Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
376

2. ЛИТЕРАТУРА I ВЕКА И НАЧАЛА II ВЕКА Н. Э.

После смерти Августа императорская власть в Риме все более укрепляется, хотя преемникам Октавиана и приходится вести ожесточенную борьбу с сенатской оппозицией. Против Калигулы (37—41 гг.), Клавдия (41—54 гг.) и Нерона (54—68 гг.) организуются дворцовые заговоры, в которых принимают участие и императорские войска (преторианцы).
Однако оппозиция не ставит своей целью возвращение к республиканским формам правления. Сенаторы восстают лишь против деспотизма императоров и хотят добиться согласия между принцепсом и сенатом и увеличения роли в жизни государства этого освященного древностью государственного органа. Положение несколько меняется в правление Нервы (96—98 гг.) и Траяна (98—117 гг.), которым удается добиться известного согласия с сенатом.

377

В I веке н. э. Римское государство новыми завоеваниями расширяет свои владения и, упорядочивая управление провинциями, стабилизируется и достигает нового расцвета в области культуры и искусства. Однако в период империи постепенно нарастают и элементы надвигающегося глубокого кризиса, который привел в конце концов к гибели Рима.
Процесс дальнейшего разорения мелких землевладельцев Италии идет все быстрее с ростом огромных латифундий и использованием дешевого труда рабов. В «Великий город» стекаются толпы бедняков, пополняющих римский плебс, живущий подачками императоров. Италия постепенно перестает служить основной базой империи, и древнейшие нити, связывавшие культуру Рима с земледельческой Италией, окончательно обрываются. Все большую роль в жизни государства начинают играть провинции; провинциальная знать пополняет сенат и войско, провинциалы стекаются в город в поисках «удачи». В городе звучит иноязычная речь, работают многочисленные ремесленники из различных стран, широко распространяются культы восточных богов (Кибелы, Аттиса, Изиды, Сераписа), различные суеверия и магия.
О жизни и быте Рима эпохи империи мы осведомлены неизмеримо лучше, чем о предшествующих периодах. Наряду с материалами археологии мы располагаем разнообразными литературными источниками. Писатели этого времени живо интересуются реальной жизнью. Плиний в своих письмах, Марциал в эпиграммах, Ювенал в сатирах с увлечением рисуют картины пестрой, полной острых контрастов римской действительности.
После гибели республики и утраты демократических свобод самый характер жизни римского общества меняется: угасают шумные страсти форума, ожесточенная борьба различных группировок, живое ораторское искусство. С постепенным укреплением императорской власти и подавлением сенатской оппозиции между императорами и сословием сенаторов и всадников воцаряется согласие. В ответ на императорские милости подчиненные пишут льстивые прославления и произносят парадные хвалебные речи. Огромные богатства, стекающиеся в Рим и поступающие в казну императоров, дают им возможность отпускать значительные средства для содержания и развлечения пестрой римской толпы, наводняющей площади и улицы «Вечного города» и являющейся значительной политической силой.
Бедняки вступают в свиту богатых людей и становятся их «клиентами». Клиенты обязаны приходить к своему патрону с утренним приветствием, присутствовать при его одевании и сопровождать во время выходов. Тяжелая жизнь этих бедняков постоянно изображается в сатирах и эпиграммах.
Люди интеллектуального труда — поэты, риторы, философы — также часто влачат жалкое существование, всецело завися от своих высокопоставленных покровителей и «милостей» импера-

