Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
78

§ 4. Торговля

В отличие от Греции, где города рано стали торговыми центрами, Рим долго оставался земледельческим государством со слабо развитой торговлей. Внутренняя торговля обеспечивалась постоянными рынками на форуме и периодическими ярмарками во время храмовых праздников. Внешние торговые связи первоначально развивались только с греческими городами Южной Италии и Сицилией. Это объясняет и неразвитость римской денежной системы. Металлических монет не чеканили в Риме до IV в. до н. э. Для римского гражданина мелочная торговля считалась недостойным занятием; сенаторам она была запрещена, всадникам разрешалось вести только оптовую торговлю.
Римские деньги. Для Рима характерна самостоятельная роль медных монет. Не случайно от латинского названия «медь» (aes, aeris) происходят слова «казначейство» (aerarium) и «долг» (aes alienum). Куски меди, а позднее медные бруски римляне клали в могилы около руки умершего. В конце V — начале IV в. до н. э. роль денег, возможно, играли прямоугольные бронзовые плитки с рельефным изображением домашних животных, орла, пегаса или орнаментального сюжета (aes signatum).
Во второй половине IV в. до н. э. начали выпускать литую бронзовую монету — асс (aes grave). Асс весил римский фунт — либра (равный вначале 272,88 г, затем 327,45 г) и назывался либральным. На его лицевой стороне было изображение двуликого

79

Януса, покровителя Лациума, бога начала и конца, мира и войны а на оборотной — нос корабля (рис. 49, 4).
В начале III в. до н. э. асс стали чеканить. Вес чеканного асса уменьшился в шесть раз, к концу III в. до н. э. — в 12 раз, а к I в. до н. э. асс стал весить 1/24 фунта (13,64 г), позднее он еще уменьшился.
Разменной монетой служили: семис, составлявший половину асса, с изображением головы Юпитера на лицевой стороне и буквы S; триенс, составлявший 7з асса с изображением головы Минервы и с четырьмя выпуклыми точками, обозначающими 4 унции; квадранс, равный 1/4 асса с головой Геракла и тремя точками (рис. 49, 1); секстане — 1/6 асса с головой Гермеса и двумя точками. Самой мелкой денежной единицей была унция (рис. 49, 5), равная 1/12 асса. На ее лицевой стороне помещали изображение головы богини Ромы. У бронзовых монет на оборотной стороне было изображение носа корабля. Выпуклые точки обозначали количество унций. Бронзовые монеты служили для внутренней торговли. Для внешней торговли в греческом городе Капуе чеканили специальные римско-кампанские серебряные статеры. Большие размеры бронзовых ассов были неудобны для повседневной торговли. В 269 г. до н. э. вводится серебряный денарий, равный 10 ассам с изображением головы Ромы на лицевой стороне и колесницы с четырьмя конями — на оборотной. Эти монеты, чеканившиеся в Риме в храме Юноны на Капитолийском холме, заменили римско-кампанские. Вводятся также серебряные монеты — сестерции, равные двум с половиной ассам, и квинарии, равные 5 ассам, с изображением головы Ромы на лицевой стороне и Диоскуров на лошадях — на оборотной (рис. 49, 2).
Для обращения во вновь завоеванных областях с 269 г. до н.э. вводят особую монету — викториат весом в 7 с половиной ассов с изображением головы Юпитера на лицевой стороне и Виктории, воздвигающей трофей,— на оборотной (рис. 49, 3). Первоначально его стоимость составляла 3/4 денария, потом она снизилась до 1/2 денария. Денежная реформа была произведена также в 217 г. до н. э., когда денарий стал включать 16 ассов, квинарий — 8 ассов, сестерций — 4 асса.
После Юлия Цезаря изменяются легенды монет. Вместо головы богини Ромы на лицевой стороне стали чеканить голову правителя или члена его семьи. Со времени Августа вводят золотую монету — ауреус (рис. 49, 5), равную 25 денариям (весом 8,19 г), и латунную — дупондии и сестерции. Сестерций стал весить 1 унцию и стоить 4 асса, а дупондий — весить 1/2 унции и стоить 2 асса. Ассы и квадрансы (74 асса) продолжали чеканить из бронзы. При Нероне увеличивается выпуск золотых монет. В связи с обесценением денария, в металле которого стало до 50% меди, император Каракала в 214 г. начал чеканить серебряную монету — антониниан (рис. 49, 6). На его лицевой стороне был помещен портрет императора в лучевой короне. Постепенно количество серебра в антонинианах уменьшается, и они превращаются почти в медную

