Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
26

§ 2. Ремесло

Солон издал закон, по которому «сын не обязан кормить отца, если тот не научил его ремеслу». Ксенофонт в сочинении «Воспоминания о Сократе» пишет, что в Афинах большую часть народного собрания составляли ремесленники: кожевники, горшечники, сапожники и т. д. Ремесленные мастерские одновременно были и лавками. Хозяин мастерской работал там сам наряду с рабами и свободными. Рабов использовали главным образом на тяжелых и подсобных работах. Владельцами ремесленных мастерских были свободные, часто метэки (чужеземцы).
При Перикле число рабов, занятых на общественных постройках, было сокращено до 1/4 всех работающих, т. е. основные строительные работы выполнялись свободными ремесленниками.
Высокого развития достигли ремесла: металлургическое, каменотесное, деревообрабатывающее, гончарное, кожевенное. Ткацкое ремесло в основном не выходило за рамки домашнего производства.
Металлургия. Металлургическое ремесло состояло из добычи и обработки металла. Руду добывали в различных районах античного мира и широко импортировали. Медные рудники были известны на Кипре, острове Эвбея, в Македонии и в Малой Азии. Золото добывали в Малой Азии (Лидии, Мизии), в Греции, на островах Сифнос и Фасос, во Фракии на горе Пангея. С эпохи эллинизма самородное золото и россыпи разрабатывали в Верхнем Египте. Серебро добывали в Аттике, где находились знаменитые Лаврионские серебряные рудники, а также в Малой Азии, Фракии, Эпире, Далмации. С эпохи эллинизма серебро стали привозить из Карфагена и Испании. Олово импортировали из Британии, Испании, возможно, также из Фракии. Имелось оно и в Греции в районе Дельф.
Железную руду добывали в Лаконии, в Малой Азии, на острове Эвбея и на Юго-Восточном побережье Черного моря, где Эсхилл помещал халибов—искусных металлургов (вероятно, это район Колхиды, где железо добывали из гематитовых песков в устьях рек). Кроме того, железную руду получали из болотных руд, например в Северном Причерноморье.
Иногда руда встречалась на поверхности. Для добычи руды, лежащей в глубинных слоях, приходилось прорывать глубокие шахты и отводить от них боковые штольни. В Лаврионских рудниках глубина шахты достигала 120 м. Шахты были вертикальными. Рабов спускали в шахты воротом или они спускались сами по углублениям в стенах шахт. Штреки следовали направлению пласта. Если руда выходила на поверхность, то, следуя пласту, делали штольни; высота штолен достигала 1 м. В них работали на коленях или лежа. Для того чтобы отломать породу, ее нагревали, а затем охлаждали водой. В образовавшиеся трещины забивали деревянные клинья. Для работы в рудниках использовали молоты, клинья, кайлы, лопаты, кувалды.

27

Диодор описывает работы в испанских рудниках, принадлежащих римлянам, и говорит об ужасном положении рабов в подземных шахтах.
Греческий географ конца III —начала II в. до н. э. Агатархид говорит о золотых рудниках Нубии, где для отделения золота от породы применяли свинец, олово, соль, отруби. С III в. до н. э. в рудниках применяют водоотливные приспособления — архимедов винт и специальные колеса. Малолетние рабы из рудников выносили в корзинах и мешках только руду. Отбросы оставляли на месте. На поверхности земли вблизи шахт руду дробили в ступках или на мельницах, измельчая до размера зерен проса. Мельницы из плотного камня состояли из двух частей: нижний жернов конусовидной формы с железным стержнем вверху и верхний жернов с воронковидными углублениями сверху и снизу. Верхний жернов вращали ходившие по кругу лошадь, осел или рабы. Раздробленную руду промывали несколько раз, и осевшие частицы металла собирали, сушили и плавили в плавильных печах, чтобы восстановить металл из руды, например свинец и серебро из свинцового блеска в Лаврионских рудниках.
Плавильные печи при Лаврионских рудниках были низкие, круглые в плане, диаметром около 1 м. Печь заполнялась слоями руды и древесного угля. При таком способе плавки в отходах оставалось много неиспользованного металла. Изображение печей мы встречаем на глиняных табличках-пинаках VII—VI вв. до н.э., найденных вблизи Коринфа и хранящихся в Берлинском музее.
Таким же примитивным сыродутным способом добывалось из руды и железо. Горн загружали слоями древесного угля и руды. Огонь раздували мехами. Расплавленное железо просачивалось вниз и застывало, образуя крицу. Крицы обрабатывали в мастерских металлургов с помощью литья и ковки на кузнечных наковальнях. Кузнечное дело на ранних этапах могло быть соединено с литейным. Из железа изготовляли орудия труда, в том числе сельскохозяйственные орудия и оружие. Мастерская, где изготовляли орудия труда, была найдена в Приене. Сельскохозяйственные орудия могли также выковывать и в деревенских кузницах.
Кузница VI в. до н. э. воспроизведена на чернофигурной вазе из Орвието (рис. 5), хранящейся в Бостонском музее. Мы видим изображение кузнеца с поднятым над головой топором, собирающегося разрубить брусок, который держит щипцами над наковальней его помощник. Здесь же орудия труда кузнеца: молот, щипцы с шарниром. На стене висят готовые изделия. Кузница представлена и на чернофигурной вазе VI в. до н. э. из Вульчи. Перед печью сидит обнаженный кузнец, вынимающий клещами из печи кусок металла, чтобы положить его на наковальню. Его подмастерье раздувает в печи огонь с помощью мехов. Вокруг нарисованы кузнечные щипцы и молоты.
До VI в. до н. э. кузнецы пользовались клещами в виде двух нескрепленных изогнутых стержней. В VI в. до н. э. начинают Применять клещи с шарниром. Была распространена главным об-

