Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
109

Глава 6

БРОНЗОВЫЙ ВЕК СТЕПНОЙ ПОЛОСЫ СССР

Рост народонаселения обусловил освоение значительных территорий, что повлекло за собой необходимость выработки новых форм производящего хозяйства. В ряде районов ведущей отраслью хозяйства становится скотоводство в его подвижных формах. Освоение степных, горных и полупустынных зон для земледелия представляло значительные трудности, в то время как для скотоводства их использование было много проще, если учитывать, что скотоводство может быть не только придомным, но отгонным, полукочевым и, наконец, кочевым. Эти формы скотоводческого хозяйства позволяли менять пастбища в зависимости от сезона или, по крайней мере, поедания растительности скотом. Но до открытия настоящего кочевого скотоводства было пока далеко.

Еще в энеолите в Прикаспийско-Черноморских степях жили сложившиеся на основе местных неолитических культур скотоводческие племена. В настоящее время наиболее важны памятники типа Хвалынского могильника (Саратовская обл.) (середина — вторая половина IV тысячелетия) и могильника у села Съезжее (Куйбышевская обл.), а также расположенная между Доном и Днепром среднестоговская культура (от середины IV до середины III тысячелетия). Эти памятники заполняют лакуну между древностями мариупольского типа и древнеямной культурой. Как и в Мариупольском могильнике, в Съезжем костяки вытянуты, в инвентаре часты пластины, а также мелкие бусы из раковин, металл отсутствует. Хвалынский могильник представляет следующий этап развития: как и в последующих памятниках, костяки скорчены, имеются мелкие и крупные бусы из раковин и значительное количество медных изделий. Как и среднестоговские, Хвалынский могильник имеет одну большую насыпь, возведенную над рядом могильных ям, в которых встречаются как одиночные, так и групповые захоронения. Общей чертой являются каменные закладки могил, обряд посыпания погребенных охрой, наличие инвентаря почти во всех могилах. Основным хозяйством среднестоговских племен было скотоводство с преобладанием коневодства. Найден-

110

Инвентарь среднестоговской культуры: I—8 — керамика, 4—5 — топоры, 6 —каменная стрела, 7 — нож, 8 — мотыга роговая, 9— 13 — украшения, 14—15 — статуэтки

Рис. 32. Инвентарь среднестоговской культуры: I—8 — керамика, 4—5 — топоры, 6 —каменная стрела, 7 — нож, 8 — мотыга роговая, 9— 13 — украшения, 14—15 — статуэтки

ные псалии — стержни или пластинки, предупреждавшие выскакивание удил,— говорят о появлении первых всадников.

Таким образом, оба могильника и среднестоговская культура отражают один из первых этапов становления древнеямной культуры, входившей в огромную древнеямную культурно-историческую общность (середина III — начала II тысячелетия до н. э.) Каспийско-Черноморской степи и лесостепи.

111

Древнеямная культурно-историческая общность простиралась от Южного Приуралья до Балкано-Дунайской области. Особенности погребального обряда и керамика связывают между собой ее локальные варианты. Насчитывается девять таких вариантов. У них особое происхождение и особое развитие, что позволяет предполагать возможность вычленения их в особые культуры.

Погребальный обряд древнеямных племен резко отличается от предшествующих. Сложное культовое сооружение, каким является древнеямный курган, на данном этапе говорит о новых идеологических представлениях, вероятно, обусловленных изменившейся социально-экономической базой общества. Курган — значительная земляная насыпь — возводился над индивидуальным погребением силами коллектива. Это древнейшие курганы нашей страны. Они — свидетельство освоения степи, проявления степного хозяйства, «степной психологии».

Покойников хоронили в ямах, от которых и произошло название всей общности. Костяки лежат на спине с поднятыми коленями, головой на восток, они часто окрашены. Инвентарь отсутствует или очень беден: кремневые стрелы, скребки, ножи, костяные гарпуны, крючки, шилья, булавки, бусы. Меди мало, из нее иногда сделаны ножи и шилья. Сосуды круглодонны или остродонны. Орнамент расположен зонами, а наносился гребенчатым штампом или палочкой, на которую была намотана веревочка — шнур, отчего такой орнамент часто называется шнуровым.

