90-е годы XIX и начало XX в. ознаменованы замечательными открытиями по части папирусов 1, и с этого момента папирология становится рядом с эпиграфикой.
Начало открытия греческих папирусов. Отдельные находки папирусов делались уже давно. Первый греческий папирус был
найден в Египте еще в 1778 г. и издан в 1788 г. (т. наз. «Charta Borgiana»); а в 40-х годах истекшего века английским ученым Гаррисом были вывезены из Египта отрывки речей Гиперида. Но массовые открытия начинаются с 1877—1878 г., когда в Фаюме, преимущественно в Крокодилополе или Арсиное, туземцами найдено было, среди разных отбросов, множество папирусов: они валялись здесь на месте развалин и представляли, по-видимому, остатки многочисленных архивов и библиотек. Папирусы эти, благодаря германскому консулу Травельсу и австрийскому — Графу, перешли частью в Берлин, частью в Вену, где они составили известную коллекцию эрцгерцога Райнера.
Великие открытия 1891 г. Но самые поразительные открытия в этом роде относятся к последнему десятилетию истекшего столетия. Можно сказать, что со времен гуманизма и Возрождения не было таких находок по части древних рукописей, какими ознаменовалось начало 90-х годов XIX в.1
Папирусы Флиндерса Питри. Уже известный нам исследователь Египта англичанин Флиндерс Питри (см. выше, с. 408) в том же Фаюме, в Гуробе, сделал интересную находку в картонажах, в которые положены были мумии: картонажи эти делались из папирусов, служивших, очевидно, макулатурой; папирусы удалось отделить, и среди них оказались очень древние рукописи III в. до P. X., в том числе рукопись Платонова «Федона», на 1100 с лишком лет древнее самой старинной из известных нам раньше; фрагменты из X песни «Илиады», из утраченной пьесы Еврипида — «Антиопы»; текст, касающийся Третьей Сирийской войны времени Птолемея Эвергета (247/46); отрывок из т. наз. νόμιμα βαρβαρικά, приписываемых Аристотелю; фрагменты описания Аттики, составленного каким-то периэгетом начала III в. до P. X., с интересными подробностями относительно Пирея, Мунихии и в особенности стен Конона 2, и разного рода доку-
менты — завещания, контракты, счета, расписки, судебные решения, письма и т. п.
Сообщение об этой находке появилось еще в конце 1890 г. 1, а в 1891 г. известный дублинский профессор Магаффи опубликовал 1-ю часть «Папирусов Флиндерса Питри » 2; в 1893 г. издана им 2-я часть, и в 1894 г.— приложения к ним (Appendix).
Открытие «Афинской политии». В самом начале 1891 г. разнеслась весть об еще более важной и неожиданной находке: на столбцах «Таймс», от 19 января (н. ст.), вдруг появилось сообщение, что Британским музеем незадолго перед тем приобретена была в Египте — из источника, который по некоторым причинам неудобно называть (sic!) 3 — коллекция папирусов, содержание коих при покупке не было известно, и что при ближайшем исследовании среди них оказался трактат об афинской конституции, приписываемый Аристотелю,— трактат, составлявший часть знаменитых «Политий», которые, казалось, утрачены были навсегда и об утрате которых так скорбели историки и государствоведы. Тут же давалось краткое описание рукописи, приводилось ее содержание и заявлялось, что издание ее уже готово и через несколько дней будет опубликовано 4.
Известие «Таймс» о находке утраченного трактата Аристотеля, тотчас переданное телеграфом во все концы культурного мира, взволновало специалистов и возбудило внимание образованного общества. С нетерпением и некоторым сомнением ожидали исполнения обещания — опубликования драгоценной находки. И действительно, 30 января 1891 г. текст новообретенного произведения Аристотеля появился в виде изящной книги, в издании Кениона (см. выше, с. 198), ассистента в отделении рукописей в Британском музее. Таким образом, между первою
вестью о находке и опубликованием трактата прошло всего 11 дней; очевидно, издание подготовлялось уже в течение некоторого времени, но дело держалось в строгой тайне.