28

разом горячая обработка металла с многократным обжигом железа, во время которого происходило науглероживание железа и его закалка. Из сочинения Теофраста нам известно о применении при обжиге металла бурого угля.
Существование в Греции способа литья железа спорно, хотя Павсаний пишет, что Феодор Самосатский в VI в. до н. э. изобрел литье железа и стал делать статуи. Геродот сообщает, что Главк Хиосский в VII в. до н. э. изобрел способ соединения железа — сварку или спайку.
Можно проследить усовершенствования в обработке железа, которые имели место в VII—VI вв. К ним относятся: применение усовершенствованных мехов; изобретение клещей с шарниром и применение спайки железа.
Обработка цветных металлов. Бронзовые изделия были очень распространены у греков. Из бронзы делали художественные изделия и украшения, разные бытовые вещи и оборонительное оружие (рис. 6).
Бронза — это смесь меди с оловом (88% меди и 12% олова). Примесь олова делает медь более твердой. Бронзовые изделия отливали в формах либо изготовляли из листов с помощью клепки, спайки, тиснения и т. д. В крито-микенскую эпоху литье бронзы осуществляли разными способами: с утратой восковой модели, в открытых каменных литейных формах и в двухстворчатых разъемных формах. При первом способе восковая модель покрывалась глиной, затем при обжиге воск вытекал через литик. Пустоту заполняли металлом; чтобы вынуть застывший металл, форму разбивали. При отливке в односторонней форме изделие имело рельеф лишь с одной стороны, вторая — верхняя поверхность—оставалась гладкой. Разъемные формы позволяли отлить предмет, имеющий профилировку со всех сторон. Две створки формы плотно скреплялись, а металл через специальный канал заполнял сделанные в створках углубления, соответствующие форме предмета, который надо было отлить. После застывания металла створки разводились, лишний металл, так называемые литики, образовавшиеся в канале и в швах, отрубались, поверхность отлитого предмета заглаживалась.
В архаическую и классическую эпохи господствовал способ литья с утратой восковой модели. В Египте были найдены гипсовые формы. Их снимали с модели, чтобы сделать с них восковые отливки. Затем способом утраты восковой модели изготовляли бронзовые отливки. Австрийский ученый Е. Пернис измерял бронзовые ручки и украшения греческих сосудов VI—V вв. до н. э. и выяснил, что все они изготовлены в разных формах, т. е. с утратой восковой модели. Лишь с эпохи эллинизма стали вновь применять разъемные формы.
Бронзу широко употребляли для отливки статуй. Первоначально статуи были деревянными, их оббивали металлическими листами. Но Павсаний говорит о кованых статуях, составленных из отдельных частей и скрепленных гвоздями.

