Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
9

ЭТРУССКАЯ АРХИТЕКТУРА

ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭТРУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Италия занимает гористый Апеннинский полуостров, на севере — широкую ломбардскую равнину, ограниченную альпийскими горами, и на юге — остров Сицилию, являющийся как бы продолжением Апеннинского полуострова.
Италия с ее плодородными долинами и богатыми горными пастбищами была заселена с древних времен. Исключительно выгодное географическое положение в центре средиземноморского бассейна и поблизости от африканского берега делало ее естественным этапом на торговых путях древнего мира. Альпы, отделяющие Италию от Центральной Европы, не были непреодолимой преградой ни для потоков переселенцев, ни для товаров, направлявшихся из Азии, Африки и юго-восточной Европы через Италию в центральные и западные области европейского континента.
Береговая линия Италии значительно менее изрезана, чем на Балканском полуострове. Почти все наиболее удобные гавани расположены на юге, юго-западе и западе Апеннинского полуострова, а также в Сицилии. Южные И юго-западные районы Италии привлекли к себе в древности греческих колонистов, которые основали здесь ряд приморских городов, ставших очагами распространения греческой культуры в Италии. Эта так называемая «Великая Греция» поддерживала тесные связи со всем эллинским миром и долгое время хранила в своей культуре общеэллинские традиции.
Главный горный хребет, Апеннинский, тянется от западных Альп до южной оконечности Италии и заполняет своими цепями и отрогами почти весь полуостров, продолжаясь затем в Сицилии. Апеннинские горы сравнительно невысоки, и, разделяя страну на ряд областей, они не изолировали их. Связь между отдельными областями легко поддерживалась также береговым судоходством.
На западной стороне полуострова располагаются обширные равнины Этрурии, Лация и Кампании, обладающие достаточным числом удобных гаваней и являющиеся (вместе с долиной По и Сицилией) главными земледельческими районами древней Италии. Именно эти западные равнины и были колыбелью римской государственности и римской культуры.
Из италийских равнин наибольшим плодородием отличаются Ломбардия и Кампания. Плодородный слой почвы Этрурии и Лация лежит на водонепроницаемом пласте. Поэтому поля и луга этих равнин плодородны только при условии их коллективной осушки, которая издревле производилась системой подземных каналов (куникул). Падение культуры земли немедленно вызывает здесь заболачивание целых районов.
Горы Италии, и сейчас еще лесистые, в древности были покрыты вековыми лесами, предохранявшими реки от высыхания и служившими богатым источником прекрасного строительного материала. Распространенные в Италии вулканы давали в изобилии лавы и туфы, легко обрабатываемые и бесконечно разнообразные по своим техническим свойствам. В Италии не было недостатка и в других строительных материалах, например, в известняках и мраморе. Мощные же слои пепла и вулканического песка — пуццоланы1 — давали необычайной крепости растворы и бетон, которые легли в основу строительной техники италиков, начиная с очень раннего времени.
Довольно многочисленные реки Италии имеют горный характер и, за исключением По, Тибра, Арно и Гарильяно, не судоходны.
Климат Италии, в общем мягкий и теплый, обнаруживает значительные различия в разных районах. Довольно суровые зимы имеют место в ломбардской равнине и в горных районах Апеннинского полуострова. Значительные холода характерны для зим и в Средней Италии. Наиболее теплый климат—