80

монету. Иногда они лишь сверху покрывались серебром. К середине III в антонинианы вытесняют из обращения денарий, но совершенно обесцениваются. К этому времени из обращения исчезает золотая монета. Диоклетиан пытался вернуть в обращение золотые и серебряные монеты, но его реформа не имела успеха. Монета из драгоценных металлов уходила из обращения, превращаясь в сокровище. Только в IV в. при Константине стабилизируется финансовое положение. Стали чеканить золотые монеты-солиды весом 4,55 г, а затем семисы и триенсы, равные 1/2 и 1/з солида. Вводятся и новые номиналы серебряных монет—милиарисий и его половина — силиква.
Римские меры. Самой маленькой единицей измерения сыпучих тел у римлян, как и у греков, был киаф — сосуд, вмещавший около; 45 г. 12 киафов составляли секстарий, а 16 секстариев — 1 модий.
Жидкость также измеряли киафами (около 0,045 л). 12 киафов составляли секстарий (около 540 г), а 6 секстариев — 1 конгий; 4 конгия, или 24 секстария, равнялись урне, а 2 урны составляли амфору (48 секстариев, около 26 л).
Мерами веса были: унция или 1/12 асса; 2 унции составляли секстане, или 1/6 асса; 3 унции равнялись квадрансу, или ]/4 асса; 4 унции — триенс, или 1/3 асса; 5 унций — кванкунс, или 5/12 асса; 6 унций —семис, или 1/2 асса, и т. д. 12 унций составляли асс или либра.
Мерами длины были: дигитус, или палец; пес — фут; кубитус— локоть; градус —шаг, или 21/2 песа; пассус равнялся 5 песам, и 1000 пассусов составляли римскую милю.
Поверхность измеряли югерами, понимая под одним югером количество земли, которое может быть вспахано в течение дня парой волов.
Пути сообщения. Большая протяженность границ Римского государства, необходимость обеспечить быструю переброску легионов в разные, часто отдаленные районы требовали от римлян наличия хорошей дорожной сети. Римляне рано столкнулись с необходимостью строить ровные и прямые дороги, обеспечивающие кратчайшее расстояние между Римом и главнейшими провинциальными и пограничными городами. Уже в конце IV в. до н. э. была проложена Аппиева дорога шириной от 4,5 до 6 м, которая пересекала болота, лежавшие между Римом и Капуей, и тянулась к югу. Столица государства была связана хорошими дорогами со всеми центрами провинций и с главными пограничными укреплениями. Общая протяженность римских благоустроенных дорог в эпоху империи превышала 150 000 км.
При строительстве дорог римляне старались выбрать наикратчайшее расстояние между пунктами, для чего им приходилось прорубать туннели, сооружать дамбы, возводить мосты и виадуки, пересекавшие реки, ущелья и овраги. По Закону XII таблиц ширина военных дорог должна была быть не менее 8 футов, т. е. около 2,4 м, а на изгибах ширина дороги увеличена вдвое.

