Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
304

В.Н. Илюшечкин

КАТАЛОГ ПЛЕМЕН И НАРОДОВ У ПЛИНИЯ СТАРШЕГО (ΗΝ. VII. 6-32)*

Свидетельства античных литературных источников о варварских племенах, населявших в древности окраинные области ойкумены, представляют безусловный интерес для изучения этнических процессов и миграций кочевых народов. Этот материал античной этногеографической традиции позволяет также проследить существенные изменения в составе варварских племен в отдаленных регионах ойкумены на протяжении столетий. Однако всякий раз при рассмотрении конкретного литературного источника необходимо учитывать его своеобразие. К примеру, отличительной особенностью одного из фрагментов "Аттических ночей" римского энциклопедиста Авла Геллия (II в. н.э.) является обилие племенных названий, указанных в определенной последовательности и — что обращает на себя внимание — со ссылкой на соответствующий пассаж из VII книги Плиния Старшего (Gell. IX. 4. 9 — 44):
«Когда я на возвратном пути из Греции в Италию прибыл в Брундизий и, сойдя с корабля на землю, прогуливался в его знаменитой гавани, названной Кв. Эннием "счастливой", то увидел выставленные на продажу книги. Я тотчас подошел взглянуть на них. Все это были греческие сочинения, полные чудесных, сказочных и невероятных историй; их авторами были старинные писатели немалой важности: Аристей Проконнеский, Исигон Никейский, Ктесий, Онесикрит, Полистефан( = Филостефан) и Гигесий. Свитки были покрыты давнишней плесенью и имели безобразный вид. Все-таки я подошел и справился о цене; услышав об их удивительной и неожиданной дешевизне, я скупил множество книг за бесценок и все их бегло прочитал в две ближайшие ночи. При этом я отобрал некоторые из них, отметив диковинные и почти неизвестные нашим писателям сведения. В своих записках я привожу их для того, чтобы читатель, услышав о подобного рода вещах, не чувствовал себя совсем "неосведомленным".

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект №03-01-00684а.
305

Итак, в этих книгах были сведения такого рода: что те отдаленнейшие скифы, которые проживают на крайнем севере, питаются человеческим мясом, поддерживают жизнь такой пищей и зовутся "людоедами"; что под тем же небесным поясом есть также люди, называемые аримаспами, с одним глазом посредине лба [т.е. с таким лицом], какое, по словам поэтов, имели "Киклопы"; что в тех же странах есть другие люди, [отличающиеся] необыкновенной быстротой и имеющие следы ног, вывернутые назад, а не [так], как у прочих людей, направленные вперед и противопоставленные; кроме того, передается, [пишут эти книги], и упоминается, что в одной отдаленной земле, называемой [Кавказской] Албанией, родятся люди, которые седеют в детстве и лучше видят глазами ночью, чем днем; затем, будто достоверно известно, что савроматы, которые живут далеко за рекой Борисфеном, постоянно принимают пищу на третий день, а в средний воздерживаются [от нее].
Там же я нашел сообщение, которое позже встретил в VII книге "Естественной истории" Плиния Старшего, а именно: что в Африке есть племя людей, околдовывающих других с помощью голоса, и что если они кого ненароком похвалят — будь то деревья, посевы, дети или лошади — все это необъяснимым образом погибает. В тех же книгах передается, что можно якобы сглазить человека и что среди иллирийцев есть люди, которые, глядя со злобой дольше обычного, могут убить взглядом; все они — и мужчины, и женщины, способные сглазить, — имеют в каждом глазу по два зрачка. А еще в горах Индии обитают песьеголовцы, которые кормятся охотой на птиц и диких зверей. Помимо всего, у крайних восточных пределов обитают необычные люди, прозванные моноколи ("одноногими"), которые, прыгая на одной ноге, передвигаются с удивительным проворством; некоторые из них совсем без головы и имеют глаза на плечах. Но что всего удивительнее, так это рассказ писателей о людях, обитающих на краю Индии, тела которых покрыты шерстью, наподобие оперения птиц; люди эти не употребляют пищу, а вдыхают запахи цветов. Неподалеку от них живут пигмеи, рост наиболее высоких из которых не превышает две с четвертью стопы. Вот такие и подобные [истории] я прочел [в тех сочинениях]».
Обратимся к анализу упомянутого Геллием экскурса из VII книги Плиния и рассмотрим его в свете свидетельств античной этногеографической традиции, с тем чтобы установить, в какой степени достоверны или вымышлены сведения Плиния о племенах и народах варварского мира. Известно, что Плинию Старшему принадлежит энциклопедический труд "Естественная история" (или "Естествознание") в 37-ми книгах, составлен-

