Главная страница > Библиотека > В. Иванов. Дионис и прадионисийство : Предыдущая глава < - > Следующая глава
Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

151

4. Аттические буфонии и их родовая основа

Среди афинских исторических родов (помимо упомянутых в § 1 Буколидов) мы встречаем, по крайней мере, три рода, стоящих в ближайшем отношении к тотему быка. Эти роды суть: Бутады (Eteobutadai, т. е. подлинные, исконные Butadai), Бузиги (Buzygoi) и Фавлониды (Thaulonidai). Имена первых двух совпадают со священными прозвищами (epikleseis) Диониса: «волопас» (Bukolos— Butes, срв. § 2, прим. 2, стр. 148) и «сопрягатель быков» (Buzygos) 1. Ликург — наследственное имя в роде Бутадов 2: характерный признак принадлежности рода к дионисийскому культовому кругу, подтвержденный и усиленный еще тем совпадением, что уже у Гомера Ликург—букол, — это показывает наименование его оружия, (buplex) 3, — как букол, по самому имени, и Ликургов брат и двойник — Бут (Butes), родоначальник Бутадов.
О Фавлонидах известно, что они искони совершали афинский обряд «Буфонии» (buphonia), т. е. «быкоубийства». А именно, из их рода выбирались «быкобойцы» (butypoi), и сам «быкоубийца» (buphonos) был всегда Фавлонид, тогда как другие священнодействия при жертвоприношении были предоставлены двум элевсинским родовым коллегиям (gene) — Кентриадов и Детров, принадлежащими к элевсинскому роду Кериков (Kerykes). Первые (Кеп-triadai) загоняли быка на медный помост «рожнами» (kentra); вторые (Daitroi, синонимически — Mageiroi) рассекали быка на части, после того как «быкоубийца» нанес ему удар священным топором, который предварительно оттачивали и ритуально передавали из рук в руки члены особой коллегии священнослужителей, при участии избранных девиц, на чьей обязанности лежало приносить нужную при оттачивании топора воду. «Рожны» или бодала (kentra), под коими разумеются пастушеские копья, составляют священную утварь буколических мистерий 4. — Заметим мимоходом, что наше «противу рожна прати», заимствованное из рассказа об обращении


1 Срв. А. Dieterich, de hymnis orphicis, p. 11 (Kl. Schriften, S. 77): Butas plane idem significare atque bukolos satis apparet. Quid quod eodem nomine utitur Butas, Butadön, generis Attici auctor, cui cum rebus, bacchicis et mythis Thraciis aliquid fuisse non ignoramus? Sed de his rebus (sc. de Butadon sacris bacchicis) item ac de Buzygön sacris, quae a cultu Eleusinio haud prorsus aliena fuisse magis coniectari quam scire possis, si certa efficere vellem, multum exspatiari deberem. Unum yero addere liceat, ei ipsi religioni neque alii cuidam butrophiäi certe destinatum fuisse Bukoleion illud prope arcem Athenarum situm... Hoc igitur certum efficitur illarum opinionum, unde sumpsere bukolon nomen ac notionem, quasi radices fuisse in Atticis sacris hand dubie vetustissimis».
2 Töpffer, att. Geneal, S. 114; Crusius, Rhein. Mus. XLVII, 297.
3 См. гл. I, § 4, прим. 1, стр. 25.
4 Как это видно, напр., из стиха: en orei to kryphion bukolos tu kentrion, приводимого, по поводу мифа о Загрее, Климентом Александрийским (protr. 16) и приписываемого Крузиусом Ринтону (Rh. Mus. XLVII, 265).

