межности оплодотворяющий дождь, и она породила травы, цветы и
деревья, а также
соответствующих им зверей и птиц. От того же дождя начали течь
реки, а все впадины
заполнились водой, образовав озера и реки.
b. Ее первыми детьми были получеловеки — сторукие гиганты Бриарей,
Гиес и Котт. Потом появились три диких одноглазых киклопа - строители
гигантских стен и кузниц вначале во Фракии, а затем на Крите и
в Ликии [1], чьих сыновей Одиссей встретил в
Сицилии [2]. Звали их Бронт, Стероп и Apr. Когда
Аполлон убил их в отместку за смерть Асклепия, тени их поселились
в мрачных пещерах вулкана Этна.
с. Ливийцы, однако, утверждают, что Гарамант родился раньше сторуких
и что когда он вырос из долины, он принес матери-земле жертву
в виде сладкого желудя [3].
1 Аполлодор I. 1-2; Еврипид, Хрисипп.
Цит. по: Секст Эмпирик. Против физиков II. 315; Лукреций I. 250
и II .991 и сл.
2 Гомер.Одиссея IX. 106-566 и
сл.
3 Аполлоний Родосский IV. 1493
и сл.
* * *
1. Патриархальный миф об Уране получил официальное признание
в рамках олимпийской религиозной системы. Уран, чье имя стало
означать "небо", похоже, сумел завоевать положение первоотца,
поскольку его идентифицировали с пастушеским богом Варуной, принадлежащим
к мужской триаде арьев; греческое имя бога происходит от формы
мужского рода слова Ур-ана ("царица гор", "царица
лета", "царица ветров" или "царица диких быков")
— это богиня в ее оргиастической ипостаси солнцеворота. Брак Урана
с матерью-землей указывает на раннее нашествие эллинов в северную
Грецию, что позволило людям, поклонявшимся Варуне, утверждать,
что их бог был отцом местных племен, признавая при этом, что он
— сын матери-земли. Упоминание о том, что земля и небо расстались
друг с другом из-за смертельной вражды, но затем полюбовно соединились,
можно найти у Еврипида ("Мудрая Меланиппа", фр. 484)
и у Аполлония Родосского ("Аргонавтика" I. 496-498).
Смертельная вражда должна быть указанием на столкновение патриархальных
и матриархальных принципов в результате нашествия эллинов. Гиес
("землей рожденный") имел другую форму имени — gigas
("гигант"), а гиганты в мифе ассоциируются с горами
северной Греции. Бриарей ("сильный") также именовался
Эгеоном ("Илиада" I. 403), и народом, поклонявшимся
ему, могли быть ливио-фракийцы, коза-богиня которых Эгида (см.8.1)
дала имя Эгейскому морю.Котт, возможно, был эпонимом коттов, которые
поклонялись оргиастической Котитто, культ которой из Фракии распространился
по всей северо-восточной Европе.
2. Киклопы, вероятно, напоминают о сообществе древнеэлладских
бронзо-кузнецов. Cyclops означает "круглоглазый"; вполне
возможно, что на лбу у них была
татуировка в виде концентрических окружностей в честь солнца-источника
огня в их
печах; фракийцы продолжали делать татуировки вплоть до классической
эпохи (см.
28.1). Концентрические окружности являются частью кузнечных таинств:
чтобы
выковать чашу, шлем или ритуальную маску, кузнецы размечали обрабатываемый
ими плоский металлический диск, проводя расходящиеся от центра
круги. Киклопы
могли быть одноглазыми еще и в том смысле, что кузнецы часто прикрывают
чем-нибудь один глаз, чтобы уберечь его от летящих искр. Позже
эти связи были забыты
и мифографы, проявив достаточно фантазии, сделали киклопов обитателями
пещер
вулкана Этна, возможно с тем, чтобы объяснить появление над кратером
огня и дыма