Несмотря на некоторые недостатки и промахи, опечатки, ошибки против грамматики и ударения, довольно понятные, если вспомнить, с какою поспешностью готовилось издание, несмотря на пробелы, обнаруживающиеся в комментарии, особенно там, где дело идет о литературе предмета,— это editio princeps является во многих отношениях замечательным трудом. Задача Кениона была чрезвычайно трудная, и он выполнил ее если и не безупречно, то все-таки с большим успехом. Он не только прочитал рукопись, далеко не столь разборчивую и не столь хорошо сохранившуюся, как говорит он в своем введении, не только дал более или менее связный текст, восстановив его во многих местах, но и снабдил свое издание комментарием, касающимся преимущественно содержания трактата, и обширным введением, в котором описал рукопись, доказал тождество изданного текста с «Афинской политией» Аристотеля и изложил в общих чертах историю государственного строя Афин, как она представляется на основании нового источника.
Издание Кениона встречено было с необычайным интересом. Его требовали нарасхват, и уже через несколько дней понадобилось второе издание, а еще через месяц появилось и факсимиле папируса 1, которое окончательно должно было рассеять всякие подозрения в фальсификации, если таковые и существовали. Появился ряд изданий текста «Афинской политии» и в других странах; многочисленные переводы ее быстро следовали один за другим. Специальные ученые органы, популярные журналы и газеты, все спешили наперерыв ознакомить своих читателей с замечательною находкою и выяснить значение ее. По вопросу о новооткрытой «Политии» возникла целая, почти необозримая, литература, которой я уже касался раньше (с. 199 след.).
Другие публикации Кениона. Фр. Дж. Кенион в том же 1891 г. опубликовал литературные тексты и других папирусов
Британского музея («Classical Texts from Papyri in the British Museum»), между которыми оказались большой отрывок одной из утраченных речей Гиперида 1 и комические бытовые сценки или мимиамбы Герода (Геронда) 2,— литературные произведения, о которых раньше мы не имели никакого понятия. Далее, он же издал первые три тома « Greek Papyri in the British Museum. Catalogue with texts» (1893—1897) 3,— описание и текст папирусов, преимущественно счетов и иных документов, имеющих значение главным образом для хозяйственной истории Египта в эллинистическую и римскую эпоху. А в 1897 г. Кенионом открыто и издано около 20 од или баллад Бакхилида 4. Наконец, ему же принадлежит «Палеография греческих папирусов» (Palaeography of Greek Papyri, 1899), с каталогом литературных текстов, и изданный в честь голландского ученого Herwerden'a трактат, в котором опубликован между прочим отрывок из эпоса о Дионисе (1902).
Публикации Гренфелла и Ханта: Оксиринхские папирусы и др. Между тем в Англии же начали появляться замечательные публикации Б. П. Гренфелла (Grenfell) и Э. С. Ханта (Hunt).
Так, в 1896 г. опубликован любопытный папирус, приобретенный Флиндерсом Питри и содержащий податной устав Птолемея Филадельфа 259/58 г. до P. X.1 Нечего и говорить, как важен этот документ для хозяйственной истории Египта той эпохи. В том же году (1896) вышло другое издание Гренфелла, заключающее в себе отрывок одной александрийской поэмы эротического содержания 2, и некоторые иные папирусы эпохи Птолемеев, большею частью документы, касающиеся займов, купли-продажи и т. п. 3 Продолжением этого издания была «вторая серия», изданная Гренфеллем совместно с Хантом 4. Здесь находится между прочим фрагмент из Гомера (рукопись III в. до P. X.), неизвестный дотоле отрывок из произведения Ферекида Сирского 5 и тоже многочисленные документы эллинистической, римской и византийской эпохи.
