Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
73

§ 3. Ремесло

Ремесло, с точки зрения римлян, не относилось к числу почетных занятий, как, например, военное дело, земледелие или государственые дела. Ремеслом занимались лишь бедные. Первоначально ремесленные мастерские были небольшими. Но с развитием рабовладения увеличивалась и роль рабов в ремесле. Наряду с мелкими ремесленными мастерскими возникают крупные, в которых в основном стали использовать труд рабов. Свободные ремесленники объединялись в коллегии по профессиям. Коллегии имели общие кассы, совместно участвовали в культовых церемониях, имели помещения для собраний, знамя, место для погребений, которые совершали за счет коллегии, иногда даже имели свои школы.
Металлургическое ремесло. Особенно высокого уровня достигло бронзолитейное дело и обработка цветных металлов у этрусков. Залежи железной руды имелись на острове Эфалия в Тирренском море. Позднее с ростом территории Римского государства металл стал поступать из Испании, где были богатые залежи железа, меди, серебра и золота. В испанских рудниках штреки делались шире, чаще применяли деревянные крепления с механическими приспособлениями для подъема руды из шахты, для откачивания воды прибегали к водоотливным механизмам.
Плиний сообщает о способе добычи золота методом обрушивания, говоря, что он «превосходит работы самих гигантов». По этому способу в горе устраивают штольни. «Во избежание обвалов во многих местах ставят своды, поддерживающие гору. Встречающиеся твердые скалы преодолевают огнем и кислотами или же чаще прорубают, так как от жары и дыма задыхаются рабочие». День и ночь рабочие на плечах выносят куски породы и в темноте передают их друг другу. По окончании работ столбы сводов подрубают, начиная с внутренних, и гора начинает проваливаться. «Осевшая гора падает с таким треском, который человеку трудно даже себе представить. Победители среди невообразимого шума и ветра смотрят на руины природы. Но золота еще нет. Ибо когда рыли, то не знали еще, найдут ли его...» Затем развал горы размывают потоками воды из горных рек, для чего устраивают водопроводы; вымытое из земли золото оседает в желобах.
Техника обработки металлов у римлян существенно не отличалась от греческой. Однако римляне чаще применяли золочение серебряных и медных изделий путем амальгамирования, умели изготавливать сталь, совершенствовали кузнечные мехи, наряду со старой техникой ковки гвоздей стали применять гвоздильные доски. В металлургических мастерских появилась узкая специализация, приведшая к тому, что один предмет часто изготовляли разные люди.
Широкое распространение получило бронзолитейное ремесло. В частности, были очень распространены небольшие бронзовые статуэтки (рис. 44) и бронзовая кухонная и столовая посуда (рис. 62, 3).