Древнейшим вариантом древнеямной культурно-исторической общности является Волго-Уральский, в формировании которого важную роль сыграли хвалынские племена, а также племена Восточного и Южного Прикаспия, где ведущая роль принадлежала скотоводству, прежде всего овцеводству. Не исключено, что появление сходных форм керамики и кремневой индустрии произошло под влиянием Восточно-Прикаспийской области.

Поселения на всей территории древнеямной культурно-исторической общности очень редки, а известные нам представляют собой временные стоянки скотоводов. На востоке, в древнейшем ареале, их нет совсем. Они возникали в зонах контактов древнеямных племен с раннеземледельческими племенами, под влиянием которых отдельные группы ямных племен оседали на землю и переходили к скотоводческо-земледельческому хозяйству. Так возникли известные стационарные поселения, подобные Михайловке на Нижнем Днепре.

Поселение, составившее средний слой Михайловки (ранний этап — 2400—2200 гг. до н. э.), было маленьким. Поселок располагался на высоком речном мысе, отрезанном от равнины оврагом. Инвентарь поселения в основном каменный и костяной. Из меди сделаны только четыре шила. Конструкция жилищ изучена слабо. Скотоводческое хозяйство доказано статистикой костей. Попадаются привозные трипольные сосуды. Погребений этого типа мало.

Поздний этап (конец III — начало II тысячелетия до н. э.) характеризуется большими, иногда укрепленными поселками. Обо-

112

гонительные сооружения Михайловки состояли из каменных стен высотой до трех метров и рвов. Внутри ограды стояли глинобитные дома на каменном цоколе, но известны и полузеемлянки. Предметов, сделанных из меди, уже 26; шилья, ножи, долота, тесло. Местная металлургия подтверждается находками металлургических молотов и, что особенно важно, сопел, говорящих о существовании на поселении плавильных горнов.

Преобладают кости домашнего скота, примерно одинаково часто встречаются кости коровы и овцы, реже — кости лошади. В кургане Сторожевая Могила под Днепропетровском найдены остатки повозки, что свидетельствует об использовании тягловых животных. На поселении найдены мотыги, зернотерки, вкладыши

Инвентарь древнеямной культуры: 1—6 — медные орудия, в — медный кинжал, 7 — костяное украшение, 8—9 — привески из зубов животных, 10—14 — пронизки, 1Б—16 — сосуды, 17 — орнамент сосуда

Рис. 33. Инвентарь древнеямной культуры: 1—6 — медные орудия, в — медный кинжал, 7 — костяное украшение, 8—9 — привески из зубов животных, 10—14 — пронизки, 15—16 — сосуды, 17 — орнамент сосуда

113

Схема расположения культур начала бронзового века

Рис. 34. Схема расположения культур начала бронзового века

114

серпов: земледелие существовало, но занимало второстепенное место.

Подвижным и расселявшимся на громадных пространствах древнеямным племенам принадлежала роль переносчиков и распространителей важнейших достижений, которыми до этого обладали отдельные земледельческие центры. Это подготавливало в будущем новый подъем земледелия, уже на новой технической основе. Очень рано древнеямные племена соприкоснулись с майкопской культурой, что проявилось в сходстве погребального обряда, инвентаря, керамики. Наблюдалось и обратное влияние: древнеямный металл Кавказа глубоко проникает в Восточную Европу.

Другая линия взаимодействия — с трипольцами. Само формирование памятников усатовского типа не могло начаться до массового проникновения древнеямных племен на Правобережную Украину и в Молдавию. Погребальный обряд усатовцев связан с древнеямным. При этом не следует забывать, что Усатово — это продолжение трипольских традиций, развитие и активизация связей с балкано-дунайским и другими районами. Менее четко документированы связи древнеямных племен с земледельческим центром в Средней А-зии.

