Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
143

ГЛАВА VIII.

ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОИНЫ

Начало греко-персидских войн

В VI в. до н. э. самым могущественным государством древнего мира была Персидская монархия. В середине VI в. до н. э. власти персидского царя была подчинена вся Малая Азия, в том числе и греческие города и острова ее северо-западного района. К концу VI в. до н. э. при преемнике царя Кира, Камбисе, персы овладели Египтом (525 г. до н. э.). Однако высший расцвет персидского царства связан с правлением царя Дария I (521—486 гг. до н. э.). Дарий, подобно своим предшественникам, Киру и Камбису, ставил задачей подчинить силой оружия окружающие страны и народы. Персидского царя называли «владыкой всех людей от восхода до захода солнца». Еще Кир вел борьбу с племенами Средней Азии, в частности Хорезма — саками и массагетами,— но ему не удалось покорить их. В 529 г. до н. э., во время похода против массагетов, персидское войско потерпело поражение, и сам Кир был убит. Дарию удалось одержать ряд побед над саками, но и он не смог покорить их.

Около 512 г. до н. э. он решил предпринять поход против скифов Северного Причерноморья. Основной целью этого похода был захват рабов, хотя возможно, что известную роль могло сыграть и желание персов отмстить за победоносное нашествие скифов в Мидию и Ассирию в конце VII в. Как рассказывает Геродот, скифы, преследуя киммерийцев, вторглись в Азию, одержали победу над мидянами и вынудили их снять осаду с Ниневии. После этого они господствовали в Азии в течение 28 лет, совершая опустошительные грабительские набеги и облагая данью соседние народы.

Историю похода Дария мы знаем тоже по данным Геродота. Большое войско Дария, в составе которого было немало греков-ионийцев, совершив большой поход через северные области Балканского полуострова и покорив там ряд различных племен, вторглось в пределы Скифии

144

С запада через Дунай. Для переправы войска через Дунай был наведен мост. Когда переправа была закончена, Дарий приказал разрушить мост. Но один из участвовавших в походе греческих военачальников посоветовал ему не делать этого, а сохранить мост на случай возможного отступления.

Получив известие о приближении полчищ Дария, скифы обратились к своим ближайшим соседям — нескифским племенам — с просьбой о помощи с тем, чтобы дать соединенными силами отпор персам. Но среди этих племен возникло разногласие: вожди гелонов, будинов и савроматов обещали свою поддержку, тогда как вожди агафирсов, невров, андрофагов, меланхленов и тавров отказались от участия в войне с персами. Ввиду этого скифы решили избежать открытого сражения с персами, силы которых значительно превосходили силы скифов и их союзников. Они применили другую тактику: разделившись на два отряда стали отступать, «засыпая попадающиеся на пути колодцы и источники и истребляя на земле травы». Самый большой отряд возглавлял Иданфирс, главный вождь скифов. Под его командой оба отряда, «сойдясь вместе и соединившись с гелонами и будинами, должны были отступать, опережая персов на день пути». При этом скифы оставили при себе для пропитания немного скота, а остальные стада, вместе с повозками, в которых жили женщины и дети, были отосланы прямо на север. Вступая в земли племен, отказавших им в поддержке, они подвергли их полному разорению.

Трудно сказать, как далеко удалось персам углубиться на территории Скифии. Некоторые историки полагали, что они дошли до Волги, но это представляется мало вероятным. По-видимому, основные события разыгрывались в западной части Скифии, в районе Дуная, Днестра и Буга. Войско Дария было измотано длительным скитанием по опустошенной степи. Дарий сделал попытку вступить в переговоры с вождем скифов Иданфирсом и предложил ему либо дать открытый бой, либо признать свое бессилие и подчиниться персам, придя к ним с землею и водою. Иданфирс решительно и резко отказался подчиниться Дарию, но в то же время отказался и от сражения, сказав, что у скифов-кочевников нет ни городов, ни засеянных полей, которые им было бы необходимо защищать; скифы вступили бы в бой с персами только в том случае, если бы им пришлось отстаивать свою величайшую святыню — гробницы предков. Требование Дария возмутило свободолюбивых скифов и побудило их к более активным действиям: они стали нападать на персов, когда те добывали себе продовольствие. «Скифская конница всегда обращала в бегство персидскую; всадники персидские, спасаясь бегством, настигали пехоту, которая и подкрепляла их; а скифы, прогнав конницу, поворачивали назад из боязни пехоты; подобные нападения скифы совершали и по ночам»,— пишет Геродот (IV, 129).

В результате всего этого Дарий оказался в трудном положении. Тогда скифские вожди послали ему дары: птицу, мышь, лягушку и

145

пять стрел. Смысл этих даров был неясен персам. Дарий принял их как знак того, что скифы отдаются в его власть сами с землею и водой. Но один из его приближенных дал другое толкование: «если вы, персы, не улетите в небеса, превратившись в птиц, или не скроетесь в землю подобно мышам, или не прыгнете в озера, превратившись в лягушек, то не возвратитесь назад, будучи поражены этими стрелами».

Дарий, по преданию, был возмущен такой дерзостью скифов, но вынужден был отступать для того, чтобы предотвратить окончательную гибель своего войска, измученного долгим тяжелым походом по разоренной стране, лишениями, голодом и жаждой. Скифы, вступив в переговоры с ионийскими греками, оставшимися для охраны моста через Дунай, убеждали их разрушить мост и уйти. Персидское войско в таком случае не имело бы возможности вернуться на родину и было бы полностью уничтожено. Скифские вожди утверждали, что греки должны быть заинтересованы в окончательном поражении Дария, так как это принесло бы им освобождение от персидского владычества. Но этот дипломатический ход скифов не увенчался успехом: их предложение нашло как сторонников, так и противников среди греков, в числе которых были тираны, правившие зависившими от персов малоазийскими городами. Их точку зрения выразил милетянин Гистией, сказавший, что им не удастся сохранить свою власть в случае падения могущества Дария, «так как каждый город предпочтет народное правление господству тирана». Предложение скифов поддержал афинянин Мильтиад, тиран Херсонеса Фракийского, будущий победитель при Марафоне, но верх взяло мнение Гистиея и благодаря этому персидское войско избежало окончательной гибели. Тем не менее, поражение, нанесенное ему скифами, сорвало планы Дария установления мирового владычества персов. Скифские вожди оказались хорошими стратегами и дипломатами.

История победы скифов над Дарием послужила, по-видимому, богатым материалом для народного творчества, изукрасившего ее легендарными и фантастическими подробностями. Может быть, и северо-черноморские греки внесли отдельные детали в скифский эпос. Это предание и было, очевидно, использовано Геродотом.

В античной литературной традиции с этого времени получил широкое распространение взгляд на скифов, как на непобедимый народ.

Единственным, но важным для греков, результатом скифского похода Дария был захват персами Херсонеса Фракийского и черноморских проливов. Влияние Персии на торговлю греков с Причерноморьем уже поставило под угрозу экономическую самостоятельность греков. Одновременно создавалась угроза вторжения персов и на Балканский полуостров. Однако эти военные планы Персии были временно отодвинуты восстанием греческих городов Малой Азии (500—494 гг. до н. э.).

146

Восстание греков, начавшееся около 500 г. до н. э., было вызвано рядом причин. Налоговое обложение, шпионаж и доносы, вербовка людей для отправки их на строительство персепольского дворца усилили экономический гнет Персии над населением городов. Захват черноморских проливов нарушал тесную экономическую связь малоазийских греков с греческими государствами Балканского полуострова. Экономический отрыв ионийских греков от греков материковых правильно представлялся им концом самостоятельности, переходом на рабское положение. К тому же политика малоазийских тиранов, в связи с подготовкой к дальнейшей экспансии, стала особенно нетерпимой. Каждый город, как свидетельствует Геродот, хотел управляться демократически, а не быть под властью тирана. Неудача скифского похода воодушевила оппозиционные Персии группы, во главе которых встал Аристагор, тиран Милета, который к этому времени находился под подозрением у персидского сатрапа. В 500 г. до н. э. на совещании греческих городов было принято решение об отмене тирании; Аристагор снял с себя полномочия тирана; тираны других городов частично были изгнаны, частично умерщвлены.

На призыв ионийских греков о помощи со стороны греческих государств помощь оказали только два города — Афины, пославшие 20 кораблей, и Эретрия — 5 кораблей. Надежда на помощь Спарты не оправдалась: спартанцы сослались на дальность пути, хотя настоящей причиной отказа была разгоравшаяся борьба между Спартой и Аргосом, а внутри Спарты борьба эфоров с царями за власть.

