Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
128

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выделение периода VI—V вв. до н. э. с точки зрения истории рабства в Афинах может быть оправдано рядом соображений.
Вызванные социальными неурядицами VII в. и положившие им конец реформы Солона имели одним из своих значительных последствий прекращение массового перехода афинских граждан в рабское (или почти рабское) состояние. Тем самым грань между свободным и рабом стала вполне четкой.
VI—V вв. до н. э. могут быть названы периодом становления рабства в Афинах в его классической форме, известной нам главным образом по материалам V и IV вв., но подготовленной и в сущности уже реализовавшейся в VI в до н. э.
Для Афин, как и для остальной Греции, представление о рабе — особенно во время и после персидских войн — ассоциировалось преимущественно с представлением о варваре (т. е. не о греке). Историки V в. до н. э. дают нам материал, позволяющий до известной степени проследить колебания в различных греческих полисах по отношению к пленным — гражданам других греческих государств. Наблюдается более гуманное отношение к пленным грекам в эпоху пентеконтаэетии; поворот же в сторону большей жестокости мы наблюдаем в эпоху Пелопонесской войны.
Как бы то ни было, рабское население рабовладельческого полиса Афин — характерная составная часть его общего населения, почти непрерывно растущая количественно (абсолютно и относительно) и приобретающая все большее и большее значение в экономической жизни государства.
Не объединенные в процессе труда и к тому же принадлежавшие к разным народностям, афинские рабы не представляли в глазах рабовладельцев большой опасности. Построение теории, обосновывавшей естественность и законность рабства — дело будущего, когда этими вопросами занялись современники Аристотеля и сам Аристотель.
Авторы V в. до н. э. ограничиваются тем, что констатируют присутствие рабов в жизни афинян, разные виды эксплуатации рабского труда, обнаруживают свое отношение к личности раба, но не видят никакой проблемы в самом существовании рабства.

129

Широкое участие рабов в экономической жизни Афин и других полисов не исключало труда в производстве и свободных граждан. Тем не менее именно применение в больших масштабах рабского труда и наличие тенденции вытеснения рабским трудом труда свободных делает афинское государство классической поры подлинным образцом рабовладельческого полиса.
Представленная в настоящей работе картина рабства в Афинах V в. до н. э. дана с ее корнями, уходящими в VI в., и продолжением в IV в. и отнюдь не может считаться изолированной. Афины — крупнейший политический, экономический и культурный центр, образцовый демократический рабовладельческий полис, и условия жизни в нем в той или иной степени были характерны для современных ему греческих полисов. В частности, и юридическое и реальное положение рабов в Афинах не могло не отражать (разумеется, с соответствующими поправками) общее положение рабов в демократических полисах.
Изучение афинской действительности, сравнительно хорошо освещенной в источниках, позволяет нам составить некоторое представление о рабах в других полисах, преимущественно об их юридическом положении и их роли в экономической жизни полиса и в повседневном быту граждан. Возможно, впрочем, что ряд явлений, наблюдавшихся в Афинах, был выражен в других полисах в менее яркой форме.
За скобки может быть вынесено следующее: значительное увеличение общего количества рабов в греческих полисах в V в. до н. э., неравномерное их распределение между разными слоями рабовладельцев, широкое применение труда рабов в разных областях промышленной деятельности и в сфере бытового обслуживания граждан, общее бесправие рабов и возможность для них в отдельных случаях достигнуть материального благосостояния, даже оставаясь в рабском состоянии или, в еще более благоприятном случае, получив освобождение.
Трудно представить себе, чтобы взгляды на рабство и на рабов, высказанные афинскими и жившими в Афинах авторами, могли бы существенным образом отличаться от соответствующих воззрений, существовавших в других полисах.
Состояние рабства в Афинах V в. до н. э. в историческом плане представляет еще интерес как заключительный этап в истории рабства классического периода. При изучении истории рабства эпохи эллинизма исследователь не может оставить без внимания систему рабства, существовавшую в Афинах V в. до н. э.
Сделанный обзор убеждает нас в том, что Греция классического периода выработала очень развитую систему рабства, глубоко и широко проникшую во все стороны жизни греческих полисов и определившую собой характер хозяйственной деятельности граждан и определенным образом окрасившую их идеологию.

Подготовлено по изданию:

Доватур А.И.
Рабство в Аттике в VI—V вв. до н. э.. — Л., "Наука", 1980.



Rambler's Top100