29

В VI в. до н. э. Феодор и Ройк изобрели литье больших полых статуй на основе восковой модели. Для их отливки применяли множество форм, а затем отдельно отлитые части статуй соединяли. В эпоху эллинизма изготовляли статуи очень больших размеров. Так, например, колосс Родосский (статуя Гелиоса) имел высоту 29,3 м. Для его сооружения потребовалось около 13 т меди и почти 8 т железа — на каркас.
Литейная мастерская изображена на краснофигурном килике V в. до н. э. из Берлинского музея (рис. 7). Здесь мы опять видим горн, раздуваемый с помощью мехов, процесс клепки и обработки поверхности бронзовых статуй. На стенах висят орудия труда и разные изделия бронзолитейной мастерской. Бронзу ковали, шлифовали, паяли.
В Греции была широко распространена рельефная обработка металлических изделий — торевтика. Торевты изготовляли украшения одежды и парадного вооружения, бронзовые зеркала, посуду и различные бытовые предметы. При выполнении рельефных украшений из листового металла применяли способ чеканки. С помощью ударов молота по чекану — специальному инструменту с различным по форме концом — добивались рельефного изображения. Дополнительно мастер мог оформлять рисунок с помощью гравировки, резьбы и насечек. Применялся и способ тиснения путем выдавливания тонкой пластинки металлической или каменной матрицей, имеющей рельефное изображение. Для обработки поверхностей бронзовых изделий применяли чеканку, гравировку, инкрустации, золочение и серебрение. Широко использовали и штамповку, особенно при изготовлении блях. Был известен способ волочения — вытягивания проволоки. Из бронзовых сосудов особенно ценились коринфские. Их выковывали из бронзовых листов, которые затем припаивались или приклепывались. Был известен токарный станок.
В III—II вв. до н. э. обработка цветных металлов совершенствуется: стали вновь употреблять разъемные формы; изобрели золочение способом амальгамации. При этом способе ртуть смешивали с золотом для получения амальгамы, которую наносили на поверхность изделия. При нагревании изделия ртуть испарялась, а золото оставалось на поверхности предмета. Распространяется перегородчатая эмаль. Она была известна ювелирам V—IV вв. до н. э., но тогда ее применяли очень редко и преобладали вставки камней и холодного стекла. В эпоху эллинизма эта техника стала массовой и вместо камней ячейки заливают жидким стеклом.
Ювелирное ремесло достигло необычайно высокого уровня, особенно в V и IV вв. до н. э. Материалом служит золото, электр и серебро. Некоторые из ювелирных изделий, как, например, золотые серьги IV в. до н. э. из Феодосии, являются образцом изумительно тонкой техники и не имеют себе равных в истории ювелирного искусства. Несколько менее тонкой работы, но близкие по типу серьги IV в. до н. э. найдены в Херсонесе, на Боспоре — в

30

кургане Большая Близница, а также во Фракии и других местах. Приближаются к ним и височные подвески IV в. до н. э. из кургана Куль-Оба, сделанные в технике филиграни и зерни с применением голубой эмали и плетеных проволочек (рис. 8, 1, 2).
Для ювелиров Греции характерна техника мельчайшей зерни и филиграни. В Северном Причерноморье найдены ожерелья тончайшей филигранной работы в виде плетенки из золотых проволочек с мелкими подвесками, украшенными филигранью и зернью, например в кургане Большая Близница. Типы ювелирных изделий очень разнообразны: перстни, браслеты, ожерелья, серьги, диадемы, калафы, погребальные венки, всевозможные нашивные бляшки, подвески и т. д. Из драгоценных металлов делали различные сосуды.
Особой отраслью металлообрабатывающего ремесла является монетное дело. Античная техника знала два способа производства монеты — чекан и литье. Литые монеты, известные в Ольвии VI в. до н. э. ив Риме в IV в. до н. э., отливались в двусторонних формах, часто по нескольку штук сразу. Для чеканных монет вначале заготовляли монетные кружки. Кружки тоже отливали в групповых формах, затем отрубали литники, соединявшие кружки, а на кружки посредством чеканки специальными железными штемпелями наносили изображения. Монеты из золота и серебра отливались в индивидуальных закрытых формах из заранее взвешенного металла. Горячий монетный кружок захватывали щипцами, клали на наковальню с вдавленным изображением, которое должно было отпечататься на одной из сторон монеты, сверху приставляли к кружку железный штемпель, на нижней стороне которого было вдавленное изображение второй из сторон. По верхнему штемпелю ударяли молотком, и таким образом лицевая и оборотная стороны монеты одновременно получали изображения и надписи. На ранних монетах изображение имеет только одна лицевая сторона, на оборотной стороне отпечатывается лишь верхний чекан в виде одного или нескольких квадратов. В VI в. в Афинах появляются двусторонние монеты. С целью лучшего фиксирования монетного кружка на наковальне со временем усложняется устройство штемпелей.
Каменотесное ремесло. Этот вид ремесла состоит из двух процессов: добычи камня в каменоломнях и его дальнейшей обработки. Камень применялся в градостроительстве, употреблялся для производства предметов искусства, орудий труда и бытовых поделок. Строительный камень добывали в каменоломнях. Разработки камня велись как открытым способом, так и в штольнях. Штольни пробивали с наклоном 30°, чтобы из них легче было вывозить глыбы камня.
Орудиями труда на камнеразработках служили зубило, лом, клинья, кувалда, пилы, кайло. Пилами с зубьями пилили мягкие породы камня, а пилами без зубьев — с помощью песка породы твердые. Первичную обработку каменных блоков барабанов, а иногда и стволов колонн производили на месте. Отеску камней

