Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
171

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Деятельность Аристофана охватывает промежуток времени в сорок лет. В течение этого периода он писал пьесы на самые разнообразные темы, но основная идейная направленность его творчества оставалась неизменной.
Аристофан восхвалял афинскую демократию эпохи Марафона и Саламина, славил «марафономахов», т. е. непобедимых воинов, боровшихся за независимость Греции. Он прославлял их простой образ жизни, горячую любовь к родине и мудрость в решении государственных дел. Героической эпохе Марафона и Саламина Аристофан противопоставлял современную ему действительность. Он нападал на демагогов, и в то же время иногда критиковал и народ, который здраво судил о житейских делах, но в народном собрании при решении государственных дел покорно шел на поводу у демагогов. Резко критиковал Аристофан новое направление в философии и новую систему воспитания детей и юношей.

172

Излюбленный персонаж Аристофана — это мелкий сельский хозяин, обрабатывающий землю своими руками или с помощью одного-двух рабов (например, Дикеополь в «Ахарнянах» или Тригей в «Мире»). Аристофан восхищался трудолюбием мелкого землевладельца, его здравым смыслом, приверженностью к традиционной религии и к старым дедовским обычаям. Простую деревенскую жизнь Аристофан охотно противопоставлял изнеженной городской жизни.
Но, осмеивая некоторые стороны городской жизни, Аристофан обнаруживал не только здравые суждения крестьянина, но и его предрассудки. Так, он огульно отвергал всю философию софистов, не признавал нового направления в трагедии и т. д.
В отдельных вопросах, которых касается Аристофан в своих комедиях, например в вопросе о войне, интересы крупных землевладельцев и мелких сельских тружеников временно могли совпадать. Поэтому иногда в комедиях Аристофана проскальзывали некоторые нотки сочувствия к вождям умеренно аристократической партии.
Однако необходимо решительно отвергнуть ту точку зрения, что он был поэтом-аристократом. Правда, Аристофан зло и едко критиковал современную ему демократию, и не подлежит никакому сомнению, что по отношению к ней он занимал враждебную позицию. На основании этого некоторые исследователи прямо утверждали, что Аристофан был выразителем взглядов и настроений афинской аристократии. Так, французский ученый О. Куа в своей работе «Аристофан и древняя аттическая комедия» (1896) высказал мнение, что аттические комики (включая и Аристофана) были чем-то вроде клиентов богатых аристократических домов, которые держали их в полной зависимости и интересы которых они защищали в своей литературной и театральной деятельности. Эта точка зрения встретила решительное возражение Мориса Круазе.
Тщательно анализируя все комедии Аристофана, Круазе доказывает, что последний никак не может быть причислен к выразителям взглядов и интересов аристократии. По его мнению, все творчество Аристофана свидетельствует о его глубокой симпатии к аттическому крестьянству, взгляды, стремления и надежды которого он отражал в своих произведениях. Однако в конечном выводе Круазе ощущается некоторая расплывчатость, неопределенность. Он гово-

173

рит не об общественно-политических взглядах драматурга, а скорее о его чувствах. Нельзя, пишет он, рассматривать Аристофана как человека партии. Сущность его политики — скорее инстинктивное чувство, чем идея. Он горячо любил Афины и как своих личных врагов ненавидел тех, кого обвинял в сеянии розни между гражданами и в поддержке войны со Спартой. Во внешних отношениях он желал бы мира между всеми греками и урегулирования дел со Спартой, основывающегося на обоюдной доброй воле. Не будучи государственным человеком, он не стремился уточнить эти условия, но живое чувство патриотизма позволяло ему предвидеть, что этой братоубийственной войной готовилась грядущая гибель Греции. Поэтому такие непреклонные сторонники войны, как Клеон и другие демагоги, внушали ему особенную ненависть1. Однако и после выхода в свет работы М. Круазе некоторые исследователи продолжали говорить о приверженности Аристофана к аристократии.
Теперь такая точка зрения должна быть решительно отвергнута. Аристофан нигде не выступает против демократических порядков вообще. У него не было той ненависти, того недоброжелательства по отношению к народу и неверия в его разум, которые так ярко проявляются в писаниях сторонников аристократии, например в псевдоксенофонтовой «Афинской политии». Правда, Аристофан восхваляет доброе старое время, но, по справедливому замечанию С. И. Соболевского, это никак не может служить доказательством его аристократических симпатий. «Ничего подобного и сами мы не можем вычитать из комедий его: он преследует известных олигархов столь же язвительно, как и ненавистных демагогов» 2. Аристофан не нападает на самую сущность демократии, он хотел бы только, чтобы во главе государства стояли другие люди.
Некоторые историки античной литературы просто отказались от решения вопроса о социально-политических взглядах драматурга. Высказывалось, например, мнение, что основная цель Аристофана заключается в том, чтобы повсюду во что бы то ни стало отыскивать комическое и выстав-