Соединенные силы союзников из Эфеса вторглись в Сарды, персидскую резиденцию в Малой Азии. Сарды были сожжены, так же как и древний храм Кибелы. Персидский гарнизон, запертый в акрополе Сард, был вынужден бежать. Сожжение Сард было сигналом к восстанию и других народов: восстали карийцы, ликийцы, вспыхнуло восстание на о. Кипре, так же как и у геллеспонтских греков.

Однако на обратном пути из Сард, недалеко от Эфеса, греки были разбиты персидским войском. Эта первая же неудача заставила афинян и эретрийцев вернуться домой (498 г. до н. э.). Несмотря на широкий размах восстания, греки не смогли им воспользоваться, так как у них не было выработано ни общего плана войны, ни единства командования, поэтому силы восставших оказались раздробленными, и восставшие терпели неудачи. Наконец, главное внимание персов сосредоточилось на Милете. При входе в Милетскую гавань у о. Лады в 494 г. до н. э. произошла морская битва, в которой греческий флот, обессиленный выходом кораблей Самоса, Лесбоса, а позже и Хиоса, потерпел поражение. Битва при о. Ладе положила конец шестилетней борьбе ионийских греков за свободу. Часть гражданского населения Милета бежала, по-видимому, еще до битвы при о. Ладе и позже переселилась с фракийского побережья в милетскую колонию на Керченском полуострове — в Пантикапей.

147

Город Милет был разрушен, а все уцелевшее население города порабощено. Уже на следующий год персы захватили о. Хиос, вырезав большую часть населения. На Геллеспонте Византии и Калхедон были превращены в груды дымящихся развалин.

Тирания не была восстановлена, но контроль над побежденными городами стал еще более суровым. Всякая местная автономия была отменена, и войны между городами были запрещены. И, хотя сумма налога не была изменена, общее обезлюдение городов и разорение их жителей фактически означало непомерное увеличение подати.

После жестокого подавления восстания в Малой Азии персы вновь обратили свои взгляды на Грецию.

Прежде всего завоевание Греции представлялось им необходимым для прочного утверждения своей власти в районе Эгейского моря. Господство персов над малоазийскими греческими городами и островами не было надежным до полного подчинения греков, поскольку земли греков были насильственно расколоты на две неравные части. Кроме того, обладание Эгейским морем ставило под контроль Персии все торговые пути восточного Средиземноморья. Одновременно персы стремились обеспечить и владение Фракией, отпавшей от Персии во время восстания греков в Малой Азии.

Война в Греции

Помощь Афин и Эретрии малоазийским грекам создала удобный повод для начала войны против греков. В 492 г. до н. э. был совершен первый поход персов в Грецию под командованием видного полководца и опытного дипломата, зятя Дария, Мардония. Поход Мардония прежде всего преследовал цель восстановить власть персов во Фракии и Македонии и лишь после этого начать вторжение в Грецию. Персидский флот следовал вдоль берегов Фракийского побережья, поддерживая сухопутную армию. По дороге были захвачены о. Фасос и золотые рудники Пангеи. Македоняне признали власть персов, но в то время как флот огибал мыс Афон (полуостров Халкидика), началась буря и значительная часть флота погибла. На обратном пути по Фракии сухопутному войску персов пришлось выдержать жестокие бои с фракийскими племенами, отстаивавшими свою самостоятельность.

Таким образом, Мардоний выполнил лишь часть поставленной задачи и при этом с большими потерями в кораблях и людях.

В 493—492 гг. до н. э. антиперсидской демократической партии в Афинах удалось одержать большую победу, добившись выбора Фемистокла в архонты. Популярность Фемистокла была достигнута тем, что, по его инициативе, в 494 г. до н. э. была поставлена на сцене афинского театра трагедия Фриниха «Взятие Милета». Страшные сцены гибели прекрасного города, страданий жителей, оплакивающих своих

148

близких, сцены насилий и порабощения потрясли зрителей. Несмотря на то что враги Фемистокла начали преследование Фриниха и добились наложения большого штрафа на поэта, Фемистокл снискал в народе популярность как враг персов, что было немаловажно в виду роста угрозы персидского нападения. В год своего архонства Фемистокл начал укрепление Пирея. Как раз в это время в Афины прибыл Мильтиад Младший, который был вынужден покинуть Херсонес Фракийский после завоевания его персами.

На следующий год после похода Мардония Дарий рассылает послов по греческим городам с требованием «земли и воды», т. е. полной покорности. Ряд греческих городов, в том числе Эгина, Фивы, Аргос, признали власть персов, но в Афинах и Спарте послы были умерщвлены. Таким образом, война стала неизбежной, и Дарий вел активную подготовку к походу.

Первый раз в истории греческих городов перед ними встала угроза их свободе, независимости и культуре.

Персия тогда была сильнейшим государством. Военная техника персов была по тому времени очень высока. Персидские войска были испытаны в боях, так как провели ряд успешных войн, преодолевая при этом огромные расстояния. Персидские полководцы успешно решали сложные проблемы переброски войск как по суше, так и по морю, равно как и вопросы снабжения армии. Военная тактика персов заключалась в умелом комбинировании операций легковооруженных войск (лучников и метателей дротиков) с действиями конницы и пехоты. И все-таки персидская пехота была и по вооружению и по своим боевым качествам слабее греческой. Кроме того, разноплеменный состав персидской армии сильно снижал ее боевые качества, так как воины плохо понимали друг друга, имели разное вооружение и совершенно не были заинтересованы в военных захватах персов.

С другой стороны, и до встречи с персами военные действия греков не выходили за пределы междоусобных войн между полисами, требовавших значительно меньших сил и маневренности. К началу греко-персидских войн войска греческих полисов состояли из тяжеловооруженнрй пехоты (ополчение гоплитов), набиравшейся из граждан и представлявших хорошо сплоченное и дисциплинированное войско. Вооружение гоплита состояло из панциря, поножей, шлема, короткого меча, копья и щита. Обычно фаланга гоплитов вступала в бой сомкнутым строем, и цель сражения заключалась в том, чтобы создать перевес силой удара и превосходством в рукопашном бою. Большое значение при этом имела и глубина фаланги (от 4 до 8 рядов). Конницы у греков почти не было1, не было и легковооруженной пехоты для комбинированного боя.

1 Конница была у беотийцев и фессалийцев, сражавшихся на стороне персов.
149

Летом 490 г. до н. э. персидский флот был сконцентрирован у о. Самоса. По-видимому, в армии персов было не менее 24 000 войска и приблизительно 400 кораблей. Войско персов возглявлял персидский полководец Датис, а флот находился в непосредственном подчинении у Артаферна, сына сатрапа Малой Азии и племянника Дария. Официальным поводом к походу служило наказание Эретрии и Афин за их участие в ионийском восстании; тем самым персы пытались создать впечатление, что они воюют только с этими двумя городами, а не с греками вообще. На пути от о. Самоса к о. Евбее персы остановились на Делосе и принесли жертвы Аполлону Делосскому, святилище которого было религиозным центром всех островных греков. Большая часть Кикладских островов была покорена персами.

Переправившись через Эгейское море, персы остановились у входа в Евбейский пролив в заливе Кариста, подчинив город того же имени. Жители Эретрии обратились за помощью к Афинам, а Афины, в свою очередь, послали гонца в Спарту, чтобы как можно скорее призвать на помощь спартанцев. Однако падение Эретрии произошло гораздо быстрее, чем могли ожидать греки. Эретрия была взята персами после 5—6 дневной осады вследствие измены. Изменники открыли тайно ворота, и персы ночью ворвались в город. Эретрия была разграблена, а затем сожжена; жители ее, уцелевшие после резни, были перевезены на маленький островок в Евбейском проливе, а затем уведены в глубь Персии.

После взятия Эретрии персидский флот подошел к Марафонской равнине и начал высадку.

Самая высадка в равнине Марафона, в 40 км. от Афин вызывает удивление. Почему же персы не направились прямо на Афины? По-видимому, это объясняется двумя причинами: во-первых, советами бывшего афинского тирана Гиппия, сопровождавшего Датиса, который мог привести в пример поход Писистрата в Афины, начавшийся также с Марафона; кроме того, Марафон был удобен для действий персидской конницы'. Во-вторых, сторонники персов в Афинах были не настолько многочисленны, чтобы самостоятельно оказать помощь персам. Их было необходимо поддержать прежде всего выводом основных военных сил афинян из города. Если афинское ополчение выйдет им навстречу, то победа над ним, особенно легкая в Марафоне, где может действовать конница, укрепит позиции друзей персов в Афинах. Они, пользуясь паникой, могли подготовить город к сдаче на милость победителя, не оказав никакого сопротивления.