Открытию и публикации новых папирусов много содействовало уже известное нам общество «Egypt Exploration Fund», учредившее даже особую секцию с специальною целью — открывать и изучать остатки греко-римской культуры в стране фараонов 6. По поручению этого общества Гренфелл и
Хант произвели раскопки в Оксиринхе (ныне Behnesch в 120 английских милях к югу от Каира, на границе Ливийской пустыни),— раскопки, сопровождавшиеся поразительными результатами. В первые же годы здесь найдены целые тысячи папирусов самого разнообразного содержания, большая часть которых уже опубликована 1. Среди них, кроме отрывков религиозного характера (например, λόγια Иисуса Христа), имеются раньше неизвестное стихотворение Сафо 2; хронологический обзор греческой, римской и восточной истории с 355-го по 315 г. до P. X. (ср. выше, с. 229); списки победителей на Олимпийских играх 3; фрагмент письма к македонскому царю, касающийся союза Фив в Олинфом против Аминты; трактат или руководство по метрике, приписываемое Аристоксену, и разные документы и частные письма. Не останавливаясь на их перечислении, укажу лишь в виде примера, что между прочим сохранился изящный пригласительный билет на свадьбу приблизительно такого содержания: «Такая-то (имярек) просит тебя принять участие в обеде по случаю свадьбы ее детей, в ее доме, завтра, 5-го, в 3 часа». Или, например, одна домовладелица клятвенно уверяет, что в ее доме, «кроме вышепрописанных лиц, нет никого другого, ни александрийца, ни римлянина, ни египтянина»; очевидно, администрация требовала точных сведений о жильцах 4. Интересно также, особенно для юристов,
обширное прошение некоей Дионисии к префекту (186 г. по P. X.) по делу о приданом с ссылками на прецеденты, проливающее свет на тогдашнее право и судопроизводство, и эдикт префекта (II в. по P. X.), касающийся ведения архивов. Есть и «курьезы» вроде письма сына к отцу, «балованного мальчика», с трудом еще выводящего буквы и плохо владеющего орфографией; мальчик огорчен тем, что отец не взял его с собою в Александрию, и грозит, в случае неисполнения его желания, не писать больше отцу, ничего ни есть, ни пить, а по возвращении отца из Александрии не здороваться с ним, не подавать ему руки 1. В III томе «Папирусов из Оксиринха» находим раньше неизвестные отрывки, например из Пиндара, Менандрова «Льстеца», какого-то мима или пьесы вроде Геродовых, популярной биографии Алкивиада (ничего, впрочем, нового, сравнительно с прежними нашими источниками, не дающей) и учебника по риторике на дорическом диалекте и т. д.; а в IV том (1904) вошли находки 1903 г.; между ними — фрагмент из какого-то евангелия, некоторые новые для нас эпиграммы, новый отрывок из Пиндара и диалог, в котором рассказчик в числе беседующих выводит тирана Писистрата.
В Оксиринхе же, зимою 1905—1906 г., Гренфелл и Хант нашли массу разорванных папирусов, до 30 000; между ними, по-видимому,— остатки библиотеки какого-то ученого. Здесь оказались неизвестные дотоле стихотворения, например пеаны Пиндара и большой отрывок (около половины пьесы) из трагедии Еврипида «Ипсипила»,а из прозаических произведений особенное внимание обращают на себя большие отрывки из «Греческой истории», касающиеся событий 396—395 гг. до
P. Χ.1 Об этой «Греческой истории» мы уже говорили (с. 181— 183). Кто был этот «Оксиринхский историк» — Феопомп ли, Кратипп или кто-либо другой,— мнения, как мы видели, расходятся. Но после «Афинской политии» Аристотеля это наиболее крупная и важная находка текста чисто исторического содержания. Тогда же найдены между прочим новые отрывки из Каллимаха (в т. VII) и из «мелиамбов» киника Керкида (в т. VIII) 2. IX т. «Оксиринхских папирусов» (1912) дал еще более замечательную находку в области классической литературы — сатирическую драму Софокла «Следопыты» (Ίχνευταί), от которой сохранилось около 400 стихов 3. Тут же издан отрывок из трагедии Софокла «Еврипил» 4 и часть биографии Еврипида, написанной Сатиром. А недавно (1914) вышедший X т. содержит, между прочим, отрывки из христианской литературы (из апокрифического евангелия или из «слов» (λόγια) Иисуса Христа, вроде раньше найденных), из Сафо и Алкея, какую-то «Хрестоматию», в которой находим, в числе других, перечень лиц, стоявших во
главе Александрийской библиотеки, разных нововводителей и изобретателей, и, наконец, отрывок о посольстве александрийцев и иудеев к императору Траяну 1.
Поразительна и та быстрота, с какою Гренфелл и Хант обнародуют свои богатые находки. Они не только откапывают папирусы, но и не хоронят их вновь, как делают это многие издатели памятников, держа под спудом, медля с публикацией. В течение 15 лет Гренфеллом и Хантом издано 10 объемистых томов одних только «Оксиринхских папирусов», причем не только разобран и восстановлен текст папирусов, но и дается превосходный комментарий и перевод на английский язык.
Но «Оксиринхскими папирусами» Гренфелл и Хант не ограничились. Так, зимою 1899—1900 г., производя раскопки по поручению Калифорнийского университета, Гренфелл и Хант открыли развалины города Тебтюнис и при этом в мумиях священных крокодилов нашли большое число свертков папирусов — документов Птолемеевой эпохи, преимущественно с 130 по 80 г. до P. X., освещающих внутреннюю историю Египта 2. Одна серия этих документов содержит копии более 40 декретов 3 одного из Птолемеев (Эвергета II) и важна для истории администрации того времени: в ней идет речь о гарантиях против насилия, произвола и злоупотреблений чиновников. Очень важны также документы, представляющие опись земель одной деревни (Керкеозирис), с указанием владельцев, лежащих на них сборов, доходности земли и с любопытными подробностями относительно солдат-поселенцев (клерухов).