1 От названия римского порта Путеолы (Поццуоли).
10

Карта античной Италии

Карта античной Италии

11

Карта античной Италии. Центральная часть

Карта античной Италии. Центральная часть

12

в Южной Италии и в Сицилии, а также на генуэзском берегу, защищенном от северных ветров сравнительно высокими горами.
Итальянский пейзаж отличается чрезвычайным разнообразием и красотой (табл. 1 и 2). В Италии почти нет такого места, где на горизонте не виднелись бы море или горы. Геологическое строение поверхности Средней и Южной Италии и Сицилии обусловлено в значительной степени вулканической деятельностью. Действующие до нашего времени Везувий и Этна характеризуют пейзаж Кампании ч Сицилии. Извержение Везувия (79 г. н. э.), похоронившее под слоем пепла и лавы несколько важных населенных пунктов Кампании, сохранило до нашего времени целые античные поселения и города, в том числе Помпеи и Геркуланум, в которых уже в течение двух веков производятся археологические раскопки.
Население и общественный строй. Обладая довольно значительным числом гаваней на юге и на западе, достаточно доступная с севера, плодородная Италия, как сказано, с древнейших времен привлекала иноземных пришельцев из Центральной Европы и из Средиземноморья. Пришельцы из Центральной Европы, повидимому, принесли с собой в Италию обычай строить свайные жилища на озерах и применили его к постройке поселений на суше, также свайных, так называемых террамар (террамара — черная, или плодородная земля). Некоторые террамары были укрепленными поселениями.
Еще недавно считалось доказанным, что некоторые террамары (например, в Кастелаццо) имели правильную планировку, которая оказала прямое влияние на планировку римского лагеря и города. В настоящее время обнаружилось, что этот взгляд основан на недостаточно полно произведенных раскопках и что можно говорить лишь о зачатках правильной планировки и притом только в наиболее поздних из террамар.
К концу бронзового века (период террамар) и к железному веку (так называемый период Виллановы) относятся терракотовые погребальные урны, изображающие овальные и круглые хижины (рис. 1) В подобных примитивных хижинах должно было жить в то время население Средней Италии, и их форма удержалась в народном жилище Италии вплоть до нашего времени. Гробницы этого времени были вырезаны в земле и имели простейшую форму.

1. Домовидная урна древних италийских племен (около 1000 года до н. э.)

1. Домовидная урна древних италийских племен (около 1000 года до н. э.)

В конце бронзового и в начале железного века, около рубежа I и II тысячелетий до н. э., в Италии образовались три основных группы италийских племен: умбры заняли Северную Италию, латины — долину Тибра, оски (самниты и др.)—южную часть полуострова и некоторые районы Сицилии. Этим племенам не удалось, однако, закрепить за собою наиболее плодородные и удобные прибрежные районы; уже в VIII веке до н. э. греки появились в Кампании и оттеснили самнитов в горы; в то же время в прибрежных районах на северо-западе полуострова выдвинулись этруски. Лишь наименее плодородный Лаций сохранил до VI века до н. э. свое независимое латинское население.
Следы доэтрусской культуры, как указано выше, найдены на севере Италии около местечка Вилланова. Эта древняя культура знала начатки письменности. В искусстве она создала строго геометризованный стиль орнамента.
Вопрос о происхождении этрусков остается до настоящего времени одним из наиболее спорных вопросов в истории Италии. С античных времен существуют две точки зрения: Геродота — о приходе этрусков из Малой Азии, и Дионисия Галикарнасского, считавшего этрусков исконными местными жителями.
Советский ученый акад. Н. Я. Марр относит этрусков к яфетическому, доиндоевропейскому слою населения Европы.
Новейшие археологические работы дают четкую картину появления в прибрежной полосе новой мощной культуры с многочисленными монументальными надгробными

1 Культура Виллановы названа так по месту первых находок (около Болоньи). От древнейших хижин сохранились во многих местах только плотно утрамбованные основания.
13