74

Шерстоделательное ремесло. У римлян большое развитие получила обработка шерсти и производство шерстяных тканей. Особенно интересна сукновальная мастерская на улице Меркурия в Помпеях. В ее дворе сохранились фрески, на которых изображены сцены мытья, валяние шерсти, сушка ткани, ее расчесывание и т. д. Мы видим «танец фуллона», отмывающего ногами шерстяную ткань в большом чане (рис. 45, 1), других рабочих, моющих ткань в чанах руками, сушильщиков, растягивающих ткань на полусферической сетке (рис. 45, 3), внутри которой ставили сосуд с зажженной серой, ворсовщиков, которые с помощью щетки из чертополоха или из шкуры ежа расчесывают поверхность ткани (рис. 45, 2). Шерстяные ткани мыли щелоком, глиной, мочой. Их окрашивали в разные цвета минеральными красками, гладили под специальными прессами. Изображение такого пресса имеется на помпейской фреске, а в Геркулануме найден подлинный деревянный пресс с вертикальной рамой и с укрепленным в ней винтом, с помощью которого горизонтальная доска передвигалась вверх и вниз и прижимала подложенную под нее ткань (рис. 45, 4).
Гончарное ремесло. Гончарный круг и обжигательные печи были у римлян такими же, как и у греков. Однако у римлян, особенно в императорский период, когда повысилась роль керамики в строительстве, большую роль стал играть обожженный кирпич. Обожженные керамические бруски стали применять для вымосток, керамические плитки —для облицовки стен, возросла потребность в производстве черепиц и керамических труб (рис. 37, 11, 12), использовавшихся как для воды, так и для обогревания полов и стен горячим воздухом. Для массового производства этих изделий понадобились гончарные печи больших размеров. Круглые в плане печи IV в. н. э. с диаметром обжигательных камер 4,5 — 4,65 м открыты в Северном Причерноморье — в Пантикапее и Фанагории. Печи прямоугольные II—III вв. с обжигательными камерами около 3,5x3 м обнаружены в Олимпии, Горгиппии и других местах. Вблизи Самирцегетузы, столицы римской провинции Дакии, открыта печь с камерой 4X3,8 м. Однако печи для обжига сосудов обычно были меньших размеров. Иногда их диаметр не превышал 1—2 м. Под обжигательной камеры в печах поддерживался либо центральным столбом, либо продольной стенкой, разделявшей топочную камеру на две части. В больших печах вместо сплошной стенки ставили несколько расположенных по одной линии столбов. Применяли два способа перекрытия обжигательных камер: временное, которое устраивали только на время обжига керамики, и постоянное — сводчатое с вытяжным отверстием. Для облегчения свода и уменьшения его теплопроводности в свод часто вмазывали горшки. Как и в Греции, гончарные мастерские концентрировались в одном, чаще окраинном районе или даже вне стен города.
В римский период изменяются формы массовой гончарной посуды и ее орнаментация. Для этого периода характерна унификация типов массовой столовой посуды. Особенно популярны миски

75

и чаши разных размеров с вертикальными и округлыми краями, круглые и прямоугольные блюда, тарелки, узкогорлые кувшины, большие кратеровидные сосуды с широким устьем (рис. 46). Их поверхность покрывалась красным лаком. Иногда их украшали рельефными орнаментами, которые наносили разными способами. Одним из способов была так называемая техника «барбатин», когда рельефный узор наносили жидкой глиной с помощью кисточки на поверхность готового к обжигу сосуда. Чаще всего это растительный орнамент в виде ветвей плюща или изогнутых усиков, сочетающихся с точками, реже — изображения птиц и животных. Другим способом создания рельефного узора было оттискивание сосуда в форме, на которой до ее обжига специальными штампами вдавливали изображения различных фигурок — зверей, птиц, эротов, сцены охоты, гирлянды и т. д. При оттискивании в такой форме сосудов изображения на их поверхности получались выпуклыми. Такую керамику с маленькими фигурками, сделанными с помощью штампов, называют terra sigillata от латинского слова sigillum (печать на перстне, маленькая фигурка). Кроме того, рельефные медальоны или отдельные рельефные фигуры могли оттискиваться отдельно и затем прикрепляться к сосуду, например в центр блюда, к стенке кувшина и т. д. Гораздо чаще красно-лаковые сосуды имели гладкие стенки. Иногда на внутренней поверхности в центре чаши вдавливали штампиком клеймо в виде ступни, птицы, животного либо в виде монограммы, надписи с именем хозяина мастерской и др. Некоторые мастерские, изготовлявшие краснолаковую керамику, вывозили свою продукцию в различные концы обширной Римской империи. Так, например, широко известна арретинская керамика, изготовлявшаяся в Аррециуме (Италия). В окрестностях этого города обнаружено около 20 керамических мастерских. Они выпускали посуду, покрытую красной блестящей глазурью, в состав которой входили кремнезем, окись железа и щелочи. Сосуды украшены рельефными фигурками, располагавшимися горизонтальными поясами. Расцвет арретинской керамики относится к эпохе Августа. В качестве клейма ставили имя владельца мастерской или клеймо в виде ступни.
Во второй половине I в. в городе Лезу в Галлии была мастерская, выпускавшая сосуды, покрытые еще более яркой красной глазурью и с более разнообразной орнаментацией. Сосуды изготовляли в формах или прилепляли рельефы отдельно, иногда сосуды орнаментировали насечками и врезными орнаментами. Известны керамические мастерские Пергама, Самоса, а также Пан-нонии, Германии, Британии и других римских провинций. Однако качество красной глазури арретинских мастерских было лучшим.
Кроме краснолаковой посуды в эпоху Римской империи выпускали посуду, покрытую глазурью — голубой (в мастерских Востока), коричнево-желтой и зеленоватой (в мастерских придунайских провинций), черной (в прирейнских провинциях).
Стеклоделие. В I в. до н. э. были сделаны важнейшие открытия в области изготовления стекла: научились варить прозрачное,

