МОЙРЫ
Существуют три одетых в белое неразлучных мойры, которых Эребу
родила Ночь. Звали их Лахесис, Клото и Атропос — самая младшая
по чину и самая ужасная из трех [1].
b. Зевс, который взвешивает человеческие жизни и сообщает мойрам
о своих решениях, мог потом передумать и спасти по своему желанию
тех, кому Атропос готовилась отрезать нить жизни, отмеренную Лахесис
и спряденную Клото на своем веретене. Да, люди утверждают, что
в какой-то мере они могут сами управлять своей судьбой, избегая
опасностей. Поэтому молодые боги смеялись над мойрами, а некоторые
говорят, что Аполлон однажды даже споил их, чтобы спасти от смерти
своего друга Адмета [2].
с. Другие, напротив, утверждают, что сам Зевс подвластен мойрам.
В этом однажды призналась, пророчествуя, пифийская жрица, поскольку
мойры являются не детьми Зевса, а детьми великой богини Необходимости
(Ананке), с которой не спорят даже боги и которая зовется "Могучей
судьбой" [3].
d. В Дельфах поклонялись только двум богиням судьбы: богине Рождения
и богине Смерти. В Афинах старшей из трех богинь считалась Афродита
Урания [4].
1 Гомер. Илиада XXIV.49; Орфический
гимн LIX; Гесиод. Теогония 217 и cл. и 904.
2 Гомер. Илиада VIII.69 и ХХП.209;
XVI.4 34 и 441-443; Верлигий. Энеида Х.814-815; Гомер. Одиссея
1.34; Илиада IX.411.
3 Эсхил. Прометей 511-518; Геродот
1.91; Платон. Государство Х.617 b-е.
4 Павсаний Х.24.4.
* * *
1. Клото — "прядущая", Лахесис — "отмеряющая жребий",
а Атропос — "та,
которую нельзя избежать или отвратить". Мойра означает "часть"
или "доля" (ср. доля,
которую получал член родового сообщества во время жертвоприношений
и общей
трапезы. — Прим. ред.).