Вернуться

Семёнов В.В.

Некоторые аспекты создания «De agri cultura» Марка Порция Катона Старшего.


Произведение Марка Порция Катона Старшего «De agricultura» («Земледелие»), является самым ранним из дошедших до нас прозаических произведений на латинском языке. Для современных исследователей этот трактат один из важнейших источников по истории сельского хозяйства и рабства в Италии в конце III – первой половине II вв. до н.э. Именно поэтому не прекращается полемика споры по поводу времени создания, авторства и направленности данного произведения. На сегодняшний момент не на все эти вопросы дан окончательный ответ. В связи с этим целью статьи стала попытка показать варианты решения некоторых аспектов, касающихся создания «Земледелия».
Прежде чем как приступить к рассмотрению самого трактата, необходимо уделить внимание двум вопросам. Биографии Марка Порция Катона Старшего и информации античных писателей о его «Земледелии». О биографии Марка Порция Катона Старшего нам известно не очень много. К сожалению, большая часть источников до нас не дошла. Из источников близких ко времени к создания трактата мы имеем отрывки речей самого Катона и отрывки книг Полибия, который был современником Катона Старшего и находился во время его политической деятельности в Риме (Polyb. XXXI, 24; XXXV, 6; XXXVI, 8,6; XXXVII, 6,4-5; XXXIX, 12,5-9). Римский историк Корнелий Непот в своем небольшом произведении о Катоне (Cor. Nep. M. Porcius Cato, 3) сообщает о том, что он кроме очерка о Марке Порции написал более подробное жизнеописание Цензора (это произведение не сохранилось). Утрачено большинство произведений самого Катона, например, его «Начала» («Origines»). Дошедшее же до нас «Земледелие» Катона не дает, вопреки мнению В.И. Кузищина , каких либо четких сведений о биографии самого Катона. Из латинских авторов подробные известия о жизни Катона Старшего сообщают Тит Ливий (XXXII, 27,3; XXXIX, 40-44) и Корнелий Непот. Их сведения дополняет Цицерон в своем диалоге «О старости», где Катон является одним из главных персонажей. Но во времена Цицерона фигура Катона Старшего уже являлась уже идеализированной, поэтому необходимо с осторожностью относиться к этому диалогу, однако не следует пренебрегать его сведениями. Таким образом, наиболее полно излагает биографию Катона Плутарх (Cato Mai. 1-33). Он имел в своем распоряжении труд Непота, книги Полибия, произведения Катона, в том числе и его «Земледелие», а так же различную автобиографическую литературу. Остальные жизнеописания Катона являются позднейшими компиляциями и не несут особо ценной информации.
Из сообщений древних авторов можно установить, что Марк Порций Катон родился около 234 г. до н. э. в римском муниципии Тускуле. Скорее всего, в семье всадника. Порции Катоны состояли в родстве с Порциями Лицинами и Порциями Леками, которые занимали посты преторов и эдилов – низшие всаднические магистратуры. Карьера Катона Старшего началась во время Второй Пунической войны, когда в возрасте 17 лет он поступил на военную службу и прошел через важнейшие события и битвы войны с Ганнибалом. В это время он заводит прочные связи с видными римскими политическими деятелями. Он служит военным трибуном в 214 г. до н. э. при Марке Клавдии Марцелле, под началом Фабия Максима отвоевывает Тарент, позже служит у Гая Клавдия Нерона, который был другом и соратником Марцелла. С именами этих политиков (особенно Квинта Фабия Максима) связано первое самостоятельное политическое выступление Катона (204 г. до н. э.), когда он в сенате выступил против Публия Сципиона Африканского (Катон был у последнего квестором). Приблизительно к этому времени (хотя не исключена и более ранняя датировка) относится поддержка Катона почтенным аристократом Публием Валерием Флакком, который был не только другом Марцеллов , но соседом Порциев по имению. В 199 г. до н.э. он становиться плебейским эдилом, в 198г. до н. э. – претором и получает в управление Сардинию. В 195 г. до н.