Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
98

§ 7. Быт

Жилища. О простоте ранних домов римлян царского периода можно судить по глиняным урнам (рис. 61, 1), воспроизводящим круглые хижины с конусовидными крышами, или по плану так называемой хижины Ромула, раскопанной на Палатинском холме. Ее стены были, по-видимому, сплетены из прутьев и обмазаны глиной. Известны также сельские четырехугольные дома с большой комнатой, в центре которой был очаг. Дым выходил через отверстие в потолке (compluvium). Из-за копоти от очага, оседавшей на стенах и потолке, это помещение стало называться атрием (от латинского ater — закопченный). Сзади дома находились сад и огород. По образцу такого сельского дома стали строиться и жилые городские дома (domus) атриумного типа (рис. 61, 4). Они могли иметь несколько помещений, расположенных вдоль фасадной и боковых стен. Входили в дом через вестибюль, по сторонам которого иногда находились изолированные помещения лавочки (taberna), имевшие входы с улицы. Центральным помещением дома был атрий, около него располагались жилые помещения (рис. 61, 2). В центре атрия под отверстием в потолке — комплювием находился имплювий — бассейн для проникавшей через комплювий дождевой воды. За атрием помещался таблинум — кабинет хозяина дома, по обе стороны таблинума располагались помещения для хранения масок, снятых с умерших предков, и изображений ларов — богов-покровителей дома и семьи. В задней части дома был двор с огородом. Встречались и более скромные дома — в три-четыре комнаты без атрия.
Постепенно в домах более состоятельных горожан увеличивается количество комнат, выделяются кухня, столовая (триклиний), сакрарий (для культовых церемоний); атрий становится парадным помещением. Витрувий различает пять типов атрия: тосканский, когда крыша с отверстием-комплювием держится без опорных столбов на перекрещивающихся балках (рис. 61, 3, 4); четырехколонный, когда балки, образующие комплювий, опираются на четыре колонны; коринфский, когда колонны стоят не только по углам комплювия, но и по его сторонам, что представляет переходную форму к перистильному атрию; дождеотводящий, для которого характерна другая конструкция крыши, имеющей наклон не к центру, а наружу, при этом комплювий сохраняется; крытый атрий без комплювия.

99

С середины II в. до н. э. после завоевания Греции и Малой Азии появляются дома атриумно-перистильного типа. Примерами таких домов могут служить дом Пансы и дом Фавна в Помпеях. Перистильные дворы находятся в задней части дома за атрием и таблинумом (рис. 61, 2, 3). Каждый из домов занимает по целому кварталу. Дом Фавна с двумя атриями и двумя перистильными дворами занимал площадь более 3000 кв. м. Его полы были украшены прекрасными мозаиками, в том числе мозаичным панно, изображающим сцену битвы Александра Македонского с персидским царем Дарием. По-видимому, это копия картины знаменитого греческого живописца IV в. до н. э. Филоксена. Стены дома были покрыты фресками. В перистильных дворах, имевших большие размеры, выращивали различные садовые растения.
В Риме, Помпеях и в других городах на склонах холмов строили дома, отдельные части которых были расположены на разных уровнях, — так называемые террасные дома. В отличие от замкнутых атриумноперистильных домов они открывали широкий вид на окружающий пейзаж. Некоторые из римских домов были очень большими, занимая площадь по 500, 700 кв. м и более. Так, сын вольноотпущенника — богач Ведий Поллион завещал Августу дом площадью 11 500 кв. м.
Особенно грандиозным был Золотой дом Нерона, построенный после пожара Рима на месте нескольких сгоревших дворцов и кварталов на Палатинском холме и в прилегавшей к нему долине. Золотой дом был так велик, что только его портик с тремя рядами колонн имел длину более 300 м. Нерон так и не успел достроить всех многочисленных зданий дворца. Отделка построенных корпусов отличалась сказочной роскошью. Дом располагался в центре садов и рощ, где был пруд, на месте которого впоследствии был сооружен амфитеатр Флавиев. В огромном вестибюле дома стояла статуя Нерона высотой 39 м (Колосс Нерона), которую позднее переделали в статую Гелиоса. Кроме городских домов богатые римляне имели иногда несколько загородных вилл (villa suburbana), утопающих в зелени парков, украшенных скульптурами и предназначенных для отдыха и приема гостей.
В то же время беднейшие слои населения в городах вынуждены были арендовать каморки в больших многоэтажных домах (инсулах), часто лишенных всяких коммунальных удобств. Инсулы (доходные дома) имели по три, а иногда и более этажей, гостиничного типа планировку с длинными коридорами. Их руины сохранились в Остии и Риме.
В отличие от городских домов и богатых загородных вилл важнейшей частью сельских жилищ были хозяйственные помещения и постройки, стойло для скота, птичники, винодельни и маслодавильни, кладовые, помещения для рабов и виликов, хозяйственные дворы и т. д. Иногда сельские виллы имели господскую и хозяйственную половины.
Внутренняя отделка домов богатых рабовладельцев стала особенно роскошной в эпоху империи. Стены домов покрывались рос-