Эпоха древнеямной общности положила начало широкому освоению степной полосы, что стало возможным с распространением скотоводства. Степь открывала возможности общения человеческих коллективов и широкого распространения всех культурных явлений. Развитие скотоводства привело к накоплению богатств в родовых и племенных коллективах, что было причиной дальнейшего усиления межродовых столкновений. Недостаток продуктов земледелия приводит к грабительским межродовым столкновениям.

Утверждение производящей экономики привело к улучшению условий жизни и к быстрому росту человеческих коллективов, что, в свою очередь, повлияло на продвижение древнеямных племен до нижнего течения Дуная и Северо-Восточной Болгарии. В курганах встречаются погребения с повозками, что иногда считают не только признаком подвижности ямных племен, но и признаком выделения военных отрядов, сравнимых с отрядами колесниц на Древнем Востоке. О мобильности древнеямного населения говорят погребения с окрашенными костяками, встречающиеся даже в Венгрии.

Переход к патриархату—важный рубеж в социальном развитии общества — совершился в древнеямное время.

Дальнейшее развитие древнеямной культурно-исторической области племен привело к их взаимодействию с новой катакомбной культурно-исторической общностью (2000—1600 гг. до н. э.), которая вытеснила ямников с большей части их территории. Но внутреннее развитие древнеямных племен продолжалось в Заволжье.

В катакомбной области, занимавшей территорию от Волги до Днепра и от Крыма до Курска, различают пять или даже шесть

115

самостоятельных культур. Их объединяют те же признаки, что и древнеямные: общность обряда погребения на территории всех ее культур, близость керамики и ее орнаментации, а кроме того, синхронность развития на смежных территориях и несомненные связи, существовавшие между ее культурами.

Вопрос о происхождении катакомбной общности еще не решен и не может быть решен в общем виде: отдельные культуры имеют разное происхождение, подобно древнеямной культурно-исторической общности.

Основная форма катакомбной керамики — сосуд с выпуклыми боками и цилиндрической шейкой. Горшки плоскодонны, что соответствует стационарным печам с плоским подом, а значит, оседлости. Орнамент на сосудах шнуровой.

Форма могильной ямы с ответвлением в сторону (катакомбой) послужила основанием для археологического названия культуры, но под курганными насыпями встречаются и иные виды могильных ям. Если же это все-таки катакомба, то покойника клали в нее в скорченном положении, лицом к входу, который закладывался бревнами или камнями. Яму засыпали тоже камнями. При костяках находят посуду, украшения, орудия труда, а также кости животных.

Поселения расположены на естественно укрепленных обрывами речных мысах, а по течению Донца — в поймах. Берега рек использовались как пастбище, а также как пашни. Земледелие было подсобным. На поселениях много рыбьих костей... Основой хозяйства было развитое скотоводство. В Поднепровье преобладают кости коров, а в донецкой группе — овец. При сопоставлении с краткостью существования донецких поселений это дает возможность предположить, что в этой группе уже происходило складывание зачатков полукочевого скотоводства. Находят также и кости лошади — животного, без которого трудно представить кочевое хозяйство. Имело значение и земледелие, подтверждаемое находками вкладышей для серпов, кремневых серповидных ножей, роговых мотыг, зернотерок. В погребениях найдены зерна проса.

Металлические изделия, как показал анализ, сделаны из кавказской мышьяковистой бронзы. Типичны листовидные ножи или кинжалы, топоры, долота. Все они находят аналогии в северо-кавказской культуре, с которой у катакомбников были тесные связи. Литейное производство было местным. Металлических вещей лишь в донецком варианте много, распространены каменные орудия —булавы, стрелы. Одним из характерных предметов катакомбной культуры являются каменные сверленые полированные топоры, имеющие сходство с топорами, появившимися тогда в Центральной Европе.

В катакомбном погребении в Ростовской области найдена большая четырехколесная повозка. На подобных повозках можно было совершать дальние путешествия.