306

ный им на основании более чем 2 тысяч греческих и латинских источников, о чем он сообщает в проэмии1. Этим отчасти можно объяснить то обстоятельство, что внимание исследователей по преимуществу было обращено на источниковедческие аспекты сочинения Плиния, прежде всего на детальный анализ и характер используемых им источников, их место в общей структуре произведения2. Следует признать, что труд Плиния при сравнении с известными нам античными сочинениями во многом проигрывает из-за наукообразной манеры и склонности автора к изложению разного рода "удивительных" и "невероятных" сведений (mirabilia et admiranda). При этом нередко упускается из виду, что произведение Плиния содержит ценные и исключительные в своем роде свидетельства по античной этногеографии.
В целом VII книга Плиния посвящена общим вопросам этнологии и культурной антропологии, однако в самом начале Плиний приводит довольно подробный перечень "варварских" племен и народов, населявших окраинные области ойкумены (VII. 6-32):
«Я уже упоминал (см.: IV. 88; VI. 53), что есть скифские племена, и притом довольно многочисленные, которые питаются человечиной. Это может показаться невероятным, если мы запамятуем, что столь удивительные племена обитают в центре мира на Сицилии и (в Италии) и зовутся киклопами и лестригонами и что совсем недавно у некоторых галльских племен за Альпами было в обычае приносить человеческие жертвоприношения, откуда рукой подать до каннибализма. (10) Говорят, что неподалеку от населяющих север народов, рядом с местом зарождения Аквилона и, так сказать, его пещерой, именуемой Гес клитрон (т.е. "Крайний предел мира"3), обитают уже упоминаемые аримаспы (см.: IV. 88; VI. 50) с одним глазом посредине лба4. Многие авторы, в особенности знаменитые Геродот (III. 116; IV. 13, 27) и Аристей Проконнесский, писали, будто бы

1 См.: Kôves-Zulauf Th. Die Vorrede der plinianischen Naturgeschichte // Wiener Studien. N.F. 1973. Bd. VII. S. 134- 184.
2 Römer F. Die plinianische Anthropologie und der Aufbau der Naturalis historia // Wiener Studien. 1983. Bd. 17. S. 104- 108; DihleA. Plinius und die geographische Wissenschaft in der römischen Kaiserzeit // Idem. Antike und Orient. Heidelberg, 1986. S. 167-181; Kdddr Z., Berényi-Révész M. Die Anthropologie des Plinius Maior // ANRW. В.; N.Y., 1989. Bd. 32, Teil II. S. 2201-2224; Beagon M. Roman Nature: the thought of Pliny the Elder. Oxford, 1992.
3 Букв, "земной затвор" — согласно античной мифопоэтической традиции, вход в подземный мир, локализуемый на северных границах ойкумены. Ср. "скифские затворы" (Κλείθρα Σκυθών) (App. Mithr. 102).
4 Wernike К. Arimaspoi // RE. 1896. Bd. II.
307

они (т.е. аримаспы) постоянно воюют из-за рудников с грифами, которых предание представляет в виде крылатых зверей, добывающих в подземных шахтах золото, причем звери с удивительной жадностью сторожат золото, а аримаспы его похищают.
(11) За другими скифами-людоедами в большой долине, образуемой горой Имав, есть страна, называемая Абаримон( = Аваримон), в которой живут лесные люди с вывернутыми назад ступнями, отличающиеся чрезвычайной быстротой и блуждающие повсюду вместе со зверями. Об этом рассказывает Бэтон, составивший измерения переходов Александра Великого и его проводник; он же передает, что эти люди не могут дышать( = жить) в другом климате и поэтому ни одного из них нельзя было доставить к соседним царям и привести к Александру. (12) Исигон Никейский пишет, что первые людоеды, которые живут на севере, как я сказал, на расстоянии десяти дней пути выше реки Борисфен, пьют из человеческих черепов и носят на груди в виде полотенец кожи с волосами5. Тот же автор (т.е. Исигон) сообщает, что в (Кавказской) Албании родятся люди с серо-синими глазами, с детства седые и ночью видящие лучше, чем днем. Он также передает, что савроматы, живущие на расстоянии тринадцати дней пути выше Борисфена6, всегда принимают пищу раз в три дня.
(13) Кратет Пергамский (Fr. 12а, Mette) утверждает, что существует племя людей около Пария на [побережье] Геллеспонта, которое он называет офиогены (букв, "рожденные от змей") и у которых в обычае исцелять змеиные укусы прикосновением и удалять яд из тела наложением руки на место укуса (ср.: Strabo. XIII. 1. 14. С 588 )7. Варрон передает, что все еще существуют люди, чья слюна является средством против змеиного укуса. (14) Согласно сведениям Агатархида, подобное племя