1 М. Croiset. Aristophane et les partis a Athenes, стр. 306—308.
2 С. И. Соболевский. Сократ и Аристофан. — Процесс Сократа. «Ученые записки Московского городского педагогического института им. В. П. Потемкина», 1947, т. VI, вып. 1, стр. 21—22.
174

лять его напоказ. Получается нечто вроде «смех ради самого смеха». Достаточно внимательно просмотреть произведения Аристофана, чтобы убедиться в том, что драматург постоянно говорит об общественном значении комедии и стремится быть учителем своих сограждан.
В действительности Аристофан в своем творчестве отражал интересы, взгляды и чувства средних и мелких землевладельцев Аттики, причем это вовсе не какое-то инстинктивное чувство, влекущее его к деревне, а совершенно четкая политическая позиция.
В своих комедиях Аристофан выступает горячим защитником интересов и всего строя жизни сельских тружеников Аттики. Как раз этим обстоятельством, а не аристократическими убеждениями Аристофана объясняются его нападки на радикальную демократию.
Таким образом, некоторая противоречивость воззрений Аристофана объясняется не аристократическими симпатиями поэта, а противоречивостью во взглядах самого аттического крестьянина — положительного героя комедий Аристофана, и порождалась она всем строем жизни мелких сельских хозяев в условиях кризиса античной рабовладельческой демократии.
Большой интерес представляет изучение художественных особенностей пьес Аристофана.
Идеологическая направленность древней комедии н ее происхождение от сельских празднеств в честь Диониса во многом определили чисто театральную ее сторону. Многое оставалось в ней от старого аттического комоса: сюда относятся, например, деление хора на два полухория, агон, пара-база, политические нападки, напоминающие о старых насмешливо-сатирических песнях аттических земледельцев, и многое другое.
В комедиях Аристофана наблюдается в ряде случаев смешение реального и фантастического, что делает более яркими и запоминающимися изображаемые им явления и события. С одной стороны, Аристофан осуждает философию софистов, обличает их методы воспитания, с другой стороны, решая все эти жизненные вопросы, он вводит в свои комедии и существа из другого мира. Это или Облака, пропагандирующие философию софистов, или Птицы, устраивающие где-то между небом и землей птичье царство, где можно жить спокойно, не занимаясь, как в Афинах, судебными

