Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
104

§ 8. Строительная техника и архитектура

Об архитектуре и строительных приемах римлян мы узнаём из раскопок. Изображения архитектурных сооружений встречаются на памятниках искусства — фресках, мозаиках, рельефах. Особенно много о строительных приемах сообщает Витрувий в своем трактате «Об Архитектуре», изложенном в 10 книгах. Они содержат взгляды Витрувия на архитектуру, вопросы технологии строительных материалов, характеристику архитектурных ордеров, законы строительства общественных и частных построек, практические советы по мощению полов, оштукатуриванию и окраске стен, строительству водопроводов, устройству солнечных часов, а также вопросы теоретической и прикладной механики. Он характеризует устройство механизмов для поднятия и передвижения тяжестей, для осадных и оборонительных работ.
Витрувий специально останавливается на тосканском ордере, являющемся этрусским вариантом дорического храма. В отличие от дорических колонны этого ордера имеют базы, на архитравах отсутствуют триглифы, колонны не имеют каннелюр, антаблемент храма деревянный, облицованный ярко раскрашенными терракотовыми рельефными плитками. Витрувий устанавливает пропорции храма —шесть частей в длину и пять в ширину, и в частности пропорциональность частей у круглых храмов— толосов (кн. IV, 8) и у других общественных построек.
Нам известно и имя другого знаменитого архитектора II в. н. э. — Аполлодора Дамасского, построившего во время войны Траяна с даками деревянный мост через Дунай длиной 1070 м. Он же руководил постройкой форума Траяна. С его именем связывают и сооружение ротонды Пантеона. Кроме этих наиболее известных архитекторов в надписях упоминаются архитекторы отдельных городов.
Строительная техника римлян. Среди строительных материалов, употребляемых римлянами, были: камень (преимущественно туф и травертин— твердый известняк, добываемый около Тиволи), сырцовый и обожженный кирпич, раствор бетона из извести, бута и песка. К концу Республики преобладает бетон.

105

Обожженный кирпич был известен еще с эпохи эллинизма, но для массового жилищного строительства его стали применять лишь с конца II в., а постройки из кирпича в сочетании с бетоном и тесаным камнем тоже распространились лишь в эпоху империи. Кирпичи были квадратными и прямоугольными, для колонн употребляли пятиугольные и круглые. Согласно Витрувию ( кн. II, 3, 3), в I в. римляне употребляли кирпичи, названные греками лидийскими, размером 1 X 1,5 фута (примерно 30 X 44 см). Греки же предпочитали кирпичи размером 31x31 см и 38,6Х X 38,6 см, хотя употребляли и более крупные. Одновременно изготовляли и укладывали в кладку стен кирпичи половинных размеров. Широкое применение обожженного кирпича и бетона позволяло римлянам привлекать для строительства малоквалифицированную рабочую силу.
В отличие от греков римляне предпочитали постройки практического назначения: термы, театры, амфитеатры, базилики, дома, дворцы, а также инженерные сооружения — мосты, дороги, оборонительные стены, акведуки. Если у греков была принята кладка насухо из хорошо отесанных квадров, то для римлян типичны кирпичные и каменные постройки с применением связующего раствора, а для сводчатых перекрытий — бетона. Панцири стен часто выкладывались из кирпича, а пространство между панцирями забивали щебнем с бетоном. Стены иногда возводили очень толстыми. Так, у Пантеона толщина стен достигала 6 м. Вес свода облегчали, вставляя в бетон полые сосуды. При постройке зданий пользовались металлическими стропилами, изображения которых имеются на росписи стены одной из катакомб.
Для отопления терм и домов в северных провинциях устраивали гипокаусты. Применяли водонепроницаемые облицовки бассейнов, цистерн, аквариумов. Их делали из извести, песка и шамота. Витрувий (кн. II, VI, I) особенно ценит пуццоланский песок вулканического происхождения, добывавшийся вблизи горы Везувий. В соединении с известью и битым камнем он придавал крепость не только наземным постройкам, но и сооруженным на море молам.
Для римской архитектуры характерно применение столбов, на которые опираются арки и своды. Полуциркульные и купольные своды перекрывали галереи, квадратные и круглые помещения.
Витрувий (кн. II, VIII, I) сообщает о разных типах кладок, применявшихся римлянами. Самой прочной он называет греческую кладку из обработанных каменных блоков, скрепленных запаянными свинцом железными скобами. К прочным он относит старинную бутовую «иррегулярную» кладку из необработанных камней на растворе из смеси извести с песком. Общепринятой в его время была сетчатая кладка (opus reticulatum), отличавшаяся большей красотой и меньшей прочностью. Ее применяли для стен, середина которых заполнялась известковым раствором со щебнем. Сетка создавалась на лицевых поверхностях стен из квадратных оснований каменных пирамидок, усеченные вершинки которых утапливались в