памятниками и в то же время выявляют некоторые восточные черты, с первых шагов отличающие этрусскую культуру.
Древнейшими центрами Этрурии с VIII века до н. э., в период наиболее выраженного восточного влияния, были Ветулония и Популония в северной части этрусского побережья. Позднее (VII век), с началом греческого влияния выдвигаются также Вольци (Вульчи), Тарквинии (Корне-то), Цере (Черветери) и Вейи — все в южной части этого побережья. В VI веке до н. э. этрусская культура проникла и вглубь страны, охватив всю современную Умбрию и Тоскану, достигнув окрестностей Болоньи и захватив частично даже долину реки По. Интенсивное строительство шло также и в горных районах Больсенского и Тразименского озер, например, в Вольсиниях (совр. Орвьето), в Блере (совр. Бьеда), в совр. Кастель д'Ассо. Период с VII века по начало V века —время наибольшей экспансии этрусков, их гегемонии над центральной Италией (Рим и Пренеста — в Лаций, Сигния — в области вольсков, Капуя — в Кампании). В это время культура этрусков все теснее сближалась с греческой и финикийской, впитывала в себя культуру других народов Италии, приобретая все более сложный и смешанный характер и становясь проводником иноземной культуры среди соседних народов.
На этот период архаики падает наибольшее число памятников этрусского искусства и архитектуры, разбросанных по всей Этрурии, Лацию, стране вольсков и Кампании.
Этрусский элемент в этих памятниках является лишь преобладающим, но отнюдь не единственным. Поэтому, может быть, было бы правильнее называть их художественными памятниками не этрусскими в собственном смысле, а памятниками Древней Италии в период этрусского господства.
С конца VI века до н. э. началось умаление власти этрусков и постепенное отпадение их владений в Лаций и Кампании. В V веке их начали теснить с севера галлы, которые в начале IV века положили конец власти этрусков в северных районах (например, в Марцаботто около Болоньи). Период V—начало IV века до н. э. отмечен застоем этрусской культуры на уровне греческой архаики.
Значительно сократившаяся территориально Этрурия пережила второй период расцвета, начавшийся под знаком эллинистической культуры, лишь с конца IV века до н. э.; этот новый расцвет относится в основном к III—II векам, когда политическое преобладание уже перешло от Этрурии к молодому римскому государству. Общеэллинистический характер нивеллировал черты этрусского искусства, которые были так остро выражены в период архаики, и внешне как бы подчинял их. Этрусское искусство и, в частности, архитектура заговорили в это время языком общепринятых во всем Средиземноморьи классических форм в их эллинистической трактовке.
Эллинистический период в культуре Этрурии продолжался до начала I века до н. э., когда выступление Этрурии в союзнической войне против Рима привело к разрушению страны. Этрурия перестала существовать, ее поля подверглись заболачиванию, и малярия свила себе прочное гнездо в когда-то богатой и плодородной стране.
Этрусские надписи полностью не расшифрованы. Наши сведения об этрусках основываются главным образом на данных их материальной культуры, архитектуры и искусства и на относящихся к более позднему периоду римских источниках. Эти данные позволяют утверждать, что уже в сравнительно ранний период Этрурия находилась на высокой ступени хозяйственного развития. Хозяйство страны основывалось в первую очередь на земледелии, затем на промышленности и торговле, носившей весьма широкий, частично, по-видимому, посреднический характер и охватывавшей едва ли не все страны Средиземноморья вплоть до Финикии на крайнем Востоке. Распространено было среди этрусских мореплавателей также и неприкрытое пиратство.
Земледелие Этрурии требовало постоянного ухода за легко заболачивавшейся почвой и диктовало необходимость коллективных мелиоративных работ — иногда весьма крупного масштаба. О крупных строительных работах, предпринимавшихся этрусками, свидетельствуют также остатки мощных укреплений этрусских городов и большие дорожные сооружения. О грандиозных коллективных сооружениях этрусков упоминает Маркс: «В колоссальном масштабе значение простой кооперации обнаружи-