100

писями полы — мозаиками, черепичными или мраморными плитами, перистили украшались скульптурами и рельефами.
Мебель. Мебель в домах была плетеной и деревянной, иногда очень искусно сделанной, украшенной инкрустациями и резьбой. Среди различных изображений мебели мы видим стулья без спинок с вогнутым сиденьем, предназначавшиеся для ремесленников, учащихся школ, солдат; стулья с вогнутой спинкой, иногда с мягким сиденьем; кресла с высокой прямой спинкой и с подлокотниками для главы семьи (рис. 29, 11, 12): складные сиденья с выгнутыми ножками для должностных лиц и военачальников (рис. 29, 16, 17); специальные сиденья и скамейки для терм и т. д.
Кровати, так же как у греков, представляли собой деревянные рамы на четырех ножках, переплетенные ремнями. Встречались ложа с изголовьем типа греческих клин, а также ложа с двумя спинками.
Столы были низкими. Круглые столики имели вычурно выгнутые ножки (рис. 29, 4). В богатых атриях стояли прямоугольные столы из мрамора с искусно вырезанными ножками (рис. 29, 3), на них ставили дорогую посуду из золота и серебра.
Утварь. В домах пользовались разнообразной посудой из бронзы (ковши, ситечки, кувшины, ступы, ложки) (рис. 62, 3), глины (краснолаковые миски, блюда, чаши, кувшины, часто с рельефными украшениями, простая столовая и кухонная керамика), стекла. Для обогрева домов имелись переносные жаровни — глиняные и бронзовые, а для подогрева воды (рис. 62, 1 и 2) — специальные бронзовые сосуды. В сельских домах помещения обогревались с помощью глинобитных печей, которые одновременно служили и для хозяйственных надобностей — приготовления пищи и выпечки хлеба. Для освещения пользовались глиняными и бронзовыми светильниками. Иногда их ставили или подвешивали к канделябрам (рис. 31, 8, 9). Существовали фонари — латерны для освещения входа в дома или для вечерних прогулок. Их боковые стенки предохраняли огонь светильников от ветра (рис. 31, 5—7).
Одежда. Рабы носили тунику — темную рубаху с короткими рукавами или с одним левым рукавом, а правое плечо оставалось обнаженным, как у греческой эксомиды. Один раз в два года им выдавали плащ или плащевидный капюшон. Обуты они были в деревянные башмаки.
У свободных мужчин нижней одеждой служила белая туника. У сенаторов она имела широкую пурпурную полосу, а у всадников — узкую. Для триумфа полководцы одевали пурпурную тунику. Верхней одеждой была белая тога (рис. 32, 7, 8). Тога была официальной одеждой для торжественных случаев. Она представляла собой большой эллипсовидный кусок материи или полуэллипс длиной 5,5 м и шириной 1,6 м. Складки на тоге укладывались особо.
После завоевания Греции в Риме распространяются греческие гиматии (рис. 32, 6), частично вытеснившие традиционные тоги. В холодную погоду одевали кожаную накидку с капюшоном (пенулу) или закутывались в плащ типа греческого гиматия. У вои-