5 О том, что греки рассматривали скальпирование как присущий скифам обычай, говорит Геродот (IV. 64), достоверность сообщения которого подтверждается этнографическими параллелями. Подробнее см.: Шитова И.А. О достоверности географических сведений в скифском рассказе Геродота // Летописи и хроники. 1980. М., 1981. С. 27 и след.; Доватур А.И., Каллистов Д.П., Шишова И.А. Народы нашей страны в "Истории" Геродота. М" 1982. С. 302-304. См. также: Soph. Enom. Fr. 473, Radt "По-скифски волосы содрав у них на утиральники" (Пер. Ф.Ф. Зелинского) (в контексте сохранившегося фрагмента Софокла - указание на жестокость Эномая).
6 По Геродоту (IV. 21), савроматы занимают пространство на 15 дней пути от угла Меотийского озера к северу. Подробнее см.: Доватур А.И. и др. Народы... С. 236.
7 Ср.: парны (Strabo. XI. 9. 3. С 507) или парианы (Mela. I. 12; Plin. ΗΝ. VI. 48), предположительно восходящие к геродотовым париканиям (Herod. III. 92, 94; IV. 86). См. также: Доватур А.И и др. Народы... С. 192-193.
308

существует в Африке, их называют псиллы — в честь царя Псилла, чья гробница находится [на побережье] Большого Сирта (ср.: Ibid.). В их телах вырабатывается яд, который смертелен для змей и запах которого они используют для усыпления змей. Еще они имеют обычай подкладывать новорожденное дитя самой свирепой змее, чтобы проверить верность своих жен, поскольку змеи кусают младенцев, родившихся от связи их жен с чужестранцами. Почти все это племя было изгнано насамонами, которые теперь занимают эту землю, однако потомки тех, кто бежал или не участвовал в противостоянии [с насамонами], обитают в разных местах и по сю пору. (15) Схожий народ — марсы, остались и в Италии, которые, передают, являются потомками сына Кирки и вследствие этого обладают от природы той же способностью [ворожить]. Так, все мужчины [племени] содержат в крови противоядие, защищающее от змей. Говорят, что змеи страшатся их слюны и уползают, наподобие ошпаренных кипятком. А уж коли слюна попадет в глотку змеи, то она погибает. Слюна воздействует намного сильнее, если накануне человек ничего не ел.
По соседству с насамонами, передает Каллифан (FGrH. IV. Р. 352), проживают женоподобные( = андрогины) махлии, которые сходятся с мужчинами и женщинами попеременно. (16) Аристотель пишет, что их левая грудь — мужская, а правая — женская. Исигон (Никейский) и Нимфодор сообщают, что в некоторых областях Африки живут колдуны, чьи заклинания иссушают луга, деревья и приносят гибель детям (ср. Herod. IV. 173: луга псиллов иссушает южный ветер). Исигон добавляет, что такие же люди (т.е. колдуны) есть у трибаллов и иллирийцев, они способны сглазить и губят тех, на кого смотрят пристально и с ненавистью, поэтому именно взрослые подвержены порче. Примечательно, что в каждом глазу у них по два зрачка. (17) Аполлонид сообщает о таких же женщинах в Скифии, которых называют битиями, а Филарх передает, что и на Понте племя тибии8 и многие другие обладают теми же особенностями, их отличительный признак — двойной зрачок в одном глазу, а в другом — изображение коня9; кроме того, они не тонут даже

8 Тибии — племя, населяющее легендарную Тибаиду на Понте. Стефан Византийский сообщает о местности Тибаиде (s. ν. Θιβαίς), населенной тибиями и названной так по одной из убитых Гераклом амазонок Тибе или Тибаиде. Отсюда можно заключить, что скифские тибии Плиния Старшего — разновидность амазонок, представление о магической силе взгляда которых сближает их с северным племенем аримаспов. Плутарх, ссылаясь на Аполлонида, упоминает именно тибиев, а не битиев (Quaest. Conv. V. 7. 1). Ср.: о-в Тиниада = Аполлония у южнопонтийских берегов Вифинии к западу от устья р. Сангария (Ps.-Scyll. 92; Агт. РРЕ. 18).
9 Возможно, путаница из-за неверно понятого названия глазного заболевания — Hippus pupillae. См. также: Salmasius. Plinianae exercitationes in Solini. Parisiis, 1629. Т. II. P. 34.
309

