Значение вещественных памятников. Памятники вещественные, изучением которых занимается археология 2,— уцелевшие остатки городов и поселений, развалины стен различных зданий, начиная от дворцов и храмов и кончая простым жилищем, могилы, домашняя утварь, вазы, статуи и другие художественные произведения, оружие, украшения и проч.,— занимают видное место в ряду источников греческой истории. И чем древнее эпоха, чем меньше имеем мы о ней достоверных письменных свидетельств, тем драгоценнее для историка подобные вещественные остатки прошлого: они наглядно знакомят нас с
культурою народа, с его бытом, обычаями и погребальными обрядами, с его культом и религией, с его искусством и техникою; они переносят нас в обстановку, среди которой жили древние; они оживляют наши сведения об общественной и частной жизни греков, которую, благодаря им, мы можем представить себе иногда до мельчайших подробностей. На основании вещественных памятников мы можем делать нередко заключения и о политическом строе, о внешней истории народа, ο его сношениях с другими странами, о посторонних, иноземных влияниях, на него воздействовавших.
Самым ярким примером важности вещественных памятников, как исторического источника, служат т. наз. троянские и микенские древности, открытием которых мир обязан знаменитому Г. Шлиману и затем — его сотрудникам и продолжателям. С ними можно теперь сопоставить критские древности, открытые англичанином Эвансом и итальянцами 1. Можно смело сказать, что если мы теперь знаем что-либо положительное о древнейшем периоде греческой истории и о так называемой крито-микенской или эгейской культуре, то этим мы обязаны почти исключительно раскопкам и открытым вещественным памятникам. Раскопки эти решили давний спор, существовал ли действительно город, подобный гомеровской Трое, и где его искать — на холме ли Гиссарлык, т. е. там, где в греко-римскую эпоху был Новый Илион, как думали еще в древности, или же несколько далее от моря, у деревни Бунарбаши, как доказывал Лешевалье, французский путешественник конца XVIII в.? Они доказали воочию, что на Гиссарлыке находился ряд поселений, последовательно возникавших одно на месте другого; что в двух древнейших из них господствовала очень древняя культура (т. наз. троянская), более древняя, нежели гомеровская и даже микенская; что шестой город, принадлежащий к эпохе микенской, действительно представляет немало сходства с описываемой Гомером Троей; что Микены, игравшие такую видную роль в сказаниях греков, были резиденцией
могущественных владык и действительно были «златообильными», как их называет поэт; что Крит в глубокой древности был одним из политических и культурных центров, цивилизация которого во многом сходна с культурою Микен и даже древнее ее. На основании памятников, открытых в Тиринфе и Микенах, в особенности же в Кроссе и Фесте (на Крите), мы можем заключить о сильной власти тогдашних владык и об обилии рабочих рук, находившихся в их распоряжении, о покорности подвластного населения, о развитии техники, о богатстве и пышности процветавшей здесь — во многих отношениях весьма развитой — культуры, в своем существовании насчитывавшей несколько периодов и много веков.
Вещественные памятники свидетельствуют также, что культура эта некогда была распространена преимущественно в восточной половине Эллады, начиная от самой Фессалии до южной оконечности Пелопоннеса, в районе Эгейского моря, на островах и в Троаде, а также и на западе Греции и далее. Сходные с нею черты встречаются на Востоке — в Малой Азии, Финикии, в памятниках Египта; отсюда можно заключить, что она связана с Востоком, причем ставится вопрос: влиял ли, например, Египет на Грецию или же в свою очередь и крито-микенская культура влияла на Египет; возникает вопрос и об отношении ее к культуре этрусской и к неолитической культуре на север от Греции, в Средней Европе, в юго-западной России. А с другой стороны, обнаруживается связь и посредствующие звенья между крито-микенскою культурою и последующею, чисто эллинскою. Благодаря этим памятникам, перед нами открылся совершенно новый горизонт, приподнялась завеса, скрывавшая от наших взоров древнейший, огромный период греческой и догреческой истории — период так называемой крито-микенской, или эгейской культуры, о существовании которой мы раньше и не подозревали, и пролит свет на связи и взаимодействие, существовавшие некогда между культурными странами древности, прилегавшими к восточной половине Средиземного моря.