По словам Геродота, афинское ополчение выступило из Афин сразу же, как только узнало о персидском десанте. Однако некоторые ученые полагают, что известие о появлении персов пришло к афинской армии, когда она уже была на пути к Марафону для пере-

1 Может быть, Гиппий надеялся и на помощь населения Диакрии, которое когда-то поддерживало Писистрата.
150

правы в Евбею на помощь Эретрии. Это как будто подтверждается и почти одновременным прибытием к Марафону 1000 платейцев. Соединенные силы Афин и Платей составляли 10000 человек (по другому варианту 11000). Как показали последние раскопки, начатые в равнине Марафона еще в 1928 г., вопреки предположениям ряда ученых, греки заняли позиции на южных холмах, окаймляющих равнину вблизи святилища Геракла, ограда которого была ими использована как дополнительное укрепление. Персы расположились на севере, поставив свои корабли под прикрытие скал северного побережья залива. Часть кораблей была вытащена на сушу. Как предполагают, не менее 8 дней две армии занимали выжидательную позицию. Вероятно, в эти дни, о которых Геродот умалчивает, и происходили действия персидской конницы, стремившейся вызвать афинян на бой в равнине. Греки не поддавались на провокацию, так как бой в равнине при наличии сильной персидской конницы мог грозить им полным окружением и разгромом, и выжидали появления спартанцев, к которым был послан гонец. Между тем персы начинали испытывать серьезные затруднения, прежде всего с питьевой водой для воинов и лошадей. В этот период, приходившийся на конец сухого сезона, источники все более пересыхали: речная же вода у моря оказалась совсем негодной для питья. Кроме того, возможность помощи спартанцев не входила в расчеты персов, поэтому персы решили изменить первоначальный план и, задерживая силы греков у Марафона частью своих отборных войск, с остальной армией двинуться непосредственно к Афинам. Персы отказались от наступления, перейдя к оборонительной тактике, и, так как конница не играет значительной роли при обороне, было решено перебросить ее к Афинам для нападения на город и на спартанцев, если они встретят персов в Аттике. Бездеятельность афинян Датис объяснял их страхом перед персами, и разделение сил не казалось ему опасным, поэтому в течение ночи персы начали погрузку конницы и части войск на корабли 1. Рано утром разведчики греков увидели, что конница уже посажена на корабли, часть флота подготовлена к отплытию, а остальные войска заканчивали погрузку. В этот момент они и дали сигнал щитом командованию: «Пора!» 2

1 Погрузка на корабли происходила, по-видимому, в ночь после полнолуния, т. е., когда спартанцы уже выступили в поход.
2 Предание приписывало подачу сигнала щитом Алкмеонидам в предательских целях. Но, вероятнее всего, это объяснение было придумано позже как средство агитации против Алкмеонидов. Геродот, принимая в основном версию подачи сигнала щитом уже после битвы, приписывает его ионянам, находившимся в персидском флоте, и желает оправдать Алкмеонидов. Однако сигнал с моря не мог быть подан уже потому, что солнце в этот ранний час находилось за спиной у персов и не могло отражаться блеском на щите. Существует и другая версия, будто ионийцы подавали сигнал грекам до битвы, влезая на деревья. Эта поздняя версия придумана ионийцами, которые хотели приписать себе значительную роль в успешном исходе для афинян Марафонского сражения и показать свой патриотизм, сняв с себя обвинение в борьбе против греков.
151

Сражение при Марафоне (по данным раскопок греческого археолога Сотириадиса).

Сражение при Марафоне (по данным раскопок греческого археолога Сотириадиса).

В центре битвы, где пало наибольшее количество воинов, позднее воздвигнут погребальный холм — Сорос.

Этот момент и был использован греками для перехода в наступление. Усилив фланги до 8-рядов в глубину, Мильтиад выдвинул вперед центр, построенный лишь в два ряда воинов, рассчитывая на прорыв его персами. Построившись, войско получило приказ «бегом атаковать варваров». Быстрота была необходима, чтобы внезапным появлением прервать дальнейшую погрузку персов на корабли. Атака застала персов врасплох. «При виде бегущего врага,— пишет Геродот,— персы готовились отразить его, полагая, что афиняне обезумели и идут на верную гибель, если устремляются на них беглым маршем в небольшом числе, без конницы и без стрелков из лука». Как и предполагал Мильтиад, персы бросились атаковать центр и, прорвав его, были убеждены в том, что противник уже разбит. Но греческие фланги, зайдя в тыл персам, ударили по персидским войскам. Персы отступили в беспорядке, бросившись не к лагерю, а к кораблям. Здесь у кораблей и произошел решительный бой врукопашную, в котором греческие гоплиты могли полностью использовать свое военное превосходство над персами. Семь кораблей, находившихся у берега, были захвачены; разбита была и пер-

152

сидская пехота, те ее отборные части, которые Датис предполагал оставить в Марафоне для задержания греческого войска. Геродот сообщает, что в Марафонском бою погибло только 192 гоплита.

Персидский флот направился к Афинам, но по дороге персы сделали остановку для захвата пленных из Эретрии. Обогнув затем мыс Суний, персы встали на якорь вблизи гавани Фалерон, ожидая сигнала от своих афинских друзей. Однако победители при Марафоне не медлили, выступив сразу же после битвы форсированным маршем в Афины. Известие о марафонской победе и прибытии войска парализовало надежды предателей на панику и передачу Афин персам без боя. Персидский флот отплыл в Персию, не рискнув в этих условиях произвести высадку войск.

Спартанцы, которые задержали свое выступление, ссылаясь на праздник Карнеи, связанный с прекращением военных действий до наступления полнолуния, сразу же выступили после полнолуния в количестве 2 000воинов и, как говорит Геродот, «шли с такой поспешностью, что на третий день по выходе из Спарты были уже в Аттике». Опоздав к сражению, они все же прошли к Марафону, «желая посмотреть на мидян».

Задержка спартанцев, согласно Платону, объяснялась борьбой с илотами в Мессении, а также и другими трудностями. Только перед самым приходом гонца в Спарту там было подавлено восстание илотов, поэтому эфоры обещали помощь с наступлением полнолуния: для окончательного подавления восстания и сбора войск им требовалось некоторое время, может быть 7—10 дней.

Во время сражения при Марафоне афиняне не брали пленных. Этим, вероятно, и объясняется большое количество жертв со стороны персов (по Геродоту — около 6 400 человек). Погибшие афиняне и платейцы были с честью похоронены на поле боя (теперь холм Сорос). Позже и в Афинах в честь воинов, погибших при Марафоне, был воздвигнут памятник в виде гробницы, на котором были перечислены все павшие афиняне. Сравнительно недавно были найдены и две стихотворные эпитафии, помещенные на этом памятнике:

I. Доблесть этих мужей освещает бессмертная слава,
Здесь поразили они гордые персов войска.
Пешими поднялись против Азии конницы сильной,
Чтобы Эллады земле рабского дня не узнать.

II. Было у этих бойцов негасимое мужество в сердце.
Противостали врагам у марафонских ворот.
Так защищали Афины, сражаясь за город и славу,
Что повернули назад мощную силу врагов.

Победа при Марафоне произошла в обстановке, когда многие греческие города были терроризованы расправой с Эретрией и когда сила персидского нашествия многим уже казалась неотвратимой; даже в самих Афинах уже готовилось предательство. Нетрудно поэтому понять, как велико было моральное значение этой победы

153

афинян, в результате которой персы прекратили свой поход. Позже на афинской агоре, в так называемом «Пестром портике», была изображена картина победы афинян при Марафоне. Ее видел, и так описал Павсаний:

«Из беотийцев одни жители Платеи и все войско Аттики вступили в рукопашный бой с варварами. В этом пункте картина изображает еще нерешенное сражение. Вне сцены боя варвары уже бегут и толкают друг друга в болото. На краю картины изображены финикийские корабли, варвары стараются влезть на них, а эллины их избивают. . . Из сражающихся особенно выделяются на картине Каллимах, который афинянами был выбран на должность полемарха, а из стратегов — Мильтиад.» (Описание Эллады,1,15).

Политическая борьба в Афинах. Создание военного флота

После марафонского сражения, Мильтиад, потерпев неудачу в морской экспедиции против одного из Кикладских островов, сдавшегося персам без боя, был привлечен к суду и приговорен к большому штрафу. Вскоре после судебного процесса он умер от раны.