в одежде. Дамон сообщает о похожем племени, которое проживает в Эфиопии; они обладают способностью излечивать людей, вызывая у тех потливость. (18) Цицерон, один из наших авторов, утверждает, что женский глаз с двойным зрачком повсюду приносит несчастья. В самом деле, когда природа вложила в человека зверский обычай пожирать плоть [другого] человека, она позаботилась и о том, чтобы вложить яды в тело, а у некоторых — еще и в глаза, чтобы зло пребывало внутри самого человека. (19) Землю фалисков неподалеку от Рима населяют племена, которые зовутся гирпы и которые во время ежегодного жертвоприношения Аполлону на горе Соракта ходят по горящим углям и не обжигаются; своим постановлением сенат освободил гирпов от воинской и прочих повинностей. (20) Некоторые из людей рождаются с частями тела особого свойства, например, у царя Пирра большой палец правой ноги был таким, что если до него дотронуться, то он излечивал от воспаления селезенки. Передают, что при кремации было невозможно сжечь этот палец с остальными частями тела и он был помещен в специальный ларец в святилище.
(21) Индия и Эфиопия в особенности изобилуют чудесами. В Индии вырастают самые большие животные. Например, индийские собаки крупнее других. А деревья, говорят, настолько высоки, что до их верхушек не долетает стрела лука и что, коли есть такие, которые верят в это, множество всадников могут укрыться под одним фиговым деревом. Рассказывают, что [тамошний] камыш настолько высок, что порой из одной его части между узлами можно сделать лодку, вмещающую трех человек. (22) Известно, что большинство жителей, рост которых превышает два метра, не страдают от зубной, головной боли или от рвоты и почти не испытывают болей в других частях тела — настолько крепко закалил их жар солнца. И что их мудрецы, которых называют гимнософистами, стоят от рассвета до заката, не моргая глядя на солнце, и так стоят на раскаленном песке в течение всего дня, [опираясь] то на одну, то на другую ногу. (23) Мегасфен утверждает, что на горе Нул живут люди, у которых ступни вывернуты назад и на каждой по восемь пальцев, а в других горах проживают племена песьеголовых, которые носят шкуры диких зверей и чья речь прерывиста наподобие лая; они кормятся охотой и ловлей птиц, для чего вместо оружия используют собственные ногти. Он же [Мегасфен] передает, что, когда он работал над своим произведением, их насчитывалось более 120 тыс.10 Ктесий сообщает, что у некото-

10 Подробнее о критериях достоверности и недостоверности сведений эллинистических историков см.: Gabba Ε. True History and False History in Classical Antiquity // JRS. 1981. Vol. 71. P. 50-62.
310

рых народов Индии женщины за всю жизнь рожают только одного ребенка и сразу после родов становятся седыми; он же [Ктесий] описывает племя людей, которых называют моноколи, у которых только одна нога, а передвигаются они прыжками с удивительной быстротой. То же самое передают и о племени скиаподов, которые в жару лежат на земле и заслоняются тенью от ног; проживают они неподалеку от троглодитов ("обитателей пещер"). К западу от них обитают люди без головы, а глаза у них на плечах11. (24) Еще в горах на востоке Индии живут сатиры, и эту местность называют Катарклудорум. Сатиры — удивительно быстроногие существа, передвигающиеся иногда на четырех, а иногда и на двух ногах, поднимаясь в полный рост наподобие людей. Из-за того, что они столь подвижны, поймать можно либо старого, либо слабого из них12. Таврон называет хоромандами лесное племя, которое не обладает способностью говорить, но общается посредством ужасных криков; у них волосатые тела, острый взгляд и зубы как у собаки. Евдокс [Книдский] передает, что на юге Индии, обитают мужчины, у которых ноги длиной в локоть, а ступни женщин настолько малы, что их называют струтоподами. (25) Мегасфен сообщает, что среди индийских кочевников встречаются люди с одной ноздрей, как у змей, и с кривыми ногами. Их зовут скиритами. У крайних пределов Индии, на востоке около истоков Ганга, он [Мегасфен] помещает племя астомов (т.е. безротых), у которых нет рта, а тело покрыто волосами. Они носят одежды из хлопковой ткани и питаются, вдыхая запахи. Они не испытывают недостатка в запахах корней и сушеных лепестков яблонь-дичков, которые хранят при себе во время кочевий и помимо которых ничего не едят и не пьют. Он же [Мегасфен] говорит, что их с легкостью можно убить резким, по сравнению с привычным, запахом. (26) Передают, что выше их, в наиболее отдаленных горных районах, проживают триспитхамы и пигмеи ("человечки величиной с кулак"), рост которых не превышает трех четвертей (трижды 21), климат у них здоровый и схожий с весенним, поскольку с севера они защищены горной грядой; об этом племени, окруженном журавлями, упомянул и Гомер (II. III. 3 — 7). Говорят, что с наступлением весны племя [пигмеев], вооруженное стрелами, спускается на баранах и козах к морю, поедает яйца журавлей и птенцов; на все это уходит три месяца — в противном случае они не могли бы защититься от взрослых журавлей. Их жилища сооружены из [смеси] гря-

11 Ср. Mela. I. 48: у блемиев нет голов, а лицо находится на груди" (Пер. A.B. Подосинова).
12 Ср. Mela. I. 48: "У сатиров нет ничего человеческого, кроме внешнего вида" (Пер. A.B. Подосинова).
311

