Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
127

Глава 7

БРОНЗОВЫЙ ВЕК ЛЕСНОЙ ПОЛОСЫ СССР

Племена лесной полосы Восточной Европы и в бронзовом веке в основном сохраняли неолитический быт. Причиной тому была бедность месторождениями цветного металла и суровая природа, с трудом приспособляемая к нуждам земледелия и скотоводства. Но производящее хозяйство здесь все же появилось.

В начале бронзового века по всей Европе распространяются культуры шнуровой керамики, иначе называемые культурами боевых топоров. Первое название происходит от типа орнамента на керамике, второе — от каменных сверленных топоров ладьевидных очертаний.

В бронзовом веке каменные орудия и оружие еще были широко распространены. Люди уже не довольствовались кремневыми месторождениями, которые давали низкокачественное сырье. По определенным признакам они научились находить подземные залежи хорошего каменного сырья и разрабатывать его в шахтах. В Гродненской области у Красного села изучен грандиозный комплекс шахт по добыче кремня, поставлявший сырье и орудия культурам шнуровой керамики.

Шахты Красного села пробили наслоения мела, насыщенные кремнем. Люди сначала мотыгами из оленьего рога копали вертикальную яму глубиной до 5—6 м и поперечником около 1 м (следы мотыг хорошо заметны на стенах, найдены и сломанные мотыги). Дойдя до кремневого пласта, копали боковой ход — штрек — длиной до 20 м, выбирая встречавшийся кремень. От штрека шли небольшие углубления — забои. Штреки имели расширения — здесь люди отдыхали и разбирали материал. Там встречаются непригодные куски камня, неудачные заготовки топоров, потерянные готовые орудия. Стены штреков закопчены, видимо, горевшими лучинами. Таким образом, в шахтах не только добывали материал, но и предварительно обрабатывали его. Возле шахт много крупных кусков камня, нуклеусов, заготовок орудий, отщепов. На поверхности исследован поселок, где жили горняки в течение сезона добычи кремния. Горное дело достигло значительного развития.

На нашей территории культур боевых топоров несколько. Для них характерно развитое скотоводство и металлургия. Рассмотрим некоторые из них.

Основой среднеднепровской культуры (середина III — середина

II тысячелетия до н. э.) считают древнеямные племена на позднем этапе их развития и племена позднего Триполья. Несомненно влияние и местных неолитических культур. Поскольку среднеднепровские погребения часто совершены в позднеямных курганах, очевидно, что среднеднепровские племена жили позже ямных, в крайнем случае какое-то время они сосуществовали.

Территория максимального распространения среднеднепровской культуры простирается по Днепру от Черкасс до Могилева,

128

а в стороны — до Брянска и Мозыря. Отдельные вещи встречаются и шире. На ранних этапах культуры ее территория была меньше.

Среднеднепровских поселений изучено немного. Они небольшие и обычно расположены в поймах рек на песчаных дюнах, иногда на высоких мысах. Жилища наземные столбовой конструкции. Очаги каменные. Орудия в подавляющем большинстве сделаны из камня.

Основной материал по среднеднепровской культуре получен из раскопок многочисленных погребений. На раннем этапе мертвых хоронили вытянуто, а могилу вырывали в насыпи уже готового «чужого» кургана. На позднем этапе покойники скорчены, лежат в ямах, как под курганами, так и без них. В Белоруссии встречаются и трупосожжения. Вещей при погребенных мало. Обычно это один-два сосуда, каменный сверленый топор и мелкие украшения. Горшки имеют шаровидное тулово и невысокую шейку. Иногда находят и плоскодонные сосуды, встречается металл кавказского или прикарпатского происхождения, но его очень мало: несколько топоров, одно бронзовое копье и так называемые височные кольца, укреплявшиеся женщинами на висках и поддерживавшие прическу. О дальних связях с населением других областей говорит привозной металл и янтарные украшения.

Находки зернотерок и зерен пшеницы свидетельствуют о земледелии. Наличие каменных и бронзовых топоров позволяет предположить его подсечный характер. Но ведущей формой хозяйства

Инвентарь среднеднепровской культуры: 1—4 — сосуды, 5 — пряслице, в—10 —копья и стрелы, 11—12 — топоры, 13 — тесло, 14— 17 — украшения

Рис. 42. Инвентарь среднеднепровской культуры: 1—4 — сосуды, 5 — пряслице, в—10 —копья и стрелы, 11—12 — топоры, 13 — тесло, 14— 17 — украшения

129

было скотоводство. Разводили овец, свиней, лошадей, может быть и коров. Их кости встречаются как на поселениях, так и в погребениях.