Некоторые археологи акцентируют внимание на имущественной дифференциации, отраженной в инвентарях погребений, считая

116

Инвентарь катакомбной культуры: 1—8 — сосуды, 9 — каменный топор, 10 —кремневый нож, 11 — бронзовый нож, 12 — металлическое орудие, 13 —литейная форма, 14—18 — украшения, 19 — металлическое долото

Рис. 35. Инвентарь катакомбной культуры: 1—8 — сосуды, 9 — каменный топор, 10 —кремневый нож, 11 — бронзовый нож, 12 — металлическое орудие, 13 —литейная форма, 14—18 — украшения, 19 — металлическое долото

могилы с более богатым инвентарем захоронениями старейшин или вождей.

Основная территория формирования срубной культурно-исторической общности (вторая половина II — начало I тысячелетия до н. э.) лежит на Волге и в ее течении от Куйбышева до Волгограда и от Волги до Уральска. Одной из разновидностей погребального обряда было захоронение покойника в срубе высотой в один-два венца и перекрытом накатом. Эти срубы и послужили поводом для названия всей общности. Иногда здесь находят трупоположения и в обыкновенных ямах.

117

За последние 200—300 лет II тысячелетия срубные племена проникли далеко на запад, перейдя низовья Днепра и Буга, а территория их максимального распространения с юга на север простиралась от Азовского моря до устья Камы. Полагают, что срубные племена произошли от поздних древнеямных, сохранившихся в Среднем и Нижнем Поволжье и называемых археологами полтавкинскими. В этом районе древнеямные памятники имели некоторое своеобразие.

Поселения срубной исторической общности располагаются не только на больших, но и на малых реках. Жилищами служили полуземлянки значительной площади (иногда до 150 кв. м и более). Их стены были укреплены бревнами. Внутри жилища располагалось несколько очагов. Видимо, здесь жило несколько парных семей. По умению вязать венцы погребальных срубов можно судить о возможности сооружения деревянных жилищ на поселениях.

Инвентарь срубной культуры: 1—4 — сосуды, 5 — молоток, 6 — бронзовый топор, 7 — бронзовый кельт, 8 — бронзовый серп, 9 — шило металлическое, 10—11 — бронзовые ножи, 12—14 — бронзовые копья, 15 — фибула, 16 — костяной псалий, 17—21 — металлические украшения

Рис. 36. Инвентарь срубной культуры: 1—4 — сосуды, 5 — молоток, 6 — бронзовый топор, 7 — бронзовый кельт, 8 — бронзовый серп, 9 — шило металлическое, 10—11 — бронзовые ножи, 12—14 — бронзовые копья, 15 — фибула, 16 — костяной псалий, 17—21 — металлические украшения

118

Керамика срубной культуры плоскодонная, преобладают баночные, почти цилиндрические сосуды и острореберные, как бы состоящие из двух сложенных основаниями усеченных конусов.

Металлических вещей в срубное время много — и крупных, и мелких. В металлургии происходят значительные изменения. Степные племена получают теперь металл не с Кавказа, а с Урала, из Средней Азии, Казахстана. Область мышьяковистых бронз ограничилась Кавказом и Предкавказьем, а в степях появляются классические медно-оловянистые бронзы. Происходит обособление и специализация бронзолитейщиков, конечно, в пределах общин-

Вещи из погребения литейщика срубной культуры: 1, 2, 7 — литейные формы, 3 — льячка, 4, 5 — глиняные сопла, 6 — пест, 8 — глиняный стержень для отливки втулки топора

Рис. 37. Вещи из погребения литейщика срубной культуры: 1, 2, 7 — литейные формы, 3 — льячка, 4, 5 — глиняные сопла, 6 — пест, 8 — глиняный стержень для отливки втулки топора

119

Вещи из Бородинского клада:металл: 1 — копье, 2 — булавка, 3 — кинжал; камень: 4 — топор, 5 — булава

Рис. 38. Вещи из Бородинского клада: металл: 1 — копье, 2 — булавка, 3 — кинжал; камень: 4 — топор, 5 — булава

ного ремесла. Почти все изделия отливаются в закрытых двусторонних формах. Металл проникает далеко на север. У деревни Калиновки Волгоградской области раскопано погребение бронзолитейщика, вместе с которым в могилу были положены две глиняные двустворчатые формы для топоров, четыре орнаментированных сопла и другие вещи. Литейные формы известны и в других местах.