76

бесцветное стекло, и изобрели выдувную трубку, благодаря которой можно было быстро выдувать сосуды разных типов и размеров (рис. 47). С помощью форм, в которые выдували стекло, удавалось изготовлять фигурные сосуды в виде плодов, рыб (рис. 16, б), головы человека, сосуды с рельефной орнаментацией и рельефными надписями (рис. 16, 1).
В первой половине I в. прозрачные выдутые сосуды расцвечивали, расписывали эмалевыми красками, стеклянную массу смешивали с цветными стеклянными крошками, которые при нагревании и выдувании стекла превращались в красочные пятна. Затем прозрачное стекло стали окрашивать в синий, желтый, зеленый и фиолетовый цвета. С I в. н. э. дутье стеклянных сосудов производилось уже во всех западных провинциях Римской империи. Дутые сосуды часто богато орнаментировались накладными нитями и напаями из цветного стекла (рис. 16, 7). Иногда к стенке сосуда на тоненьких ножках-припаях прикрепляли выполненные отдельно рельефы. В IV в. н. э. получили распространение сосуды с синими напаями — «глазками». Сосуды в это время уже утрачивают четкость форм, их орнаментация огрубляется и упрощается.
В Италии в I в. н. э. стали выделывать оконные стекла. Жидкую стеклянную массу выливали в деревянные формы, смоченные водой, затем растягивали щипцами, поэтому края оконных стекол были всегда округлены и несколько утолщены. Размеры стекол составляли 30X40 см. Но в Помпеях были найдены бронзовые оконные рамы с остатками стекла размером 100X70 см, 54X72 см и толщиной около 1,3 см.
Деревообрабатывающее ремесло. В Геркулануме сохранилась обуглившаяся мебель и деревянные орудия труда, свидетельствующие о высоком уровне развития столярного ремесла. Столяры широко применяли фанеровку, инкрустации, гнутое дерево и токарный станок, что было известно еще грекам. Имелись специальные мастера-краснодеревцы. Они изготовляли мебель, саркофаги и гробы, колесницы и повозки, а также мелкие бытовые предметы и посуду.
Размах городского строительства, а также строительство военно-инженерных сооружений требовали плотницких работ. Плотники делали межэтажные перекрытия домов, стропила крыш, полы, каркасы для возведения сводов и арок, опалубку для заливки бетона, из которого сооружали стены и своды зданий, леса для строителей, они возводили деревянные мосты, строили палисады и другие деревянные укрепления, забивали сваи при строительстве гаваней, сооружали дома в северных богатых лесом районах.
Мастера по деревообработке требовались и для вооружения армии, создания камнеметных машин, осадных сооружений и подъемных механизмов, изготовления деревянных каркасов для кожаных щитов, рукоятей к копьям, дротикам и штандартам. Масса плотников-судостроителей была занята на постройке военных и торговых кораблей.