После смерти Мильтиада одним из влиятельных людей в Афинах становится Аристид, друг Алкмеонидов, который в 489—488 гг. до н. э. (год суда над Мильтиадом и его смерти) был главой коллегии архонтов. Одновременно усиливается влияние Фемистокла, как об этом свидетельствует возобновление прерванных войною работ по постройке Пирея, хорошо защищенного и удобного и для стоянки военного флота, и также для торговых кораблей. «Эту местность,— пишет Фукидид,— с тремя естественными гаванями Фемистокл находил прекрасною, а превращение афинян в морской народ должно было, по его мнению, сильно содействовать росту их могущества. Действительно, Фемистокл первый осмелился сказать, что необходимо заняться морским делом, и сам немедленно положил этому начало.» (I, 93). Фукидид считал наиболее выдающимися чертами Фемистокла уменье угадывать события отдаленного будущего, уменье прекрасно руководить каждым порученным ему делом и заранее предусматривать исход задуманного предприятия. Весь ход борьбы с персами показал Фемистоклу необходимость создания военного флота, так как самый морской поход персов должен был обратить внимание на эту слабую сторону Афин. Однако для осуществления этой программы нужно было сломить упорное сопротивление Алкмеонидов и их сторонников, которые по-прежнему рассматривали Афины как государство гоплитов, и в Марафонском сражении, в результате которого флот персов вернулся в Азию, не осмелившись на десант, видели подтверждение тому, что основной силой Афин в любой войне будет их сухопутная сила, армия гоплитов.

Пользуясь борьбой Алкмеонидов со сторонниками и родственниками тиранов, Фемистоклу удалось добиться проведения важной

154

реформы; в 487—486 гг. до н. э. по постановлению народного собрания и несомненно по инициативе Фемистокла должность архонтов подверглась сильному изменению: в архонты отныне стали выбираться по жребию, и не только из числа пентакосиомедимнов, но и всадников. Эта реформа привела к тому, что оплот землевладельческой партии — Ареопаг — стал пополняться людьми более широких социальных слоев. Кроме того, архонт-полемарх потерял свои функции верховного военного командования, и коллегия стратегов стала верховной военной коллегией, неподчиненной контролю Ареопага. Это был шаг к дальнейшей демократизации афинского государства. О росте влияния Фемистокла свидетельствует и ряд изгнаний путем остракисма его ближайших и наиболее сильных противников, удаленных один за другим.

Перерыв в борьбе с персами объяснялся рядом событий, происшедших после окончания второго похода. В 486 г. до н. э., во время подготовки Дария к третьему походу, в Египте вспыхнуло восстание, длившееся до начала 484 г. В первый же год восстания умер Дарий I, и его преемник Ксеркс продолжал два года борьбу в Египте. В 482 г. до н. э. вспыхнуло восстание в Вавилоне, подавленное с большой жестокостью в том же году. Египет и Вавилония были низведены после этого до положения обычных сатрапий, и гнет персидской власти стал еще более сильным. На следующий же год, после подавления восстания в Египте, Ксеркс начал подготовку к новому походу против греков. Начиная с 483 г. до н. э. в Ионии, Киликии и Финикии подготовлялись войска и собирался флот. Массы воинов, прибывающих из самых отдаленных районов Персидского государства, соединялись в Малой Азии. Одновременно были начаты и грандиозные работы по постройке моста через Геллеспонт и канала на Халкидике на полуострове Актэ, в обход Афонского мыса, опасного для мореплавания.

Между тем в Афинах в 483/482 г. до н. э. в рудниках Лавриона были открыты новые сереброносные жилы, резко увеличившие добычу серебра. По предложению Фемистокла доходы от лаврийских рудников были обращены в государственные и, вместо прежней раздачи их отдельным гражданам, направлены на постройку государственного флота. Против этого предложения выступил Аристид, следуя старой традиционной политике. Исходя из того, что Афины в это время были еще государством, основанным на земледелии и землевладении, государством еще не до конца охваченным денежными отношениями, Аристид и в дальнейшем мыслил развитие Афин как государства земледельческого, тем более, что земельная собственность была и оставалась неоспоримой привилегией только афинских граждан. Фемистокл выступал впервые как талантливый новатор, не побоявшийся порвать с рутиной старых отживающих традиций и провозгласить новые пути развития Афинского государства. Но, будучи осторожным, умным политиком, учитывая

155

враждебность к выдвинутому им проекту, он начал свое преобразование сухопутных Афин в морское государство, под предлогом необходимости борьбы с Эгиной. Известия о персидских приготовлениях к войне устранили последнее сопротивление проекту Фемистокла, и в 482 г.-до н. э. Аристид был изгнан путем остракисма из Афин и отправился в изгнание.

Сооружение военного флота проводилось на новой основе. Отказавшись от старого способа постройки кораблей по навкрариям, государство сосредоточило непосредственно в своих руках все дело сооружения флота, поручая заботу о заготовке снастей и наборе экипажа богатейшим гражданам Афин за их собственный счет (система триерархии). Таким образом, за каждый корабль и его окончательное оснащение стал в порядке очередной повинности отвечать триерарх, жертвующий часть своих доходов для нужд полиса. Это дало возможность Фемистоклу, который в 482—481 гг. до н. э. был избран стратегом, не только переоборудовать старый, но и создать новый, совершенный по своей технике флот, состоявший из триер, вместо прежних пятидесятивесельных кораблей. Эта реформа также содействовала дальнейшей демократизации Афин не только новой системой организации постройки флота, но и привлечением во флот малосостоятельных афинян. Они, впервые в истории Афин, образуя экипажи триер, получали и организацию, и возможность выступлений с единым мнением в афинском народном собрании. Несомненно, что проведение такой реформы было возможно только в условиях нового назревающего конфликта с Персией.

Поход Ксеркса

Угроза новой войны с Персией, еще более страшной, чем предыдущая, застигла многих греков врасплох. Было необходимо создать общегреческий союз, чтобы противопоставить армии персов тысячи воинов и сотни кораблей, тогда как в обычное время греческие ополченцы-гоплиты, вооружаясь и питаясь за свой счет, не могли находиться в строю более сорока дней. Теперь же им предстояло оставаться под оружием многие месяцы, а может быть и годы. Боевые качества гоплитов были проверены, но было необходимо возглавить армию талантливыми полководцами, достойными встретиться с врагом и, кроме того, облеченными полным доверием всех союзных полисов, что было нелегкой задачей при раздробленности полисов с их локальным патриотизмом и местными интересами.

Поведение Дельфов, самого авторитетного центра у греков, святилища, оракул которого имел огромное международное и политическое значение, не создавало условий для роста мужества и общего патриотизма. Еще в 481 г. до н. э., когда армия Ксеркса, под-

156

готовленная к походу, зимовала в Сардах, дельфийский оракул дал афинским послам ответ, который поверг их в ужас.

Что вы, несчастные, ждете? Бегите до края вселенной,
Дом и вершины округлого града покинув навеки.
Не уцелеет ничто: голова сокрушится и тело,
Руки и ноги низвергнуты будут в дыму и пожарах.
Буйный Арес на сирийской летит колеснице в Элладу.
Много прекрасных разрушит твердынь он, твою лишь оставит;
Многие храмы бессмертных погубит он в пламени яром.
Видите, боги стоят, истекая от ужаса потом. . .
Черная кровь по вершинам их храмов струится, вещая
Злую судьбу. Удалитесь, над бедами дух возвышая.
(Геродот, VII, 140).

Это страшное предсказание дельфийского оракула несомненно отражало страх большого количества греческих полисов перед походом Ксеркса. Поскольку Ксеркс объявлял, что он идет только против афинян, многие полагали, что спасение Эллады может быть куплено ценой их гибели. После же того как послы Ксеркса прибыли почти во все греческие города с требованием земли и воды, всем стало ясно, что Ксеркс намерен покорить всю Элладу.