В Юго-Восточную Прибалтику, где в конце III и во II тысячелетии до н. э. находились многочисленные и часто расположенные поселения (от Калининградского залива до восточной части Финского залива, кроме Литвы), около XVIII в. до н. э. проникают другие племена. Они оставили поселения и могильники, где обычны сверленые топоры и плоскодонная шнуровая керамика. Это памятники восточно-прибалтийской культуры боевых топоров. В могилах костяки скорчены и лежат на боку, чего раньше в местных погребениях не было. По статистике костей на поселениях и в погребениях племена восточно-прибалтийской культуры разводили овец, свиней, реже коров. В могилах кроме топоров и сосудов находят кремневые орудия, костяные гарпуны, ожерелья из зубов животных, янтарные украшения. Топоры часто сделаны из камня, встречающегося на юге Литвы и Белоруссии. Керамика сходна с сосудами Средней Вислы и Верхнего Днепра.

Крайне редко на поселениях восточноприбалтийской культуры находят бронзовые вислообушные топоры подобные фатьяновским, копья сейминского типа (см. ниже), плоские топоры.

Во второй половине II тысячелетия до н. э. происходит постепенное слияние пришельцев с местным населением. Севернее Западной Двины укоренился охотничье-рыболовецкий быт местных племен, а южнее — скотоводческий. Вероятно, так было положено начало формированию племен эстов и летто-литовцев.

Через Прибалтику прошла мощная волна племен, проникших в среднерусские леса и занявших почти всю их зону. Они расселились от Псковского озера на западе до Камы и Вятки на востоке, на севере их граница проходит по югу Вологодской области, а на юге — у верховьев Оки, до Суры и Средней Волги. По могильнику, расположенному у села Фатьяново близ Ярославля, культура была названа фатьяновской (1800 — конец II тысячелетия до н. э.).

Фатьяновская культура изучена в основном по могильникам, иногда довольно обширным, что говорит об определенной оседлости племен. Эти кладбища расположены на высоких местах. Костяки с небольшим количеством инвентаря в могильных ямах лежат скорченно. Вместе с покойниками положены топоры и глиняные сосуды. Во всех погребениях, где встречаются кости животных, неизменно преобладают кости домашнего скота: свиней, овец, коров, лошадей и собак. Имели значение также охота и рыболовство. Преобладание скотоводства, частые находки боевых топоров, свидетельствующие об усилении межродовых столкновений, позволяют предположить господство патриархата. Наличие боевого оружия связывают с вооруженным вторжением на чужую территорию. На волосовском поселении Николо-Перевоз найдены фатья-новские погребения: фатьяновцы победили аборигенов, похоронили своих убитых и пошли дальше. Фатьяновцы были убиты волосов-

130

сними стрелами. Если бы волосовцы не были побеждены, они не позволили бы хоронить чужаков на своем поселении.

Погребальный обряд фатьяновцев не слишком устойчив, имеет варианты, которые объясняют смешением этих племен с местными.

Фатьяновская культура делится на несколько групп, отличающихся друг от друга временем существования или местными особенностями. Наиболее крупные из них — Московско-Клязьминская, Верхневолжская и Средневолжская. Первая расположена на верховьях Днепра, по Москве-реке и Клязьме, вторая — на севере Калининской, Ярославской и Костромской областей, а третья занимает огромную территорию по Нижней Каме и Средней Волге.

Инвентарь фатьяновской культуры:1 — сосуд московско-клязьминского типа, 2 — сосуд верхневолжского типа, 3 — сосуд средневолжского типа, 4 — ладьевидный каменный топор, 5—6 — каменные топоры, 7 — клиновидный каменный топор, 8— вислообушный бронзовый топор, 9—11 — каменные стрелы, 12 —кремневое орудие, 13 —костяная проколка, 14 — медное колечко, 15 —браслет, 16 — 20 — украшения

Рис. 43. Инвентарь фатьяновской культуры:1 — сосуд московско-клязьминского типа, 2 — сосуд верхневолжского типа, 3 — сосуд средневолжского типа, 4 — ладьевидный каменный топор, 5—6 — каменные топоры, 7 — клиновидный каменный топор, 8— вислообушный бронзовый топор, 9—11 — каменные стрелы, 12 —кремневое орудие, 13 —костяная проколка, 14 — медное колечко, 15 —браслет, 16 — 20 — украшения

131

Таким образом, фатьяновцы двигались с запада на восток. Они заняли территорию волосовских племен, на поселениях которых изредка обнаруживают тонкий слой, который иногда считают фатьяновским. Он тонок, раньше его не замечали и считали, что по неизвестным причинам поселений у фатьяновцев якобы не было. Фатьяновские вещи находят на стоянках волосовской культуры до самого конца бронзового века, когда на этих стоянках уже появляется керамика типичная для раннего железного века.