77

Костерезное ремесло было близко деревообрабатывающему. Слоновую кость, рога и кости простых животных употребляли для инкрустаций, для изготовления мелких бытовых и туалетных изделий: ложечек, стилей для письма, булавок и шпилек, туалетных коробочек, тессер, игральных косточек, рукояток ножей, обкладок ножей и др. Костерезы пользовались такими же инструментами, что и столяры, — пилой, долотом, резцом, буравом, а также токарным станком. Некоторые костяные украшения и детали мебели изготовлялись в мебельных мастерских, но существовали и специальные мастерские костерезов. В них работали ремесленники, как свободные, так и рабы. Имелись и высококвалифицированные мастера, выполнявшие тонкие работы по резьбе или гравировке кости. Однако таких высокохудожественных композиций, как, например, гравированные рисунки на костяных пластинах из курганов Северного Причерноморья V —IV вв. до н. э. (Семибратнего, Куль-Оба, Уташ), или такой тонкой резьбы, как на ритонах из Нисы II в. до н. э., в римский период мы не встречаем.
Каменотесное ремесло. Способы добычи камня и орудия были у римлян в основном такими же, как у греков. Такой же была и техника обработки камня. Хотя каменное строительство в значительной мере уступало место кирпичному, особенно в императорскую эпоху, камень продолжал играть большую роль в строительстве. Применение полуциркульных сводов и арок требовало тонкой пригонки клинчатых каменных блоков, которые укладывали насухо. Каменные, особенно мраморные, плитки, применявшиеся для облицовки кирпичных и бетонных стен, также требовали тщательной подгонки, а их поверхность — полировки.
На высоком уровне стояла художественная резьба по камню: изготовление рельефов, скульптур, надгробных памятников, а также глиптика. Но это были большей частью работы мастеров-художников, а не рядовых ремесленников.
Кожевенное ремесло. Обработка кожи и изготовление из нее предметов вооружения — панцирей, шлемов, щитов, горитов, ножен, ремней, а также различной обуви, конской сбруи и т. п.— требовали большого количества профессионалов-кожевенников.
Хлебопекарное ремесло. Плиний писал, что в Риме не было специальных пекарей хлеба до II в. до н. э. «Квириты сами изготовляли себе хлеб. Это было по преимуществу женское дело...» Катон советовал печь хлеб «под миской». Подробнее об этом написано в поэме, приписываемой Вергилию, о бедном крестьянине Симиле, который, намолов на ручной мельнице муку, просеивает ее, замешивает на воде, солит, раскатывает и, придав хлебу круглую форму, размечает на нем пальцем четыре равные части. После этого он ставит хлеб на очаг и, закрыв миской, засыпает углями. Но к I в. лишь состоятельные люди, имевшие поваров, пекли хлеб дома; горожане, как правило, покупали хлеб в пекарнях. В Помпеях найдено около 40 пекарен. Помпейские пекарни, под которые обычно была отведена часть жилого дома, включали помещение для трех или четырех каменных мельниц, конюшни, где стояли ос-

78

лы, вертевшие мельницы, большую печь, помещение, где было приспособление для размешивания теста и находился большой стол на котором тесто раскатывали. В пекарне, кроме того, имелись: большая печь, кладовая и помещение для рабов, работавших на мельнице. На фасадной стороне дома находились лавки, где продавали хлеб. Во многих пекарнях найдены обугленные, но хорошо сохранившие форму хлебцы в виде продолговатых булочек, пирожков или круглых ковриг, изображенных на помпейских фресках. На одной из них нарисован булочник-лоточник с корзинками, в которых лежат хлебцы, на другой мы видим сцену раздачи эдилом хлеба беднякам. Известно, что по закону 58 г. до н. э. стали раздавать хлеб нуждающимся. На рельефе гробницы Эврисака конца I в. до н. э. в Риме (рис. 48) можно проследить весь процесс превращения зерна в хлебцы. Мы видим покупку зерна, его размалывание в двух больших муфтовидных мельницах, жернова которых вращают ослы, погоняемые рабами, сцену приготовления теста и формования на столах хлебцев. Хлеб пекли в большой сферовидной печи, готовые булочки складывали в корзины и после взвешивания на весах-коромыслах хлеб поступал в продажу. Самую тяжелую работу в пекарнях по обмолоту зерна выполняли рабы. Ветряных мельниц не было, но водяные были известны уже в начале I в., хотя получили распространение лишь в позднеантичный период.

Подготовлено по изданию:

Кругликова И. Т.
К84 Античная археология. Учеб. пособ. для студ. вузов. — М.: Высш. шк., 1984.— 216 c., ил.
© Издательство «Высшая школа, 1984



Rambler's Top100