378

тора. Мельчают самые темы литературных произведений; появляется жанр небольшого стихотворения-импровизации, посвященной восхвалению высокопоставленных лиц, с описанием их вилл и дворцов. Близкие к римской знати поэты типа Стация выступают на пирах и празднествах с парадными «безделками», фиксирующими различные детали жизни людей этого круга; бытовыми зарисовками и описаниями произведений искусства полны и письма Плиния Младшего, и эпиграммы талантливого поэта Марциала. Однако, за редкими исключениями, авторы этих богатых конкретными наблюдениями произведений не поднимаются до глубокого анализа и художественного обобщения, которым блистали поэты и писатели «века Августа». Писатели довольствуются порой эффектной риторической позой, оригинальной разработкой отдельных, по-новому увиденных деталей, тонкостью и изысканностью описаний. Полчища дилетантствующих любителей литературы выступает с рецитацией своих произведений перед скучающей публикой. Старые мифологические сюжеты подвергаются новой обработке в руках бесчисленных поклонников литературы. Талантливые поэты эпохи империи оставили нам много карикатурных зарисовок подобного рода писак. Вместе с тем широкие массы римского плебса развлекаются различными зрелищами, стоящими за порогом литературы. В это время увеличивается количество празднеств и пышные представления постоянно даются в римских амфитеатрах, цирках и театрах. При Веспасиане сооружается огромный амфитеатр Флавиев (так называемый Колизей), рассчитанный на 50 тысяч зрителей. Его освящение происходило в 80 г., и игры, которые были даны по этому случаю, продолжались 100 дней. Бои гладиаторов сменялись сражениями хищных зверей, битвами людей с дикими животными, пантомимическими представлениями. Среди гладиаторов во время подобных игр сражались и пленники, для которых такой бой являлся своеобразным видом казни, и профессиональные воины, прошедшие обучение в специальных гладиаторских школах. В цирках постоянно происходят конные ристалища. Каждая из четырех категорий возничих — белые, синие, красные и зеленые — имела своих «болельщиков», которые приветствовали бурными криками своих любимцев-победителей.
Иногда арену затопляли водой и перед падкой до зрелищ толпой развертывались водные баталии.
В театрах ставились мимы, которые разыгрывались танцорами, певцами и акробатами. Мифологические герои выступали здесь в грубокомических и фривольных сценках. Бог Анубис спускался к своим многочисленным возлюбленным, или Луна, одетая в мужской костюм, отправлялась на поиски любовных услад. Старинная ателлана со своими постоянными масками оставалась и в это время излюбленным театральным жанром римской толпы. Старинные драмы и комедии ставились очень редко,

379

но зато постоянно выступали певцы, декламаторы и танцоры. На фоне нарядно украшенной театральной стены в театрах Рима и провинций разыгрывались пышные пантомимические (балетные) представления. Апулей в своем романе «Метаморфозы» так описывает подобное зрелище:
Юноши и девушки, блистая первым цветом молодости, в парадных костюмах, с красивыми жестами двигались взад и вперед, исполняя греческий пиррический танец; то прекрасными хороводами сплетались они в полный круг, то сходились извилистой лентой, то квадратом соединялись, то группами вновь рассыпались.

На сцене высоким искусством художника сооружена была деревянная гора, наподобие той знаменитой Идейской горы, которую воспел вещий Гомер, усажена она была живыми зелеными деревьями, источник, устроенный на самой вершине руками строителя, ручьями стекал по склонам, несколько козочек щипали травку, и юноша, одетый на фригийский манер в красивую верхнюю тунику и азиатский плащ, который складками ниспадал на его плечи, с золотой тиарой на голове изображал пастуха, присматривавшего за стадом. Вот показался прекрасный отрок, на котором кроме хламиды эфебов на левом плече другой одежды нет, золотистые волосы всем на загляденье, и сквозь кудри пробивается у него пара совершенно одинаковых золотых крылышек. Жезл указывает на то, что это Меркурий. Он приближается, танцуя, протягивая тому, кто изображает Париса, позолоченное яблоко, которое держит в правой руке, знаками передает волю Юпитера и, изящно повернувшись, исчезает из глаз.
(Пер. С. П. Маркиша)

Далее рассказывается, как актеры разыгрывают «Суд Париса». Перед зрителями появляются Юнона, Минерва и Венера, каждая в окружении своей свиты. После того как Парис отдает предпочтение Венере и другие богини удаляются, победительница исполняет со своей свитой веселый танец. В этот момент с самой вершины горы вдруг изливается благовонный фонтан, орошающий своими струями пасущихся овец и мгновенно окрашивающий их белую шерсть в золотисто-желтый цвет.
Подобные феерические представления на мифологические темы становятся особенно популярными в эпоху империи. При этом театральная техника достигает, как свидетельствует Апулей, высокого совершенства.
Толпы римлян, этих «граждан Великого города — владыки земель», хотят видеть в театре нечто необычное, фантастическое, поражающее воображение. К таким же эффектам стремятся порой и авторы литературных произведений.
Потрясающая роскошь соседствует в самом городе с ужасающей нищетой. После страшного пожара 64 г., который уничтожил ряд кварталов, Рим, в сущности, отстраивается заново. Узенькие улицы были частично заменены более широкими, появляются менее высокие, чем прежде, и несколько более благоустроенные многоэтажные дома (инсулы). Эти дома предназначались для бедняков, снимавших в них квартиры. Строились они из непрочного