э. Катон становится консулом. А в 184 г. до н. э. совместно с Валерием Флакком цензором, добиваясь, таким образом, высшей должности в Римской республике. Катон становится одним из самых влиятельных лиц в римском государстве и ведет активную политическую жизнь, которую посвятил борьбе с злоупотреблениями аристократической верхушки римского общества, подъему экономики Италии, и сделал немалый вклад в развитие римской культуры и римского национального самосознания. Именно он стал инициатором разрушения Карфагена, война с которым началась в год его смерти – в 149 г. до н. э. Несколько слов необходимо сказать о литературном наследии Катона. Его можно с полной уверенностью назвать одним из первых римских энциклопедистов, и, таким образом, предшественником Цицерона, Варрона, Плиния Старшего. Он посвятил свою жизнь не только политической борьбе, но и созданию литературных произведений на латинском языке и был одним из первых, кто начал писать по латыни в прозе. Его перу, кроме дошедшего до нас «Земледелия» принадлежат трактаты о праве и о военном деле. Ко всему этому Марк Порций является автором одной из первых историй Рима, особенно интересной для нас своей концепцией. Катон в своих «Началах» («Origines») написал не только историю Рима, но и историю всей Италии. В его труде главными действующими лицами были не полководцы и политики, а народы Италии. Такая позиция вполне согласуется с тем, что он был одним из первых провинциалов (родом он был из города Тускула), достигших столь высокого положения в Римском государстве. Среди его трудов упоминается и своеобразный учебник по истории Рима, написанный специально для сына.
Прежде чем разбирать трактат самого Катона рассмотрим, что говорили о его «Земледелии» античные авторы. Все сообщения античных авторов о трактате Катона можно разделить на две части. Первая – это литературно-исторические труды, которые в той или иной мере рассказывали о биографии Катона. В данной связи можно говорить в основном о произведениях Цицерона, Корнелия Непота, Плутарха. Ко второй группе относятся авторы сельскохозяйственных трактатов, и авторы, затрагивавшие в своих трудах вопросы земледелия и сельского хозяйства. К этой группе относятся Варрон, Колумелла и Плиний Старший. Цицерон и Корнелий Непот почти ничего не говорят о единственном сохранившемся трактате Катона. Больше таких сведений в катоновской биографии Плутарха. Несомненно, что Плутарх использовал «Земледелие» Катона, так как многие мнения Катона о рабах, о земледелии перекликаются и даже повторяют положения «Земледелия». Плутарх указывает на одну очень интересную деталь, что для Катона земледелие было отдыхом и развлечением (Plut. Cato Mai., 21). Правда не указывает к какому периоду жизни Катона относится это высказывание. Скорее всего, эти слова можно отнести к последним периодам жизни сурового цензора, так как Плутарх говорит о том, что в молодости Катон сам возделывал свое поле. Больше информации можно получить из источников второй группы. Первым по времени из дошедших до нас является произведение Марка Теренция Варрона (116-27 гг. до н.э.), который был крупнейшим и наиболее плодовитым римским ученым-энциклопедистом. Одним из его произведений является трактат «О сельском хозяйстве» («De re rustica»), в котором он использовал многие советы Катона. Варрон, стремившийся к созданию научного агрономического трактата, распределил советы Катона в соответствии со своим планом между несколькими главами и снабдил рядом справок ученого характера (лингвистическими, естественнонаучными, этнографическими). Сам он критиковал труд Катона вместе с трактатом Сазерны за то, что они в своих трактатах давали «домоводческие» советы, которыми явно пренебрегал Варрон (Varr. De re rustica, I,2, 28-33). Плиний Старший (23/24 – 79 гг.), подчеркнуто восхищавшийся стариной, видел в Катоне учителя сельскохозяйственной мудрости. Его первую главу он перенес в свое произведение почти целиком (Plin. N.h., XV; XVI; XVII). Колумелла римский писатель и агроном (живший в I в.), написавший 12 книг о сельском хозяйстве, также широко использовал советы Катона. Античные авторы, таим образом, предают свое мнение о хозяйстве Катона (в том числе и о самом «Земледелии»), дают его описание, что позволяет проводить параллели между сообщениями авторов и самим «Земледелием» и определять целостность самого произведения Катона. Надо отметить, что среди историков в отношении авторства рассматриваемого трактата не было единого мнения. Существовало мнение, что «Земледелие» не что иное как компиляция из неоднородных и часто видоизмененных фрагментов сочинения Катона. Однако против такой трактовки говорит то, что античные авторы после Катона не упоминают ни о каких обработках и компиляциях. Тексты цитат у античных писателей вполне совпадают с соответствующими местами книги.