106

известковом растворе. Витрувий рекомендует также строить здания из хорошо высушенных сырцовых кирпичей двухлетней давности, прокладывая в верхней части стен несколько рядов хорошо обожженных кирпичей. Отсутствие в Риме домов из сырцовых кирпичей Витрувий объясняет необходимостью возводить в столице многоэтажные постройки, которые требовали толщины стен не менее чем в 2—3 кирпича (почти в 1.5 м), тогда как из-за тесноты застройки в Риме было разрешено возводить стены толщиной не свыше 1,5 футов, т. е. около 0,6 м. Поэтому там предпочитали строить дома при помощи каменных столбов, кладок из обожженного кирпича и из бутового камня. В период поздней империи распространился способ смешанной кладки (opus mixtum), в которой несколько рядов положенных плашмя обожженных кирпичей чередовались с бутовой кладкой на известковом растворе.
Стены домов облицовывали мраморными плитками или оштукатуривали. В императорскую эпоху были распространены облицовочные треугольные кирпичи.
Архитектура. Римская архитектура на раннем этапе ее развития восприняла формы, разработанные еще этрусскими архитекторами. Так, этруски уже в начале VI в. до н. э. возводили небольшие святилища типа простилей. В VI—V вв. до н. э. у них появляются монументальные храмы с одной и с тремя целлами, а к V в. до н. э. сложилась правильная планировка поселений с широкими улицами, ориентированными по странам света. К этрускам восходит архитектура жилых домов с центральным атрием, о чем свидетельствуют многочисленные этрусские гробницы. Однако у этрусков имелись и жилища с несколькими изолированными помещениями, где ютились беднейшие слои населения. Известны этрусские дороги, искусно высеченные в скалах или замощенные большими плитами, пробитые в скалах туннели, мощные каменные оборонительные стены городов.
В эпоху ранней Республики архитектурный облик Рима был еще очень скромен. Бесконечные войны, которые вела Римская республика в это время, не могли не отразиться на ее архитектуре. Особенно большое значение получили различные инженерные сооружения. К ним относятся: построенная в IV в. до н. э. общегородская так называемая Сервиева оборонительная стена, состоявшая из высокой наружной каменной стены и опиравшегося на нее мощного вала, который подпирался со стороны города второй менее высокой стеной; эмиссарий — водоотводные сооружения Альбанского озера с туннелем до 2 м высотой и 1200 м длиной; Аппиев водопровод длиной 17 км в виде канала, проходящего в основном под землей на глубине 6,5 м, а также Аппиева дорога.
Небольшие по размерам храмы III и II вв. до н. э. часто имели своеобразный так называемый италийский план, когда задняя стена целлы вытянута и замыкает боковые портики. Иногда храмы имели вид простилей (<a href="original2/arch-56.html" target="_blank">рис. 56</a>, 3) и периптеров (<a href="original2/arch-56.html" target="_blank">рис. 56</a>, 2).
Жилые дома раннереспубликанского времени известны по архитектуре Помпей и Геркуланума. Образцом могут служить дом Хи-