зи, перьев и яичной скорлупы. (27) Аристотель отмечает (Hist. anim. VIII. 597а. 4), что пигмеи живут в пещерах, а во всём остальном, что о них рассказывают, он согласен с другими авторами. Индийские кирны, согласно Исигону (Никейскому), доживают до 140 лет, и он же утверждает, что это достоверно в отношении эфиопских макробиев( = долгожителей), Серов (= китайцев) и жителей горы Атхон. В последнем случае — из-за пищи, поскольку они едят змей, в результате чего их головы, тела и одежды лишены вредоносных существ. (28) Онесикрит передает, что в некоторых частях Индии, где не бывает тени, рост мужчин достигает 2,4 м, а люди живут до 130 лет, но не доживают до старости и умирают в среднем возрасте. Кратет Пергамский рассказывает об индах, которые доживают до 100 лет, их он называет гимнетами, хотя многие называют их макробиями(=долгожителями). Ктесий (Книдский) передает, что в племени панда, которое населяет горные долины, люди доживают до 200 лет, у них смолоду седые волосы, которые к старости темнеют. (29) А другие не доживают и до 40 лет — такое племя обитает рядом с макробиями; их женщины рожают лишь единожды. Агатархид передает, что проживают они на акациях и очень быстро бегают. Клитарх называет их мандеи13, а Мегасфен сообщает, что у них 300 деревень и утверждает, что их женщины рожают в 7 лет, а старость приходит к ним в 40 лет. (30) Артемидор пишет, что на острове Тапробана( = Цейлон) люди живут очень долго, не теряя телесной крепости. Дурид (Самосский) сообщает, что некоторые инды сходятся с дикими зверями и их потомство становится полулюдьми-полуживотными и что среди племени калингов в той же части Индии женщины беременеют в возрасте пяти лет и не живут дольше восьми, а в другой части (Индии) мужчины рождаются с волосатым хвостом и очень быстрыми, а иные целиком покрыты ушами.
Река Арабис разграничивает область индов и оритов14, здесь ничего не едят, кроме рыбы, которую они разрезают на куски ногтями и высушивают на солнце, а затем приготовляют из этих кусочков хлеб — так рассказывает Клитарх. (31) Кратет Пергамский сообщает, что троглодиты ("обитатели пещер"), проживающие выше Эфиопии, передвигаются быстрее, чем кони. А еще [он говорит], что есть эфиопы, рост которых превышает три с половиной метра, и что этот народ прозывается сирботами. Племя эфиопов-кочевников на север от реки Асраг

13 Возможно, ошибочное написание вместо правильного "пандеи".
14 Т.е. "горцев" — латинская транслитерация греческого слова, которое Плиний принял за имя собственное. См.: Lassen Ch. Indische Altertumskunde. Bonn, 1849. Bd. II. S. 667; Вигасин A.A. Карта Индии в "Естественной истории" Плиния Старшего // ВДИ. 1999. № 1. С. 30.
312

называется менисминами и располагается [на расстоянии] 22-х дней пути от [побережья] океана. Они питаются молоком животных, которых мы называем песьеголовыми пчелами, стада которых пасутся на пастбищах, и среди них они забивают самцов, оставляя некоторых для размножения. (32) В пустынях Африки внезапно являются привидения, которые при встрече с путниками тут же исчезают».
На первый взгляд экскурс Плиния представляет собой собрание полуфантастических сведений, объединенных общей темой — mirabilia et admiranda удаленных от Средиземноморья варварских племен и народов. Как видно из рассказа Плиния, каталог варварских племен и народов включает в себя традиционный набор книжной информации, призванной акцентировать внимание читателей на присущих обитателям дальних стран необычных и удивительных чертах15. Усматривая свою задачу в последовательном перечне данных античной литературной традиции, Плиний обосновывает многообразие народов и племен проявлением "силы и величия природы"16.
Весьма распространенное и в наши дни мнение, что Плиний якобы без разбору и некритически использовал все имеющиеся у него под рукой источники, лишено серьезных оснований. Плиний отмечает, что, субъективно не доверяя части невероятных и удивительных сведений греческой нарративной традиции, он излагает подобные свидетельства со ссылкой на используемый источник, и это подтверждает достоверность сообщений. Обращает на себя внимание, что Плиний не приписывает себе чужих свидетельств и дистанцируется от сообщаемых им сведений, постоянно уточняя "говорят...", "имярек сообщает или передает, что...", "по словам имярека, ..." и т.п. Пожалуй, ни в одной из других книг Плиния не упоминается столько греческих и латинских авторов, среди которых многие известны лишь по отдельным сохранившимся фрагментам. Среди цитируемых Плинием греческих авторов — Гомер, Аристей Проконесский, Геродот, Ктесий Книдский, Аристотель, Евдокс Книдский, философ-стоик и грамматик II в. до н.э. Кратет Пергамский, александрийский эрудит II в. до н.э. Агатархид Книдский, Каллифан, один из проводников войска Александра