Переходя к анализу самого произведения Катона, наметим те проблемы, которые ставились исследователями и до конца не разрешены до сих пор. Важными вопросами в исследовании данного трактата являются: датировка трактата, источники Катона, на основе которых он создавал свое произведение и целенаправленности трактата, то есть, для кого и зачем было написано «Земледелие», и благодаря этому определить, что представляет собой весь трактат.
Рассмотрим, какими источниками пользовался Марк Порций Катон для написания «Земледелия», так как на основе этого можно будет делать дальнейшие выводы по поводу датировки и направленности этого произведения. Сам автор нигде прямо не ссылается на использованные им источники, но при критике устоявшихся представлений италийских земледельцев и предложении новых способов ведения хозяйства он, по-видимому, опирается на передовой агрономический опыт, который мог быть им почерпнут как из трудов предшественников, так и из личных наблюдений на Сицилии, в Греции и Африке. Известен ряд трудов по сельскому хозяйству как греческих, так и негреческих. Варрон в первой главе своего труда о сельском хозяйстве дает обширный список трудов по данной теме. В этом списке фигурирует 50 имен (Varr. De re rustica, I,1,8). Среди них имена Демокрита, Ксенофонта, Аристотеля, Теофраста, ГиеронаII Сицилийского, Аттала III Пергамского и других (Ibid., I,1,8-11). Самым известным для римлян был труд карфагенянина Магона, которое было переведено на греческий Кассием Дионисием из Утики (Ibid., I,1,8), а в 141 г. до н.э. по решению римского сената и на латынь. Но при всей своей популярности в Риме этот труд до нашего времени не дошел ни в одной из версий (финикийской, греческой или латинской). Видимо большей популярностью на протяжении веков пользовались небольшие руководства по ведению сельского хозяйства и управлению рабовладельческим имением наподобие трактатов Катона, Варрона, Колумеллы и Палладия. Несомненно, что Катон хорошо знавший греческий язык и ориентировавшийся в греческой литературе, знакомый с греческими философскими учениями (например, с пифагорейским), посетивший Грецию, Сицилию и Африку мог пользоваться всеми этими сочинениями. О письменных источниках Марка Порция можно говорить лишь гипотетически. Он не указывает на свои источники (как говорилось выше), и только однажды называет жителя Нолы Мания Перценния, эллинизированного кампанца, как человека сведущего в сельском хозяйстве (Cat., 151).
Другим немаловажным источником для создания произведения являются его личные наблюдения и собственный опыт ведения хозяйства. Среди исследователей нет определённого мнения в отношении того, в какой степени Катон при составлении трактата использовал собственный опыт. Т. Франк считал, что Катон при создании трактата опирался главным образом на свой опыт. М.Е. Сергеенко полагала, что трактат содержит не только практические советы опытного земледельца, но и является ценным теоретическим обобщением опыта и наблюдений в области сельского хозяйства нескольких поколений. Изучая трактат можно прийти к выводу, что Катон в полной мере использовал свой личный опыт ведения хозяйства. Примеры отношений хозяина к вилику и обязанности последнего (Cat., 2; 5; 142; 143), обращения с рабами (2;4;5) все эти советы построены на личном опыте и прекрасно иллюстрированы, иногда в таких советах даже Катон переходит к повествованию от первого лица: «…уговариваю его соблюдать и исполнять и слову хозяина повиноваться» (Cat., 142). На личном опыте построены и советы по оборудованию усадьбы и выборе места для организации имения, или, например, кулинарные и медицинские советы (Cat., 74-82; 84-86; 156-160; 162), причем последняя категория основана на опыте не только самого Катона, но и опыте предков. Очень интересна в плане личного опыта глава 135, где Катон дает советы по покупке вещей для организации хозяйства и называет даже имена мастеров, у которых следует заказывать давильни (Cat., 135,3), кроме того, он называет конкретные места, где можно купить вещи необходимые для хозяйства. К личному опыту непосредственно примыкает другой немаловажный источник трактата - хозяйственные записи. Этот источник представлен списками оборудования виноградника и оливкового сада в главах 10,11,12,13. Рассматривая данные главы легко заметить, что под рукой автора