14

вается в тех гигантских сооружениях, которые были воздвигнуты древними азиатскими народами, египтянами, этрусками и т. д.» (К. Маркс, «Капитал», том I, 1936 г., стр. 268).
Этрурия была не только местом добычи металлов (в Апеннинах и на острове Эльбе); техническая и художественная обработка бронзы и железа стояла там на очень большой высоте. Этрурия, как целое, представляла собой союз 12 сильных городов-государств, в которых этруски играли главенствующую роль. Ряд исторических данных говорит о большой остроте социальных противоречий между господствующей верхушкой этрусского общества — с одной стороны, и остальным населением и рабами — с другой, о жестоких нравах и обычаях господствующего класса, о сосредоточении в руках его представителей значительных богатств, об их распущенности и широком образе жизни. Зависимое сельское население Этрурии жило в жалких хижинах, городские ремесленники — в многосемейных домах, состоявших из неприглядных клетушек вокруг общего двора. Во главе каждого этрусского города стоял царь (лукумон), первоначально избиравшийся пожизненно, впоследствии замененный выбиравшимися на один год высшими магистратами. Сохраняя свою политическую самостоятельность, этрусские города объединялись в единый союз, внешним выражением чего являлись ежегодные празднества, сопровождавшие выборы общего для всех городов верховного жреца. Соединение в руках одного лица высшей военной власти и жреческих функций говорит о теократическом характере общественно-политического строя Этрурии.
Богатство Этрурии вызывало широкий приток произведений восточного и греческого художественного ремесла и привлекало греческих мастеров. Среди массы расписных ваз, найденных в Этрурии, имеется множество подлинных произведений аттической керамики; некоторые же вазы украшены росписью на специфически этрусские сюжеты и были, несомненно, изготовлены на месте.
Религия. В противоположность примитивным анимистическим культам древнейшей Италии, религия этрусков была антропоморфической, т. е. представляла и изображала богов в человеческом образе.
Весьма возможно, что в этом проявилось греческое влияние.
Во главе этрусского сонма богов стояли три главных божества, триада верховных богов. Каждому из них воздвигалась особая статуя и каждый из них должен был иметь свой храм или, по крайней мере, отдельную целлу. Поэтому в этрусском поселении обычно было три храма или один храм с трехчастной целлой. Этруски переняли также и древне-италийские культы поклонения безликим духам дома и полей. Этрусками была разработана сложная система гаданий по полету птиц, по внутренностям животных, по дневной и ночной молнии.
Исключительное место в быте и религии этрусков занимал культ мертвых и вся цепь связанных с ним обычаев, сооружений и даже производств. В ранние периоды у этрусков преобладало захоронение трупов, а начиная с IV века до н. э. — сожжение. Гробницы этрусской знати высекались прямо в скале или же строились из камня с таким запасом прочности, с такой тщательностью, как это требуется для сооружений, предназначаемых для вечности. Покойника всегда снаряжали для будущей жизни, так, как если бы она представляла собою продолжение земного существования, — его богато одевали и украшали, снабжали оружием и съесными припасами, создавали в гробнице обстановку его земного жилища. Похороны знатных этрусков сопровождались не только оплакиванием, поминальными пирами, песнями и плясками, но также кровавыми играми и поединками, кончавшимися, повидимому, человеческими жертвоприношениями. Маска с лица покойного играла большую роль в погребальных церемониях.
Искусство этрусков. По росписям гробниц нам известна монументальная живопись этрусков.
В наиболее ранних росписях (VII века до нашей эры) мы видим фризы с изображением животных и всадников, трактовка которых еще напоминает геометрический стиль греческого искусства. В VI и V веках гробничные росписи изображали, главным образом, погребальный пир, надгробные игры и пляски, шествия и т. д. С IV века в эти росписи -вводились отдельные фигуры и даже целые сцены из круга мифологических представлений, осо-