Набор бронзовых вещей в срубное время велик и разнообразен. В погребении у города Энгельса на Волге нашли бронзовое оружие: кинжалы, втульчатые копья. Тип этих копий распространен от Молдавии до Алтая. Вместе с оружием найдены баночные горшки. Иногда в срубных древностях встречаются металлические вещи, привезенные с других территорий (например, пояс кавказского происхождения в кладе, найденном у Киева).

В срубное время появляются бронзовые массивные топоры, называемые кельтами. Они имеют втулку, перпендикулярную лезвию, отчего рукоять была коленчатой. В бронзовом веке кельты были распространены по всей Европе.

120

Инвентарь афанасьевской культуры: 1—2 — медные украшения, 3 — костяной предмет, 4 — металлический нож, 5 — каменная колотушка, 6 —каменная стрела, 7 — медная обоймица, 8 — металлический нож, 9 — каменное тесло, 10 —костяной предмет, 11—12 — медные трубочки, 13 — костяные иглы, 14 — медная обоймица, 15—17, 22—24 — керамика, 18 — каменная колотушка, 19 — костяная проколка, 20 — медный нож, 21 — каменная стрела

Рис. 39. Инвентарь афанасьевской культуры: 1—2 — медные украшения, 3 — костяной предмет, 4 — металлический нож, 5 — каменная колотушка, 6 —каменная стрела, 7 — медная обоймица, 8 — металлический нож, 9 — каменное тесло, 10 —костяной предмет, 11—12 — медные трубочки, 13 — костяные иглы, 14 — медная обоймица, 15—17, 22—24 — керамика, 18 — каменная колотушка, 19 — костяная проколка, 20 — медный нож, 21 — каменная стрела

В Сосновой Мазе у города Хвалынска на Волге открыт клад, состоящий из многих бронзовых предметов. Среди них выделяются массивные косари, служившие для вырубки кустарников в поймах рек, когда плодородные участки освобождались для пашен. Вещи из клада не отделаны, они сохранили литейные швы и заусенцы. Подобные клады в срубное время не так уж редки. Они говорят о накоплении значительных богатств (металл был большой ценностью) у отдельных лиц, главным образом вождей племен. В этом отношении особенно показателен клад у села Бородино в Одесской области, найденный в каменоломне. Его составляют изящные каменные полированные топоры, копья, типичные для срубной культуры. Серебряные булавка и кинжал принадлежат к кругу трансильванских бронзовых изделий, а по орнаменту — к вещам эгейского мира. Булава из клада имеет точные аналогии в Месопотамии и на Кавказе. Клад был зарыт в XV—XIV вв. до н. э.

К концу срубного времени в погребениях встречаются железные ножи.

В кургане у села Ягодного (Куйбышевская обл.) находился жертвенник, окруженный двумя кольцами погребений. В почетном

121

внешнем круге захоронен старый мужчина, видимо, родовой патриарх, а также мужчины-воины. Во внутреннем круге погребены женщины и дети. Особое место погребения старейшины — явление, характерное для патриархата.

Основу хозяйства племен срубной общности составляло скотоводство, придомное в лесостепи, а в степях к концу срубной культуры — кочевое. Наибольшими были стада коров, обычны лошади. Найдены псалии — предмет снаряжения верхового коня. Растет и роль земледелия, хорошо известны металлические серпы с крюком для прикрепления рукояти и бронзовые мотыги.

На последнем этапе существования срубной общности появляются формы вещей, развившиеся впоследствии у скифов. Это дает основание полагать, что между срубной и скифской культурами нет принципиальной грани. Не исключено, что потомки срубных племен стали местной основой последующей скифской культуры.