находились описи имущества имений с виноградником, оливковым садом, давильни (Cat., 10-13), план дома или опись такого плана (Cat., 14,1-2). По этому поводу можно отметить следующую деталь: указанное в главах 10 и 11 число рабов могло изменяться, например, в давильне появляется отдельный раб надсмотрщик за производством масла (Cat., 13,1) или раб – смотритель (epistates), функции которого точно не определены (Cat., 56). Обе эти фигуры не учитываются в описях имений, хотя, скажем, давильня находится в самом имении. Автор также включает в свой трактат юридические документы, связанные с функционированием рабовладельческой виллы. Сам он, как сообщают античные источники, много занимался юридическими вопросами и активно выступал в суде (Dig., I,2,38; Inst. Just., 1,11; Corn. Nep. Cato, 2-3; Plut. Cato Mai., 1). Катон приводит в тексте трактата образцы договоров, в основном они касаются подряда, продажи продукции или сдачи пастбищ или стада в аренду (Cat., 14-16; 144-150). По сути дела перед нами формы контрактов между землевладельцем и подрядчиком, либо покупателем, в таких контрактах оговариваются все варианты и казусы, которые могут возникнуть при исполнении контракта (при сдаче в подряд строительства дома особо оговаривается случай попадания в усадьбу молнии – Cat., 14,3). Возможно, форма контракта была известна читателям «Земледелия», и Катон дает лишь наставления хозяину, которые касаются специальных условий по данному подряду. Таким образом, Катон на основе достижений современной ему агрономической науки, собственных знаний, хозяйственных записей и юридических документов создал для своих читателей краткое пособие (инструкцию), которое охватывало все аспекты землевладения и земледелия – агрономические, хозяйственно-организационные, юридические, домоводческих.
Теперь обратимся к датировке трактата. Большинство исследователей, ссылаясь на свидетельство Плутарха (Cato Mai., XXV), указывают, что Катон составил свой труд в последние годы жизни, то есть не ранее середины II в. до н.э. Но существуют и другие мнения. Так, например, П. Тильшер предположил, что Катон трудился над составлением трактата в течение всей жизни. Т. Франк датировал время написания «Земледелия» 170-155 гг. до н.э. В.М. Михаилов, разбирая труды Т. Франка, указывал на то, что многое в книге Катона соответствует не духу середины II в. до н.э., а самому началу этого века. М.Е. Сергеенко датировала написание трактата второй четвертью II в. до н.э. В.И. Кузищин полагает, что произведение Катона появилось в конце девяностых годов II в. до н.э. Он считал, что «Земледелие» отражает самое начало процесса становления рабовладельческих поместий. В связи с последним высказыванием необходимо сделать небольшое отступление и обратиться к вопросу о времени становления средних рабовладельческих хозяйств в Италии. С разрешением этого вопроса можно установить примерную датировку создания самого трактата. Правда по этому вопросу не существует устоявшегося мнения, но все-таки возможно представить вариант складывания хозяйств этого типа в Италии. Раньше всего рабовладельческие имения, связанные с рынком и включающие в себя комбинирование различных сельскохозяйственных культур с доминированием виноградарства или разведения масленичных культур, появились в наиболее развитых областях Италии – Кампании и Великой Греции, где использовался богатый опыт организации рабовладельческих хозяйств греческих полисов. Первые сообщения о рабовладельческих виллах относятся к IV в. до н.э. (правда о них дошло мало достоверных сведений и много легенд). Повествуя о событиях 470 г. до н.э. Тит Ливий упоминает о деревнях (vicos) и виллах (villas) (Liv., II,62,3). Плиний Старший же ясно говорит о том, что термин villa в «Законах XII таблиц» не упоминается (Plin. N.h., XIX,50). Вероятно следует квалифицировать, как чисто литературные сообщения римских писателей рубежа эр, о том, что высшая аристократия ранней республики довольствовалась крестьянскими участками. Закон Лициния-Секстия, который ограничивал земельные владения на ager publicus 500 югерами, показывает, что земельные владения в конце IV - начале III вв. до н.э. были достаточно велики для организации солидного рабовладельческого хозяйства. Так консул 265 г. до н.