Предлагаемая вниманию читателей работа посвящена женщинам в античном мире. Это первая специальная работа такого рода в отечественной античной науке. Написана она в форме сборника статей в рамках научной программы "Человек и общество в античности", что обусловило ее цели, задачи и характер. Авторский коллектив стремился доходчиво и убедительно раскрыть различные аспекты из жизни женщин в древности, показать их роль в государственном управлении, политической истории, осветить их социальный и общечеловеческий ракурс.
Тема роли женщин в античном мире не нова для антиковедения. В современной западной историографии она достаточно популярна, существует немало исследований различных сторон жизни и деятельности наиболее известных представительниц аристократической элиты, а также простых жительниц античных государств. Особо надо выделить интерес к женщине в связи с демографическими процессами в Древней Греции и Риме, их влиянием на политику царей, династов, императоров и других "сильных мира сего" в древневосточных, эллинистических царствах и Римской империи. Немало внимания уделялось культурологическим и общечеловеческим сторонам женского вопроса в античности, в том числе сексуально-этическим нормам жизни и поведения прекрасной половины человечества. Каждая из этих проблем в отдельности многообразна и сложна, а потому не может быть решена в единственном исследовании, так как требует фундаментального и многостороннего подхода. Многое из этого уже сделано и, надо признать, весьма успешно нашими зарубежными коллегами.
Наибольшее количество работ в западном антиковедении посвящено повседневной жизни женщин Древней Греции и Рима, их месту в организации семьи и воспитании детей. Исследователи стараются, как правило, связать эти вопросы с общей полисной структурой греческого общества, взаимоотношениями между различными слоями населения и государственной властью. Многие аспекты проблемы о месте женщины в политической структуре античного общества исследователи стараются рассматривать с точки зрения социально-экономических и общественно-политических отношений, а также сословной и имущественной дифференциации. В этой связи надо упомянуть работы Ч. Зелтмана,
К. Моссе, В. Цинзерлинга, С. Померой, С. Хамфрейз1. Большое значение имеют исследования о месте и роли женщин в древнеримском праве и законодательстве2, а также в социально-экономической и общественной жизни классического греческого полиса (Р. Фласельер, Дж. Гарднер)3. Важно отметить появление специального исследования Ф. Сартори о роли гетерий в политической жизни греков VI-V вв. до н.э., т.е. в период острой политической борьбы между олигархией, демократией и тиранией, и об их влиянии на победу тех или иных сил и партий4. Не остались без внимания и вопросы об участии женщин в политической и социальной борьбе в Римской республике в период гражданских войн (Б. Крек)5.
Не менее важное значение получили работы о месте и роли женщины в античном обществе в плане отражения их в общественно-философском сознании самих древних греков и римлян6. С этим аспектом перекликаются исследования, относящиеся к конкретным объектам, которые помогают всесторонне раскрыть суть женской натуры и характера в том виде, в каком они запечатлены памятниками эпиграфики7, вазовой живописью, монументальной скульптурой и рельефами8, а также произведениями античной литературы9. Это, в свою очередь, стимулировало интерес к развитию эротики в античности, что напрямую связано с традиционным вниманием исследователей к проблемам семьи и брака в древности10. Данная сторона большой проблемы вплотную
подвела ученых к анализу сексуально-этических аспектов религии и культовых обрядов у греков и римлян, их влияния на семейные отношения, морально-этические нормы поведения и сознание древних11.
Традиционный для зарубежной историографии сюжет - брачная политика правителей и правительниц в эпоху эллинизма и Римской империи12, а также политические портреты наиболее известных представительниц правящих династий и жен известных государственных деятелей13 - разрабатывался в последнее время, пожалуй, наиболее интенсивно. Именно в этом русле написано больше всего популярных и научно-популярных работ. Нельзя не отметить появление исследований по женским аспектам религиозных воззрений ранних христиан14. Таким образом, из этого очень беглого и далеко не полного обзора современной западной литературы (а мы не касались литературы, вышедшей в конце XIX - первой половине XX в.) о женщинах в античности следует, что многие вопросы уже достаточно хорошо изучены. Хотя не все из названных работ равноценны по своему вкладу в данную проблему, поскольку многие имеют описательный и даже справочный характер.
К сожалению, успехи отечественных исследователей в разработке этой тематики значительно уступают западным. Не случайно, что как до революции, так и в наши дни предпочтение в ее освещении отдавалось переводным работам зарубежных авторов15. И все же интерес к образу женщины в античности в начале XX в. у русских ученых был явно выше, чем в последнее время. Женщина в древности интересовала многих прежде всего как ключевая фигура семьи и брака. При этом в семейных отношениях античной эпохи пытались найти ответ на насущные вопросы равноправия женщин в дореволюционной России в ходе демократических преобразований16. Впоследствии женский вопрос
поднимался антиковедами в таком же традиционном ключе; брак, семья, воспитание детей, семейные отношения и гражданство, семья и государственная власть17. Лишь изредка и в самой общей форме затрагивались проблемы повседневной жизни женщины в античности - мода, развлечения, обыденные занятия по дому и т.д.18 Однако эти стороны жизни не стали предметом специальных исследований, поскольку рассматривались как часть общих проблем социально-политических и социально-экономических отношений, либо в исключительно справочной форме изложения.
Другой аспект, привлекавший внимание наших античников в связи с проблемой "женщина в античности", касается изучения рабства и рабовладельческих отношений: социальный статус женщин-служанок, кормилиц, воспитательниц детей, а также женщин-вольноотпущенниц и женщин, которых отдавали в услужение богиням в качестве иеродул, т.е. прислуги или "жриц любви" в храмы. При этом многие были склонны считать их рабынями или полурабынями19.
Гораздо больше "повезло" античным женщинам со вниманием к ним современных ученых, когда речь заходит об античной лирике, поэзии и драматургии. Исследователи творчества Сапфо, Катулла, Аристофана, Плавта, Теренция, Менандра и других греческих и римских писателей и драматургов неоднократно поднимали вопросы любви, семьи, эмансипации женщин, женской красоты, характера, поступков, политической и социальной активности в зависимости от их постановки в античной литературе. Подходы к этим вопросам намечались самые разные: здесь и чисто филологический анализ произведений, и раскрытие образов героев и героинь и социальные мотивы поведения персонажей, и морально-психологические аспекты их поступков и привычек. Отмечалось, что посредством этих понятий античные писатели и поэты пытались отразить современные им устои жизни, политику и мораль. При этом женщина в их произведениях служила лишь фоном или аллегорическим мотивом для выражения более глубоких внутренних процессов и событий, происходивших в обществе20.
Авторы сборника решили избежать этих традиционных для нашего антиковедения подходов и сконцентрировать основное внимание на малоизученных или совсем неизученных аспектах проблемы. Это, в
первую очередь, демографические и психологические моменты (статья Кривошты H.A.), женский вопрос в Спарте (Андреев Ю.В.), положение женщин в римских провинциях (Колосовская Ю.К.), образ женщины в представлениях раннего христианства (Трофимова М.К., Свенцицкая И.С.), женщина в античных государствах Северного Причерноморья и др. На первый план была выдвинута задача дать исторический анализ роли женщины в различных сторонах общественной и государственной жизни, сконцентрировать внимание на общечеловеческом факторе как движущей силе прогресса и мотивации поступков и поведения реальных исторических фигур. Большое место в общей концепции сборника заняла также проблема "женщина и власть", которая недавно уже стала разрабатываться в нашем антиковедении21. Насколько удалось выполнить задуманное - судить нашему читателю.