81

Чтобы обеспечить постоянное хорошее покрытие дорог, была разработана техника сооружения дорог применительно к различным условиям местности (рис. 50). В условиях ровного рельефа перед сооружением дороги вырывали траншею глубиной 0,75 — 0,8 м на всю предполагаемую ширину дороги. Борта траншеи укрепляли каменными кладками. На дно ее клали слой крупных камней, затем на этот слой насыпали слой более мелких камней с песком и известью, над ним делали прокладку из песка или черепичного порошка с известью, а уже на этот плотный слой укладывали плиты вымостки (рис. 50, 2).
В болотистых местах для прокладки дорог предварительно забивали сваи, потом набрасывали слой булыжника, выше которого делали подушку из толченого мергеля. На нее набрасывали щебень, затем гравий с землей, подстилавшие плиты вымостки. Если дорога должна была идти вдоль склона горы, поверхность выравнивали, частично подрубая склон, частично сооружая искусственную насыпь, которая поддерживалась подпорной стеной. Дороги несколько понижались к обочинам и имели кюветы для стока воды.
Вдоль магистральных дорог римляне ставили милевые столбы в виде каменных колонок, укрепленных на квадратных постаментах (рис. 50, 1). Высота столбов достигала 3 м. На столбах отмечалось расстояние в римских милях (миля — около 1,5 км) от позолоченного миллиария, поставленного Августом на римском форуме.
Большого искусства римские инженеры достигли в сооружении мостов и виадуков. Во время военных походов для быстроты сооружали деревянные мосты, как, например, мост через Рейн, возведенный Ю. Цезарем на деревянных сваях, или мост через Дунай, построенный при Траяне на каменных быках с деревянным настилом. Изображение этого моста сохранилось на рельефах колонны Траяна. Но постоянные мосты и виадуки на торговых дорогах возводили из камня или кирпича. Некоторые из них сохранились до настоящего времени, как, например, гранитный мост Алькантара через реку Тахо в Испании (рис. 51, 1) или мост Сен-Шамо через реку Тулубр в Южной Франции, а также знаменитый Гардский мост (рис. 51, 2). В Риме мосты Фабриция и Цестия, построенные в I в. до н. э., соединяли остров Эскулапа с двумя берегами Тибра. В перестроенном виде они существуют поныне.
По дорогам товары перевозили в четырехколесных телегах или на двухколесных повозках. По морю и рекам товары везли на морских и речных судах и лодках, иногда на плотах, прикрепленных между двумя лодками.
Гавани. В отличие от греков, использовавших только естественные бухты, римляне умели создавать искусственные гавани. Особенно знаменита гавань Остии, сооруженная к северу от устья реки Тибр. Здесь перегружали товары с морских кораблей на речные, которые поднимались вверх против течения Тибра до Рима и дальше до верховьев реки.

82

Остия возникла как колония Рима в устье Тибра около середины IV в. до н. э. К концу IV в. там появился римский лагерь, затем вокруг него возник город, который в III в. до н. э. становится торговым центром.
Чтобы избежать скапливания ила и других наносов, которые приносило течение реки, при императоре Клавдии в I в. в Остии была сооружена искусственная гавань площадью около 70 га. Она была ограничена двумя дамбами, между которыми был сделан искусственный остров из затопленного корабля, нагруженного камнями. На камнях был построен маяк в виде четырехъярусной башни. Во II в. при Траяне, чтобы увеличить вместимость гавани, был вырыт искусственный водоем, шестигранный в плане площадью около 32 га. Этот водоем при помощи обнесенного стенами канала был соединен с Тибром (рис. 19).
Двойная гавань Остии увеличила грузооборот порта, что способствовало процветанию города. Во II в. при династии Антонинов там сооружаются термы, склады, храмы, крупные доходные дома —инсулы, где сдавались внаем комнаты. К III в. численность населения в городе достигала 50 000 человек. Население было смешанным, что отразилось на распространении восточных и синкретических культов. Наряду с храмами, посвященными культу императора, возводят храмы различным римским и греческим богам, например капитолийской троице — Юпитеру, Юноне и Минерве, а также Венере, Вулкану, Фортуне, Диоскурам и др. В Остии были святилища восточных богов — Великой Матери, Митры, Аттиса, египетских богов — Изиды и Сераписа, сирийских — Юпитера Долихена, Юпитера Гелиополитана и т. д. В Остии находилась таможня, имелись объединения судовладельцев, зерноторговцев, торговцев маслом и вином, коллегии рабочих. На площади корпораций, представлявшей нечто вроде торговой биржи, находилось до 70 бюро торговых представителей из различных городов империи.
В Остии была крупнейшая, но не единственная гавань на территории Италии. До возвышения Остии главным портом Рима были Пуццуоли. Хорошая торговая гавань, сооруженная при Нероне с помощью двух искусственных молов, существовала в Анции. Военные корабли стояли в гаванях Бай, Равенны и в других местах.
Тарой для перевозки продуктов служили корзины, глиняные амфоры, деревянные бочки, мехи. В римское время получают распространение сигаровидные остродонные амфоры с вытянутым, сужающимся к средней части туловом, амфоры с узким горлом.
Торговые корабли имели мачту, а наиболее крупные были трехмачтовыми. Среднее торговое судно имело грузоподъемность 3000 талантов, или 78,8 т. Страбон упоминает корабли грузоподъемностью 10 000 талантов, т. е. 262 т. Часто корабли кроме паруса имели и весла.

Подготовлено по изданию:

Кругликова И. Т.
К84 Античная археология. Учеб. пособ. для студ. вузов. — М.: Высш. шк., 1984.— 216 c., ил.
© Издательство «Высшая школа, 1984



Rambler's Top100