э. Атилий Регул жаловался, что его вилик сбежал и ему необходимо вести дела самому (Varr., I,9,5), речь идёт о вилике – управителе имением с определённым рабским контингентом, который в трактате Катона Старшего является одним из основных работников рабовладельческого хозяйства. В этом же ключе можно обратиться к сообщению Плутарха о том, что Фабий Максим продал свои поместья за 240 тыс. сестерциев (Plut. Fab. Max., 7) и даже если придерживаться более поздней оценки стоимости одного югера земли в 1000 сестерциев, то владения Фабия Максима составляли не менее 240 югеров, возможно, больше. Археологически самые ранние виллы датируются рубежом III – II вв. до н.э. Эти виллы тесно связаны с архаическим италийским сельским домом и лучше всего согласуются с указаниями Катона (Cat., 3.1; 14,1-4). Но, как кажется, не следует принимать мнение В.И. Кузищина о том, что советы Катона по постройке вилл показывают, что: «этот процесс (то есть возникновение рабовладельческих вилл – В.С.) только начинается и Катон фиксирует его первые шаги». Катон в своем трактате дает проверенные опытом и временем советы по поводу строительства виллы, описи имений, установившиеся юридические формулы, то есть в его трактате отражен уже не первый этап складывания рабовладельческих вилл, а новое качественное изменение структуры и способа ведения хозяйства. Так же нельзя датировать появление рабовладельческих вилл определённого выше типа появлением и использованием бетона в строительстве центров рабовладельческих хозяйств , так как этот аспект может указывать только на само использование бетона в строительстве, а никак не о времени появления рабовладельческих имений, которые были описаны в «Земледелии» Катона. Приведенные выше свидетельства о времени появления рабовладельческих хозяйств в Италии дополняются данными из комедий римского комедиографа Плавта (ок. 250 – ок 184 гг. до н.э.). Хотя действие комедий Плавта происходит в Греции, но автор свободно заменяет черты греческого быта римскими. У него постоянно фигурируют римские термины для магистратов, государственных учреждений, правовых понятий. Такой введение римских черт приблежало пьесу к привычным представлениям зрителей. В его комедиях, время создание которых, относят к концу III и началу II вв. до н.э., имеются упоминания о рабовладельческих имениях и их центрах – виллах, о пребывании господ в деревне (Plaut. Cas., 120-131, 258-259; Trinum., 166,520-525; Merc., 508,588 etc.). Плавт также повествует о вилике управителе имения (Plaut. Cas., 90, 430-439), и можно говорить с полной уверенностью, что для римского зрителя того времени вилик, как раб-управляющий хозяйством рабовладельца в деревне был вполне известной фигурой. Таким образом, рассмотрев данные о времени возникновения рабовладельческих имений среднего типа можно сказать, что становление их как особого типа римско-италийских рабовладельческих хозяйств приходится на промежуток между первой и второй Пуническими войнами. Зачатки этих хозяйств появились намного ранее, но как тип оформились в вышеуказанный период. Это как раз то время, когда римское государство объединяет не только Италию, но и претендует на господство в Средиземноморье, а в организации сельского хозяйства начинает воспринимать опыт городов Великой Греции и Сицилии. Однако долгая и разорительная для Италии война с Ганнибалом на время приостановила развитие всего сельского хозяйства Аппенинского полуострова в целом, и рабовладельческих поместий данного типа в частности. Но сразу же после войны такие хозяйства начинают развиваться с новой силой, что и доказывает появление на свет трактата Катона. На основе вышеизложенных данных можно определить восьмидесятыми – семидесятыми годами II века до н.э., но не ранее. Катон писал свое произведение на основе личного опыта и наблюдений и поэтому сначала ему было необходимо организовать собственное хозяйство (мог сделать только после войны), а уже после этого он обратился к составлению «Земледелия». Именно к этому времени полностью возрождаются рабовладельческие виллы, и тогда возникает необходимость в таком произведении. Так же на датировку и цели трактата указывает «Вступление» трактата, где автор рассуждает о пользе земледелия и земледельцев для общества и государства (Cat. Prefatio), что вполне согласуется с той политикой, которую проводил Катон. Е. Брегаут предполагает, что трактат был составлен как наставление для надсмотрщика-управителя (foremen) , но такое предположение опровергается самим автором, который дает советы, как надо вести себя хозяину с управителем – виликом (Cat., 3,3). Возможно, Катон составил свое произведение для определенного круга людей, если не одного с ним (сенаторского или всаднического) сословий, то примерно одинакового с ним имущественного ценза. По мнению А.