380

материала и часто обрушивались. Домовладельцы были заинтересованы в том, чтобы дома были как можно более вместительными и приносили побольше дохода.
О безрадостном существовании бедноты, даже и в этих несколько улучшенных по сравнению с прежними домах, рассказывает Ювенал. Зимой люди мерзнут, еле согреваясь у своих убогих очагов, летом страдают от чудовищной жары, таская по узким лестницам воду из ближайших фонтанов.
В это же время богачи строят себе роскошные виллы, тщательно выбирая для них живописные места. Плиний описывает виды, открывающиеся из окон его сельских домов. Он особенно ценит разнообразие. Лес, морской берег, отдаленные луга виднеются из разных окон и комнат, и каждая из них по-своему освещается в разное время дня. Возрастает интерес к пейзажу, появляется тонкое понимание светотени, находящее отражение и в стенной живописи.
В садиках при виллах устраиваются боскеты, гроты и фонтаны, и даже деревьям придают различные причудливые формы. Садовая скульптура свидетельствует о почитании демонических сил природы. Фонтаны и бассейны украшаются изображениями Вакха, Сатиров и Селена или божества лесов Фавна. Вакханки, Грации и Оры образуют причудливые группы на берегах искусственно прорытых каналов. Особенной пышностью отличаются постройки императоров. Так, император Нерон сооружает в самом Риме свой знаменитый «Золотой Дом», остатки которого были обнаружены при недавних раскопках. Этот дворец занимал громадную территорию на Палатине и простирался до садов Мецената, находившихся на Эсквилине. На том месте, где позднее был выстроен Колизей, при Нероне было сделано искусственное озеро, вокруг которого были разбиты луга, насажены леса и построены деревенские домики, чтобы создать иллюзию сельского пейзажа. Императоры сооружают многочисленные пышно украшенные триумфальные арки, колонны и памятники. Для архитектуры этого времени характерно стремление к колоссальному и интерес к пышной барочной орнаментировке.
Наряду с громадными амфитеатрами сооружаются и грандиозные термы (публичные бани). Их выстраивают императоры Тит, Траян и Диоклетиан. Наряду со зрелищами, раздачами хлеба, масла и вина термы также привлекали сельских жителей в Рим и составляли одну из отличительных особенностей городской жизни.
Деловой день кончался в Риме в 3 или 4 часа дня. В это время форум обычно пустел, и горожане отправлялись до наступления вечера в термы, служившие своеобразным «кафе». Здесь во время принятия ванн и массажей и занятий различного вида спортом происходили встречи с друзьями, а после окончания процедур велись долгие разговоры в тенистых аллеях, где можно было посидеть, или в библиотеках при термах, где любители могли почи-

381

тать. Развлекая римскую толпу, императоры в какой-то степени разряжали политические страсти и создавали своеобразную замену бурной общественной жизни, затухающей в эту пору.
Римская литература в этот период переживает новый своеобразный расцвет, теряя в глубине и содержательности, но обогащаясь целым рядом новых наблюдений. Порываются связи с греческой литературой, и ориентация идет на римских «классиков».
Для творчества писателей, деятельность которых развертывается во время Юлиев и Клавдиев, характерны поиски новых форм и открытая полемика с римскими классиками (Цицерон, Вергилий). Они противопоставляют августовскому классицизму искусство, перегруженное образностью, насыщенное патетикой и трагическими страстями.
При Флавиях и Траяне писатели вновь возвращаются к утерянным было идеалам «Августовской эпохи». Обогащенные опытом предшествующего периода, они создают произведения, в которых особенности «нового стиля» своеобразно сочетаются с некоторыми традициями, идущими от «классицизма».
Время от смерти Августа (14 г.) до конца правления Траяна (117 г.) называют «Серебряным веком» римской литературы.

Подготовлено по изданию:

Чистякова Н.А., Вулих Н.В.
История античной литературы. — 2-е изд. — М.: Высш. школа, 1971.
© Издательство «Высшая школа», 1971.



Rambler's Top100