31

производили на месте строительства долотом, двусторонней киркой и зубаткой.
Столярно-плотничье ремесло. В Балканской Греции лесов было мало. Лес греки импортировали из Македонии, Фракии, Киликии, Причерноморья, Сирии и Италии. В IX и VIII вв. до н. э. лес шел на изготовление статуй, строительство храмов и домов. Сосна и кедр были главным материалом, который употребляли при строительстве кораблей. Греки употребляли дерево для перекрытий потолков, полов, окон, лестниц, дверей, для изготовления мебели, повозок, рукоятей инструментов, изготовления ткацких станков, сельскохозяйственных орудий, саркофагов, табличек, каркасов для щитов, которые обтягивали кожей, для рукоятей орудий труда и инструментов и т. д.
Дерево гнули, пилили, тесали. Были известны лучковые пилы, двухручные пилы и ножовки. Для деревообрабатывающего ремесла характерно отсутствие специализации мастеров по столярным и токарным работам. Токарный станок был, но конструкция его неизвестна. Для столярных работ употребляли топоры, молотки, пилы, тесла, рубанки, долота, ручные сверла и дрели, резаки, напильники и гвозди, линейки, циркули, отвесы.
Применяли фанеровку из тонких слоев самшита, клена, черного тиссового, железного дерева, дуба и пр. Столярный клей делали из бычьей кожи, пузырей, белуги, осетра. Изделия из дерева полировали рыбьей кожей, а вместо политур употребляли кипарисовое и можжевеловое масло и воск. Из пород дерева особенно ценились: клен, бук, дуб, туя, персиковое дерево, сосна, ель, ива. Из деревянных изделий лучше всего сохранились саркофаги. Их делали в виде ларцев (в V—III вв. до н. э.) и в виде домов в III в. до н. э. Доски скреплялись шипами, а в III в. до н. э. применяли более сложную технику соединения. Была широко распространена резьба по дереву и инкрустации. Чтобы сделать дерево несгораемым, его пропитывали квасцами.
Керамическое ремесло было развито во всех античных центрах. Кроме столовых, кухонных и туалетных сосудов гончары изготовляли керамическую тару для хранения и перевозки жидких и сыпучих продуктов — амфоры и пифосы, различные строительные материалы и архитектурные детали, грузила, пряслица, статуэтки, светильники, алтарики, курильницы и пр. У греков преобладала посуда, сделанная на гончарном круге и обожженная в специальных обжигательных печах. Печи для обжига керамики чаще всего имели в плане округлую или овальную форму, диаметром от 1 до 5 м, реже они были прямоугольными. Изнутри стенки печи обмазывались жаростойким слоем глины. В нижней части печи находилась камера, имевшая отверстие для разжигания огня и загрузки печи дровами; в центре ее находился один или несколько опорных столбов, поддерживавших плоский или сводчатый потолок этой камеры, являвшийся одновременно подом верхней обжигательной камеры. Этот под печи имел сквозные отверстия-продухи, через которые горячий воздух проникал в каме-