В. Грошевой эти люди должны были быть сведущи в сельском хозяйстве и не менее чем сам автор, но хуже ориентировались в новых хозяйственных требованиях и веяниях. Скорее всего, этот круг изначально ограничивался близкими к Катону людьми, его родственниками и друзьями, так как часть записей сделана в определенном порядке и в виде наставлений к определённому читателю, и иногда автор даже переходит от второго и третьего лица (ты должен, хозяин, прейдя в имение) к первому (я говорю вилику). К этому можно добавить, что автор трактата неоднократно дает советы экономического плана, предостерегая хозяев имений (Cat., 1,5;4) «…как бы тебе не израсходоваться на имении (videto… sumptiosusque ager sit)». Сам трактат был рассчитан на владельцев средних рабовладельческих имений размером от 80 до 500 югеров (20-125 га), которые стремились к улучшению организации своего имения на основе новых методов ведения хозяйства. Интересное предположение высказал В.И. Кузищин: он предположил, что «изданием своего «Земледелия» Катон стремился завоевать популярность (по-видимому, у простого народа – В.С.) и обеспечить себе избрание в цензоры». Катон, по словам В.И. Кузищина «пишет первый в истории римской литературы краткий трактат на латинском языке, чтобы его могли прочитать широкие круги общества». Такие выводы довольно гипотетичны и вызывают определенного рода критику: должность цензора была одной из самых почетных в римском государстве, и для ее занятия в первой половине II в. до н.э. было недостаточно являться автором трактата о сельском хозяйстве, здесь требовались значительно большие заслуги перед народом Рима (и они были у Катона), а так же безупречная биография, которой сам Катон гордился, так что ко времени цензорства (184 г. до н.э.) Марк Порций был довольно известен, имел весомую политическую поддержку, и ему не требовалось для этого создавать данное произведение. К этому можно добавить и такой довод: создание любого произведения, даже такого небольшого, как трактат Катона, в то время (да и сейчас) требовало определенных усилий и достатка в свободном времени, чего у такого человека, как Катон, занятого политической борьбой не могло оставаться. Например, можно вспомнить письма Плиния Младшего, в которых он жалуется, что его дела в Риме (политические и судебные), а так же разборы жалоб его колонов и крестьян в имении сильно отвлекают от литературной деятельности (Plin. Ep., I,3,2-4; 6; 9; 22,1; II,8; 14; III,5,6; IV,13,1; VII,15,1-2 etc.). И это человек времени империи, когда политическая жизнь была менее активна, чем в эпоху республики. Опровергает мнение В.И. Кузищина и другой факт Катон называет конкретные места покупки веще для организации хозяйства и называет имена мастеров (Cat., 135), чего не могло быть в трактате, написанном для широкой публики. Его читателями были люди, жившие в определенных регионах Италии, и, это были Лаций, Кампания, отчасти Самний. Он составлял трактат в виде обобщающего пособия не для начинающих или массового читателя, но для людей уже знакомых с опытом ведения сельского хозяйства, что подтверждается использованными им источниками, и стремился обобщить весь опыт ведения хозяйства, дать советы по его наилучшему оборудованию и организации, а так же реализации продукции.

Примечания:

1.Кузищин В.И. Генезис латифундий в Италии. М., 1976. С. 57.
2.Сергеенко М.Е. Из заметок о Катоне// ВДИ, 1976, № 3. С. 157.
3.Трухина Н.Н. Политика и политики «золотого века» Римской республики (II в. до н. э.). М., 1985; Kienast D. Kato der Zensor. Heidelberg, 1954.
4.Квашнин В.А. Законы о роскоши начала Ганнибаловой войны и политические группировки в Риме (218-215 гг. до н.э.)// Античность и средневекоаье 5.Европы. Перьмь, 1998; Он же. Государственная деятельность Марка Порция Катона Старшего/ автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 2002; Трухина Н.Н. Политика и политики «золотого века»… С. 35.
6.Kienast D. Kato der Zensor. S. 37, 142-143.
