Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
416

3. ЛИТЕРАТУРА ПОЗДНЕЙ ИМПЕРИИ II ВЕК НАШЕЙ ЭРЫ

Со II в. н. э. римская литература вступает в полосу упадка и оскудения. Со времени Адриана (117—138 гг.) Рим постепенно уступает свое место провинциям. Провинциальные центры культуры выдвигают своих писателей, а на Востоке даже начинается своеобразное «греческое возрождение», центры которого находятся в городах Малой Азии. Здесь развивается так называемая «вторая софистика» 2: выступает со своими блестящими сочинениями Лукиан, пишет свои «Сравнительные жизнеописания» Плутарх. В самом Риме при дворе Адриана, покровительствующего писателям, философам, актерам и музыкантам, не создается в это время никаких значительных литературных произведений. Римские императоры и их приближенные увлекаются греческой литературой, часто пишут на греческом языке (Марк Аврелий «К самому себе»), слагают и стихотворные произведения, изысканные по форме, но ничтожные по содержанию.

СВЕТОНИЙ

Среди писателей этого времени выделятся Гай Светоний Транквилл (около 75—150 гг.). Этот ученый-антиквар интересовался самыми разнообразными вопросами культурно-исторического характера и с огромным трудолюбием собирал материалы из разных областей культуры. У него были сочинения «О Риме», «О греческих празднествах», «О знаменитых гетерах», «О телесных недостатках», «О знаках в рукописях» и т. п. От всех этих произведений уцелели лишь «Жизнеописания цезарей» (начало не сохранилось) и незначительные части труда «О знаменитых мужах». Светоний был советником по переписке при императоре Адриане и имел доступ к государственным архивам. Многие сведения об императорах, сообщаемые им, несомненно, имеют историческую ценность.
Младший современник Тацита, он не ставит своей целью создать произведение, подобное знаменитым «Анналам». Свое сочинение он предназначает для того круга читателей, который

2 См. раздел «Греческая литература», стр. 241.
417

жаждет занимательного чтения. Он сосредоточивает внимание на биографиях правителей Рима, рассказывает о частной жизни императоров, об их нравах и привычках, приводит многочисленные анекдоты. Начинает он свой рассказ с биографии Юлия Цезаря, а кончает Домицианом. Таким образом, в его труде освещена жизнь двенадцати цезарей. Материал свой автор располагает по определенной схеме: 1) жизнь императора до прихода к власти, 2) государственная деятельность, 3) частная жизнь, 4) смерть и погребение.
Традиции подобного рода биографической литературы восходят еще к эллинизму, а римским предшественником Светония в этой области был Корнелий Непот. Непот написал компилятивный труд «Хронику» (3 кн.), в которой изложил кратко и в занимательной форме всеобщую историю, и сочинение «О выдающихся полководцах». Он излагал в этом последнем труде биографии знаменитых полководцев разных племен; стремясь занять читателей рассказами об иноземных нравах и диковинках, он делал подчас грубые хронологические и исторические ошибки, так как не ставил перед собою серьезных задач. Светоний значительно более глубок и обстоятелен, чем Непот. Он скрупулезно собирает различные факты и анекдоты, связанные с государственной деятельностью и личной жизнью императоров, но при этом не стремится к созданию целостного психологически оправданного образа и к показу исторической обстановки. Своей задачей он считает максимально подробное освещение различных, подчас незначительных фактов, относящихся к жизни цезарей.
В этот исторический период никто и не помышляет о возвращении к республике. Монархия уже давно утвердилась, и главный интерес представляла проблема «справедливого императора», который не должен был превращаться в деспотического тирана.
Уже Дион Хрисостом и Плиний Младший в своем панегирике Траяну изображали настоящего монарха избранником самого царя богов Зевса мудрым, справедливым, простым и доступным. Тиран же на троне, с точки зрения теоретиков монархии,— это деспот, думающий только о собственных интересах, это злодей, от которого отступаются и люди и боги. Поскольку судьба государства, с точки зрения многих мыслителей времени Светония, зависит от доброй или злой воли государей, естественно, что самая личность их, характер, каждый поступок получают важное значение и должны быть увековечены для потомства. Светоний, безусловно, опирался на уже имевшуюся традиционную характеристику римских императоров, сложившуюся за годы империи. Большинство римских правителей приходило к власти после насильственной смерти своего предшественника, они заигрывали с сенатом, изгоняли всех приближенных убитого и приближали к себе тех, кто был гоним прежде. Они были заинтересованы в том, чтобы всячески чернить своих предшественников, собирать

418

рассказы об их жестокостях и деспотизме, смаковать низменные подробности частной жизни. Многие из римских императоров уже в римской традиции вырастали в своеобразные гротескные фигуры, окруженные ореолом деспотизма и чудовищного разврата. Светоний щедро черпает свой материал из самых разнообразных источников и рассказывает многочисленные анекдоты и пикантные подробности из жизни Цезаря, Тиберия, Нерона и др. О Вителлии, например, он говорит так: «Но больше всего он отличался обжорством и жестокостью. Пиры он устраивал по три раза в день, а то и по четыре — за утренним завтраком, дневным завтраком, обедом и ужином; и на все его хватало, так как всякий раз он принимал рвотное».
Светоний хочет провести известную грань между достойным монархом и тираном. Наиболее светлыми фигурами, с его точки зрения, являются Август и Тит. В это время уже формируются основы теории «просвещенной монархии», и Светоний ценит в лучших императорах их заинтересованность делами государства, справедливость, мягкость, заботу не о личном, а об общественном благе. Эти особенности он подчеркивает при характеристике Августа и Тита. Однако в целом его биографии представляются нам богатым собранием разнородных фактов, как бы разложенным по полочкам, скрупулезно расклассифицированным, но не связанным ни исторической, ни психологической концепцией. В этом проявляются, по-видимому, как особенности самой эпохи, так и своеобразие автора биографий, ученого-антиквара и собирателя фактов, который не был ни глубоким мыслителем, ни художником. Биографии его написаны несколько суховатым, деловым стилем, несущим на себе отпечаток «императорской канцелярии».
При дворе Адриана, так же как в это время и в Греции, увлекаются архаическими литературными памятниками. Сам император любит Катона и Энния; такие же вкусы прививает будущему правителю Марку Аврелию знаменитый в это время ритор Фронтон (ум. между 165—169 гг.). Письма его к М. Аврелию полны восторженными отзывами о Катоне, Гракхах, Энний, Невии и Акции. От Фронтона дошли сборники писем и несколько декламаций: «Похвала пренебрежению», «Похвала дыму и пыли». Эти риторические упражнения напоминают речи представителей «второй софистики», при ничтожности темы главное внимание уделяется необычности и выспренности словесного оформления. В письмах к своему высокопоставленному ученику Фронтон постоянно пишет о важности надлежащего выбора слов. Эти слова, по его мнению, следует искать прежде всего у древнейших римских писателей: у Плавта, Катона, Акция. Используя лексические диковинки, автор не в состоянии выработать своего собственного индивидуального стиля, но гордится тем, что в его речах смешаны старые и новые слова, изысканные архаизмы и модные риторические «кунстштюки».

Подготовлено по изданию:

Чистякова Н.А., Вулих Н.В.
История античной литературы. — 2-е изд. — М.: Высш. школа, 1971.
© Издательство «Высшая школа», 1971.



Rambler's Top100