Инвентарь абашевской культуры: 1 — пешня, 2 — кинжал, 3 — топор, 4 — серп, 5 — копье, в — топор, 7 тесло (1-7 — бронза), 8 —серебряные подвески, 9 —каменная стрела, 10 —костяной предмет, 11—1» керамика, 14 — украшение

Рис. 44. Инвентарь абашевской культуры: 1 — пешня, 2 — кинжал, 3 — топор, 4 — серп, 5 — копье, в — топор, 7 тесло (1-7 — бронза), 8 —серебряные подвески, 9 —каменная стрела, 10 —костяной предмет, 11—13 керамика, 14 — украшение

132

Фатьяновцы, как теперь полагают, соединились с местным населением, и этот симбиоз стал субстратом населения следующей культуры.

На западе фатьяновского ареала металлические предметы не встречаются, однако можно утверждать, что эти племена знали обработку металла. Об этом говорят, во-первых, находки так называемых льячек — глиняных ложечек для разливания в формы расплавленного металла. Во-вторых, на некоторых фатьяновских топорах этой территории в подражание бронзовым воспроизведен литейный шов, невозможный для каменных изделий.

В дальнейшем металла становится больше, но в жизнь фатьяновцев он достаточно широко входит только на последней стадии развития этой культуры. Об этом свидетельствует погребение металлурга с литейными формами. Спектральные исследования доказали существование у фатьяновцев собственной металлургии, причем вещи отливали из чистой меди. Исходными рудами были медистые песчаники Среднего Поволжья. Оттуда и происходит фатьяновский металл, распространение которого шло с востока на запад. Поэтому понятно, что области, лежавшие ближе к Волге, имели металла больше, чем западные. Западноевропейского металла у фатьяновцев нет.

Средневолжскую группу фатьяновской культуры некоторые археологи считают самостоятельной балановской культурой, ссылаясь на отмеченные когда-то особенности ее металла и несовпадение антропологического типа фатьяновцев и балановцев. Последующие исследования установили, что металл средневолжской группы не отличается от металла других фатьяновских групп, а чужие антропологические типы у балановцев редки. Но разногласия по вопросу самостоятельного значения средневолжской группы до сих пор не сняты. Здесь хорошо выражены поселения, они расположены на высоких холмах, в них прослежены полуземляночные жилища; инвентарь этих поселений не отличается от предметов, найденных в погребениях. Но многие археологи считают, что это не поселения, а разрушенные могильники.

Среднеднепровской и фатьяновской культурам по своему характеру близка абашевская (вторая половина II тысячелетия до н. э.). О ее происхождении единого мнения нет. Новейшие исследователи ведут ее от древнеямной, но бытует и старое мнение, что абашевцы произошли от среднеднепровцев.

Существенно, что территория абашевской культуры распадается на три группы, расположенные в лесной и лесостепной зонах. Одна из них — донская (район Воронежа), вторая — средневолжская (по обоим берегам Волги от Ярославля до Казани) и третья — уральская (Южное Приуралье). Таким образом, у абашевских племен не было единой территории. Каждая группа абашевских племен имела могущественных соседей, часто оказывавших на нее сильное влияние. Так, рядом с донской группой располагалась срубная культура, а с уральской — андроновская. Неко-

133

Схема расположения культур позднего бронзового века

Рис. 45. Схема расположения культур позднего бронзового века

134

торые исследователи трактуют абашевцев как культурно-историческую общность.

Считают, что абашевцы пришли с юга-востока. В Казанское Поволжье их могло привести, например, стремление овладеть источниками меди, столь необходимой и ценной в те времена. Абашевский металл, как и фатьяновский, поволжского происхождения.

Абашевская культура изучена в основном по курганам; поселения исследованы пока недостаточно, а в средневолжской группе они до сих пор неизвестны. Под насыпью абашевского кургана обычно расположено несколько могил. Покойников клали на спину с подогнутыми ногами. Инвентарь составляет керамика или круглодонная, или с плоским дном, напоминающая перевернутый колокол. Орнамент сосудов геометрический. Курганы бедны металлом, хотя встречаются медные и серебряные украшения, образующие целые наборы.