В 1900 г., совместно с Д. Дж. Хогартом и при содействии «Egypt Exploration Fund», Гренфеллом и Хантом изданы «Fayûm Towns and Their Papyri», содержащие описание раскопок в Фаюме во второй половине 90-х годов и самые тексты, между которыми обращает на себя внимание между прочим отрывок из романа (Харитона), и затем «Папирусы лорда Амхерста» (Amherst Papyri. 2 P. 1900—1901). В последнем собрании находим отрывок из трагедии, именно из сцены, в которой Гектор готовится к бою с Ахиллом 1; отрывок также из комментария Аристарха к одному из прозаиков и опять документы...
А во время раскопок зимою 1901—1902 и 1902—1903 г. в Hibeh, на правом берегу Нила, неподалеку от Оксиринха, Гренфелл и Хант извлекли из могил много папирусов, составлявших картонажи для завертывания мумий. Папирусы эти 2 — III в. до P. X., времени первых Птолемеев, и содержат частью литературные тексты, частью — и притом большею — документы. Обращает на себя внимание календарь, составленный около 300 г. последователем Евдокса, а в особенности деловая корреспонденция и журнал почтовой станции или конторы в Среднем Египте 3, относящийся приблизительно к 255 г. до P. X., с обозначением проходившей через эту станцию правительственной корреспонденции, дня и часа прибытия и отправления почты, числа пакетов, кому адресовались, кто сопровождал почту, кому, при отправлении со станции, она вручалась и т. д. 4
Публикации на континенте. В то же время на континенте Европы одна публикация папирусов следовала за другою. В 1892 г. предпринято издание папирусов берлинских музеев, при участии таких специалистов, как У. Вилькен,
Φρ. Кребс ("†"), П. Фирек (Viereck) и др. 1 Среди этих папирусов обращают на себя внимание, например, документы, касающиеся банков, счет доходов и расходов храма Юпитера в Арсиное, проливающий свет особенно на обширные денежные операции этого храма (III в. по P. X.), и счет управляющего крупным имением, характеризующий хозяйство III в. по P. X.
Из новейших приобретений Берлинского собрания, среди находок юридического содержания, первое место занимает обширная инструкция сановнику. Liber mandatorum. Почти в каждом из ее 118 параграфов содержится что-либо новое, в особенности относительно права наследственного, семейного и т. п. Папирус разобран В. Шубартом и вскоре появится в V т. берлинского издания «Griechische Urkunden». Берлинские же литературные тексты издаются в собрании «Berliner Klassikertexte» (1904 ff.). Из них обращают на себя внимание комментарий Дидима (см. выше, с. 233), новые отрывки из Сафо 2, Софокла (из его трагедии «Собрание ахейцев») 3, «Каллимаха» 4.
Упомянутый выше В. Шубарт издал таблицы с образцами Берлинских папирусов 5, опубликовал интересные документы (контракты) в «Archiv für Papyrusforschung» (V, 1909) и — для широкой публики — сборник писем на немецком языке с объяснениями, под заглавием «Ein Jahrtausend am Nil» (Berlin, 1912).
В 1895 г. в Вене вышел I т. коллекции эрцгерцога Райнера, под редакцией Вессели 1, который издает папирусы и в своих «Studien zur Paläographie und Papyruskunde» 2.
В Германии, кроме берлинских, публикуются также греческие папирусы, хранящиеся вЛейпциге (изд. Л. Миттейс [Mitteis], при содействии У. Вилькена) 3, Страсбурге (изд. Фр. Прейсигке [Preisigke]) 4, Гессене 5, Гамбурге 6, Мюнхене 7. В Галле находится большой папирус — извлечения из александрийских законов и распоряжений, чрезвычайно важный источник для изучения греческого права. Он издан при содействии нескольких ученых (У. Вилькена, Э. Р. фон Штерна и др.) подзаглавием «Dikaiomata» (Berlin, 1913). Есть издания частных писем, сохранившихся на папирусах 8.
Ж. Николь обнародовал женевские папирусы 1 и, кроме того, отдельно,— отрывок из комедии Менандра под заглавием «Земледелец» 2, из защитительной речи Антифона 3 и из хроники Аполлодора, отрывок, касающийся процесса Фидия 4.
