Вернуться

Семенов В.В.

Марк Порций Катон Старший. Политика и идеология в Римской республике в первой половине II в. до н.э.


Введение

Марк Порций Катон Старший или, как называли его по высшей должности Римской республики, – Цензор является одной из самых интересных фигур в Римской истории. Катон Старший был незаурядным политиком и полководцем, оратором и писателем. Катона можно по праву назвать первым римским энциклопедистом, предшественником Цицерона, Варрона, Плиния Старшего. Среди его трудов древними авторами упоминаются трактаты о праве, о военном деле, о сельском хозяйстве (единственное произведение Катона дошедшее до нас целиком). Катон являлся автором одной из первых историй Рима, причем интересна концепция самого этого труда. Катон в отличие от своих предшественников писал не только историю Рима – «Начала», но и историю всей Италии. В его труде главными действующими лицами были не полководцы и политики, а народы Италии. Такая позиция вполне согласуется с тем, что Катон – один из первых провинциалов (родом он был из города Тускула), достигших столь высокого положения в Римском государстве. Среди его трудов упоминается и своеобразный учебник по истории Рима, написанный Катоном специально для своего сына. Одним из первых Катон переносит политическую борьбу на арену судебного поединка, что в дальнейшем стало обычным явлением в римской политической практике. В деле судебного поединка и ораторского искусства Катон достиг совершенства, – он не проиграл не одного своего дела. Однако в отношении политической деятельности и политической идеологии Катона Старшего среди многих исследователей и интересующихся политической историей Рима сложилось давнее предубеждение, что Катон был самым злостным римским «пуританином», гонителем всего нового, лицемером и невеждой. Однако этот взгляд односторонен и несет в себе следы предвзятости. Другие исследователи видят в Катоне и приверженца «старой сенатской республики» , и «идола италийских пахарей» . Часть историков вообще отвергает существование какой-либо программы в политике Катона и его противников. Другие усматривают в политической борьбе первой половины II в. до н.э. только борьбу «эллинофобов» и «эллинофилов». Все эти мнения и выводы, иногда противоречащие показаниям античных историков, настраивают на критический лад, и требует более тщательного изучения политической жизни Рима того времени и политической биографии самого Катона Цензора. Именно через призму жизни и политической деятельности Катона Старшего можно изучить особенности политической жизни Рима и становления политической идеологии в Риме.

