Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
400

РЕАКЦИЯ НА «НОВЫЙ СТИЛЬ»

При Флавиях и Первых Антонинах (69—96 гг. н. э.) общественные страсти, разгоревшиеся при преемниках Августа, постепенно затихают. Обновленный и пополненный Сенат перестает быть оплотом оппозиции. Императорская власть укрепляется, и «век Августа» вновь начинает казаться многим временем высокого подъема искусства и литературы.
«Новый стиль» утрачивает свое обаяние, и один из крупнейших риторов этого времени Квинтилиан ратует за возвращение к цицероновскому красноречию. При Веспасиане в Риме открывается субсидируемая государством риторическая школа, в которой и развертывает свою деятельностью Квинтилиан. Он пишет трактат «Обучение оратора» (в 12 книгах), в котором восторженно отзывается о Цицероне и требует следования его заветам.
Поэты этого времени, в отличие от Сенеки и Лукана, превозносят Вергилия и считают «Энеиду» недосягаемым образцом. Публий Папиний Стаций пишет эпические поэмы на мифологические темы—«Фиваиду» и «Ахиллеиду», уснащая их традиционным аппаратом и вставляя эпизоды, заимствованные у Вергилия.
Валерий Флакк создает поэму «Аргонавтика», а Силий Италик, используя историю Тита Ливия, выступает с поэмой, посвященной Пунической войне («Пуника»). В ней он также стремится приблизиться к своему кумиру Вергилию.
Однако большие эпические поэмы, несмотря на отдельные удачи, не внесли в это время ничего существенно нового в римскую поэзию.
Гораздо более интересными по характеру и способу подачи материала были в это время малые жанры.
К числу произведений такого рода должны быть отнесены стихотворения Стация («Сильвы») и эпиграммы Марциала. Стаций был сыном учителя и происходил из Неаполя. Впоследствии его отец открыл школу в Риме. Он обучал в ней римских юношей греческому языку и читал и комментировал с ними произведения Гомера, Гесиода, Пиндара и др. Он был также и поэтом-импровизатором, сложившим поэму, посвященную извержению Везувия (в 79 г.) и пожару Капитолия, бушевавшему в 69 г.
Стаций уже в юности обнаружил талант импровизатора и рано стал выступать с чтением своих произведений в театре и на разного рода поэтических состязаниях, устраивавшихся римскими императорами. Он был лауреатом ряда таких «агонов» (Августа-лий, Албанских игр) и неоднократно награждался золотым венком. На агонах он выступал с поэмами, в которых прославлял Домициана (например, «Германская война») и возвеличивал римскую империю. Литературная деятельность была для него источ-

401

ником существования, он обслуживал своими импровизациями римских богачей, выступая на свадьбах, пирах, похоронах и празднествах. В старости он собрал свои стихотворения и издал их в пяти сборниках («Сильвы» — эскизы).
Импровизации Стация полны описаниями римских вилл с окружающими их пейзажами, произведений изобразительного искусства (описание конной статуи Домициана, установленной на форуме), храмов, различных празднеств, путешествий, торжеств. Он уснащает свои произведения «общими местами», свойственными риторической декламации, но подчас делает интересные наблюдения и дает красочные зарисовки. Впервые в римской поэзии мы встречаем у него описание красот Неаполитанского залива, на берегу которого он вырос.
Увлечение «классиками» сочетается в творчестве некоторых поэтов с принятием ряда особенностей эстетики «нового стиля», влияние его своеобразно преломляется в жанре эпиграммы, культивируемом поэтом Марциалом.

Подготовлено по изданию:

Чистякова Н.А., Вулих Н.В.
История античной литературы. — 2-е изд. — М.: Высш. школа, 1971.
© Издательство «Высшая школа», 1971.



Rambler's Top100