Во Франции выходит также немало публикаций папирусов. ЗдесьЭ. Ревилью (Reveillout) и Эйзенлор (Eisenlohr) положилиначалоизданию «Corpus Papyrorum /Egypt i». Обнародованы были между прочим и новые отрывки речей Гиперида 5, приобретенные Ревилью для Луврского музея еще в 1888 г., а его «Mélanges sur la métrologie, l'économie politique et l'histoire de l'ancienne Egypte» (1895) служили как бы дополнением к берлинским папирусам и к тем, которые изданы в Англии. Позже Т. Рейнак (Reinach),в сотрудничествесВ. Шпигельбергом (Spiegelberg) и Сеймур де Ричи (Seymour de Ricci), издал «Papyrus grecs et demotiques recuellis en Egypte» (1905), среди которых обращают на себя внимание контракты,а П. Жуге (Jouguet) и Г. Лефевр (Lefebvre) опубликовали 6
Jandanae cum discipulis / Ed. С. Kalbfleisch. Fasc. II: Epistulae privatae Graecae. Leipzig, 1913, и упомянутая книга: Schubart W. Ein Jahrtausend am Nil. Berlin, 1912; Preisigke F. Familienbriefe aus alter Zeit // Preussische Jahrbücher. CVIII, 1902; Gleichen-Russwurm Α. v. Antikes Leben in Briefen. Berlin, 1911.
папирусы из деревни Магдолы, найденные в Мединет - эн-Нахас, в южной части Фаюма, и содержащие жалобы царю,— интересный материал в культурно-историческом отношении. Под редакцией того же Жуге в сотрудничестве с другими учеными, издаются папирусы Лильского университета 1, найденные в картонажах мумий, в некрополях Фаюма и содержащие разнообразный материал, между прочим касательно орошения, землемерных работ и проч. Жуге издан также «Папирус из Феадельфии» 2 (в западной части Фаюма), с интересными подробностями касательно провинциальной администрации. А знаменитый Масперо публикует « Греческие папирусы византийской эпохи».
В Италии Accademia dei Lincei приступила к изданию «Греко-египетских папирусов» в 1906 г., под редакцией Дж. Виттели и Д. Компаретти 3, а в 1908 г. основалось особое «Итальянское общество для разыскания папирусов», которое имеет свои издания 4; уже появился (1912) том, содержащий папирусы, частью найденные при раскопках общества на месте Оксиринха и Гермополя, частью приобретенные покупкой. В числе издателей этого собрания — две итальянки (Тереза Лоди и Медея Норса).
«Персы» Тимофея. К первым годам XX в. относятся две очень важные и интересные находки, на которых следует остановиться. В1902г.Л. Борхгардтом по поручению Немецкого восточного общества, предприняты были раскопки в Абусире, неподалеку от Каира, причем на древнем кладбище, в одном из гробов, в головах покойника, по всей вероятности какого-то грека, найден папирус, содержащий значительную часть (приблизительно половину) текста «Персов» Тимофея Милетского (ок. 400 г. до P. X.), до сих пор известного нам, можно сказать, лишь по имени. Это —
дифирамб или, точнее, «ном», касающийся Персидских войн, на тему о поражении царя в морском сражении — конечно, при Саламине,— первый дошедший до нас образчик произведений подобного рода и древнейшая рукопись из всех сохранившихся на папирусах: она, вероятно, не позже конца IV в. до P. X., и лишь около полувека отделяет ее от смерти автора 1.
Менандр. Еще более важная находка сделана несколько лет спустя французом Г. Лефевром: в одной деревне, на месте прежнего Афродитополя на левом берегу Нила, среди развалин древнего жилища, им найден папирус из 17 листков — не в виде обычного свитка, а в виде книги или кодекса,— содержащий до 1300 стихов поэта IV в. Менандра. Папирус этот был тотчас же издан Лефевром 2. В нем более или менее крупные отрывки из 4 пьес Менандра — из «Героя» (заглавие пьесы в папирусе не сохранилось, но предположение, что это — «Герой», подтвердилось), «Третейского суда» (Επιτρέποντες), «Самиянки» и «Стриженной» или «Отрезанной косы» (Περικειρομενη) и незначительные обрывки 5-й пьесы. Особенно много стихов сохранилось из «Третейского суда» — более 500, т. е. около половины комедии, причем уцелел почти весь второй акт. Вскоре в Египте же было найдено два листика пергамента, содержащие в себе частью уже известные, частью неизвестные отрывки из Περικειρομένη 3, а в 1911 г. Лефевр вновь опубликовал Каир-
ский папирус Менандра, с некоторыми новыми фрагментами из «Героя», «Третейского суда» и «Отрезанной косы» 1. Нечего и говорить, как важна такая находка. Только теперь мы можем иметь настоящее понятие о Менандре, о том, как развивалось у него действие, каковы его приемы, как обрисовывались характеры и изображалась аттическая частная жизнь с ее нравами; это бросает новый свет и на подражателей Менандра, римских комедиографов и т. д. 2 — В новом издании папируса Менандра, опубликованном Лефевром, находятся и новые отрывки (более 100 стихов) из комедии Евполида Δήμοι 3.