175

тяжбами, или страшный бог войны Полемос, держащий на небе в пещере заключенную там богиню Мира.
Персонажи комедий Аристофана или носят собственные имена, или обозначаются просто как крестьяне, горожане, представители различных профессий или граждане разных греческих государств. Собственные имена иногда вымышлены Аристофаном и заключают уже в самом своем звучании характеристику действующего лица (вроде нашего Стародума в комедии Фонвизина «Недоросль»), иногда являются историческими или мифологическими.
Выведенные в комедиях исторические лица выступают под своими собственными именами; таковы трагические поэты Эсхил, Еврипид, Агафон, дифирамбический поэт Кинесий, философ Сократ, полководец Ламах, астроном Метон и др. Все они имеют некоторые портретные черты, характеризующие (разумеется, комически-пародийно) внутренний облик героя и его внешность. Но в то же время драматург наделяет исторические персонажи рядом таких типических черт, которые ему необходимы для сатирического осмеяния и обличения тех или иных общественных пороков и недостатков.
В своей борьбе против внешней и внутренней политики демагогов, против разрушительного влияния софистики, против новых течений в трагической поэзии и в вопросе воспитания юношества он стремится найти наиболее ярких представителей враждебного лагеря. Таков, например, его образ Клеона как типичного демагога того времени.
Особенное внимание Аристофан уделяет аттическому крестьянину. Этот образ он рисует с нескрываемой симпатией. Если в «Ахарнянах» Дикеополь, действуя главным образом в своих личных интересах, добивается для себя мира со Спартой, то в «Мире» Тригей действует уже в интересах всей Греции, и в пьесе в то же время проводится мысль о том, что обеспечить мир способны только аттические крестьяне. В «Облаках» показано отношение аттического земледельца к новым течениям в философии. В «Плутосе» крестьянин выступает уже как благодетель всего человечества, добивающийся уничтожения социального неравенства.
В других комедиях Аристофана дан образ среднего горожанина, живущего иногда только на плату за исполнение общественных обязанностей. Во «Всадниках» это прежде всего сам Демос, который готов передать бразды правле-

176

ния тому, кто сумеет получше его накормить. В «Осах» — это Филоклеон, пристрастившийся к судебным тяжбам и не желающий менять скромную жизнь гелиаста на какое-либо другое существование. Противоположность Филоклеону составляют в «Птицах» Писфетер и Эвельпид, покидающие родной город именно из-за крайнего пристрастия афинян к судебным делам. Разнообразные типы горожан выведены также в двух последних комедиях Аристофана—«Плутосе» и «Женщинах в народном собрании».
Среди «городских» персонажей Аристофана особое место занимают женщины. Аристофан дает не только образы обыкновенных женщин, живущих в узком кругу домашних интересов, но и женщин волевых, которые энергично вмешиваются в государственные дела, успешно разрешают их за мужчин и добиваются мира.
Создавая такие образы, как Лисистрата, Праксагора, спартанка Лампито, Аристофан порывал с установившимся в Афинах пренебрежительным отношением к женщине и поднимал ее общественное значение. Интересно отметить, что образы женщин-вождей появились у Аристофана не сразу: впервые они встречаются в комедии «Лисистрата», которая была поставлена на сцене в 411 г.
Выше уже говорилось о том, что в комедиях Аристофана рабство ни в целом, ни в отдельных его проявлениях не подвергалось никакой критике. Как правило, рабы в его пьесах выступали исполнителями приказаний своих господ. В ранних комедиях драматурга рабы были лишь эпизодическими фигурами и во всяком случае второстепенными персонажами. Таковы рабы Тригея в «Мире» или рабы в «Осах». Однако в дальнейшем образ раба усложняется. В «Лягушках» Дионис осуществляет задуманное им предприятие при поддержке своего раба Ксанфия, обращающегося со своим господином запанибрата. В «Плутосе» роль раба Кариона по своему значению занимает второе место после главной роли Хремила. Именно к Кариону в конце пьесы обращается Гермес со смиренной просьбой о работе после того, как люди перестали приносить богам жертвы.
В этих комедиях Аристофана намечается уже образ раба — помощника и наперсника своего господина, — играющий такую большую роль в новоаттической, а позже и в римской комедии.