Еще до выступления персидских войск Ксерксом была выполнена часть его плана, тщательно продуманного в деталях. Канал на полуострове Акта, получивший впоследствии название канала Ксеркса, был закончен после трех лет работы. На фракийском побережье, вплоть до границ Македонии, на равном расстоянии друг от друга были расположены пять продовольственных складов для снабжения армии в пути. На Геллеспонте, после того как первый мост был разрушен бурей, за что его строители были преданы смерти, был построен прочный двойной мост для одновременной переправы как обоза, так и армии. Кроме того, задолго до выступления, разведчики персидского царя принесли ему точные сведения о греках и настроениях греческих полисов. Путем договора с финикийцами Карфагена Ксеркс заранее изолировал западных греков от участия в борьбе, так как в Сицилии действия греков в этот же период должен был сковать своими военными действиями Карфаген. Послы Ксеркса, посланные в 481 г. до н. э. греческим городам, должны были добиться распыления греческих сил. Ксеркс не послал послов в Афины и Спарту, подчеркивая этим, что его военные действия направлены против двух городов, убивших некогда послов Дария. Договорами с остальными городами он хотел изолировать Афины и Спарту, включив часть греческих полисов в состав персидской монархии еще до начала похода. Ему удалось осуществить этот план пока что только в отношении северной Греции. В Фессалии он опирался на могущественный род Алевадов из Лариссы, объединивших в это время под своей властью значительную часть фессалийских земель.

Персидское войско, набранное из различных районов Персии, в основном представляло четыре разных типа по вооружению:

157

1) тяжеловооруженная пехота, состоявшая из малоазийских народностей (в том числе греков и лидян), а также из финикинян, египтян и ассирийцев, была вооружена копьем (короче греческого), мечом (или кинжалом), большим щитом, панцирем; голова защищалась металлическим шлемом. Однако эти пехотинцы, кроме лидян и ассирийцев, сражались только на кораблях в качестве морской пехоты;

2) легковооруженные пехотинцы из Анатолии, вооруженные дротиком и небольшим круглым щитом;

3) иранские племена, сражавшиеся преимущественно кинжалами; среди них бактрийцы имели короткие копья, а скифы — топоры;

4) мидяне и персы, вооруженные копьем, кинжалом, луком, плетеным щитом, а в некоторых случаях и панцирями. Из этого войска, насчитывавшего приблизительно 100000 воинов, 12000 конницы и 10 000 пехоты принадлежали к лучшим частям персидской гвардии. За армией следовал большой обоз — носильщики, вьючный скот и стада быков, предназначенные для снабжения армии. Персидский флот, состоявший из кораблей финикийцев и ионийских греков насчитывал около 1500 триер и пятидесятивесельных кораблей.

Весной 480 г. до н. э. войско, перейдя через Геллеспонт, двинулось по фракийскому побережью по направлению к Македонии. Продвижение войска обеспечивал флот^ следуя вдоль берега.

Когда угроза вторжения персов стала уже реальной действительностью, и когда всем стало ясно, что дело идет не о наказании Афин и Спарты, но о завоевании всей Греции, произошло объединение полисов в общегреческий союз, возглавляемый Спартой. На посвятительном треножнике в Дельфах, поставленном греками уже после окончания войны, нанесены названия 31 государства, участвовавшего в борьбе с персами. Главными из них были Афины и Спарта с членами Пелопоннесского союза (кроме Аргоса и Ахеи). Заседания союза происходили в Коринфе на Истме. Союзники принесли торжественную клятву в верности общему делу. За сочувствие и поддержку персов любой из граждан этих государств подлежал смертной казни. Союзники дали обязательство на все время войны действовать совместно, не вступая друг с другом в борьбу. Каждый город должен был предоставлять своих воинов и корабли в общую армию и в единый флот. Поскольку Спарта считалась наиболее сильным и опытным в войне государством, было решено, что верховное руководство как войском, так и флотом, должно принадлежать полководцам Спарты.

Делегаты первого совещания в Коринфе решили послать просьбу о помощи в Сиракузы, в Керкиру, в Аргос и на Крит. Но тиран Сиракуз был занят войной с карфагенянами, города Крита отказали в помощи, Аргос занял выжидательную позицию, а керкиряне сообщили, что их флот не мог присоединиться к греческому из-за неблагоприятных ветров. Таким образом, дипломатия Ксеркса имела определенный успех.

158

На пути персов в Грецию было три наиболее трудных прохода: 1. Долина Темпе, на границе Фессалии и Македонии; 2. Фермопилы, на границе Средней и Северной Греции и 3. Истмийский перешеек, на пути к Пелопоннесу. Первоначально было решено встретить персов в Фессалии, куда на кораблях был послан 10 000-й отряд, одним из полководцев которого был Фемистокл. Однако греки не получили поддержку фессалийцев для защиты еще двух горных проходов, находившихся в области одного из племен, выразивших готовность подчиниться персам. Выяснив на месте обстановку, греки решили вернуться обратно, отказавшись от плана защиты Фессалии.

Спартанцы с самого начала настаивали на обороне Истма, но остальные союзники были против этого плана, так как его выполнение предавало на разграбление персам все города, расположенные в средней Греции, поэтому было решено защищать Грецию у горного прохода Фермопил.

Во то время, когда отряды греков в количестве не менее 7000 человек 1 сосредоточились у Фермопил, под командованием спартанского царя Леонида, прибывшего сюда с тремястами спартанцев, греческий флот под командой спартанца Еврибиада подошел к северной оконечности о. Евбеи — к мысу Артемисию и занял оборонительную позицию в Евбейском проливе. Ввиду того что персы в своем наступлении строго рассчитывали на комбинированные действия сухопутного войска и флота, греки противопоставили им также совместные действия флота и войска. Поэтому сражение при Фермопилах и столкновение морских сил греков с персидским флотом у Артемисия тесно связаны друг с другом. В то время, когда 53 корабля были оставлены в самом узком месте Евбейского пролива (Еврипа) у г. Халкиды для защиты от возможного окружения персов, 271 корабль (из них 147 афинских) загородили доступ на линии Фермопил персидскому флоту. План греков заключался в том, чтобы попытаться нанести персидским кораблям возможно больший урон и тем самым остановить их дальнейшее продвижение. На суше же Фермопилы представляли самую лучшую позицию для обороны. У северного входа в Фермопилы находился алтарь Геракла, и вход был защищен стеной, некогда построенной фокидянами. Как показали раскопки 1939 г., эта стена подымалась изнутри 45 ступенями, и в центре ее были ворота, наглухо запирающиеся. Задача греков состояла в том, чтобы задержать персов, пока сражается флот. Если морской бой затянется на много дней, защитникам Фермопил были обещаны новые подкрепления. Если же греческий флот будет разбит, то небольшой армии греков легче отступить с наименьшими потерями,

1 4000 пелопоннесцев (включая 300 спартиатов), 1100 беотийцев (из них 400 фиванцев), 1000 фокидян и какое-то количество локров (Геродот не дает точного числа). После сражения при Фермопилах, по Геродоту, число погибших греков достигало 4000 человек (Геродот, VIII, 25).
159

тогда как большие силы неизбежно попали бы в окружение, и это грозило бы грекам уничтожением их основных сухопутных войск.

В литературной традиции до сих пор еще сильно влияние Геродота, который сообщает, что спартанцы послали так мало людей, ссылаясь на праздник Карней, и обещали прислать подкрепление позже. Это дало повод ряду крупных историков утверждать, что Фермопилы были стратегической ошибкой греков и что защита их была бессмысленной. В новейшей литературе это мнение справедливо оспаривается как не учитывающее стратегических и тактических задач греческой обороны, при этом действия флота у Артемисия рассматриваются отдельно от действий сухопутной армии у Фермопил. Обещанные подкрепления могли быть присланы грекам лишь в случае отсутствия угрозы окружения греческой армии. Но возможность высадки десанта в тылу греков всегда оставалась реальной.

Армия Ксеркса подошла к Фермопилам и расположилась неподалеку от прохода. Первые четыре дня Ксеркс не начинал наступления, рассчитывая на успешные действия своего флота. Тем временем персидский флот, стоявший у побережья Магнесии, в месте не защищенном от северо-восточных ветров, сильно пострадал от бури, длившейся около трех дней; большое количество кораблей разбилось о скалы. Когда буря миновала, персидский флот приблизился к греческому и бросил якорь в Пагасейском заливе. В это же время 200 персидских кораблей были посланы вдоль восточного побережья о. Евбеи в обход греческому флоту с юга, но они попали тоже в бурю, и все погибли. Несмотря на понесенные потери, персидский флот все-таки предпринял наступление на греческий флот, стремясь охватить его полукругом, но и здесь ему не удалось добиться цели, потери же персов были опять очень большими. Во втором сражении, когда греки вступили в битву с авангардом персидских кораблей, победа клонилась уже на сторону греков, но из-за начавшегося волнения на море сражение довести до победного конца не удалось.

