Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
80

Глава десятая

УНИВЕРСАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ПОМПЕЯ ТРОГА

Историография Помпея Трога по многим аспектам может рассматриваться как антиливиевская. Между Трогом и Ливием лежит делая пропасть, хотя они жили примерно в одно время.

История Ливия была романоцентристской, т. е. имела установку древней анналистической историографии, в которой история мира обозревалась с точки зрения римского патриота, пренебрегающего культурными ценностями побежденных народов как незаслуживающими внимания. Конечно, не все историки разделяли такую установку. К их числу относится, например, Тимаген Александрийский. В 55 г. до н. э. он в качестве пленника прибыл в Рим, где приобрел славу ритора. Одно время он был дружен с Августом, но испортил с ним отношения и принцепс отказал ему от дома. Последние годы своей жизни Тимаген провел под кровом Азиния Поллиона.

От его сочинений ничего не дошло. Среди них была всеобщая история под заглавием «Цари», в центре которой находились личности монархов от Александра Македонского до Цезаря. Направленность этого произведения была антиримской, чем, видимо, объясняется его утрата.

Интерес к личностям царей восходит к ученику Исократа греческому историку Феопомпу, написавшему в IV в. до н. э. сочинение под названием «Philippika» («История Филиппа»), в котором содержался обстоятельный рассказ о жизни македонского царя Филиппа II, отца Александра Великого. Название, использованное Феопомпом, взял для своей истории Помпей Трог, так как центральным героем в ней был также Филипп Македонский.

Помпей Трог родился в Нарбонской Галлии. Его дед вместе с Гнеем Помпеем сражался против Сертория (80—72 гг. до н. э.) и получил от него римское гражданство (и, вероятно, имя). Отец же служил в войске Юлия Цезаря.

Кроме истории, Трог интересовался естественными науками. Он написал трактат «О животных». Возможно, занимался также ботаникой. Но главный его труд — «Historiae Philippicae» («Филиппова история») в 44 книгах, представлявшая собой очерк всеобщей истории. До нас это сочинение дошло в кратком изложении-компендии, сделанном во II в. н.э. неким Юстином. Кроме того, в нашем распоряжении имеются «прологи» (prologi), подробно перечисляющие события, содержащиеся в каждой книге. Компендий Юстина и «прологи» позволяют сде-

81

лать довольно надежную реконструкцию общего содержания «Филипповой истории».

Повествование начиналось с рассказа о древнейших восточных государствах — Ассирии, Мидии, Персии. Затем излагалась история Сицилии и Греции (книги 1—6). Самая большая и значительная часть сочинения (книги 7—40) была посвящена истории стран восточного Средиземноморья и, естественно, Македонии. Особое внимание было уделено Парфянскому царству (книги 41—42). О древней истории Рима до царствования Тарквиния Приска речь шла в 43-й книге. В последней, 44-й книге, рассказывалось о столкновении римлян с галлами, здесь же давалось описание западного мира и завершалось все повествование историей Испании и Африки. Изложение, таким образом, было доведено до современных автору событий — до 30 г. до н. э. — согласно одной традиции, до 9 г. н. э. — согласно другой.

Структура «Филипповой истории» свидетельствует о том, что автор разделял концепцию историографии геродотовского типа. Так же, как в «Истории» Геродота, у Помпея Трога исторические аспекты неразрывно связаны с аспектами географическими. Взгляд обоих историков направлен с востока на запад. И это не просто композиционный прием, определяющий последовательность изложения исторического материала, а следствие понимания того, что движение мировой цивилизации идет именно с востока на запад. Естественно, что в этом всеобъемлющем процессе римская история оказывается лишь одним из эпизодов, значительным и важным, но все же эпизодом всемирной истории. По мысли Трога, Римская империя — последняя в ряду следовавших одна за другой империй, но не единственная в то время на земле, потому что одновременно продолжало существовать Парфянское царство.

Контраст между концепциями Помпея Трога и Тита Ливия совершенно очевиден: если для Ливия главным героем мировой истории был Рим, который занимает в ней центральное место, то для Трога победы Рима и его господство над другими народами — лишь составная часть всеобщей истории. Этим, однако, различия не ограничиваются. Несмотря на то, что Трог помещает Рим в один ряд с величайшими державами прошлого, все же предпочтение он отдает македонскому государству, считая более значительным господство Македонии, чем Рима.

В отличие от Ливия Трог весьма далек от возвеличения Рима, он скорее -преуменьшает его значение в мировой истории, причем делает это намеренно демонстративно, и это в то время, когда Рим находился на вершине своего величия и могущества («caput totius orbis» — «глава всего мира», по слова самого Трога) и когда, кажется, не осталось писателей, которые не прославляли бы на все лады империю Августа.

82

Героем произведения Помпея Трога является Филипп II Македонский, но восхваляются также его сын Александр, эпирский царь Пирр, карфагенянин Ганнибал, и царь Понта Мигридат. Когда же речь заходит о заслугах и достоинствах римских полководцев, историк становится крайне сдержан, более того, он находит удовольствие вспоминать широкоизвестные сокрушительные поражения римлян и охотно останавливается на истории давних врагов Рима — парфян.

Такой подход в трактовке истории трудно определить иначе как антиримский, но не в смысле предвзятой враждебности Трога, а в том смысле, что позиция автора, возможно, в силу его стремления к объективности, представляет собой сопротивление и даже противодействие общепринятому пониманию римской истории, характерному для писателей той эпохи.

Следы антиливиевской полемики в произведении Трога видны, например, в том, как он, римлянин галльского происхождения, излагает историю галльского нашествия в 390 г. до н. э. В его рассказе об этом событии особо выделен захват галлами Рима; эпизод с Камиллом, как и в «Истории» Полибия, отсутствует, зато дается информация о том, что выкуп для освобождения города был получен от жителей Массилии. Как уже отмечалось, вряд ли Помпей Трог был человеком антиримской ориентации в прямом смысле слова, более правдоподобно, что его история является реакцией уроженца западных римских провинций, гордящегося культурой своей «малой родины», на чрезмерно централизованную политику Рима, выразителем которой была сенатская аристократия и которая нашла наиболее яркое отражение в анналистике Ливия. По сути дела, Трогом движет желание, чтобы провинции и центр были объединены на основе равенства, и это, надо сказать, более отвечало требованию времени, чем национализм Ливия.

В сочинении Помпея Трога обнаружилось, по всей видимости, первое в римской историографии проявление тенденции, которая вскоре решительно заявит о себе. Это — универсализм, который в противовес римскому централизму будет неуклонно завоевывать популярность и укреплять свои позиции в римских провинциях.

Не исключено, что в отказе Трога от восхваления традиционных римских доблестей и героико-религиозного воспевания великого Рима нашел выражение нарастающий пессимизм в отношении к римской империи и ее политике.

Что касается моралистической установки Помпея Трога, то она сближается с установкой Саллюстия-моралиста, стилистическая манера которого была, видимо, также близка автору «Филипповой истории». Антиливиевский стилистический выбор Трога подтверждается, в частности, его отказом от использования прямых речей.

На повествовательное искусство Трога большое влияние

83

оказала эллинистическая историография, что выразилось в склонности историка к необычному и пристрастии к приключенческому элементу, а также в его особой тяге к романтическому и патетическому.

Подготовлено по изданию:

Дуров В. С.
Художественная историография Древнего Рима. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та. 1993. — 144 с.
ISBN 5-288-01199-0
© Издательство С.-Петербургского ун-та, 1993
© В. С. Дуров, 1993



Rambler's Top100