32

ру, где обжигали сосуды. Обжигательная камера имела сводчатое перекрытие без опорного столба. При загрузке печи керамикой, предназначенной для обжига, и при выемке готовых сосудов верхняя часть свода разбиралась, а при обжиге отверстие замуровывали. Для изготовления различных изделий глину специально готовили: перемешивали, промывали, добавляли в нее разные примеси — песок, толченый известняк или толченую ракушку, шамот и пр. Сосуды формовались на ручном или ножном гончарном круге. Сцены выделки сосудов на гончарном круге и обжиг сосудов в печи воспроизведены на глиняных расписных вотивных табличках — пинаках второй половины VII в. до н. э., найденных в Коринфе и хранящихся в Берлинском музее (рис. 9).
Черепицы и кирпичи изготовлялись в деревянных формах, реже — в глиняных. Терракоты, светильники, архитектурные детали оттискивались в глиняных формах. После формовки изделия подсушивались, иногда их поверхность покрывалась ангобом — раствором жидкой глины или лаком. Поверх ангоба часто наносили роспись минеральными или растительными красками. Некоторые керамические изделия клеймились — мерные сосуды и светильники, амфоры, черепицы. Клейма ставились деревянными, металлическими или керамическими штемпелями до обжига изделия, чаще всего они содержали имя или личный знак владельца мастерской, а на амфорах и мерных сосудах ставилось клеймо с именем магистрата — должностного выборного лица данного города, название города и др. (рис. 10).
В эпоху эллинизма были широко распространены рельефные круглодонные чаши, так называемые мегарские, которые оттискивались в глиняных формах (рис. 11). В особых формах оттискивались также отдельные фигурки и медальоны, которые затем прикреплялись к изготовленным на гончарном круге сосудам. Сосуды с прилепными рельефными украшениями характерны для италийской керамики IV в. до н. э. и более поздней, особенно для так называемых каленских ваз (изготовленных в мастерских города Калеса в Кампании). Рельефные оттиснутые в формах фигуры имеются на знаменитых лекифах начала IV в. до н. э. работы афинянина Ксенофанта (рис. 12, 1), найденных в Фанагориии на кумской гидрии («царице ваз») из Эрмитажа.
Размеры керамических мастерских были различны. Обычно в них было несколько гончарных печей. Известны крупные мастерские, специализировавшиеся на выпуске одного вида продукции, как, например, царские эргастерии на Боспоре, производившие черепицу.
Керамика, изготовленная в разных городах, различается по цвету глины и по ее примесям, по стилям росписи сосудов, по качеству и оттенкам черного лака, покрывавшего их поверхность.
Формы греческих сосудов очень разнообразны (рис. 13). Наиболее распространены были остродонные амфоры (рис. 15) и пифосы, иногда имевшие очень большие размеры. Среди столовой посуды наиболее распространены плоскодонные амфоры с двумя

33

вертикальными ручками, с крутыми плечами и с сужающимся книзу туловом, пелики, отличающиеся от амфор покатостью плеч и расширяющимся книзу туловом, гидрии — сосуды для воды с двумя горизонтальными и одной вертикальной ручками, кратеры — крупные широкогорлые сосуды, в которых смешивали вино с водой. Из кратеров и амфор жидкость черпали специальными черпаками с длинными ручками-киафами. Бронзовые киафы часто имели ручки, завершающиеся в виде головок лебедей, а глиняные киафы были сделаны в виде чашек с высокой ручкой. Для питья пользовались канфарами, киликами, ритонами, фиалами, котилами, скифосами. Имелись сосуды типа одноручных кувшинов — ольпы и ойнохои со специально суженными устьями, образующими удобный слив. Для хранения дорогого благовонного масла использовали аски и лекифы. Арибалы и алабастры, наполненные маслом для натирания кожи, привязывали к поясам юноши, занимающиеся гимнастикой в палестрах. Пиксиды и леканы — туалетные сосуды с крышками служили для хранения пудры, румян, булавок и драгоценностей. Кроме того, в гончарных мастерских изготовляли различную кухонную посуду — горшки, кастрюли с крышками, миски.
Производство стеклянных изделий. В странах Древнего Востока стеклоделие было известно уже в III и II тысячелетиях до н.э. Из непрозрачной стеклянной массы, получавшей яркие цвета путем добавления окисей меди, марганца, железа и т. д., в Египте делали бусы, мозаику для украшения мебели, небольшие флакончики для благовоний (рис. 14, 1—5). На металлический прут укрепляли глиняно-песчаную болванку, на которую накручивали горячую стеклянную массу, а на ее поверхность наматывали разноцветные стеклянные нити. Иногда их растягивали в виде зигзагов, а затем заглаживали поверхность, раскатывая на гладкой плитке. Из остывшего сосуда извлекали прут и глиняно-песочное ядро. Много сосудов, сделанных в технике "песчаного ядра", вывозили в Грецию и Северное Причерноморье в VI — IV вв. до н. э.
Возможно, что на острове Родос и в других местах Греции в это время стали таким же способом изготавливать сосудики для благовоний и делать стеклянные бусы. В IV — III вв. до н. э. научились лить стекло, прессовать и обесцвечивать его, делать мозаичные стекла. В Александрии появляются мозаичные стеклянные сосуды. Для их изготовления складывали разноцветные стеклянные нити, иногда образующие в разрезе рисунки. Их скрепляли стеклом в виде палочки, которую затем вытягивали и разрезали на тонкие поперечные пластинки. Эти пластинки укладывали в форму и нагревали до тех пор, пока они не сплавлялись друг с Другом, образуя единый сосуд. Такие вазы из мозаичного стекла очень ценились (рис. 16, 4).
Еще в архаическую эпоху как подражание каменным и металлическим печатям стали вырезать изображения на стекле, применяя металлические резцы или пилки. Это была гораздо менее трудоемкая работа, чем резьба на камнях-самоцветах. Для этого из-