 
152
Савла в Деяниях апостолов, есть, в конечном счете, цитата из Пиндара или трагиков 1, которые, в свою очередь, заимствовали образ противящегося священнослужителям быка из обрядовой практики и фразеологии буколов; ибо если даже это уподобление было поговоркой уже в VI веке, тем не менее, его отношение к сценам жертвоприношений и священного боя быков было тогда совершенно прозрачно. По распространенности подобных речений, почерпнутых из буколической литургики, можно судить о распространении и влиянии этого культа 2.
Кроме названных наследственных священнослужителей, эпиграфически засвидетельствованы, в качестве участников афинских Буфонии, еще butai, т. е. прямо буколы. Обряд Буфонии совпадает в столь характерных чертах, как преследование быкоубийцы и его бегство к морю, с тенедосским действом, о котором имеем следующее свидетельство; «Тенедосцы Человекорастерзателю-Дионису откармливают тельную корову; когда же она отелится, ухаживают за ней, как за роженицей; а новорожденный приплод приносят в жертву, обув в котурны; и в того, кто нанес ему удар топором, бросают камни всенародно, пока он не добежит до моря» 3. Что

1 Act. Apost. IX, 5: skleron soi pros kentra laktizein. — Pind. Pyth. II, 94: poti kentra de toi laktizemen ktl. — Eurip. Bacch. 785: pros kentra Jaktizolmi thnetos δη theöi? — Aesch. Ag. 1624: pros kentra me laktize, me paisas mogeis. Cf. Prom. 331.
2 В «Агамемноне» Эсхила, вестник Талфибий сравнивает ахейский флот, застигнутый бурей, со стадом, которое злой пастырь привел в бешенство и смятение, так что корабли стали один с другим бодаться и потом были разогнаны ветром во все стороны. Нам кажется, что поэту предносится сцена боя быков, подобного тем зрелищам, что давались на Крите в минойскую эпоху, в связи с культом быка и двойного топора. «Избавившись от морского айда, уже при свете белого дня, — продолжает вестник (669),—мы, предавшись горестным заботам (о судьбе пропавших без вести товарищей), пасли новую кручину», — дословно же «мы стали буколами новых страстей» (ebukolumen neon pathos) — метафора, доныне кажется, не понятая. По-видимому, поэт не хочет оставить мотив стада и пастыря и страстей стада и — как бы отзвучием к описанию бури — снова вызывает образ страстного действа буколов. Той же метафорой, для выражения мысли: «не падай духом, мужествуй в труде страстном», Эсхил пользуется в «Эвменидах» (78), говоря: «не уставай быть пастырем (буколом) труда сего». В изображении страстей безумной Ио Эсхил именует «Землею рожденным пастырем (буколом)» ее тысячеглазого стража («Прометей», 677; он же и butes, там же, 589), «крылатым буколом» — неотвязного овода, наводящего неистовство («Умоляющие», 557). Итак, у Эсхила «буколическое» значит «экстатически-страстное», и все перечисленные уподобления вполне осмысливаются лишь при их соотнесении к древнейшему оргиастическому культу страстей жертвенного бога-быка.
3 Aelian. hist. an. XII, 34: Tenedioi toi anthröporrhaistei Dionysei trephusi kyusan bun' tekusan de ara auten hoia depu lechö therapeunsi, to de artigenes brephos katathyusi hypodesantes kothornus, ho de men pataxas auto toi pelekei lithois balletai demosiäi kai este epi ten, thalattan pheugei. Pro«, Buphonien, Rh. M. LH, 1897, S. 203; «auf Münzen von Tenedos' sieht man neben der dionysischen Traube ein Doppelbeil von genau derselben Form, wie es auf dem Relief der Panagia Georgopiko der athenische Butypos trägt».
 
153
священный топор Буфоний был двуострой секирой, каковая изображена на монетах Тенедоса, видно уже из того, что он носит имя «быкоубийца» (buphonos), почему и подвергается суду как таковой: имя же это — не только священное прозвание Диониса, но вместе и наименование дифирамба и двойного топора.
 

 

 

Главная страница > Библиотека > В. Иванов. Дионис и прадионисийство : Предыдущая глава < - > Следующая глава



Rambler's Top100