15 Romm J.S. The Edges of the Earth in Ancient Thought. Geography, Exploration and Fiction. Princeton: Univ. Press, 1992. P. 47-64.
16 См., например: "такие и подобные им различия народов и племен выдумала природа на забаву себе (ludibria) и нам на удивление. В самом деле, кто сможет составить перечень разнообразных вещей, которые природа творит ежедневно и почти ежечасно? Однако довольно распространяться о силе и величии (природы), что проявляется в многообразии народов и племен и причисляется к ее чудесам" (ΗΝ. VII. 2. 32).
313

Македонского Бэтон, парадоксограф III —II в. до н.э. Исигон Никейский, автор "Обычаев варваров" Нимфодор из Амфиполя, географ I в до н.э. и автор "Перипла Европы" Аполлонид, Филарх, Дамон из Византия, Мегасфен, Онесикрит, Клитарх, Артемидор, Дурид Самосский, а среди латинских — римский эрудит и антиквар Варрон Атацинский, Цицерон и никому не известный Таврон17.
Свой экскурс Плиний начинает с упоминания о скифах-антропофагах, которых он ранее поместил среди северочерноморских народов, причислив к европейским скифам (VI. 16; 19; 53; 80; 88). Скифов-антропофагов Плиний локализует на севере, "на расстоянии десяти дней пути выше реки Борисфен" (§ 12) и, ссылаясь на эллинистического парадоксографа Исигона, сведения которого перекликаются с данными Геродота (IV. 64), приписывает скифам варварский обычай пить из человеческих черепов и носить на груди скальпы врагов. Мифопоэтическая версия о киклопах и лестригонах, обитавших на Сицилии и (если принять конъектуру П. Ардуина) в самой Италии, является неотъемлемым компонентом устоявшейся греческой этногеографической традиции. Мифические великаны-киклопы (букв, "круглоглазые") с одним глазом посередине лба, известные уже Гомеру (Od. IX. 105-542) и Гесиоду (Theog. 139-146),

17 При этом бросается в глаза, что Плиний ни разу не упоминает своего современника — Помпония Мелу, который первым из римлян в сочинении De chorographia (середина I в. н.э.) дал наиболее полное описание живущих на краю ойкумены варваров. Вовсе не исключено, что Плиний пренебрег "Хорографией" Мелы и опирался в основном на свидетельства греческих источников, содержавших традиционную книжную информацию, к которой в свою очередь обращался и Мела. На возможность использования обоими авторами общих источников указывает то, что излагаемые ими сведения о фантастических народах иногда совпадают вплоть до мельчайших деталей (ср.: Plin. ΗΝ. VII. 23 и Mela. I. 23; 42-48). В качестве примера подобных совпадений можно указать на упоминаемых у Плиния (со ссылкой на Гомера) пигмеев или сатиров, ассоциируемых у автора "Естественной истории" с племенем безголовых людей, у которых глаза расположены на плечах (§ 23). Скорее всего в данном случае речь идет о человекообразных обезьянах или павианах; аналогичным образом, обитающие в Восточной Индии сатиры, по словам Плиния (§ 24), являются животными "наподобие людей", которые вызывают удивление у местного населения своей необычной внешностью. См. также: Puskas I., Kadar Ζ. Satyrs in India // Acta classica Univ. Scient. Debreceniensis. 1980. T. XVI. S. 9 sq. Об общих источниках Помпония Мелы и Плиния Старшего в связи с описаниями варварских племен см.: Silberman A. Le premier ouvrage latin de géographie. La Chorographie de Pomponius Mêla et ses sources greques // Klio. 1989. № 71. S. 571-581; Подосинов A.B. Описание народов Восточной Европы и Средней Азии у Помпония Мелы //Он же. Проблемы исторической географии Восточной Европы (античность и раннее Средневековье). Lewiston; Queenston; Lampeter, 2000. P. 77 — 87.
314

выступают у Вергилия в качестве подручных Гефеста в недрах сицилийской Этны, где они куют колесницу Марса, эгиду Пал-лады и доспехи Энея (Aen. VIII 416 — 453; ср. также: Cic. In Verr. II. 5. 146; Tibull. IV. 1. 56; Ovid. Met. XIV. 160-161). Схожим образом на Сицилии Плиний помещает и мифическое племя великанов-людоедов — лестригонов, с которыми столкнулся гомеровский Одиссей и его спутники (Od. X. 80— 132). Более того, еще "недавно" (nuperrime) галльские друиды, продолжает Плиний, ужасали римлян обычаем человеческих жертвоприношений; о варварском обычае галлов и других северных народов сохранились свидетельства Цезаря (BG. VI. 16), Цицерона (Pro Font. 31), Страбона (IV. 4. 5. С 198) 18.
Следующими в перечне племен стоят аримаспы, ранее упомянутые Плинием в IV. 88 и в VI. 50. Легендарные свидетельства об "одноглазых" аримаспах, воюющих из-за золота со сторожащими его грифами, хорошо сохранились в античной традиции и восходят к эпической поэме VI в. до н.э., приписываемой Аристею Проконнесскому (Herod. III. 116; IV 13; 27; Mela. II. 1, 12; Gell. IX. 4, 6; Solin. XV. 20 — 23)19. Плиний локализует племя аримаспов на севере и, согласно античной литературной традиции, возле "края земли", где зарождается северный ветер Борей, иными словами, на побережье Скифского океана20. Далеко на востоке, "за другими скифами-антропофагами" (§ 11) (т.е. за азиатскими скифами, живущими за Каспийским морем — Mela. III. 59; Plin. ΗΝ. VI. 53), предположительно в районе Гималаев (гора Имав)21 — между хребтами Паропанисом на западе и Эмодом на востоке (ср.: Ptol. Geogr. VI. 14, 1; 15. 1) — в горной стране под загадочным названием Абаримон Плиний локализует племя лесных людей с вывернутыми назад ступнями, кото-