Найдено и новое сочинение знаменитого Архимеда — его послание к Эратосфену о некоторых теоремах механики 1.
Есть тексты и исторического содержания, кроме упомянутого уже большого отрывка из Оксиринха (с. 181). Так, в Вюрцбургской коллекции папирусов имеется фрагмент Сосила 2, Ганнибалова спутника и учителя греческого языка; в фрагменте описывается морская битва между римлянами и карфагенянами и по поводу этого вспоминается сходный эпизод при Артемисии. Раньше мы не имели ни одной строчки этого писателя. А среди папирусов В. С. Голенищева имеется александрийская христианская «Всемирная хроника» с миниатюрами 3. Что касается «Страсбургского анонима», «Anonymus Argentinensis», папируса, принятого сначала за отрывок исторической хроники, которой издатель этого папируса Бруно Кейль посвятил целую монографию (1902), где, стараясь восстановить наполовину утраченный текст, высказал ряд смелых, остроумных и, по-видимому, блестящих догадок, комбинаций и выводов, то, как показал Вилькен 4, это не есть историческая хроника, а, вероятно, комментарий к речи Демосфена против Андротиона, и блестящие построения Кейля, его смелые восстановления текста и выводы разрушились.
Есть греческие папирусы медицинского содержания 1 и даже химического или алхимического 2.
Значение открытых папирусов. Благодаря всем этим открытиям и публикациям, общее число новообретенных текстов чрезвычайно возросло. Некоторое понятие об этом могут дать следующие цифры. По подсчету, сделанному еще в середине 90-х годов, найдено 24 рукописи с произведениями Гомера, 9 — с произведениями Еврипида, 5 — Аристотеля, Гиперида и Гесиода, а всего 112 рукописей одних литературных произведений, из коих 49 содержат новые для нас отрывки или сочинения. Но с середины 90-х годов материал наш еще более возрос, и в течение последних лет XIX в. издано около 1200 новых папирусных текстов. Теперь число таких текстов доходит до 10 000.
Нечего, конечно, и говорить о том, как важны для нас вновь обретенные произведения, раньше считавшиеся совершенно утраченными или бывшие совершенно неизвестными 3. Но имеют
немалое значение и те папирусы, которые содержат текст уже известных нам раньше сочинений, так как нередко они представляют рукописи гораздо более древние, чем наши прежние, иногда — лет на 800 и даже 1000 древнее известных нам раньше кодексов. Есть рукописи, относящиеся к III в. до P. X., и таким образом в папирусах мы имеем традицию, которая непрерывно тянется в течение почти 1000 лет, с III в. до P. X. и до VIII столетия по P. X. (Вилькен). Папирусы, следовательно, важны и для установления надлежащего текста, для интерпретации и т. д. Что касается папирусов, содержащих документы, то, как мы уже говорили не раз, это самый разнообразный материал — счета, квитанции, контракты, завещания отдельных лиц, правительственные распоряжения, приказы, донесения, судебные приговоры, прошения, жалобы, письма и проч.,— материал, знакомящий с государственным устройством, администрацией, судебными порядками, финансовой системой, хозяйством и вообще с состоянием Египта в александрийскую эпоху; и не только в александрийскую, но и в византийскую и даже арабскую: документы эти тянутся через огромный период, около 1300 лет, начиная с 311 г. до P. X. и кончая 996 г. по P. X. (Вилькен). На основании их возникла уже богатая литература. Каким драгоценным материалом могут служить эти папирусы в руках исследователя, в виде примера можно указать на капитальный труд русского ученого M. И. Ростовцева о колонате (Studien zur Geschichte des Romischen Kolonates. Leipzig, 1910 [I. Beiheft zu Archiv für Papyrusforschung]) 1, давший столько нового и подчас неожиданного. Но папирусы не только воскрешают перед нами, казалось, утраченные навсегда произведения классической литературы, не только содержат в себе документы, рисующие нам отношения между государством и населением, положение его юридическое, финансовое, социально-экономическое и т. п.; они поистине являются «человеческими документами», «documents humains», вводят нас в повседневную жизнь, раскрывают перед нами отношения людей друг к другу, их горе и радость,
их заботы, их чувства. В особенности это нужно сказать о многочисленных дошедших до нас частных письмах 1: то, как мы видели, родители приглашают гостей на свадьбу детей, то влюбленный пишет своей возлюбленной, то женщина — быть может, дочь или верная раба — жалеет, что не имеет крыльев, чтобы прилететь и поклониться «своему господину», то выражается сочувствие в горе, то мать тревожится о сыне, как его здоровье: «ты ведь знаешь тревогу матери»,— пишет она; или интересуется ходом его учения; то сын, солдат, настойчиво просит прислать ему денег, то кредитор напоминает о долге, то записочка сопровождает посылку подарка или гостинца, то перед нами ряд приветствий и поклонов, и т. д...