В одном из курганов, где захоронено 28 человек, вероятно изрубленных врагом, выделялось погребение мужчины, при нем находились литейная форма проушного топора, тигель и каменная наковаленка. Эта находка — несомненное свидетельство существования местной металлургии. Крупные вещи — топоры, долота, кинжалы, копья известны по кладам. Встречались и бронзовые серпы, существовавшие наряду со вкладышевыми.

В хозяйстве преобладало скотоводство, подтверждаемое многочисленными находками костей домашних животных. Земледелие играло второстепенную роль. Социальный строй — патриархат.

На берегу Галичского озера на территории стоянки бронзового века, имеющей неолитический облик, найден клад вещей, который связывают с абашевской культурой. В Галичском кладе найдены бронзовые статуэтки мужчин. Одна из них изображает солнечное божество — его голова окружена лучами, другая — лунное божество: на его голове три полумесяца. С этими статуэтками найдены бронзовые фигурки ящериц, вислообушный топор, кинжал, ножи, браслеты. Вероятно это вещи употреблялись при религиозных обрядах и принадлежали родовому коллективу.

Сейминско-турбинская культура (вторая четверть II тысячелетия до н. э.) названа по могильнику у ст. Сейма близ Горького и удаленному от него на 1500 км крупнейшему могильнику этой культуры, находившемуся в черте современной Перми. К памятникам этого типа относят могильник Ростовка (в черте Омска). Вокруг этих памятников не утихают споры, главным образом о том, можно ли их объединять в одну культуру. Многие предлагают назвать культуру сейминско-самусьской, придавая, таким образом, ведущее значение древности со стоянки Самусь на реке Томи. При этом включают в сейминско-самусьский «пласт» культур кротовскую, самусьскую, окуневскую — сибирские культуры со сходными бронзовыми предметами, но различающиеся по керамике и по хозяйственной направленности.

135

Поселения сейминско-турбинской культуры до сих пор не открыты. Могильников немного, они не имеют насыпей, погребения сопровождаются богатым инвентарем из камня и высококачественной бронзы. Постоянное повторение в инвентарях предметов вооружения свидетельствует о воинском характере погребений. Представлено оружие трех основных категорий. Характерны кинжалы с фигурными рукоятями, на которых встречаются, например, художественные изображения лошади или головы лося. По мнению зоологов, изображенная порода лошадей могла водиться только в области Западного и Южного Алтая и Восточного Тянь-Шаня. Аналогичный вывод сделан при изучении изображений архаров на ноже из Турбина; археологи делают вывод об алтайском происхождении этого ножа.

Топоры представлены шестигранными кельтами, есть небольшое количество чеканов, а также вислообушных топоров. Копья имеют вильчатый стержень втулки и совпадают с найденными в Бородинском кладе. Одно копье из Турбина сделано из серебра. На ноже из Ростовки изображен лыжник, едуший, держась за вожжи, за лошадью. Считают, что сейминско-турбинские племена были коневодческими. Лошадь использовалась не только в качестве тяглового, но и верхового животного.

Каменный инвентарь многочислен. Он представлен кремневыми стрелами, вкладышами, скребками, а также бусами из нефрита и горного хрусталя.

Металлические вещи из Сейминского (1—3) и Турбинского (4—9) могильников: 1-3 — ножи-кинжалы, 4 — копье, б — нож, 6—7 — топоры-кельты, 8 — вислообушный топор, 9 — нож

Рис. 46. Металлические вещи из Сейминского (1—3) и Турбинского (4—9) могильников: 1-3 — ножи-кинжалы, 4 — копье, б — нож, 6—7 — топоры-кельты, 8 — вислообушный топор, 9 — нож

136

Металлургия сейминско-турбинских племен высокоразвитая, наиболее близка она к алтайской. Параллели кремневому и нефритовому инвентарю также достигают района Саян и Алтая. Но источники металла на сейминско-турбинских памятниках восточнее и западнее Урала различные. В восточных памятниках использовались алтайские бронзы, в западных — уральские. Из уральского серебра сделаны серебряные копья Турбина и Бородинского клада. Связь сейминско-турбинских и бородинских древностей несомненна. С Урала происходит и золото, из которого сделаны немногочисленные сейминско-турбинские перстни.

В мастерской на стоянке Самусь найдено четыре литейные формы для кельтов и три — для копий сейминско-турбинского вида. При исследовании этих предметов установлено, что самусьские типы более поздние. Они как бы продолжают линию развития сейминско-турбинской индустрии.