107

рурга, центром которого является атрий, и дом Саллюстия, который благодаря выходящим в сад портикам и открытым в сторону улицы лавкам уже не представлял собой замкнутого домовладения, отгороженного от всего окружающего. Во II в. до н. э. в Риме еще не было роскошных построек, не было даже ни одного мраморного храма.
Значительное развитие получили сводчатые конструкции преимущественно в инженерных сооружениях — акведуках и мостах. К началу I в. до н. э. получают широкое распространение перистили, террасная планировка построек, очень важным элементом архитектуры становится арка, распространяется строительство сводчатых помещений. На смену подземным водопроводам приходят арочные. Так, новый водопровод длиной 91 км, построенный претором Квинтом Марцием во II в. до н. э., в своей значительной части представляет собой арочные субструкции, сложенные из тесаного камня. Местами высота акведука достигала 15 м. Во II в. до н. э. возведены первые каменные мосты через реку Тибр.
Среди общественных сооружений интересен портик Метелла, окружавший храмы Юпитера и Юноны, и своеобразный храм Вейова на Капитолии с поперечно расположенной целлой. В Помпеях в это время был реконструирован центральный форум. Он был окружен с трех сторон двухэтажным портиком, и здесь же были построены новые общественные здания. Тогда же сооружаются базилика и Стабианские термы. В жилой архитектуре под влиянием эллинской архитектуры распространяются дома атриумно-перистильного типа (рис. 61,2—3), образцами которых могут служить дом Пансы, дом Фавна и дом Серебряной свадьбы в Помпеях.
Начало I в., особенно период диктатуры Суллы (82—79 гг. до н. э.), знаменовалось расцветом архитектуры не только в Риме, но и во многих городах Италии. Был реконструирован Римский Форум, построено здание Табулария, предназначенное для хранения архивов. Уровни поверхностей Форума и площадки Капитолийского холма были соединены лестницей из 66 ступеней, перекрытой цилиндрическим сводом. Со стороны площади Капитолия Табуларий имел только два этажа, но с фасадной стороны, выходившей на Форум, эти два этажа были вознесены на монументальные 15-метровые субструкции, загороженные почти глухой стеной. Находившийся над нею первый этаж Табулария был устроен в виде открытой аркады, украшенной полуколоннами. В Табуларии впервые монументально трактован как единое целое многоэтажный фасад на субструкциях и продуманно сопоставлены своды разного пролета и направления, что является основой всей римской монументальной архитектуры. Основной массив Табулария был бетонным, но наружные его стены сложены из тесаного камня — туфа и травертина.
В период поздней Республики, особенно в крупных общественных сооружениях Цезаря и Помпея, усиливается парадно-репрезентативная сторона архитектуры, намечается отказ от некоторых реалистических принципов, свойственных предшествующему перио-

108

ду. Так, например, на форуме Цезаря, хотя и сохраняются таберны с их утилитарным назначением, вся композиция направлена на прославление императора. В Риме на Бычьем форуме (форум Боа-риум)до настоящего времени сохранились два небольших храма, хорошо иллюстрирующих типы храмовых сооружений периода поздней Республики. Один из них, неправильно названный храмом Фортуны Вирилис, — прямоугольный италийский псевдопериптер на высоком подии, с глубоким передним портиком, поддерживаемым колоннами ионийского ордера. Второй, называемый обычно «круглым храмом на Тибре», иногда «храмом Весты на Тибре», первоначально имел круглую травертиновую целлу, высокий подий и ступеньки перед входом, а в I в. н. э. был окружен мраморной колоннадой из 20 стройных колонн коринфского ордера с добавлением мраморных архитектурных деталей.
Особый этап в развитии римской архитектуры связан с эпохой Августа, который в «Перечне своих деяний» писал, что превратил «глиняный Рим в Рим мраморный». В Риме при нем были сооружены: новый форум, театр Марцелла, термы Агриппы, портик Октавии, Алтарь мира. Десятки старых храмов перестроены в мраморе. Друг и зять Августа Випсаний Агриппа был его ближайшим помощником и руководил строительными работами. Он реставрировал, перестраивал и строил новые водопроводы, которых к концу I в. до н. э. в Риме уже было шесть. Он возвел ряд монументальных сооружений на Марсовом поле, в том числе Пантеон, термы, парк с искусственным озером, бассейнами и фонтанами, театры, портик Агриппы с выставленной в нем географической картой мира. После смерти Агриппы в 12 г. до н. э. Август продолжает широкое строительство, привлекая греческих мастеров. Они сочетают обычные для них приемы греческой архитектуры с новыми, характерными для римлян. Так возникает симбиоз латинского и эллинского искусства, получивший условное название Августова классицизма.
Особенностью архитектуры римлян было распространение арок и сводов в полуциркульных очертаниях. К середине I в. до н. э. ширина пролетов арок, на которые опирались римские акведуки, достигала 24 м. Так же искусны были римляне в сооружении купольных перекрытий. Так, например, в Байях при Августе был сооружен зал диаметром 21,55 м, увенчанный куполом. В Помпеях в Стабиевых термах куполом в виде усеченного конуса был покрыт круглый зал фригидария. При Августе было построено много декоративных и мемориальных арок, а также храмов в разных частях государства, в том числе хорошо сохранившийся прямоугольный храм «Maison Carre» в Ниме в Южной Франции. Это псевдопериптер с продольно вытянутой целлой на высоком подии.
При Нероне строительная техника и техника проектирования достигают своей зрелости. На Палатинском холме возводят огромный дворец, достроенный Калигулой, — первый многоэтажный дворец с большими стеклянными окнами.
Во II и III вв. римское инженерное искусство находилось на вершине своего расцвета. Широкое распространение получила

