лежат также небольшие эпиграммы, произведения, написанные довольно
редким
поэтическим размером — ямбом, в которых разрабатываются некоторые
мотивы
народных преданий, в частности рассказ о
милетском мудреце Фалесе, басня о споре
лавра с маслиной. В сохранившихся гимнах
в честь наиболее известных греческих богов
Каллимах не столько прославляет божественную природу, сколько
решает художественные задачи передачи человеческих
взаимоотношений, описания природы или
объяснения какого-либо обряда. Один из
сюжетов Каллимаха о посвящении царицей
Береникой локона своих волос храму
Афины в качестве обета в честь счастливого
возвращения своего супруга Птолемея II из
сирийского похода в I в. до н. э. был обработан римским поэтом
Катуллом («Локон
Береники») и вошел в мировую поэзию.
В творчестве Каллимаха были намечены
основные жанры александрийской поэзии,
которые вслед за ним стали разрабатывать
другие поэты. Так, Арат из Сол в подражание «Причинам» написал
большую поэму
«Явления», в которой дал поэтическое
описание звезд и связанных с ними преданий. Никандр из Колофона
составил
поэму о ядах и противоядиях, поэтические
трактаты по земледелию и пчеловодству.
Жанр эпиграммы, начатый Каллимахом, был продолжен в творчестве
Асклепиада, Посидиппа и Леонида, живших в
III в. до н. э. В их коротких эпиграммах
давались небольшие, но очень тонкие
зарисовки различных явлений повседневной жизни, отношений, разных
характеров,
которые в целом создавали довольно полную картину эллинистического
общества. В
эпиграммах Леонида Тарентского дано
изображение быта, мыслей и чувств простого народа: пастухов, рыбаков,
ремесленников.
В эллинистическое время известную
популярность приобрел жанр искусственного эпоса, наиболее видным
представителем которого стал Аполлоний Родосский, автор обширной
поэмы «Аргонавтика» (III в. до н. э.). В этой поэме
Аполлоний, сопоставляя многочисленные
мифологические версии, подробно описывает плавание аргонавтов
к берегам далекой
Колхиды. В целом поэма Аполлония —
произведение, свидетельствующее скорее о
трудолюбии, нежели о поэтическом таланте
автора, но описание любви Медеи и Ясона
написано с большим вдохновением и считается одним из поэтических
шедевров
эллинизма.
Типично эллинистическим литературным жанром, отражающим общественные
настроения своего времени, стал жанр
буколической поэзии, или идиллии, и
социальных романов-утопий. Живущие в
сложном, неуравновешенном мире, находящиеся под гнетом царской
администрации, социальной напряженности и
политической нестабильности, подданные
эллинистических монархов мечтали о
счастливой и безмятежной, лишенной тревог жизни. Одним из основоположников
жанра идиллии стал Феокрит Сиракузский,
обосновавшийся в Александрии (315—260 гг.
до н. э.). В идиллиях Феокрита описываются пастушеские сценки,
изображающие встречи, разговоры и
взаимоотношения пастухов и их возлюбленных. Как правило, эти сценки
разыгрываются на фоне условного красивого пейзажа.
Пастухи ведут отвлеченные разговоры о
любви пастуха к прекрасной девушке, о
местных событиях, о стадах, о ссорах.
Отвлеченное действие на фоне абстрактного пейзажа создает искусственный
мир безмятежно живущих людей, который так
контрастировал с реальным миром эллинизма.
Те же настроения ухода в призрачный
мир передаются в романах-утопиях III—II вв.
до н. э. В романах Эвгемера и Ямбула
описывались фантастические страны,
острова блаженных где-то на краю ойкумены, в далекой Аравии или
Индии, где люди
наслаждаются счастливой жизнью на лоне