В то же время происходила битва у Фермопил. После четырех дней ожидания Ксеркс приказал мидянам атаковать проход. Приказ был выполнен, но мидяне были отброшены. Наступление отборного персидского войска численностью в 10 000человек также потерпело неудачу. Спартанцы под видом отступления заманивали через ворота части персидских войск в ущелье и там вступали с ними в рукопашный бой. Таким образом, тактика защитников Фермопил состояла в выматывании сил противника и уничтожении их небольшими отрядами. Видя, что атаки Фермопильского прохода остаются безуспешными, Ксеркс начал искать обходную дорогу и нашел ее (по преданиям, ее открыл персам грек Эфиальт). Эта окружная тропа охранялась 1000 фокидянами, но, когда ночью персы неожиданно появились перед ними, те отступили к вершине горы. Персы не приняли сражения и продолжали свой путь. Узнав от разведчиков об окружении, Леонид решил сберечь основные силы армии для будущей борьбы и отпустил их домой. Он остался для охраны Фермопил с 300 спартанцами, 400 фиванцами и 700 феспиянами. Задача их теперь состояла в том, чтобы продержаться как можно

160

Дольше и обеспечить тем самым отход в тыл основного войска и отступление от мыса Артемисия греческого флота. Сражаясь с исключительным мужеством, все оставшиеся защитники Фермопил погибли, выполнив свой патриотический долг. Одним из первых пал в битве Леонид. За обладание его телом между греками и персами происходили ожесточенные схватки.

Позже в ущелье был воздвигнут памятник и начертана стихотворная надпись поэта Симонида от имени павших спартанцев:

Странник, поведай спартанцам о нашей кончине,
Верны заветам страны, здесь мы костьми полегли.

Тем самым слава защиты Фермопил была приписана только Спарте. Благодаря героизму защитников Фермопил, были спасены основные греческие войска, а флот греков спокойно отплыл по Евбейскому проливу к о. Саламину.

Прорвавшись через Фермопилы, персы беспрепятственно прошли через Беотию в Аттику и заняли Афины, уже покинутые жителями.

Еще до фермопильского сражения афиняне, по инициативе Фемистокла, вторично обратились к дельфийскому оракулу и на этот раз получили более благоприятный ответ. Оракул ответил, что хотя Аттика и будет захвачена врагом, но надежда на спасение останется:

Зевс для Афины оставит одну деревянную стену,
Будет она нерушимой защитой и вам всем, и детям.
Не дожидайся на месте спокойно ты ратников конных,
Не дожидайся по суше идущей огромной пехоты,
Но отступай перед ними, к врагу обращаясь спиною.
Ибо в превратностях войн и обратное может случиться.
О, Саламина божественный остров, погубишь детей, порожденных
от женщин!
(Геродот, VII, 141).

И хотя меньшинство утверждало, что «деревянная стена» это деревянная ограда акрополя с храмом Афины, победило мнение Фемистокла (которое было поддержано Ареопагом) о том, что под деревянной стеной оракул понимает афинский флот. Каждый афинянин должен был войти на корабль. Женщины, дети и старики были эвакуированы на о. Саламин, о. Эгину и в Трезены. Ареопаг раздавал всем эвакуирующимся по три драхмы. На акрополе остались служители храмов и некоторые немощные люди, твердо верившие в чудо, в то, что сама богиня Афина защитит свой храм. Они забаррикадировали досками вход на акрополь, но позже были уничтожены персами. Афинский флот находился в это время в Саламинском проливе, тогда как флот персов бросил якорь в заливе Фалерона. Пелопоннесцы срочно укрепляли стеной Истм, и решением общегреческого совета было предписано флоту отойти от Саламина к Истму. Однако по настойчивому требованию Фемистокла был созван еще один совет. На нем Фемистокл отстаивал необходимость

161

сражения в узком проливе у Афин, доказывая, что сражение в проливе выгодно грекам, сражение же в открытых водах (у Истма) выгодно только персам. Он указывал также на то, что оставление Саламина означает передачу эвакуированных туда афинян на расправу врага. Другие говорили, что в случае поражения весь греческий флот погибнет, и этим рисковать было нельзя. Когда один из полководцев грубо оборвал речь Фемистокла, крикнув: «Зачем нам дольше слушать человека, у которого больше нет родины?», Фемистокл ответил: «Наша родина! Она, взойдя на 200 кораблей, теперь более сильна, чем твоя!» (Плутарх, Фемистокл, 11).

Первоначально Ксеркс начал было постройку понтонного моста через Саламинский пролив по направлению о. Пситталия. Саламин, рассчитывая на то, что греки будут вынуждены или покинуть стоянку у острова, или сдаться на милость победителя. Если же они выйдут в открытые воды Элевсинского залива, они будут уничтожены персами. Однако работы по постройке моста продвигались очень медленно, с большим трудом, так как рабочие все время подвергались обстрелу с греческих кораблей. Это заставило Ксеркса отказаться от первоначального плана постройки моста и принять решение о морском бое. К ночи основная часть персидской армии начала продвижение к Пелопоннесу, предполагая, во-первых, занять побережье Аттики по Элевсинскому заливу и, во-вторых, внести тревогу в ряды греческого флота, где, кроме афинских, были корабли Эгины и пелопоннесцев. Это движение персов действительно испугало спартанцев, и совет принял новое срочное решение об отзыве кораблей к Истму.

Желая избежать выполнения этого приказа, Фемистокл прибегнул к хитрости: он послал к Ксерксу своего раба Сикинна. Допущенный к царю, Сикинн передал ему привет от Фемистокла и сообщил, что греки деморализованы и помышляют о бегстве. Если Ксеркс начнет сражение с ними, греческие корабли или вообще не окажут сопротивления, или вступят друг с другом в междоусобную борьбу. Получив от Сикинна такие вести о греческом флоте и поверив им, Ксеркс приказывает персидскому флоту ночью накануне боя провести ряд подготовительных маневров в полной тайне от греков. Отрядом в 400 человек был занят о. Пситталия, часть кораблей была послана к Мегарам — закрыть северо-восточный выход из Саламинского пролива, а основная масса флота, 1207 кораблей, должна была охранять юго-восточные выходы из пролива и перехватывать греческие корабли в случае их бегства. Таким образом, в течение ночи окружение должно было быть закончено. На рассвете флот производит нападение на греческую морскую базу с тем, чтобы захватить как можно больше кораблей, еще не спущенными на воду.

Еще до рассвета греки узнали сначала от Аристида, возвращенного из изгнания, затем от перебежавшего к грекам ионийского командира триеры, что они окружены персами. Персидские корабли

162

Живопись времени греко-персидских войн (480 г. до н. э.). Изображен афинянин у гробницы с головой, покрытой гиматием в знак траура.

заперли их не только с юга, но охраняли также и выход из Элевсинского залива.

И Фемистокл, и командующий флотом Еврибиад, знали, что на рассвете персы постараются прежде всего захватить греков врасплох, рассчитывая, что они обратятся в бегство при внезапном появлении врага. На этом и был построен рассчет Фемистокла: заманить персидские корабли и вынудить их вступить в бой в самом узком месте пролива. Для этого нужно было создать у персов впечатление, что греческий флот, испуганный приближением врага, действительно спасается бегством. Требовалось примерно около двух часов, чтобы персидский флот, воодушевленный отступлением греков, вошел в теснины пролива; поэтому еще до рассвета греки начали готовить корабли и людей к выступлению. На рассвете, стараясь находиться в виду персидского флота, греки стали отступать в северном направлении, как бы готовясь к проходу через Элевсинский залив к Истму. Таким образом, персидское командование укрепилось в своем предположении о слабости греческого флота и смятении, царившем в его рядах, тем более, что греческий флот отступал, не сохраняя боевого порядка.

Продвигаясь к северу, греческие корабли постепенно исчезали из виду, скрываясь за массивом горы Эгалея. Как только последняя колонна кораблей скрылась за скалистые изгибы материка, Фемистокл приказал флоту построиться к битве.

Дальнейшие события ярко описаны Эсхилом, который сам был участником Саламинского боя. Рассказ же свой он ведет от имени персидского вестника:

Когда же промчался в небе белоконный день
И даль зажег сияньем ослепительным,
Над морем загремела песня эллинов

163

Запев отважный, и стократным отгулом
Отозвались уступы побережных скал.
Тревога заронилась в сердце варваров.
Надежда сгасла. Не к побегу песнь звала,
Торжественное величанье эллинов,
А к мужеству, к отпору, к непреклонности.
Пронзительные трубы звонко вспыхнули,
По мановенью кормчих весла врезались
В простор соленый, вспенившись вскипела хлябь,
И ясно видим, в миг пред нами флот предстал.
Шло головным крыло в походе правое
В сплоченьё стройном. Поезд кораблей за ним
Поплыл, и слышны были крики звонкие:
«Вперед, сыны Эллады, устремитесь в бой!
Освободите алтари родных богов
И прадедов могилы! Бой идет за всё!»
(Персы, стихи 386—405).