Марк Порций Катон Старший – политик и идеолог

К сожалению, до нас дошло немного сведений античных авторов, которые бы сообщали о жизни и деятельности Катона Цензора. Из сообщений современников Катона имеются лишь отрывки из «Всемирной истории» Полибия, который находился в Риме во время политической деятельности Катона Старшего (Polyb. XXXI, 24; XXXV, 6; XXXVI, 8,6; XXXVII, 6,4-5; XXXIX, 12,5-9). Лишь в сокращенном варианте до нас дошла биография Катона, составленная Корнелием Непотом (Corn. Nepo, De Latinis historicis, M. Porcius Cato, 3). К этим сведениям о Катоне и его политической деятельности вносит добавление диалог Цицерона «О старости», в котором главным героем выступает Катон. Но надо учитывать то обстоятельство, что во времена Цицерона Катон является идеализированной фигурой, но сведениями Цицерона пренебрегать все же нельзя. К тому же диалог Цицерона показывает отношение к Катону Старшему в римском обществе, особенно среди сенаторского сословия.
Но наиболее полно излагает биографию Катона Плутарх (Cato Mai., 1-33). Плутарх, несомненно, имел в своем распоряжении труд Непота, недостающие книги Полибия, произведения самого Катона, а так же различную автобиографическую литературу. Дополняющим Плутарха источником являются те книги «Истории» Тита Ливия, что рассказывают о политической деятельности Катона.
Марк Порций Катон родился около 234 г. до н.э. в старом латинском муниципии Тускуле, во всаднической семье. Порции Катоны состояли в родстве с Порциями Лицинами и Леками, занимавшие посты преторов и эдилов – низшие, всаднические, магистратуры. Отец Катона Старшего имел высокие знакомства в Риме (Val. Max., VIII,2,1), что было немаловажно для продвижения по службе и политической карьеры. Именно На знакомстве и родстве строилась политическая система Римской республики. Невозможно было попасть в политику без сильной протекции. Другим способом для продвижения по политической лестнице являлась служба в армии. В Римском государстве военная карьера была неразрывно связана с гражданской. Катон вступил на военную службу в 17 лет и прошел через важнейшие события и битвы Ганнибаловой войны. В это время он заводит прочные связи с видными римскими политическими деятелями. Он служит военным трибуном при Марцелле, под началом Фабия Максима отвоевывает Тарент. Просопографические данные указывают на связь Фабия с окружением Марцелла. Позже Катон служит у Гая Клавдия Нерона, который был другом и соратником Марцелла. С политической группировкой Марцелла, Фабия и Клавдия Нерона связано первое самостоятельное политическое выступление Катона. Катон протестовал против «царского» поведения Сципиона Африканского, знаменитого римского полководца. Сципион в Сицилии раздавал войскам богатые дары и по мнению Катона развращал этим армию. После такого обвинения Катон покидает Сицилию и начинается долголетняя борьба двух знаменитых римлян (Plut. Cat. Mai., 3). Причем Плутарх однозначно связывает этот политический демарш Катона с Фабием Максимом и его враждебным отношением к Сципиону (Plut. Cat. Mai., 3). К этому же времени относится и поддержка Катона почтенным аристократом Публием Валерием Флакком, который был не только другом Марцеллов , но и соседом Порциев по имению. Мы не можем точно определить политическую направленность той группировки, в которую вошел Катон в конце. Второй Пунической войны. Определенно можно сказать, что молодой и способный муниципал был привлечен в группу сторонников осторожной войны с Ганнибалом и противниками популистских мер. Главным врагом этой группировки, по-видимому, выступал Сципион Африканский, который действовал дерзко и нестандартно. Для полководцев, которые годами вели «малую» войну против Ганнибала, боясь очередных Канн, смелые и решительные действия и планы Сципиона были безумными и нереальными. Они любой ценой старались отстранить молодого полководца от командования армией. Претило этой группировки и поведение Сципиона, который устраивал непрерывные празднества и увеселения (Plut. Cat. Mai., 3) . Одной из таких попыток была акция Катона в Сицилии. Это неудачное политическое выступление Катона определило внешнюю канву всей политической борьбы в Риме в первой половине II в. до н.э. – как борьбу между Катоном и Сципионом и их группировками.
Здесь необходимо сказать несколько слов о политических группировках и «партиях» в это время. Римские партии представляли собой группы влиятельных граждан, объединенных вокруг одного лидера. Причем у этой группы могло и не быть ярко выраженных интересов и политической программы. Такой и была группировка Сципиона Африканского. Люди, группировавшиеся вокруг него, были собраны не столько по профессионально-управленческому принципу или принципу совпадения взглядов, а по принципу родства, дружбы, совместной воинской службы и т.д. Такой была и та группировка, к которой примкнул Катон Старший. Но вот сам Катон уже выдвигает определенную политическую программу в соответствии, с которой действует и ведет борьбу с группировкой Сципиона.
Разногласия между Катоном и Сципионом были в сфере внутренней и внешней политики. Но, как уже было сказано, Сципион не имел особой политической программы. Власть его и его группировки строилась на авторитете самого Сципиона, который он приобрел у римских граждан в период войны с Ганнибалом. Тит Ливий, когда говорит о уходе по давлением Катона Сципиона и его группировки с римской политической сцены, называет период правления группировки Сципиона «царствованием» (Liv. XXXVIII-XXXIX). За годы «первенства» Сципиона в сенате изменилось политическое лицо римских магистратов. Вокруг Сципиона собирались не только умелые юристы и военные, но и множество авантюристов и людей, откровенно злоупотребляющих своей властью, против них то и выступил Катон. Катон, проводя жесткую политику по отношению к злоупотреблениям сенаторов, стремился таким образом поддержать авторитет сената, как правительственного органа и ограничить влияние популистских лидеров на народное собрание.