Афанасьевская культура (III —начало II тысячелетия до н. э.) формировалась в верховьях Енисея и степях Алтая. Как и древнеямная, она началась в энеолите и завершилась в бронзовом веке. Изучены главным образом погребения под небольшими земляными насыпями или каменными выкладками. Погребения совершены в ямах, стены которых облицованы деревом. Потолок тоже деревянный. Костяки скорчены. Мужчины часто погребены с одной или несколькими женщинами. Отмечена антропологическая близость древнеямников и афанасьевцев: и те и другие принадлежали к так называемому палеоевропеоидному типу в отличие от монголоидного населения неолитических культур, располагавшихся восточнее. Инвентарь погребений бедный. Афанасьевские сосуды яйцевидны или круглодонны, с нарезным или штампованным орнаментом. Они похожи на древнеямные, но имеют различия в орнаменте. Есть основания предполагать существование деревянных сосудов. В конце афанасьевского времени появляются плоскодонные сосуды -— косвенное свидетельство более прочной оседлости.

Хозяйство афанасьевцев было производящим, с преобладанием скотоводства. Разводились все основные виды скота, в том числе лошадь. Но охота и рыболовство играли более заметную роль, чем у древнеямных племен.

Раскопаны и афанасьевские поселения. Жилищами служили как землянки, так и срубные дома. Развивалась цветная металлургия, известны места выработок медной руды. Большинство основных орудий сделано из камня, но уже есть медные ножи, перстни, иглы, топор, жатвенный нож, игольники (в одном из которых была найдена костяная игла с шерстяной ниткой), даже медный кинжал. Все вещи изготовлены из меди путем ковки. Имеются серебряные и золотые вещи, а под Минусинском, в могильнике у Афанасьевской горы, давшем название культуре, найден браслет из метеоритного железа. Использование самородного металла характерно для энеолита.

122

Некоторое сходство с культурой племен древнеямной культурно-исторической общности иллюстрирует параллельность развития, обусловленную сходными географическими условиями.

Южное Приуралье, по одной из гипотез, было центром формирования ряда культур, в том числе срубной и андроновской культурно-исторических областей. Они относятся к одному и тому же времени — середина II — начало I тысячелетия до н. э. Максимальная территория андроновской общности простирается от Урала до Енисея и от тайги до Тянь-Шаня и Средней Азии. Огромность

Инвентарь андроновской культуры: 1 — металлический серп, 2 — металлический нож, 3—4 — ножи, б — металлическое копье, 6—7 — топоры, 8—9 — топоры-кельты, 10—27 — украшения, 28—30 — керамика

Рис. 40. Инвентарь андроновской культуры: 1 — металлический серп, 2 — металлический нож, 3—4 — ножи, б — металлическое копье, 6—7 — топоры, 8—9 — топоры-кельты, 10—27 — украшения, 28—30 — керамика

123

этого пространства исключает его культурное единство: оно не может быть занято одной культурой. Могильник у деревни Андроново в Минусинских степях дал название общности.

Изучены андроновские погребения и поселения. Андроновские погребения отмечены низкими курганными насыпями, иногда с оградками из камней. В некоторых случаях это обычные могилы. Под курганными насыпями находятся могильные ямы с как бы вставленными в них срубами и деревянным потолком. В других случаях стены могилы имеют каменную обкладку. В могилах находят скорченные костяки, реже — трупосожжения. Погребальный инвентарь состоит из каменных стрел, бронзового оружия и орудий, бус, а иногда — золотых и медных серег. Открыты погребения с повозками, которые иногда сопоставляют с военными колесницами Древнего Востока. Однако такое сопоставление должно согласовываться с конкретно-историческими условиями, а оснований для такой параллели мало. Социальный строй андроновских племен — вероятно, уже патриархат.

Поселения располагались по речным поймам, удобным для земледелия, в степных районах. В раннем периоде они иногда укреплены валом. Жилища как полуземляночные, так и наземные. Прослежены остатки крупных построек. Некоторые археологи высказывают предположения, что углубления, прослеженные на полях, были арыками, другие же считают их канавами, выкопанными для того, чтобы поить скот.

Основную роль в хозяйстве андроновцев играло скотоводство. Разводили коров, овец, лошадей. Была освоена верховая езда.