34

готовляли двухслойное стекло путем погружения стеклянной вазы или пластинки в жидкую стеклянную массу другого цвета. После остывания верхний слой стекла обрабатывали резцом. Прекрасный образец вазы, выполненной в технике камеи, дает ваза Портланд, найденная близ Рима и хранящаяся в Британском музее (рис. 16, 9). Ее верхний молочно-белый слой стекла частично удален до темного стекла основной массы вазы, а частично он прорезан, образуя рельефный рисунок мифологического содержания. Различная глубина рельефа придает живописность изображениям. Поверхность стеклянных сосудов иногда украшали гравировкой, техника нанесения которой, аналогичная резьбе по стеклу, была давно знакома грекам. Но сложные рисунки стали выполнять лишь в эпоху эллинизма, когда контуры сначала наносили гравировкой, затем расписывали красками. Для росписи сосудов обычно применяли эмалевые краски. Один из прекрасных образцов александрийских расписных сосудов конца I в. до н. э. из зеленого стекла был найден в Керчи (рис. 16,5).
В Египте, а с IV в. до н. э. в Греции стали изготовлять перстни со стеклянными вставками, в которых находились тонкие золотые пластинки. Эти пластинки, положенные на тонкий слой стекла, затем заливали вторым слоем такого же стекла. Тем же способом в Александрии изготовляли дорогие сосуды с золотыми узорами (рис. 16, 2, 3). Художественные стеклянные изделия были предметами роскоши. Массовое распространение стеклянные сосуды получили лишь после изобретения техники дутья в римский период.
Ткачество и прядение были отраслью домашнего производства. Пряли при помощи деревянного веретена, на конец которого надевался глиняный, каменный, реже деревянный кружок с центральным отверстием — пряслице — для придания веретену большей инерции вращения. Глиняные обожженные пряслица в большом количестве находят при раскопках греческих жилищ. Сцены изготовления пряжи с помощью веретена встречаются на красно-фигурных расписных вазах V в. до н. э. (рис. 17, 3, 5).
Ткали на вертикальном ткацком станке, представлявшем собой деревянную раму с валиком, на котором закреплялись нити основы. Свободные концы нитей свешивались вниз, оттягивались грузиками. Плетение ткани происходило путем пропускания горизонтальной нити между спускающимися нитями основы. Изображения вертикальных ткацких станков имеются на краснофигурных вазах V в. до н. э. (рис. 17, 1) и на чернофигурных вазах V—IV вв. до н. э. (рис. 17, 2). Ткацкие грузики имеют обычно пирамидальную форму со сквозным отверстием в верхней части. Иногда до обжига на них делали оттиски гемм — печатей заказчиков. Дорогие ткани изготовлялись в специальных ремесленных мастерских.
К числу домашних ремесел можно отнести вязание рыболовных сетей, для чего употребляли особые бронзовые крючки, а возможно, применяли костяные иглы с насечками вверху, часто находимые при раскопках рыбацких поселков.

35

Обработка кожи. О развитии кожевенного ремесла у греков мы знаем мало. Кожа применялась для изготовления оборонительных доспехов-щитов и панцирей. Из кожи делали обувь и накидки с капюшонами, конскую сбрую, ремни и другие поделки. Техника обработки кожи у греков нам неизвестна. Возможно, для очистки кожи использовали костяные орудия с зубчиками, сделанные из ребер крупных животных.

Подготовлено по изданию:

Кругликова И. Т.
К84 Античная археология. Учеб. пособ. для студ. вузов. — М.: Высш. шк., 1984.— 216 c., ил.
© Издательство «Высшая школа, 1984



Rambler's Top100