В настоящее время коллекции папирусов находятся не только в крупных центрах; в Германии, например, почти каждая порядочная университетская библиотека стремится иметь свою коллекцию папирусов. Имеются они и в Африке (в Каире, Александрии), и в Америке (Чикаго). Существуют и частные собрания (например, лорда Амхерста (Amherst), у нас — В. С. Голенищева) 2.
В виду разбросанности подобного рода материала, посвященных ему публикаций и исследований, явилась настоятельная надобность в каком-либо центральном органе, в котором сосредоточивались бы сведения по папирологии. Таким органом является «Archiv für Papyrusforschung und verwandte Gebiete» (1-й выпуск — 1900), основанный У. Вилькеном, одним из самых выдающихся современных знатоков папирусов. Другой известный специалист в этой области К. Вессели основал журнал «Studien zur Paläographie und Papyruskunde». Мелькает мысль и об издании полного собрания папирусов, «Corpus Papyrorum», наподобие «Corpus Inscriptionum»; но осуществление ее признается преждевременным, рискованным, ввиду не прекращающихся
крупных и совершенно неожиданных находок в области папирологии.
Зато после многолетней подготовки осуществлено другое издание — «Хрестоматия» папирусов, собрание наиболее важных и интересных образцов, целиком или в отрывках, нечто вроде «Sylloge inscriptionum graecarum» Диттенбергера. Это — «Grundzüge und Chrestomathie der Papyruskunde», изданные под редакцией Л. Миттейса и У. Вилькена (Leipzig; Berlin, 1912), в 2 частях и в 4 книгах 1. Вилькен, профессор древней истории, обработал «Историческую часть»; другой, Mиттейс, известный ученый-юрист и вместе с тем знаток греческого языка и греческих папирусов, обработал часть «Юридическую». Каждая из этих частей состоит из двух отдельных объемистых книг. В одной книге мы находим «Grundzüge», «Основные черты», или результаты исследования папирусов, обзор Египта времен Птолемеев, эпохи римской, византийской и арабской, у Вилькена — с исторической стороны, у Миттейса — с юридической. Другая книга — собственно «Хрестоматия», содержащая интереснейшие греческие папирусы, знакомящие нас со строем и жизнью Египта, начиная с эпохи эллинизма и кончая господством арабов. Таким образом, в общем издание это не только «Хрестоматия»: «Grundzüge» как Вилькена, так и Миттейса представляют собою сжатые, но обстоятельные обзоры, крупные ученые труды, весьма ценные монографии, принадлежащие перу лучших специалистов. Так, Вилькен в своих «Grundzüge» дает «введение», в котором содержатся сведения относительно папирологии (открытие папирусов, издание их, язык, письмо и т. п.), затем — общий исторический очерк формы правления, местной администрации, греческих городов, населения (гл. I), религии и культа (гл. II), воспитания (гл. III), финансов (гл. IV), податной системы (гл. V), промышленности и торговли (гл. VI), поземельных отношений (гл. VII), повинностей (гл. VIII), продовольственного дела (гл. IX), почтового и транспортного (гл. X), военного и полиции (гл. XI), нако-
нец — характерные черты из народной жизни (гл. XII). По таким же рубрикам распределены и папирусы в «Хрестоматии». В «Grundzüge» почти в каждой главе обзор ведется по эпохам Птолемеевой, римской, византийской, арабской. Это — капитальное пособие и для изучения эллинизма.