Андроновская металлургия основывалась на рудных месторождениях Урала, Средней Азии, Казахстана, Горного Алтая. На огромных пространствах от Енисея до Днепра металл однообразен. Андроновцы были племенами металлургов, использовавшими ряд рудников, в том числе Еленовский в Казахстане. На востоке территории, занятой андроновскими племенами, располагались крупнейшие оловянные рудники, откуда на запад шли медно-оловянные бронзы. Для добычи руды применялись глубокие подземные выработки. Добывалось и золото.

У андроновских племен были широко распространены металлические изделия. Это ножи, кинжалы, топоры проушные и кельты, копья, серпы, шилья.

Андроновская керамика (баночная или горшковидная) плоскодонна. По верхней части ее украшает пояс из треугольников и ромбов, а ниже —пояс меандрового узора.

Сходство срубных и андроновских памятников заключается в системе хозяйства, в близости конструкций жилищ, керамики, бронзовых изделий. Сходны украшения, например, браслеты, и копья. Особенно похожи андроновские и срубные памятники позднего этапа.

В Приаралье на смену племенам кельтеминарской культуры в начале II тысячелетия до н. э. из наиболее южных областей пришли суярганские племена. Их керамика сходна с анауской, а так

124

же с иранской. Хозяйство суярганцев основывалось на земледелии, которое к концу культуры стало поливным. Обычны бронзовые серпы и каменные зернотерки.

С XV в. до н. э. соседями суярганцев стали племена тазабагъябской культуры (вторая половина II тысячелетия до н. э.), которая является вариантом андроновской. Тазабагъябские поселения находятся в пределах Акчадарьинской дельты Амударьи, возле которой и находилась их основная территория. Стоянки располагаются на небольшом расстоянии друг от друга. Между ними хорошо прослеживаются следы ирригационной системы. Строились полуземляночные дома или дома наземные столбовой конструкции. Погребения скорченные, инвентарь небогатый, металла мало. Еще нет мастеров-литейщиков, подобных тем, которые известны в срубной культуре.

Сходство тазабагъябцев и андроновцев прослеживается по сходству керамики, орудий, украшений, конструкций домов, погребального обряда. Существенное различие — в поливном тазабагъябском земледелии, хотя ведущую роль у них сохраняет пастушеское скотоводство.

Тазабагъябская керамика плоскодонна, орнамент штампованный.

Проникновение срубно-андроновских племен в Приаралье произошло не одновременно, это был длительный многоступенчатый процесс, охвативший всю вторую половину II тысячелетия до н. э.

Формирование тазабагъябской культуры привело к поглощению ее племенами суярганцев и к преобладанию срубно-андроновцев. Но суярганские традиции время от времени всплывали, что привело к формированию новых культур бронзы.

С эпохой бронзы связано современное представление о времени появления индоевропейской языковой общности. Эту проблему уже много лет пытаются решить ученые разных специальностей и направлений, но она не решена и ныне. В настоящее время существует предположение, еще далеко не доказанное, что первыми индоевропейцами были срубно-андроновские племена, продвинувшиеся через Приаралье и Южную Туркмению в Иран и Индию. При этом поскольку корни срубной культуры уходят в древнеямную, то и ямные племена пытаются причислить к предкам индоевропейцов. Для решения проблемы используют широкий круг разнообразных источников, тем не менее предлагаемые решения не выходят за рамки предположений.

В цепи обстоятельств, среди которых немалую роль играла огромность территории, занимавшейся андроновскими племенами, судьбы этих племен были различны. В начале своего развития андроновцы вытеснили с удобных земель афанасьевцев. Со временем сами андроновцы подвергались ассимиляции со стороны таежных племен, среди которых были потомки афанасьевцев, стремившиеся занять места прежнего расселения. В результате этого процесса на Верхнем Енисее, в верховьях Оби и на Саяно-Алтай-

125

Инвентарь карасукской культуры (металл и керамика): 1—3 —ножи, 4—5 — ручки ножей, в —браслет, 7—8 —перстни, 9—10 — нашивные бляшки, 11 — бляшка, 12 — пронизка, 13 — лапчатая привеска, 14 — держатель оружия колесничего, 15—16 — сосуды

