Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
5

ПРЕДИСЛОВИЕ

Проблематика эллинизма является одной из сложнейших в античной историографии. Имеется много неясного в определении самого термина «эллинизм». Это понятие, введенное Дройзеном в конце XIX в., многократно модифицировалось, определенный вклад в изучение вопроса тридцать лет назад внесли работы А. Б. Рановича и К. К. Зельина, однако накопление нового материала требует дальнейшего уточнения понятия «эллинизм» и его осмысления. Важно также определение хронологических рамок эллинистического периода, поскольку не для всех стран и регионов здесь может иметь место единообразный подход. Общепринятая датировка — от 330 до 30 г. до н. э. — применительно к Восточному Средиземноморью и Закавказью имеет свою специфику и не всегда может быть принята. При этом некоторыми исследователями вводится термин «постэллинизм», который также требует пояснения. Нерешенной является проблема географических границ распространения эллинизма; если для этой эпохи мы считаем характерным взаимопроникновение греческих и местных элементов, то можно ли и в какой степени считать эллинистической страной Грецию. Неясны также восточные рубежи и территориальные границы эллинизма.

Центральное место занимает вопрос о синтезе экономических, социальных и культурных взаимоотношений Запада и Востока, при этом следует учитывать уровень развития вступающих в эти связи стран, поскольку именно он определяет специфику эллинистического периода в том или ином регионе. Здесь могут встретиться различные варианты — заимствования, подражания, односторонние влияния, взаимопроникновение эллинистических и местных начал с преобладанием одного из них и др. Конкретноисторическая ситуация в каждом отдельном случае сохраняет и свои специфические особенности, в частности проблема эллинистического рабства не может быть решена без изучения античного рабства и тех социальных отношений, которые господствовали среди местного населения. Только синтез этих явлений позволяет говорить о качественно новых общественных отношениях в эпоху эллинизма.

Одним из самых сложных вопросов является изучение проблем элли-

6

нистической культуры, которая также представляет собой синтез греческого и восточного начал, что требует тщательного изучения всех компонентов культуры различных регионов.

Авторы данного труда не ставили своей задачей дать последовательное изложение исторических событий эпохи эллинизма. Однако накопление огромного количества нового материала — эпиграфических источников, данных нумизматики, археологических памятников, вновь найденных сочинений античных авторов — все это делает необходимым новый подход к изучению истории эллинизма во всех его аспектах — политическом, социально-экономическом, культурном. Авторы не ставили также своей целью дать определение термина «эллинизм». Говоря словами В. И. Ленина, гораздо важнее каждое явление описать, а не определить. Данная работа представляет собой осмысление нового материала, проведение широких исторических аналогий, попытку ответа на ряд сложных и нерешенных вопросов истории античного мира.

Подготовлено по изданию:

Эллинизм: экономика, политика, культура. — М.: Наука, 1990. — 376 с.
ISBN 5-02-009011-5
© Коллектив авторов, 1990



Rambler's Top100