Таким образом, персы, продвигаясь вперед в полной уверенности, что греки отстали, вдруг сначала услышали звуки военной песни, затем сигналы военных горнов и, наконец, увидели выступивший из-за мыса греческий флот, готовый к бою. Впереди шли самые быстроходные корабли Эгины, за ними корабли Спарты и Мегар, афиняне же под командой Фемистокла занимали центр и прикрывали тыл. Одновременно коринфские корабли были направлены к северу охранять вход в пролив из Элевсинского залива.

Развернувшись между о. Саламином и Гераклеоном, афиняне на левом, эгинетяне на правом фланге, греки стояли фронтом к приближающемуся персидскому флоту. Маневрируя, греки вплотную придвинули правое крыло и центр к берегу о. Саламина, чтобы в случае повреждения корабля раненые могли легко доплыть до занятого греками берега. Поскольку этот последний маневр требовал перегруппировки кораблей, одно время греческий флот несколько отошел назад, что опять-таки ободрило персов.

Фемистокл выбрал удобное время для сражения, но не вступал в бой, пока с моря не подул свежий ветер. Он дул с открытого моря под прямым углом к берегам пролива и замирал после излучины канала в водах севернее о. Пситталии, поэтому афиняне и держались именно этой линии. Ветер накренял финикийские корабли, обнажая их борты, когда они шли через пролив. Если бы они продвигались вверх по проливу, они попали бы в килевую качку и носились бы по волнам, потеряв управление.

Столкновение персидского и греческого флотов было уже неизбежным. Отступать персам было невозможно, да к тому же и сам царь ждал битвы, сидя на кресле на вершине холма в окружении многочисленной свиты.

Персидский флот входил в пролив двумя потоками; правое крыло финикийцев было выдвинуто вперед и шло, примыкая к аттическому побережью. Убежденные в бегстве греков, финикийцы еще спешили вперед. Таким образом, греческий флот внезапно прегра-

164

Сражение при Саламине.

Сражение при Саламине.

Персы, преследуя мнимо отступающих греков, втянулись в самое узкое место пролива. Греческий флот, построенный в боевой порядок ва горой Эгалеем, неожиданно вышел навстречу персидским кораблям. Начало сражения.

дил им путь. Когда же флот греков стал отходить назад, персидский флот вошел в самое узкое место пролива.

«Сначала персы,— рассказывает Диодор Сицилийский,— во время продвижения сохраняли свой строй, располагая широким пространством; но когда они вошли в узкое место пролива, они были вынуждены вытеснить часть кораблей из строя, и в результате произошел большой беспорядок». (Историческая библиотека, 18,4).

Когда же ветер с моря поднял в проливе волнение, Фемистокл дал сигнал к атаке на обнажаемые ветром борты финикийских кораблей. Попытки финикиян пробиться к более открытым водам только усиливали общий беспорядок в персидском флоте. Греческие корабли, как более низкие и легкие, удобные для гребли, бросились на персов, применяя таран и особенно целясь в борты кораблей.

165

Так наз. «Трон Ксеркса».

Так наз. «Трон Ксеркса».

С этого холма Ксеркс наблюдал за ходом битвы при Соломине.

Корабли персов были выше греческих, и движение их было более медленным. Фемистокл учитывал также усталость команды персидского флота, проведшей ночь в подготовке к бою. В то же время греки оставили для себя свободное пространство, необходимое для маневрирования, тогда как у персов его не было.

Афиняне, атаковав сначала финикийские корабли, отчасти уничтожили, отчасти оттеснили их, а затем бросились на правую часть центра. Персы стали в беспорядке отступать. Преследуя их, греки сомкнули левый и правый фланги, охватив кольцом часть обратившихся в бегство персидских кораблей.

Сперва в бою держалось войско варваров 1.
Когда ж в теснине корабли персидские
Столкнулись, весла сокрушая тяжестью,
Друг друга клювами бодая медными,
Тут ни защиты не было, ни помощи.
Искусно наших окружая, эллинов
Стремились корабли. И опрокинутых
Судов кили носились. Под обломками
Снастей разбитых в толпах тел утопленных
Не видно моря. Густо мертвецы лежат
На отмелях и скалах. Побежали все.
Кто уцелел от ополченья варваров.
Как острогою рыбаки косяк тунцов
На стрежне бьют, топтали и топили нас
И погребали мертвых под обломками.
(Персы, стихи, 403 и след.).

Во время сражения Аристид с отрядом афинских клерухов на Саламине, переплыв на лодках пролив, отделяющий Пситталию от острова, уничтожил персидский отряд, оставшийся без поддержки его флотом. Более 200 персидских кораблей погибло в этом бою.

1 персов.

166

«Изумруднопенное море багрянило свои воды потоками огня от пылавших кораблей», так впоследствии писал о битве при Саламине в песнопении поэт Тимофей.

После поражения при Саламине Ксеркс хотел было снова приняться за постройку понтонного моста, но наступало время штормов и морских бурь и от этого пришлось отказаться. Не решаясь больше на морской бой, Ксеркс оставил зимовать в Греции часть армии и вместе с флотом отступил в Малую Азию.

Отступление персов и славная победа при Саламине воодушевили греков. Теперь было необходимо добиться изгнания всех персидских войск из Греции. Войско Мардония зимовало в Фессалии; его ряды были усилены фессалийцами и беотийской конницей. Весной войско персов вновь вступило в Афины и после отказа афинян от заключения предложенного им сепаратного мира подвергло город новому разорению. Между тем афиняне настаивали на продолжении активной борьбы, требуя у Спарты военной помощи. В это время, после смерти Леонида, регентам стал его племянник Павсаний, так как сын Леонида был еще ребенком. Эфорат придерживался мнения о невмешательстве Спарты в дальнейшую борьбу, поскольку для самой Спарты непосредственная опасность нападения персов отпала. Однако под давлением, по одной версии, тегейца Хилея, убедившего эфорат своим красноречием, по другой, по настоянию Павсания, было решено отправить в качестве военной помощи армию под командованием Павсания. Тем временем Мардоний, выведя армию из Афин, остановился вблизи Платей в Беотии, где большая равнина представляла удобное поле для действий конницы. Он расположился лагерем вблизи р. Асопа, прикрывая дорогу к Фивам, месту расположения его основного лагеря и базы снабжения.

Греческое войско заняло строго оборонительную позицию на склонах г. Киферона, закрывая путь к Истму, откуда, в случае надобности, могли придти подкрепления и провиант для армии. В рядах греческой армии, насчитывавшей около 40 000 воинов, собрались воины более чем 20 государств, из которых 8 поставили значительные по тому времени силы. Оба полководца были заинтересованы в скорейшем начале битвы: греки, чтобы скорее освободить Грецию от врагов, а Мардоний опасался, что продвижение греческого флота к берегам Малой Азии может заставить Ксеркса отозвать свои войска, а при отступлении ему может быть нанесен удар с тыла. Однако оба полководца выжидали, так как греки были заинтересованы в том, чтобы принять бой в условиях неблагоприятных для конницы, т. е. в пересеченной местности, а персы ждали благоприятного момента для сражения на равнине, в месте, ими выбранном. Предсказатели обеих армий дали одинаковые советы богов: предзнаменования благоприятны для сражения в оборонительной позиции и неблагоприятны для наступления.

167

В аттической надписи IV в. до н. э. сохранился текст клятвы греческих воинов перед предстоящей битвой:

«Я буду сражаться, пока жив и свободу буду ценить выше жизни. Я не оставлю ни моего таксиарха, ни эномотарха, ни живым, ни мертвым. Я не отступлю, пока не отведут меня военачальники и сделаю все, что прикажут стратеги. Я похороню на месте сражавшихся со мной и никого не оставлю непогребенным. Победив в сражении варваров, я покараю каждого десятого (гражданина) Фив, но не разрушу ни Афин, ни Спарты, ни Платей и никакой другой союзнический город. Друзья или враги, я не допущу, чтобы они страдали от голода и не лишу их воды из их источников. И если я сохраню верность написанному в клятве, пусть болезни пощадят мой город, если же нет,— пусть заболеет. Пусть город мой не подвергнется разграблению, если же нет,— пусть подвергнется. Пусть земля моего города приносит плоды, если же нет,— пусть останется бесплодной. И пусть женщины рождают детей подобных себе, если же нет,— то чудовищ! И пусть скот порождает себе подобных, если же нет — чудовищ!