Рис. 41. Инвентарь карасукской культуры (металл и керамика): 1—3 —ножи, 4—5 — ручки ножей, в —браслет, 7—8 —перстни, 9—10 — нашивные бляшки, 11 — бляшка, 12 — пронизка, 13 — лапчатая привеска, 14 — держатель оружия колесничего, 15—16 — сосуды

ском нагорье сложилась новая культура, в какой-то степени наследовавшая традиции своих предшественниц и долгое время соседившая с андроновской. Впрочем, ряд археологов настаивают на несходстве культур, усиливая чисто археологические аргументы различиями, отмеченными антропологами. По реке Карасук под Абаканом эту культуру назвали карасукской (конец II — начало I тысячелетия до н. э.).

Карасукские могильники отмечены на поверхности круглыми или прямоугольными оградками из каменных плит. В могильных ямах стенки обложены каменными плитами, а скорченные костяки лежат на боку. В головах погребенных стояли глиняные сосуды. Они круглодонны, с невысокой шейкой и нарядно украшены нарезным или штампованным орнаментом. Вероятно, их делали не жгутовым способом, а выдавливали из куска глины.

126

Карасукские могильники насчитывают нередко более ста погребений. Число самих могильников намного больше, чем в андроновское время, что свидетельствует о значительной плотности населения и укреплении родовых групп.

Карасукские поселения располагались в степи, их тонкий культурный слой раздут ветрами, и поэтому они мало изучены. Не исключено, что летом жилищами служили повозки, подобные той, что нарисована на одной из могильных плит в Хакасии.

Бронзовых орудий много, чаще других встречаются ножи, которые иногда изогнуты под углом — специфически карасукская форма. Часты бронзовые кинжалы, кельты, топоры и чеканы. Чеканами называют боевые молоты или топоры, второй конец которых вытянут в форме бойка, называемого в археологии клевцом.

Для этой культуры характерны лапчатые подвески, украшавшие одежду, а также бусы, бляхи, пуговицы, типы которых отсутствовали в андроновское время, но известны юго-восточнее расселения карасукцев. Есть бронзовые зеркала.

Главным занятием карасукских племен было скотоводство, о котором говорят кости животных, найденные в погребениях. Разводили овец. Как известно, овцеводство требует больших пастбищ. Поэтому оседлость была непрочной. Этим и объясняется незначительность культурного слоя на поселениях, а также круглодонность керамики. Карасукцы летом откочевывали в более удобные для овцеводства районы, даже в горы, а зимой жили в долинах рек у пашен. Много бронзовых серпов и кос развитых форм. В Минусинских степях найдены тысячи бронзовых орудий, среди которых значительная часть карасукских.

В памятниках Восточной Европы IX—VIII вв. до н. э. встречаются кинжалы карасукских форм, распространение которых доходит до ФРГ. На Кавказе, в Болгарии, в Румынии (до Фессалии) находят так называемые оленные камни с высеченными на них изображениями животных, а также оружия, распространенные в Южной Сибири. Эти факты послужили основанием для предположения об инфильтрации или даже экспансии карасукских племен в начале I тысячелетия до н. э. Карасукские изделия проникали также в Забайкалье, на Алтай, на Обь и доходили до Караганды, где встречается типичная карасукская керамика. Вместе с тем на Енисее встречаются изображения головок животных, известные и в сейминско-турбинской культуре.

Иной характер имела жизнь населения сибирской тайги во II тысячелетии до н. э. Здесь не было хороших пастбищ. Неблагоприятные климатические условия препятствовали распространению земледелия. Не было и доступных месторождений металлов. Охота и рыболовство сохраняли ведущее значение еще длительное время.

Подготовлено по изданию:

Авдусин Д. A.
Основы археологии: Учеб. для вузов, по спец. «История». — М.: Высш. шк., 1989. — 335 с.: ил.
ISBN 5—06—000015—X
© Издательство «Высшая школа», 1989



Rambler's Top100