177

В некоторых комедиях Аристофана выступают в Качестве действующих лиц греческие боги. В комедии «Мир» появляется Гермес, в «Птицах» — Посейдон, в «Лягушках» — Дионис и Плутон. Все эти образы даются драматургом в плане гротеска. Например, Гермес в «Мире» встречает сначала прилетевшего на небо Тригея весьма грубо, но, получив от него кусок мяса, меняет свое обращение и подробно рассказывает обо всех небесных делах, Дионис в «Лягушках» выведен шутом и трусом, которого к тому же подвергают порке.
Но, помимо того, что в отдельных комедиях Аристофана боги выступают в качестве действующих лиц, в ряде мест отдельные персонажи дают характеристику миру богов. Надо сказать, что, за немногими исключениями, боги осмеиваются Аристофаном так же, как и выводимые в его пьесах люди. Так, в «Мире» Зевс, разгневавшись на войну, которая вредит и интересам богов, позволяет людям взаимно уничтожать друг друга. В «Богатстве» он из зависти препятствует справедливому распределению богатства на земле. В «Лягушках» царство Плутона изображается в весьма прозаическом виде: там есть и булочные, и трактиры, и харчевни с клопами, и публичные дома. Аристофан осмеивает чудеса, пророчества и жрецов, в пародийном виде изображает приношения.
Крупный знаток античной культуры академик И. И. Толстой пишет: «сын просвещенных Афин конца V века, Аристофан очень далек от наивной веры в богов: так смеяться над ходячими представлениями о Зевсе, как смеется Аристофан устами Сократа в своих «Облаках», верующий человек не мог» 1.
Однако одновременно с этим Аристофан выступает в защиту богов и считает безбожниками людей, подобных Еврипиду и Сократу. Здесь явная непоследовательность, которая может быть объяснена только всем строем мыслей и чувств мелкого и среднего аттического земледельца.
Говоря о мифологии, Горький сделал очень меткое замечание о том, что для народа бог в древности являлся мастером какого-либо ремесла. Поэтому над таким богом, созданным человеком по своему образу и подобию, можно было и посмеяться. Но вместе с тем такого бога надо было и почитать как защитника родовой общины, а позднее — государ-

1 «История греческой литературы». Т. I. М.—Л., 1946, стр. 472.
178

ства. Такое двойственное отношение к богам вполне укладывалось в сознании рядового афинянина.
Интересно отметить — и это тоже надо поставить в связь с мировоззрением аттического земледельца, — что насмешки Аристофана не затрагивают местные аттические божества — Афину, Деметру и Персефону, а также аттического героя Фесея. Старый аттический культ для Аристофана был неприкосновенным, так как, согласно его взглядам, составлял один из устоев афинской республики времен Марафона и Саламина.
Прием сатирического изображения мира богов, примененный Аристофаном, получил дальнейшее развитие в творчестве «Вольтера классической древности» Лукиана.
Действие в комедиях Аристофана почти всегда развивается прямолинейно. Уже в прологе герой или герои сообщают о своем плане и тотчас же энергично приступают к его выполнению. Во всех дошедших до нас пьесах, за исключением «Облаков», этот план удается осуществить. Выполняя свой замысел, герой находит поддержку у других действующих лиц и у хора или действует один. Так, в «Осах» Бделиклеон один ведет борьбу за осуществление своего плана: рабы только выполняют его распоряжение не выпускать отца из дома. В «Ахарнянах» Дикеополь тоже один отстаивает дело мира. Напротив, в «Птицах» Писфетеру, выступающему с проектом постройки воздушного города, помогает его товарищ по путешествию Эвельпид. В ряде пьес хор оказывает поддержку действующим лицам. Так, во «Всадниках» хор в пароде бурно устремляется на Клеона. В «Лисистрате» только одно полухорие энергично поддерживает героиню в ее борьбе против войны.
Есть такие пьесы, в которых хор резко восстает против намерений героя и других действующих лиц. В «Ахарнянах», например, старики-угольщики хотят побить камнями Дикеополя за его предложение заключить мир с их злейшими врагами — спартанцами. В «Птицах» хор собирается насмерть заклевать незваных пришельцев, появившихся в их царстве.
В основе каждой комедии Аристофана обязательно лежит борьба противоположных мнений. Действующие лица (включая и хор) вступают в столкновение друг с другом. Эти столкновения порождаются обычно причинами социального характера. В «Ахарнянах», «Мире», «Лисистрате» это — Пелопоннесская война, во «Всадниках» и «Осах» — испор-