18 В 216 г. до н.э. в Риме на Бычьем рынке вопреки установленному обычаю, по свидетельству Ливия, были закопаны живыми галл с соплеменницей (Liv. XXII. 57. 6; ср.: Plin. ΗΝ. XXVIII. 12). Человеческие жертвоприношения у галльских друидов практиковались еще при императоре Тиберии (Plin. ΗΝ. XXX. 13) и окончательно прекратились в период правления Клавдия (Suet. Claud. 25. 5).
19 Иванчик А.И. О датировке поэмы "Аримаспея" Аристея Проконнеского // ВДИ. 1989. № 2. С. 29-49 = Ivantchik A. La datation du poème l'Arimaspée d'Aristéas du Proconnèse // L'Antiquité Classique. 1993. T. 62. P. 35-67.
20 Ср.: Strabo. XI. 6. 2. С 507: "Старинные греческие историки называли все северные народности общим именем скифов или кельтоскифов. Однако еще более древние историки установили различие между ними, называя племена, жившие над Евксинским Понтом, Истром и Адриатическим морем, гиперборейцами, савроматами и аримаспами" (Пер. Г.А. Стратановского).
21 Пьянков И.В. Средняя Азия в античной географической традиции. Источниковедческий анализ. М., 1997. С. 252 и след.
315

рых, судя по описанию, можно идентифицировать как опистодактилей Страбона (II. 1. 9; ср. также: Gell. IX. 4, 6; Aug. Civ. Dei. XVI. 8)22. Перечень племен Северной Азии завершается упоминанием народа Кавказской Албании, которые ("ночью видят лучше, чем днем", "рождаются седыми" и т.п. — § 12) (ср.: Gell. IX. 4. 6; Solin. XV. 5), и савромат, локализуемых на расстоянии 13-ти дней пути выше реки Борисфена (ср.: Herod. IV. 21 — савроматы занимают пространство на 15 дней пути от утла Меотиды к северу). Савроматы — этнически близкое скифам ираноязычное племя, локализуемое со времен Геродота северо-восточнее Меотиды (Азовского моря) и на левобережье Танаиса (совр. Дон) (Herod. IV. 21, 57, 102, 110-117, 119-120, 122-123, 128, 136)23.
Далее речь идет о варварских племенах и народах, обитавших в Южной Азии и Северной Африке. Прежде всего, это офиогены (букв, "змеерожденные"), населявшие малоазийское побережье Геллеспонта около Париона (ср.: Strabo. XIII. 1. 14. С 588) и обладавшие "чудесными" способностями излечивать змеиные укусы. Латинский грамматик начала VI в. н.э. Присциан, приводя свидетельство Варрона (Grammatici Latini. II. 524. 7, Keil), отождествляет офиногенов с париями и африканскими псиллами, которых Плиний помещает на ливийском побережье залива Большой Сирт и считает знатоками по излечению укушенных ядовитыми змеями (о псиллах см. также: Lucan. IX. 893-901; Plin. ΗΝ. VIII. 93; XXVIII. 30; Solin. XXVII. 41-42). Соседний с псиллами народ — африканские насамоны, обладающие теми же "удивительными" способностями, что и древне-италийское племя марсов, по словам Плиния, потомков волшебницы Кирки (ср.: Plin. ΗΝ. XXV. 11; Gell. XVI. 11.1-2; Solin. II. 27). Затем следуют африканские махлии, особенность которых состоит в том, что они являются женоподобными мужчинами ( = андрогинами). Скорее всего, весь этот перечень кочевых племен побережья Северной Африки — псиллов( = офигенетов), насамонов, махлиев — восходит к свидетельствам Геродота (IV. 172— 173, 178, 180), которые со временем были трансформированы античной литературной традицией. Так, исчезновение псиллов и захват их земель насамонами Геродот объ-