15

бенно часто о богах я духах подземного царства. Эти мрачные сюжеты вплетались в росписи эллинистического периода, внося специфически этрусские элементы в реалистически трактованные сцены. В целом живопись этрусков, повидимому, близка по формам и стилю к греческой монументальной живописи соответствующих эпох, но отличалась от нее большим реализмом, иногда даже грубостью трактовки сюжетов и значительным преобладанием бытовых сюжетов над мифологическими.
Благодаря темноте гробниц этрусские росписи сохранили свою теплую и насыщенную гамму, в которой преобладают желтые и красно-коричневые тона в соединении с черным и белым; изредка встречаются голубой и зеленый. Красные и желтые тона построены на охрах, обожженных и разбавленных в разной степени; черная краска — разновидность сажи. Краски накладывались сплошным ровным тоном, без теней; первые попытки применять светотень относятся к эллинистическому времени. Судя по новейшим исследованиям, этрусские росписи делались по просохшей известковой подготовке.
К наиболее раннему периоду этрусского искусства (VII век до нашей эры) относится целый ряд монументальных скульптурных произведений из камня, преимущественно надгробных: они изображают то сфинкса, то юношу на дельфине, то крупную, несколько условно трактованную голову (табл. 4, фиг. 5). По стилю эти произведения прямо связаны с азиатским Востоком, в них еще не чувствуется влияния греческого искусства. Они фантастичны, вместе с тем грубовато-монументальны и, повидимому, являются фрагментами каких-то композиций, тесно связанных с архитектурой.
В архаическом периоде, начиная с VI века, терракота почти совершенно вытеснила камень, из которого лишь в редких случаях исполняются погребальные урны.
Металл применяется для небольших скульптурных произведений, ярко реалистических, даже гротескных (табл. 4, фиг. 6), для изображения животных (табл. 4, фиг. 3), в котором под стилизацией проступает глубокое изучение жизни.
Но камень и металл представляют исключение: скульптура этрусков в основном — скульптура из терракоты. Все известные нам монументальные, отдельно стоящие фигуры, почти все скульптурные саркофаги с изображением возлежащей супружеской четы (табл. 4, фиг. 2), или одной фигуры, весь рельефно-фигурный декор храмов исполнены из терракоты, мастерски обожженной и ярко раскрашенной. Портретные изображения на саркофагах, поражающие реалистической передачей индивидуальных черт, идут, повидимому, от тех голов, которые издревле (еще до появления этрусков, в период Виллановы) прикреплялись к крышке погребальной урны.
В изображениях отвлеченного характера, где нельзя было пользоваться натурой, этрусская монументальная скульптура развивалась с VI века под решающим влиянием греческой. При этом развитие этрусской скульптуры более или менее сильно отстает от последней. Наибольший расцвет этрусской монументальной скульптуры относится к концу VI века, когда особенно славилась школа мастера Вулки в Вейях. Аполлон (табл. 4, фиг. 1), работы этой школы (около 500 г. до н. э.), входивший в состав группы, изображавшей соревнование бога и Геракла за священную лань, показан радостным, в порывистом движении, отличающем его от более спокойных и уравновешенных архаических Аполлонов греческого искусства. Вместе с тем, по трактовке складок одежды, по несколько натянутой улыбке и условным чертам лица Аполлон из Вей очень напоминает свои греческие прототипы.

В этрусской скульптуре почти совершенно отсутствуют аналогии великим произведениям греческой монументальной скульптуры V века до н. э. В Этрурии V века мы обычно видим запоздалые произведения архаического характера. Замечательны терракотовые группы менад и силенов с антефиксов второго храма в Сатрикуме (Конка). Весьма сходные с греческими произведениями мелкой пластики, они отличаются ярким грубоватым реализмом, несвойственным греческому монументальному искусству. Эти двойные группы достигают относительно крупных размеров (высота — 55 см).
Наиболее значительными из дошедших до нас произведений этрусской скульптуры IV века до н. э. являются терракотовые круглые фигуры с фронтона храма в Орвьето (Старых Вольсиниях) и терракотовый горельеф с изображением крылатых коней с фронтона храма в Корнето (Тарквиниях). Пластическая трактовка терракоты достигает в изображении крылатых коней предельной для грубоватого материала тонкости. Вполне греческое по общему характеру, это последнее произведение

16

обнаруживает некоторые характерные этрусские черты.
Скульптурные терракотовые рельефы III—II веков из Таламона и Луни еще в меньшей степени характерны для Этрурии и представляют несколько упрощенную (в связи с материалом) переработку греческих образцов эллинистического времени.