179

ченность и дурное правление демагогов, подчинивших себе суд и другие высшие органы государства; в «Женщинах в народном собрании» и в «Плутосе» — тяжелое положение подавляющей массы народа, создавшееся вследствие неравномерного и несправедливого распределения состояний.
У Аристофана нет бесконфликтных пьес и пьес с неярким или искусственным конфликтом.
Своего высшего напряжения конфликт достигает в агоне. Это центральная часть пьесы, где сталкиваются друг с другом носители противоположных принципов. В комедиях Аристофана агоны очень искусно построены и должны были нравиться афинским жителям, привыкшим к хорошо построенным речам в народном собрании.
Очень силен в комедиях Аристофана элемент буффонады.
Носителем буффонады является в ряде случаев главный герой пьесы. Таковы, например, Дикеополь в «Ахарнянах», Колбасник во «Всадниках», Стрепсиад в «Облаках», Писфетер в «Птицах» и даже сам Дионис в «Лягушках». Много места в комедиях Аристофана отводится и пародированию трагедий. Особенно интересна в этом отношении комедия «Женщины на празднике Фесмофорий».
Совершенно естественно, что самый стиль актерской игры в пьесах Аристофана неизбежно должен был включать в себя шарж, пародирование и буффонаду. Актеру в комедии приходилось бегать по орхестре, искусно драться или уклоняться от ударов, лезть на скену, ловко танцевать. изображать пьяного, пародировать трагические персонажи, давать шаржированное изображение исторических лиц.
Все это, конечно, вызывало бурный смех зрителей. Но смех достигался еще и остроумными и необычными положениями, в которых оказывались отдельные персонажи (Сократ, подвешенный в корзинке; Тригей, летящий на навозном жуке и напуганный быстротой полета; Дионис, вступающий в переговоры с покойником, чтобы тот за плату взялся доставить поклажу в Аид, и многое другое).
Смех порождался и самым языком комедий. Язык пьес Аристофана — это разговорный аттический язык со всеми его грубыми, но сочными остротами и каламбурами. Чтобы придать большую сценическую выразительность речи действующих лиц, Аристофан постоянно употребляет в своих комедиях уменьшительные слова, гиперболы, плеоназмы

180

и т. д. Чрезвычайно удачно пользуется Аристофан и разными жаргонами. Так, в его комедиях встречается крестьянский, солдатский, морской, рыночный жаргон.
Комедии Аристофана пользовались громадным успехом у афинян. Сатирическое изображение и осмеяние разных сторон жизни имело положительное значение. Необходимо помнить, что Аристофан писал в тот период, когда стали совершенно ясными симптомы кризиса рабовладельческой демократии. Аристофан верно подметил ряд отрицательных явлений: рост власти денег, разложение в связи с этим прежнего политико-морального единства полиса, явления паразитизма в связи с расширением рабовладельческого хозяйства и т. д.
Однако, правильно отмечая ряд отрицательных сторон действительности, Аристофан не может все же указать выхода из создавшегося положения. Он хотел бы вернуть античный полис ко времени греко-персидских войн, когда еще не успели выявиться в полной мере заложенные в нем противоречия. Но ведь в эпоху дальнейшего роста денежного хозяйства и крупного рабовладения невозможно было вернуться к отошедшему уже в прошлое периоду в развитии полиса. Положительная программа Аристофана носит на себе, таким образом, известные черты утопизма.
В последних комедиях Аристофана—«Женщины в народ-пом собрании» и «Плутос» — сильно смягчена злободневная политическая сатира и появляются элементы чисто бытового характера. Эти пьесы представляют известный переход к новой комедии.
Комедия Аристофана самым тесным образом была связана с жизнью. Отдельные намеки и политические выпады, обильно рассеянные в его пьесах, представляли особенную прелесть для афинян-современников. Но это же сильно затрудняло понимание Аристофана и снижало интерес к нему в последующее время. Его злободневные политические намеки позже или совсем перестали понимать или утратили ту степень остроты, какую имели для современников Аристофана. За Аристофаном сохранилась слава великого комедиографа, но непосредственного влияния его на последующих писателей не ощущалось. Даже в эпоху Возрождения, когда постепенно начинает пробуждаться интерес к Аристофану, наибольшим успехом пользовалась его комедия «Плутос», лишенная злободневной политической сатиры.