22 Сведения Плиния (как и Страбона) восходят к свидетельствам Мегасфена (IV в. до н.э.), который несомненно побывал в Северо-Западной Индии, где мог получить необходимую информацию и, в частности, одним из первых упомянуть об опистодактилях (Strabo. II. 1. 9. С 70). См.: Бухарин М.Д. Мегасфен в Индии // Древний Восток и античный мир. М., 1998. С. 103-113.
23 Подробнее о геродотовой традиции относительно локализации савроматов (с указанием научной литературы) см.: Доватур А.И. и др. Народы... С. 363-365.
316

ясняет (в отличие от версии Плиния) естественными причинами — разразившейся песчаной бурей, вызвавшей, очевидно, голод и неурожай (IV. 173); упоминание Плиния о махлиях-андрогинах вызывает в памяти аналогичное сообщение Геродота о женоподобных скифах-энареях, профессиональных гадателях (IV. 67, 105)24. Что касается индийских племен, то подробно рассмотренные М.Д. Бухариным сведения Плиния о пандах(=мандах) при сопоставлении с информацией о "песьеголовых" (индийском народе карушей) позволили ему определить историческое местонахождение страны Пандайи, упоминаемой в античной этногеографической традиции25. В свою очередь скириты и живущие в горах пигмеи Плиния надежно идентифицируются как гималайский народ кираты: этих карликов Мегасфен — источник Плиния — мог видеть при дворе индийского царя Чандрагупты26.
Исходя из сказанного выше, можно считать, что экскурс Плиния, следуя устоявшимся литературным канонам греческой этнографии, в плане содержания основывался зачастую на местном материале и в определенной мере отражает реалии, приобретшие со временем "сказочный" характер. Пестрое собрание разного рода курьезов, характерное для античной этногеографической традиции о "варварских" народах и сопровождаемое ссылками на источники, одновременно резко контра-

24 См.: Доватур А.И. и др. Народы... С. 305: Дюмезиль Ж. Скифские "энареи" и беременность нарта Хамыца // Он же. Осетинский эпос и мифология. М, 1976. С. 132—137. Ж. Дюмезиль, в частности, приводит два взаимоисключающих толкования: согласно одному, у Геродота описан плохо понятый им обычай кувады, а по другому, в соответствии с наблюдениями современных этнографов, у народов Северо-Восточной Сибири шаманы нередко изображают превращение в женщину и даже начинают вести себя по-женски. Вывод Ж. Дюмезиля — Геродот в данном случае смешивает подлинно скифское предание и свои собственные домыслы. Подробнее о критериях достоверности у Геродота см.: Hose M. Am Anfang war die Lüge? Herodot, "der Vater der Geschichtsschreiber" // Grosse Texte alter Kulturen / Hrsg. v. M. Hose. Darmstadt, 2004. S. 153- 173 (с обширной библиографией).
25 Бухарин М.Д. Первые индийские царские династии в эпической, пуранической и античной литературной традициях // ВДИ. 2001. № 4. С. 99— 103. По мнению автора статьи, сведения о "песьеголовых" могли быть заимствованы античной литературной традицией из сочинения Геродота, который помещал "песьеголовых" во внутренних областях Ливии (IV. 191). Геродот одним из первых сообщил о народе "падеев" в Индии (III. 99). Как справедливо полагает М.Д. Бухарин, на основе смешения индийских и эфиопских (африканских) реалий идея о "песьеголовых" могла быть перенесена Ктесием на индийскую почву и воспринята последующей греческой традицией.
26 Вигасин А.А. Карта Индии в "Естественной истории" Плиния Старшего // ВДИ. 1999. № 1. С. 37.
317

стирует с последующим содержанием VII книги, что создает необходимый Плинию риторический эффект. Экскурс Плиния о варварских племенах и народах, населяющих окраины ойкумены, композиционно противостоит завершающему VII-ю книгу описанию выдающихся римских политиков и полководцев. Таким образом Плиний достигает одновременно двух целей. С одной стороны, преследуя дидактические задачи "пользы", он не забывает о занимательности (ср. Strabo. XI. 6. 3. С 508: "доставить удовольствие и удивить читателей"), с другой — подчеркивая отличия римлян от варваров, "своих" от "чужих", формирует предпосылки для сугубо римской идентичности. Все это побуждает рассматривать труд Плиния не только как богатейшее собрание исторических свидетельств утерянных для нас греческих и латинских авторов, но еще и как самобытное произведение словесности, демонстрирующее творческий характер компилятивной деятельности и риторическое мастерство автора.

Подготовлено по изданию:

Античная цивилизация и варвары / отв. ред. Л.П. Маринович; Ин-т всеобщ, истории РАН. — М. : Наука, 2006. - 355 с.
ISBN 5-02-010362-4 (в пер.).
© Институт всеобщей истории РАН, 2006
© Коллектив авторов, 2006
© Редакционно-издательское оформление. Издательство "Наука", 2006



Rambler's Top100