Собрание греческих папирусов, содержащих документы, можно найти также в упомянутом уже издании Фр. Прейсигке 1.
Несколько изданий более популярного или доступного характера со своей стороны удовлетворяют потребности иметь сборник или хрестоматию наиболее характерных папирусов 2. С палеографией папирусов, их начертанием и видом знакомят названные уже раньше (с. 462) таблицы В. Шубарта. а также К. Вессели в своем издании «Papyrorum Scripturae graecae Specimina isagogica» (1900). Грамматику греческих папирусов времени Птолемеев составил Эд. Майзер (Mayser) 3.
Над разбором, изданием и исследованием греческих папирусов в настоящее время работает ряд ученых. Кроме уже названных выше, следует отметить еще имена Дж. Лумброзо4 и немецких юристов Л. Миттейса 5,
О. Граденвица 1, Л. Венгера 2, у нас — из юристов — Б. Н. Фрезе 3 и Г. А. Семеку-Максимовича4, из историков — M. М. Хвостова 5, из филологов — Г. Ф. Церетели, А. Г. Бекштрема. И тем не менее издана лишь часть громадного материала; еще меньшая доля его разработана; остальное ждет еще публикаций и дальнейших исследований.
Острака. По характеру и содержанию близко стоит к рассмотренным публикациям папирусов издание У. Вилькена «Griechische Ostraka aus Aegypten und Nubien» (Leipzig; Berlin, 1899. 2 Bde.) 6, предпринятое им по побуждению Моммзена. В Египте черепки служили даровым писчим материалом; ими, между прочим, пользовались банковские чиновники и сборщики податей для квитанций. Изданные Вилькеном надписи и представляют подобного рода расписки. При всей незначительности каждой из них в отдельности, в общем они в свою очередь проливают немало света на финансовое управление. Египта в греко-римскую эпоху. Вилькен не только их издал, но и снабдил обширным введением, в котором сумел выяснить все значение этого
на первый взгляд однообразного и скудного источника и осветить с помощью его историю финансового управления греко-римского Египта 1.
Пергаментные рукописи. В конце XIX и начале XX в. сделаны замечательные открытия не только по части папирусных рукописей, но и иных. Так, Р. Рейтценштейн (Reitzenstein) открыл в одном ватиканском палимпсесте отрывки из 7-й книги «Истории диадохов» Арриана (см. с. 230); А. И. Пападопуло-Керамевс обнародовал новые отрывки из лексикона, из истории Александра Македонского (неизвестного автора) и из Аполлодоровой «Библиотеки». Среди рукописей, поступивших в Императорскую Публичную библиотеку от епископа Порфирия Успенского, В. К. Ернштедт открыл на лоскутках пергамента фрагменты из Менандра 2. Отрывки эти отчасти были уже известны до того: их издал К. Кобет в 1876 г. по копии Тишендорфа; но рукопись считалась затерянною. Еп. Порфирий нашел ее в монастыре Св. Екатерины на Синае. В. К. Ернштедт не только, так сказать, вторично открыл отрывки, но и прочитал в рукописи вдвое больше, чем Тишендорф.
В том же монастыре Св. Екатерины на Синае две англичанки, сестры Льюис, среди христианских рукописей нашли и некоторые сочинения древних авторов.— Недавно в Курдистане, к северу от Багдада, местные крестьяне случайно нашли глиняный сосуд с тремя пергаментными свитками, один из которых написан по-гречески, другой — по-гречески и по-пехлевийски,
третий — только на пехлевийском языке. Документы относятся к I в. до Р. X. и касаются наследственной аренды земли 1. Находятся они теперь в Кембридже.
В числе недавних находок не лишены интереса также свинцовые или деревянные таблички с разными надписями. Например, на одной свинцовой табличке Берлинского музея дошло до нас в оригинале «древнейшее греческое письмо» (V— IV вв. до P. X.)2. Другое подобное же частное письмо в оригинале (первой половины IV в.) и тоже на свинцовой табличке, быть может, из Ольвии, приобретенное в 1902 г. Императорскою Археологическою комиссиею, в нескольких строках, в чрезвычайно лаконической форме, содержит в себе поручение некоего Артикона его «домашним» (τοις εν οϊκω) 3. Некоторые таблички принадлежат к числу школьных документов; это прописи 4 с увещанием учителя: «старайся», или с угрозой: «будь прилежен, мальчик, чтобы тебя не драли».
Впрочем, здесь мы входим уже в область эпиграфики.