7.Keil J. Observations criticae in Catonem et Varronem. Halis, 1849; Horle J. Catos Hausbuher. Paderborn, 1929. S. 585.
8.Любопытно отметить, что трактаты именно этих авторов были включены в сборник античных сочинений по сельскому хозяйству и изданы в 1535 г.
9.См.: комментарии М.Е. Сергеенко к изданию русского перевода «Земледелия» Катона, к главе 151: Марк Порций Катон. Земледелие/ Пер. и ком. М.Е. 10.Сергеенко. М., 1998. С. 211.
11.Nitsch K.W. Uber Catos Buch vom Landbam// Zeitschrift f.d. Altertumswissenschaft, 1845. S. 493-511; Brehaut E. Cato the Censor on Farming. NY., 1933. p. XVI-XXIII.
12.Frank T. An Economic History of Rome. Ed. 2. NY., 1962.
13.Сергеенко М.Е. Очерки по сельскому хозяйству древней Италии. М.-Л., 1958. С. 3.
14.Uti curet faciatque moneo … dominoque dicto audiens sit..
15.Brehaut E. Cato the Censor on Farming… P. XXII; Грошева А.В. Особенность синтаксического строя ранней латинской прозы (На материале De agri cultura» Катона// Синтаксические особенности литературных языков на ранних этапах их формирования. Л., 1982. С. 29-33.
16.Heitland W.E. Agricola. Cambridge, 1921. p. 164; White K.D. Roman Farming. NY., 1970. P. 19.
17.Thilscher P. Des Marcus Cato Belehrung uber die Landwirtschaft. B., 1963. S. 16.
18.Frank T. An Economic Survey of Ancient Rome. V. I., Baltimore, 1933.
19.Михаилов В.М. Методики исторического исследования Тени Франка// Вопросы аграрной истории древнего Рима. Чебоксары, 1977. С. 73.
20.Сергеенко М.Е. Характерные черты сельскохозяйственной жизни средней Италии во II в. до н.э.// ВДИ, 1974, № 2. С. 40.
21.Кузищин В.И. О датировке катоновского «Земледелия»// ВДИ, 1966, № 2. С. 67.
22.Frank T. An Economic History of Rome… P. 61-62. См. также полемику по этому вопросу: Кузищин В.И. Римское рабовладельческое поместье II в. до н.э. – I в. до н.э. М., 1973. Сс. 53,278,313-335; Луцато Дж. Экономическая история Италии. Т. I. М., 1954. С. 40-42; Toutain J. The economic life on the ancient world. NY., 1968. Pp. 220-221.
23.См.: Луцато Дж. Экономическая история Италии. С. 64; Кузищин В.И. Римское рабовладельческое поместье… С. 54-55; Утченко С.Л. Закон Лициния – Секстия de modo agrorum и его значение для истории аграрных отношений раннего Рима// Известия АН СССР. Сер. истории и философии. 1974, № 2.
24.Кузищин В.И. Римское рабовладельческое поместье… С. 55; Сергеенко М.Е. Вилик// ВДИ, 1956, № 4. С. 46.
25.Carrington R.C. Some ancient Italian country-houses// Antiquity. V. 8. 1934. P. 261-275.
26.Кузищин В.И. Римское рабовладельческое поместье… С. 55; См.: Tielscher P. Des Marcus Cato Belehrung uber die Landwirtschaft. SS. 16-18.
27.Кузищин В.И. Римское рабовладельческое поместье… С. 55.
28.Тронский И.М. История античной литературы. Л., 1957. С. 301; Дуров В.С. История римской литературы. СПб., 2000. С. 44-46.
29.Е.М. Штаерман (Римские рабы// Вопросы Истории, № 2, 1984. С. 105) высказала мнение, что Катон составил этот трактат в качестве своеобразного пособия для сына.
30.Brehaut E. Cato the Censor on Farming. P. XV-XXIII; См. так же: White K.D. Roman agricultural Writes. Varro and his Predecessors// Aufstieg und Nidergang der romischen Welt. V. 1. B. – NY., 1973. P. 439-497.
31.Грошева А.В. Особенность синтаксического строя… С. 39-40.
32.Кузищин В.И. О датировке катоновского «Земледелия»… С. 67.
33.Там же.




Rambler's Top100