Во внутренней политики у Катона было два направления, политико-административное, культурное и экономическое. Первое включало в себя борьбу со злоупотреблениями магистратов, особенно в недавно созданных провинциях, что приводило к восстаниям и недовольствам провинциалов. Катон, осознавая превосходство эллинской культуры и искусства над римско-латинским, старался создать оригинальные научные и художественные произведения на латинском языке, покровительствовал талантливому латинскому поэту Эннию (Corn. Nep., Cat. Mai., 1). В связи с экономической политикой Катона необходимо, подробно остановиться на мероприятиях проведенных Катоном совместно с Валерием Флакком во время их цензуры в 184 г. до Р.Х. и их последователями. С самого начала своего цензорства Катон проводит проверку сенатского и всаднического сословия. Борясь с все разрастающимся своеволием высших должностных лиц в провинциях (Plut., Cato Mai., 17-18; Liv., XXXIX,40-44). Многие представители римского нобилитета, захватывая земли на ager publicus и наживая богатства в провинциях, стремились к бесконтрольной власти в сенате. В связи с этим он предпринимал и следующие меры. Он ограничивал потребление предметов роскоши (Plut., Cato Mai., 18; Liv., XXXIX,44), причем те, которые поступали в Рим из других стран, куда утекало римское золото. Он боролся с незаконной оккупацией ager publicus, разрушая здания, выходившие за пределы частных земель. Интересна и другая мера Катона, направленная против наживы на откупах - он поднял до предела цену откупов государственных налогов. Эти меры были предприняты не только для борьбы с нобилитетом, но и для развития средних поместий. Это подтверждается и тем, что Катон в свое цензорство сокращает плату за подряды (Plut., Cato Mai., 18-19), что соответственно должно было снизить стоимость на постройку виллы и сезонных работ в поместье. По этому поводу надо заметить, что сам Катон в своем «Земледелие» часто упоминает сдачу в подряд части сельскохозяйственных и строительных работ (Cato, De agri cultura, 2,6;14-15;16;144-145). Поэтому именно таким хозяевам было выгодно сокращение платы за подряды. В этом же ключе можно воспринимать закон, внесенный в цензорство Катона Орхием, который ограничивал число пиров и гостей, а так же Фанниев закон 161 г. до Р.Х., ограничивший расходы на пиры от 10 до 100 ассов(Gell., II.24.1). Авторы законов о роскоши могли, помимо прочих соображений, помогать обеспечивать сбыт более дешевым местным продуктам. Таким образом, цензорство Катона и последующие законодательные акты должны были послужить развитию местного италийского земледелия, которое было разрушено за годы войны с Ганнибалом. Причем больше всего пострадали мелкие и средние землевладельцы. Политика Катона была откровенно протекционистской и направленной на экспорт италийский товаров в Галлию, Илиирик, дунайские и прирейнские регионы.
Во внешней политики Катон имел свою определенную программу, которая была им сформулирована в его речах. Основными пунктами этой программы являлось поддержание правовых норм в отношении союзников, замена клиентелы на провинциальное управление и уничтожение Карфагенской державы.
Первый пункт вытекал из того, что многие римские магистраты совершали злоупотребления по отношению к союзникам, пользуясь авторитарной властью основанной на военном превосходстве. Катон противопоставлял этому доскональное соблюдение договоров, особенно в отношении италийских союзников, так как они являлись основными военными сотрудниками Рима. Однако долгое время в римской политической жизни мнение Катона игнорировалось, и права союзников нередко ущемлялись, что привело к крупной войне с Рима со своими союзниками в 90-х годах I в. до н.э. Катон еще в первой половине II в. до н.э. проводил мысль о единстве Рима и Италиков. Это подтверждается тем, что в своих «Началах» Катон описывает не историю Рима, а историю всех народов Италии.
Второй пункт программы Катона, так же окончательно был реализован окончательно только во времена Империи, когда большая часть покоренных народов была включена в состав провинций. В первой же половине II в. до н.э. шел спор о том, каким образом следует организовывать руководство покоренными провинциями. Одним способом была система клиентелы, когда покоренное племя или царств сохраняло свой суверенитет, но становилось вассалом Римского государство и решало вопросы своей внешней политики в римском сенате. Покровителем (патроном) в Риме такого царства или племени мог быть один из видных римских сенаторов. Такая система имела определенный изъян, так как отношения покоренной области и Рима строились через посредника, который мог злоупотреблять своим положением и требовать за решение вопроса определенную мзду. Такие отношения строились только на основе личностного фактора и умаляли роль государственного влияния на внешнюю политику. Одним из творцов такой системы был Сципион Африканский. Против такой системы и выступал Катон, он предлагал строить отношения с покоренными народами не на основании личностного фактора, но на основе государственного контроля в новых провинциях, когда чиновника, злоупотреблявшего своим положением, можно было заменить и наказать.
Не случайно и вполне связано с экономической политикой Катона его стремление к разрушению Карфагена (война с которым началась незадолго до смерти Катона Старшего в 149 г. до Р.Х.). Не нужно говорить о том, что Катон родился, вырос и сам участвовал в противостоянии Рима и Карфагена. Но Карфаген и после поражения оставался одним из главных политических и торговых соперников Рима. Катон после своего пребывания в Карфагене, в речи перед сенатом акцентирует внимание именно на аграрных достижениях Карфагена(Plut., Cato Mai., 27).
Все мысли по направлению внутренней и внешней политики Римской республики были сформулированы и развиты Катоном в его речах, трактатах и «Началах», куда, кстати, сам Катон поместил все свои речи. Можно предположить, что «Начала» Катона создавались, как своеобразный программный документ, излагавший программу действий самого Катона.
Мысли Катона Старшего и основы его политики были поддержаны последующими поколениями римских политиков. Позже Катон сближается с частью римского нобилитета, которая так же стремилась сохранить свободное италийское крестьянство, как опору римского государства и армии. А так же, сохраняя среднее поместное хозяйство, противодействовать росту крупных земельных владений. Так Катон связывает семейными узами себя с домом Сципиона Эмилиана и другими знатными родами (Plut., Cato Mai.,21; Cic., De senectute, I,3). Именно из этой прореформаторской среды вышли братья Гракхи. Последователем политической идеологии Катона Старшего являлся и Цицерон, который следовал Катоновским заповедям и даже пытался идеализировать образ сурового Цензора. Многие идеи Катона нашли свое воплощение и в императорскую эпоху.



Rambler's Top100