109

кирпично-бетонная техника. При Траяне во всех концах империи возводят монументальные арки, сооружают дороги, мосты, гавани. Полностью был реконструирован и расширен порт Остии, в Риме на месте засыпанных руин золотого дома Нерона были построены термы Траяна. Аполлодор Дамасский создал комплекс грандиозного Форума Траяна. Особый характер имеет архитектура эпохи Адриана. В ней явно проявляются черты эклектизма. Преемник Траяна император Адриан много путешествовал и видел прекрасные памятники греческой и эллинистической архитектуры. Он стал горячим поклонником греческой культуры. При нем был построен храм Зевса Олимпийского в Афинах, реставрировались многие греческие храмы, воздвигнута двухъярусная арка, отделявшая новую часть Афин от старого города. В Риме был сооружен грандиозный Пантеон с куполом, пролет которого достигал 43,2 м. При этом была полностью перестроена постройка, возведенная Агриппой. Пантеон состоит из круглой ротонды и прямоугольного входного портика. Диаметр ротонды равен ее высоте. Общая площадь пола ротонды была около 1500 кв. м. Перекрывавший ротонду купол имел в центре отверстие. Вся внутренняя поверхность купола была расчленена 28 рядами кессонов. Пантеон сооружен из бетона, на бетонном фундаменте. В строительстве широко применены многочисленные разгрузочные арки, вес купола существенно облегчается за счет кессонов, некогда богато украшенных бронзовыми обрамлениями и розетками.
Совсем иным был план двойного храма Венеры и Ромы, построенный по проекту Адриана, но законченный уже при Антонине Пии (после 140 г.). Ядром храма были две целлы, абсиды которых соприкасались. В их нишах были статуи богинь. У каждой целлы был свой пронаос с колонным портиком, а весь храм был обнесен дополнительной колоннадой.
К особенно пышным и богатым постройкам следует отнести обширный дворцовый комплекс виллы Адриана в Тиволи. Для этого времени особенно характерно массовое копирование греческих статуй.
В императорскую эпоху ведется огромное строительство на территории римских провинций. Особенно знамениты: ансамбль храмов Баальбека в Сирии, святилище Баала в Пальмире, вновь выстроенный город Тимгад в Северной Африке и многие другие сооружения.
С конца II в. начинается постепенный упадок римской архитектуры. Он проявляется главным образом в снижении ее художественного уровня, тогда как по грандиозности сооружений и по мастерству их технической разработки и планировки пространства архитектура III в. не уступала предшествующей эпохе. Наиболее грандиозными сооружениями III в. в Риме были термы Кара-каллы и термы Диоклетиана (рис. 59).
Совсем новым явлением в архитектуре был дворец Диоклетиана в Сплите, напоминающий своим планом римский укрепленный лагерь с улицами шириной в 11 м, обрамленными портиками. Ар-

110

хитектурные детали дворца показывают сходство с восточными ансамблями и свидетельствуют о наступлении переходной эпохи. Здесь формы столичной римской архитектуры тесно переплетаются с провинциальными архитектурными мотивами.
Термы Диоклетиана, базилика Максенция и арка Константина оказались последними монументальными постройками античного времени в Западной половине Римской империи. Окончательное размежевание Восточной и Западной половин Римской империи произошло в 395 г., и дальнейшее развитие их истории и архитектуры пошло разными путями.

Подготовлено по изданию:

Кругликова И. Т.
К84 Античная археология. Учеб. пособ. для студ. вузов. — М.: Высш. шк., 1984.— 216 c., ил.
© Издательство «Высшая школа, 1984



Rambler's Top100