181

Серьезный интерес к Аристофану возникает в сущности лишь с конца XVIII в.
Гете обрабатывает «Птиц» Аристофана для постановки в Веймарском театре. Лессинг в «Гамбургской драматургии», решая вопрос о типичности характеров, приводит в качестве примера образ Сократа из «Облаков» Аристофана: «Под именем Сократа Аристофан хотел выставить смешным и подозрительным не одного Сократа, а всех софистов, занимавшихся воспитанием молодых людей. Его героем был вообще опасный софист, и он назвал его Сократом только потому, что таким провозгласила Сократа молва» 1.
В XIX в. за Аристофаном упрочивается слава великого социального сатирика. Его творчество высоко ценилось русской революционно-демократической критикой. Для В. Г. Белинского Аристофан — «последний великий поэт Греции».
Герцен, говоря о значении смеха для исправления человеческих недостатков, вспоминает комедии Аристофана: «Смех — одно из самых сильных орудий против всего, что отжило и еще держится, бог знает на чем, важной развалиной, мешая расти свежей жизни и пугая слабых...» «В древнем мире хохотали на Олимпе и хохотали на земле, слушая Аристофана и его комедии — хохотали до самого Лукиана».
«Заставить улыбнуться над богом Аписом, значит расстричь его из священного сана в простые быки» 2.
Н. Г. Чернышевский, характеризуя комедии Аристофана и вообще всю древнюю комедию, отмечает патриотизм, пронизывавший все творчество Аристофана, и относит его к числу тех поэтов античности, «которые сознательно и серьезно хотели быть служителями нравственности и образованности, понимали, что вместе с талантом получили они обязанность быть наставниками своих сограждан»3. Но даже и в XIX в. комедии Аристофана редко ставят на сцене: его тесная связь с афинской жизнью последней четверти V в. до н. э. делала его комедии не всегда

1 Лессинг. Гамбургская драматургия. Academia, М.—Л., 1936, стр. 329.
2 А. И. Герцен. Полн. собр. соч. и писем, под ред. М. К. Лемке, т. IX, Пг. , 1919. стр. 118—119.
3 Н. Г. Чернышевский, Полн. собр. соч.. т. II. Статьи и рецензии. 1853—1855, М., 1949, стр. 274, 279, 802, 803.
182

понятными для массового зрителя. Поэтому требуется большая подготовительная работа по приспособлению текста для сцены; но она окупит себя. Блестящее комедийное мастерство Аристофана несет в себе неисчерпаемые возможности для режиссера, актера и художника спектакля.
Несомненно, у Аристофана можно поучиться изумительному построению сюжета, сразу захватывающего зрителя своей необычностью, смелому и причудливому соединению реального и фантастики. Аристофан сознательно преувеличивает и заостряет образ, что полнее раскрывает его типические черты и усиливает его воздействие. Его комедия по самой своей сущности — веселое и жизнерадостное зрелище, которое увлекает зрителей динамичным развитием сюжета, а не отдельными комическими приемами и трюками. Но наиболее ценна в творчестве Аристофана высокая идейность его комедий.
Аристофан как будто желает сказать всем тем, кто намерен посвятить себя комедийной музе: надо брать не мелочи быта во всем их неприглядном, а иногда и уродливом проявлении, а большие общественные темы.
Творчество античного неутомимого борца за мир приобретает особенное значение в наши дни, когда последовательная и настойчивая борьба Советского Союза и всего лагеря мира и демократии против войны встречает единодушную поддержку широких масс во всем мире.

Подготовлено по изданию:

Головня В.В.
Аристофан. Москва, Издательство Академии Наук СССР, 1955.



Rambler's Top100