облик Геракла, а также характеристики щитовых образов социальности, заменили левый фланг и активизацией его действий способствовали развитию фалангической тактики предотвращения разрыва фаланг посередине. Так что Солон только учел появление этого строя в полисе Афин. Люди "вместо быков" были и в древнем Милете, где они "затоптали" на гумне детей фило-гентильной знати (Athen. XII. 523 f)- Феогнид Мегарский призывал угнетать простолюдинов именно в войске, хотя и не забывал старой поговорки "лягнуть стрекало" (Find. Puth. II). И даже римляне, далекие от знания о значении "дзюгон" для греков и полиса, считая Геракла наряду с Меркурием/Гермесом покровителем торговли, все же отметили мифологический росчерк Геракла в социальной истории греков, хотя и несколько своеобразно — алтарь Геракла в древнем Риме располагался не где-нибудь, а на рынке скота.

64

В заключении хотелось бы отметить главенство в проблематике обычая гостеприимства в античной Греции именно фигуры ксена и отношения проксении. Обычай "брачного гостеприимства" ("алфесибойя"), несомненно в данной проблематике менее значащая линия. Однако выявление слабых излучений нейтрино в физике помогло избежать концепции тепловой смерти Вселенной.

Подготовлено по изданию:

Закон и обычай гостеприимства в античном мире. Доклады конференции - М., ИВИ РАН. - 196 с. 1999.
ISBN 5-201-00513-6
© Коллектив авторов, 1998
© Институт всеобщей истории РАН, 1998
© Российская Ассоциация антиковедов, 1998



Rambler's Top100