101

нов был короткий плащ. Римляне брюк не носили, считая брюки одеждой варваров.
Женщины носили тунику (нижнюю одежду) и столу (длинную верхнюю одежду с коротким рукавом). В холод они закутывались в шаль (паллу). Население провинций сохраняло свою традиционную национальную одежду. С распространением восточных влияний в период Римской империи отдельные элементы восточной, в частности иранской, одежды проникают и в Рим.
В позднеримский период повсюду распространяется одежда с рукавами, манжеты которых оторачивали цветными тканями. Появляется мода на отделку одежды цветными вертикальными полосами, широкой каймой на вороте, обшлагах и подолах коротких туник, на круглые нашивки или вышивки на плечах и подолах туник и плащей, как мы это видим на мозаичных панно в вилле конца III — IV вв. в Пьяцца Армерина.
Обувью служили низкие ботинки, охватывавшие не только пятку, но и всю ногу до лодыжки (рис. 52, 10, 12). Крестьяне и ремесленники носили туфли (рего) с закрытой передней частью и без задника (рис. 52, 11).
Сенаторы и патриции носили сандалии с переплетающимися вокруг лодыжки ремешками. Для охоты и путешествий служили сапожки. Обычной массовой обувью были сандалии типа босоножек с открытыми пальцами и пяткой.
Украшения. В римский период широкое распространение получили фибулы — род застежек, имеющих иглу, прикрепленную на шарнире или на пружине, и различной формы спинку (рис. 63). Спинкой называют верхнюю часть застежки, обычно орнаментированную, изогнутую или плоскую. Место, где спинка соединяется с иглой, называют головкой, а ту часть, где острие иглы зажимается в специальный приемник, называют ножкой.
Фибулы делали из золота, серебра, меди, иногда украшали камнями, эмалью, рельефами. Такого рода застежками обычно скрепляли концы коротких плащей на плече или на груди или их использовали как броши. Мода на фибулы той или иной формы и конструкции со временем менялась. Это позволяет сравнительно точно датировать их несмотря на огромное разнообразие форм.
Фибулы широко распространены у кельтских племен начиная с эпохи гальштатта, особенно в латенскую эпоху. Первоначально они имели очень крупные размеры. В геометрическую и раннеархаическую эпохи в Греции известны беотийские дуговидные фибулы с пружинами, спинки которых богато орнаментированы гравировкой. На Делосе найдены броши с плоскими спинками VII в. до н. э. Фибулы эпохи Римской империи связаны с типом латенских дуговидных застежек, измененных лишь в деталях. Особенно большое разнообразие типов фибул характерно для рейнских и дунайских римских провинций (рис. 63, 6—5, 11—13, 18).
Во II — I вв. до н. э. под влиянием Греции в Римском государстве получили распространение фибулы-броши с круглыми и овальными, часто богато орнаментированными щитками.

102

В I в. до н. э. — I в. н. э. распространяются фибулы со щитками в виде голов и фигурок животных, которые могли быть как объемными, так и плоскими. Одновременно бытовали фибулы латенских типов с изогнутыми спинками. Интересны дуговидные фибулы типа «Авцисса», распространенные в Италии и в провинциях в первой половине I в. (рис. 63, 5). Их отличительными особенностями являются наличие надписей, сужающаяся к ножке плоская спинка, выступ у тупого конца иглы, удерживающий ее в застегнутом положении. Ножка фибулы заканчивается небольшой шишечкой. В этот же период были распространены фибулы с различными привесками (рис. 63, 14). В Галлии и на Рейне изготовлялись пружинные «арбалетовидные» фибулы, узкие с дугообразными спинками и с втулкой, которая закрывала пружину. Во второй половине I в. на Рейне и Верхнем Дунае наряду с фибулами, имеющими плоские изогнутые спинки, распространяются фибулы с рельефными спинками, имеющими симметрично расположенные выпуклости и выступы (рис. 63, 11). Во II в. в моду входят фибулы на шарнирах, разнообразно орнаментированные эмалью, в том числе и плоские броши в виде фигурок животных (рис. 63, 3, 4).
Во II — III вв. в дунайских провинциях распространены фибулы, спинки которых изогнуты под углом, а в Италии и других провинциях — шарнирные дуговидные, иногда с полусферической спинкой, и плоские, со щитками различных очертаний, украшенные эмалью (рис. 63, 1—4).
В IV в. в мужской костюм входила одна массивная дуговидная фибула с тремя шариками в форме луковиц — ею застегивали плащ. Мода на них удержалась в V и даже в VI в. (рис. 63,13).
Под влиянием вкусов варварских племен в IV в. распространилась мода на фибулы со щитками, богато украшенными гранатами. В V в. ювелиры изготовляют фибулы в виде мух или цикад (рис. 63, 18).
Письмо и письменные принадлежности. Римляне писали книги главным образом на навощенных дощечках (диптихах, триптихах и т. д.) и на папирусе, который свертывали в рулоны (volumen). Отдельные листы папируса различных размеров склеивали. В среднем в рулоне было до 20 листов папируса. Обычно писали только на внутренней стороне. На одном листе помещались одна-две колонки. Официальные документы иногда писали строками на всю длину свитка. Только в византийскую эпоху стали располагать строчки перпендикулярно длинным сторонам. Колонки или страницы иногда нумеровали. Названия писали красными чернилами, ошибки исправляли, смывая написанное мокрой губкой. Рулон хранили в деревянном или костяном футляре. К одной из сторон рулона прикрепляли этикетку с названием, и рулоны укладывали в ниши, шкафы, на полки или в корзины этикеткой наружу. Кроме папируса для письма использовали пергамен — приготовлявшийся из кожи животных, обычно коз или баранов. Пергамен могли использовать неоднократно, счищая старый текст. Ему придавали форму восковых табличек, которые сшивали подобно современным