Несомненны связи сейминско-турбинской культуры с племенами абашевской культурно-исторической общности, отражающиеся в общности металла и, насколько можно судить, в формах немногочисленной керамики. Следует также отметить, что в сейминскотурбинских могильниках выделяются несколько абашевских погребений: очевидно, абашевцам было разрешено хоронить своих мертвых на этих кладбищах, чего не разрешалось другим племенам.

Центром происхождения сейминско-турбинских племен называют Саяны и Алтай, откуда они стремительно несколькими группами двинулись на запад. За сравнительно короткий срок был пройден путь в 4000 км, чему, как думают, способствовало использование коня как верхового животного. Продвижение было вооруженным, местное население относилось к пришельцам как к ненавистным врагам: в Ростовке прослежены перекопанные могилы сейминцев-турбинцев. Инвентарь был не тронут, но верхняя часть скелетов переломана, чтобы заклятый враг не смог после смерти причинить никакого вреда. Только с абашевскими племенами у сейминцев, как сказано выше, сложились добрососедские, может быть, даже союзнические отношения.

Преодолев Уральские горы, сейминско-турбинские племена вторглись в среду местных племен, но просуществовали недолго: период их активности укладывается в одно-два столетия. Видимо, пришельцы были немногочисленными. Часть воинов, вероятно, погибла в боях, остальная часть была ассимилирована. Уже вскоре после их исчезновения по всей Северной Евразии начинается отливка копий, кельтов, чеканов и других вещей сейминско-турбинских типов. На востоке ареала появляются изогнутые ножи-кинжалы с фигурными навершиями. Сходные формы оружия распространяются до Китая.

* * *

137

Синхронистическая таблица культур неолита, энеолита и бронзы

Рис. 47. Синхронистическая таблица культур неолита, энеолита и бронзы

138

За три тысячелетия, приходящихся на время господства меди и бронзы, человечество прошло огромный путь прогресса. Появление бронзы обусловило новый уклад жизни, утвердившийся во второй половине III — начале II тысячелетия до н. э. Широко распространяются орудия труда и оружие из искусственных сплавов. Новые орудия дали мощный импульс развитию хозяйства племен бронзового века. Осваиваются неудобные при прежней технике обработки земли участки, в ряде мест происходит переход к переложной системе земледелия. С помощью скотоводства интенсивно осваиваются степи, постепенно развиваются его полукочевая и кочевая формы. Скотоводство проникает на Крайний Север, где разводят оленей и собак.

Увеличивается подвижность населения, неизмеримо возрастает протяженность путей обмена, несомненна и его экономическая целесообразность, не сдерживаемая этническими связями. Обмен, особенно металлом, обретает огромный размах: кавказские бронзы доходят до областей позднего Триполья, алтайские — до Камы и Волги. В местах добычи руд возникают специализированные поселения общинных ремесленников.

Улучшение условий жизни привело к быстрому росту населения. В производство включались новые и новые массы людей, что ускоряло социально-экономическое развитие общества. Внутри родовой общины происходит процесс вычленения малых семей, дома для больших коллективов сменяются малыми. Усложняется социальная структура общества, выделяется племенная верхушка, существование которой отмечено богатыми и пышными погребениями, совершенными по особому обряду. Начиная с древнеямных курганов, покойников в степях часто сопровождают повозки, иногда сопоставляемые с древневосточными колесницами.

Внутри племен и между ними возникает имущественное неравенство. Богатство соседей, стремление расширить свою территорию, а, значит, пастбища, приводят к все учащающимся межродовым столкновениям. Происходит массовое строительство укреплений вокруг поселков.

С появлением классов рабов и рабовладельцев в ряде стран возникает аппарат господства угнетателей над угнетенными — государство. На территории СССР к порогу классообразования еще в бронзовом веке подошли общества юга Средней Азии и Закавказья.

Но прогресс был быстрым не на всех территориях. Действовали различные закономерности, тормозившие развитие производительных сил и связанных с этим процессов. Такими тормозящими факторами были, в частности, господствовавшие на некоторых территориях потребляющие формы хозяйства и отсутствие меднорудных запасов. Эти причины действовали на большей части территории нашей страны. Значительная нивелировка этих факторов произошла с открытием железа.

Подготовлено по изданию:

Авдусин Д. A.
Основы археологии: Учеб. для вузов, по спец. «История». — М.: Высш. шк., 1989. — 335 с.: ил.
ISBN 5—06—000015—X
© Издательство «Высшая школа», 1989



Rambler's Top100