Искусство Этрурии характеризуется бытовым реализмом, силой и жесткостью образов. В реалистическом портрете и бытовых сценах оно самостоятельно, — в других областях представляет значительные аналогии с греческим искусством, перерабатывая его в сторону усиления бытовых и индивидуальных черт, в сторону более резкой, несколько карикатурной экспрессии, с использованием более ярких, даже кричащих красок.
Рельефная и расписная декоративная терракота, как орнаментальная, так и фигурная, имела в Этрурии необычайно широкой и продолжительное применение (табл. 3, фиг. 1—4). Если в Греции роль терракоты в архитектуре закончилась в начале VI века до н. э. с переходом к каменным антаблементам, то в Италии она не только применялась до самого конца этрусской культуры, но и перешла в римскую архитектуру в качестве декора жилых домов и второстепенных сооружений. Терракота пережила в Этрурии целый ряд видоизменений, хорошо прослеживаемых в этрусском храме, с развитием которого тесно связана ее история.
В этрусской терракоте преобладают те же теплые, охристые тона, что и в стенной живописи. Благодаря прекрасному техническому исполнению в VI—V веках, терракоты этого времени дошли до нас в полном блеске своих насыщенных сильных красок, давая вместе с тем представление о тех исчезнувших храмах, которые были ими облицованы и украшены. В этрусских декоративных терракотах так же, как и в терракотовых фигурах, очень сильно греческое влияние, под которым, однако, различаются местные особенности—в более сочных формах орнаментики, в более теплой раскраске.
Строительные материалы и приемы. Основными строительными материалами Древней Италии были камень, встречавшееся почти повсеместно в изобилии дерево и глина. Камень применялся, главным образом, на месте добычи: на юге Этрурии и в Лации — преимущественно туф разных пород, на севере — известняк и песчаник. Мрамор в строительстве не применялся. Кладка всегда велась всухую, без твердеющих растворов. Известковый раствор служил для изготовления стука, которым часто покрывали каменные поверхности перед их окрашиванием.
Этрурия славилась своими лесами; дерево долгое время служило даже для перекрытия мостовых пролетов и в течение всего времени существования этрусской архитектуры оставалось единственным строительным материалом для перекрытий в храмовой, а также, вероятно, в гражданской архитектуре. Глина была, по всей вероятности, наиболее ходовым материалом для постройки стен в смешанных с деревом конструкциях. Прекрасные специальные сорта глины использовались для производства не только бытовой керамики, но и строительной терракоты всех видов, от простой черепицы до орнаментальных и фигурных плит, украшавших деревянный антаблемент. Этрускам было известно и производство кирпича, но применение его было ограничено. Недавно обнаружены упоминаемые Витрувием стены Арреция (Ареццо) из слабо обожженного кирпича.
В строительстве этруски старались обходиться без металла. Бронза применялась в исключительных случаях для крепления и украшения самых богатых сооружений.
Каждый род строительства имел свои специфические строительные приемы, как в подборе, так и в способе использования тех или других материалов. Характерным для архитектуры этрусков является использование каменной скалы на месте, вытесывание сооружений непосредственно из породы. Для этого были наиболее пригодны туфовые породы, в которых высекались гробницы, устои мостов, основания городских стен и т. д. Для сооружений Древней Италии характерно также сочетание кладки насухо с естественной, тщательно обтесанной скалой.

Подготовлено по изданию:

Кауфман С.А., Николаев И.С., Цирес А.Г.,Блаватский В.Д.
Всеобщая история архитектуры, том. II, книга 2. М.: Издательство академии архитектуры СССР, 1948.



Rambler's Top100