103

тетрадям (codex). Для письма употребляли также полотно и побеленные деревянные доски (album), вырезали тексты на металлических пластинках, например военные дипломы, на каменных плитах и на черепках (ostraca). На восковых дощечках писали стилем, на папирусе и пергамене — перьями из восточного, особенно из египетского тростника, которые заостряли подобно гусиным перьям. Были известны также бронзовые перья в виде острых палочек. Перья и стили складывали в пеналы. Чернила приготовляли из сажи и камеди или из сока каракатицы. Литературные произведения копировали — переписывали и продавали. Одним из книжных торговцев в Риме был друг Цицерона Аттик. Считали на пальцах или на «пифагоровых досках» — дощечках с углублениями для камушков, перекладывавшихся слева направо и наоборот, напоминавших косточки на современных счетах. На параллельных полосках были обозначены единицы, сотни, тысячи и т. д. до миллиона. Были найдены бронзовые инструменты для черчения — рейсфедеры, циркули.
Музыка. У римлян были разнообразные музыкальные инструменты: духовые — рог, свирель, флейта, различные трубы; бубенные или ударные — тимпан (литавры), кастаньеты, циста; струнные— лира, кифара (или лютня), арфа. Знали они также воздушный и водяной органы. Музыкантов приглашали на пирушки, они участвовали в торжественных процессиях — триумфальных, погребальных и т. п.
Погребальные обряды. Римляне верили, что после смерти души умерших продолжают жить и умерший нуждается в пище и вещах, окружавших его при жизни. В зависимости от имущественного положения римляне стремились придать большую торжественность погребальному церемониалу. Чтобы облегчить организацию похорон, они часто объединялись в коллегии, которые имели свои кладбища. В Риме и других городах, где земля была очень дорогой, похоронные коллегии возводили специальные постройки — колумбарии, в стенах которых были ниши для установки урн с пеплом умерших или специальные углубления—локулы, куда ставили гроб.
Особенно пышными бывали похороны в семьях богачей. Тело умершего ставили на семь дней в атрии ногами к наружной двери. Около него выставляли почетные венки, цветы, кадильницы, монеты. Перед дверями клали ветви кипарисов. На восьмой день покойника выносили на кладбище. Устраивали похоронную процессию, В которой участвовали музыканты, специально нанятые плакальщицы, мимы, танцевавшие в масках сатиров; один из них представлял умершего. Из дома выносили восковые маски, снятые с умерших предков и хранившиеся в специальных помещениях. Иногда маски одевали актеры.
В древний период хоронили преимущественно в деревянных гробах, позднее широко распространился обычай трупосожжения. Так, тело Суллы, согласно его личному желанию, было сожжено, но позднее в период империи вновь преобладает обычай трупоположения. Во время горения погребального костра или после похорон богатые римляне, следуя этрусскому обычаю, устраивали

104
игры гладиаторов. Пепел умершего, сожженного на костре, собирали в урны, которые ставили в могилы или в ниши колумбариев. На девятый день после похорон устраивали погребальный пир, а через год — поминки с жертвоприношениями овец. На могилы клали яйца, хлеб, соль, бобы, цветы, лили вино, мед, молоко и т. д.
Над могилой ставили надгробия в виде стел с надписями и рельефами (рис. 64, У, 2) или возводили надгробные сооружения различных типов. Иногда они были очень грандиозными, как, например, мавзолеи Августа, Адриана, колонна Траяна, памятники Эврисака, Цецилии Метеллы, пирамида Цестия и т. д.

Подготовлено по изданию:

Кругликова И. Т.
К84 Античная археология. Учеб. пособ. для студ. вузов. — М.: Высш. шк., 1984.— 216 c., ил.
© Издательство «Высшая школа, 1984



Rambler's Top100