Важнейшие памятники. Итак, важнейшие с точки зрения греческой истории вещественные памятники — это древности
Трои, Микен, а также Тиринфа, и Крита. К памятникам крито-микенской или эгейской эпохи относятся также могилы в Спате и Мениди (в Аттике) и древности Фессалии. Сюда отчасти примыкают и памятники Орхомена (в Беотии), вроде «сокровищницы царя Миния» — куполообразной могилы, подобной микенским; но среди фессалийских и орхоменских памятников есть и гораздо более древние, домикенского периода, которые проливают свет на культуру неолитической эпохи; далее — развалины и остатки замечательных сооружений, с целью осушения, у Копаидского озера. К числу более важных памятников принадлежат также развалины акрополя — среди них остатки дворца микенской эпохи — и другие древности Афин — мраморы Парфенона, статуи эпохи до греко-персидских войн и т. п.; древности Олимпии (например, фронтоны храма и статуя Гермеса, произведение знаменитого Праксителя), Пергама (в особенности рельефная группа, изображающая «гигантомахию», борьбу гигантов и богов, образец греческого искусства времен эллинизма) и Дельф, танагрские фигуры — терракотовые статуэтки, наглядно знакомящие нас с обыденною жизнью греков; развалины Эфеса и его храма, Милета и Приены, где открыты остатки города с его улицами, площадями и зданиями; древности острова Феры (Санторина) и священного для греков Делоса, городов — Ольвии, Херсонеса, Пантикапея и других черноморских колоний греков, греческого поселения в Египте —Навкратиса и т. д.
Большая часть из названных древностей (какие, конечно, можно было перенести или перевезти) находятся в различных музеях. Так, троянские находки Г. Шлимана, за немногими исключениями, хранятся в Берлине, в Этнографическом музее, микенские древности — в Афинском Национальном музее, критские — в местном музее в Кандии, древности, найденные на афинском акрополе,— в музее Акропольском, мраморы Парфенона — в Британском музее, пергамские древности — в Берлине; для древностей Олимпии и Дельф построены музеи на месте; лучшая коллекция танагрских фигур находится в Лувре, а греческие древности юга России
хранятся в Императорском Эрмитаже, в местных музеях Керчи, Херсонеса, Одесского Общества истории и древностей и др., не говоря о частных коллекциях.
Я здесь ограничиваюсь этим кратким и сухим перечнем и возвращусь к вещественным памятникам Греции во второй части «Введения», там, где речь будет идти о раскопках; тогда и яснее будет все значение этого рода источников для греческой истории.
Монеты 1
Среди вещественных памятников как особую категорию нужно отметить монеты, изучение которых составляет предмет специальной научной дисциплины — нумизматики.
Эти «металлические» источники важны, во-первых, для истории экономической — для истории денег и денежного обращения, торговых сношений и проч. Они имеют значение и для политической истории: на основании монет можно делать заключения о взаимных отношениях государств или городов, о их политической зависимости или независимости — так как чеканка монеты есть акт суверенитета,— о существовании союзов и т. п. Так, например, благодаря только нумизматическим данным, мы узнаем о том, что после битвы при Книде между различными греческими городами заключен был союз: остальные наши ис-
точники об этом умалчивают. Монеты нередко дают нам портреты исторических деятелей. Так как они снабжены именами, а иногда и датами, то имеют большое значение и для хронологии. Иногда, благодаря лишь монетам, мы узнаем о существовании лиц и целых династий, о которых до нас не дошло никаких других сведений. Особенно это нужно сказать об эпохе так называемого эллинизма: по истории отдаленных эллинистических государств, например Бактрии, монеты — едва ли не единственный наш источник, из которого мы черпаем хотя некоторые отрывочные данные. Монеты, благодаря имеющимся на них изображениям, способствуют нашему знакомству с мифологией греков, а также с домашнею жизнью их, с одеждой, вооружением. Наконец, они знакомят и с состоянием искусства, так как они сами — отчасти произведение искусства.