Так поклявшись и покрыв жертвенных животных щитами, под звуки труб, они принесли эту клятву, навлекая на себя проклятие в случае, если нарушат хоть что-нибудь, в чем поклялись, и если они не останутся верными до конца всему, что написано в клятве».

Павсаний пытался спровоцировать персов на выступление, подводя частично свои войска к р. Асопу, но Мардоний продолжал ждать. План его заключался в том, чтобы заставить греков покинуть занятую ими оборонительную позицию. Ночной налет конницы в тыл грекам, захват ими источника и пути, ведущего к Истму, заставили греков решиться на перемену позиций. Этим воспользовались персы и бросились на греков. Несмотря на тяжелые удары, греки все же сумели отбросить лучников и стрелков персов. Более совершенное вооружение и высокие боевые качества гоплитов в дальнейшем создали грекам преимущество, и после упорного и кровопролитного боя греки вышли победителями. Мардоний был убит, и персы в беспорядке отступили к лагерю к Фивам.

Сражение при Платеях по своим результатам не менее важно, чем битва при Саламине. Армия персов, сильно пострадавшая в бою и потерявшая своего полководца, начала отступление из Греции. Это была последняя решительная победа, повлекшая за собой освобождение земель всей материковой Греции и Фракийского побережья.

Поэтому Фемистокл сразу выдвинул план: опередив флот отступающих персов, разрушить мост через Геллеспонт, чтобы «запереть Азию в Европе» и уничтожить всех врагов на территории северной Греции. Но спартанцы и Аристид были против этого плана, считая, что чем скорее уйдут враги, тем меньше вреда нанесут они населению. План Фемистокла был поэтому отвергнут.

Но, кроме того, битва при Платеях сильно подняла авторитет Спарты в общегреческом союзе. Это позволило спартанцам в дальнейшем перейти к попыткам превращения общегреческого союза в Пелопоннесский союз.

168

По преданию, в день битвы при Платеях происходила и другая битва у берегов Малой Азии — битва при мысе Микале.

После Саламинского боя греческий флот под командой спартанца Леотихида и афинянина Ксантиппа направился к о. Самосу, чтобы поднять против персов малоазийских греков. Узнав о прибытии греческого флота, персы отвели свой флот от о. Самоса к мысу Микале, вытащив часть кораблей на берег и защитив их деревянной оградой. Неподалеку от флота находилось и сухопутное войско персов. Греки, высадившись на берег, вступили в бой с персами и одержали победу. Персидские корабли, захваченные греками, были уничтожены.

Второй период греко-персидских войн

Битвы при Платеях и мысе Микале заканчивают первый период греко-персидских войн. К этому времени было уже всем ясно, что персы не повторят своего нападения на Грецию, во всяком случае в течение длительного времени. Следует вспомнить, что экспансия персов началась в тот период греческой истории, когда повсеместно в греческих полисах падало могущество тирании, в Афинах развивалась демократия, а в Спарте назревал серьезный конфликт между политикой царей и политикой эфоров, сосредоточивших в своих руках высшую власть в Спарте. Греко-персидские войны внесли существенные изменения в начавшийся в греческих полисах процесс развития. В Афинах была заложена основа морского могущества и создана новая система строительства флота. В этой борьбе Фемистоклу удалось провести закон о выборе архонтов, путем жребия. Это был новый шаг демократизации афинской конституции. Но во время нашествия Ксеркса в Элладу Ареопаг взял на себя руководство эвакуацией Афин и подготовкой морского боя; это позволило ему встать у власти, и дальнейшая демократизация афинской конституции приостановилась. Сам Фемистокл после Саламинского боя уже не был переизбран в стратеги, и в дальнейшей борьбе ему уже не поручается командование флотом.

После победы греков при Платеях и при Микале, Фемистокл яснее многих других понял, что угрозой дальнейшему развитию Афин является теперь не Персия, но Спарта, власть и авторитет которой теперь, особенно после битвы при Платеях и при Микале, стояли на недосягаемой высоте. Руководство Спарты общегреческим союзом фактически расширило влияние ее далеко за пределы Пелопоннеса, и Спарта могла в дальнейшем закрепить это влияние за собой, став гегемоном Греции. Поэтому политика Фемистокла в это время направлена была к подготовке Афин к неминуемой в дальнейшем борьбе со Спартой. Первым шагом к этому была постройка стен вокруг Афин и вокруг Пирея. Предложение Фемистокла об укреплении Афин до восстановления разрушенных построек самого города, было поддержано и Аристидом, а следовательно, и Ареопагом, так как оно преследовало общеафинские интересы. Эта по-

169

стройка велась всем населением Афин с максимальной поспешностью, и, несмотря на сопротивление спартанцев, по преданию, афиняне закончили постройку стены окружностью около 6 км. в 30 дней.

После битвы при Платеях Павсаний стал главой общегреческих сил. Пользуясь недоверием эфоров к усиливающемуся влиянию Павсания, афиняне и малоазийские греки добились отзыва Павсания из флота.

Отзыв Павсания позволил афинянам взять в свои руки власть на море. По инициативе афинян в 478—477 гг. до н. э. был создан общеэллинский морской союз, целью которого стала борьба с персами. Центром этого союза был о. Делос, почему в первый период своего существования он и назывался Делосским союзом. Все города, вступившие в союз, облагались повинностью. Хиос, Самос и Лесбос, имевшие собственный флот, должны были поставлять военные корабли, остальные члены союза облагались первоначально более или менее равными взносами. На Делосе помещалась и казна союза, в которую ежегодно поступал форос, достигавший 460 талантов. Каждые четыре года был предусмотрен пересмотр списков фороса. Союзной казной управляли афинские казначеи, выбираемые в Афинах (эллинотамии). Заседания совета происходили на Делосе, причем каждая община обладала правом одного голоса.

Союз был заключен на вечные времена. Этот последний пункт и был впоследствии использован афинянами в своих узко эгоистических интересах.

По мере освобождения все большего количества малоазийских греков от власти персов, число членов Делосского союза возрастало непрерывно, так что к концу греко-персидских войн членами союза было около 400 полисов, и союз охватывал все острова Эгейского моря и его побережья.

Афинским флотом командовал в это время Кимон, сын Мильтиада, сторонник союза Афин со Спартой. Он пользовался поддержкой Ареопага и одновременно всеми мерами старался заслужить расположение у афинского демоса.

Успехи Кимона в морской войне с персами и его проспартанская политика находили поддержку не только со стороны Спарты, но и внутри Афин, прежде всего среди афинской землевладельческой знати. Поскольку Фемистокл опирался на торгово-ремесленные слои Пирея и на афинскую бедноту, находившую применение своей рабочей силе как в строительстве, так и в службе на флоте, он, как вождь афинских демократических кругов, представлял сильную оппозицию политике Ареопага и Кимона. Политика, последовательно проводимая Фемистоклом, теперь сводилась к стремлению заключить мир с Персией, содействуя тем самым усилению Афинского государства и прежде всего его демократических слоев для предстоящей борьбы со Спартой. Именно поэтому против Фемистокла и было выдвинуто обвинение в сношениях с Павсанием и в дружбе с персами.

170

В 471 г. до н. э. Фемистокл был изгнан из Афин путем остракисма. Он удалился в Аргос, но вызванный оттуда на суд в Афины, бежал сначала в северную Грецию, а оттуда в Малую Азию, где был милостиво принят Артаксерксом, преемником Ксеркса на персидском престоле. В Персии Фемистокл и умер.

Изгнание Фемистокла устранило последнее препятствие для торжества политики консервативной партии Афин и ее вождя Кимона. Однако уже в этот период, несмотря на дружественные заверения Спарты в отношении Афин, тайная политика спартанского государства свидетельствует о растущей враждебности спартанцев и об их тревоге в виду все большего усиления Афин.

В 468 г. до н. э. Кимон одерживает крупную победу над персами при р. Евримедонте (в Памфилии, Малая Азия), где в двойном (сухопутном и морском) сражении был .уничтожен вновь построенный к этому времени персидский флот. Этой победой греческое малоазийское побережье было целиком освобождено от власти персов, и Эгейское море превратилось отныне во внутреннее море греков. Большое количество ликийских и карийских городов вошло также в члены Делосского объединения. Малоазийские греки больше не нуждались в защите афинского флота, а тем временем Делосский союз (особенно после сражения при Евримедонте) начинает превращаться в союз, в котором преобладающее влияние остается не за советом, а за Афинами. Первым признаком этого является попытка жителей о. Наксоса (незадолго до битвы при Евримедонте) выйти из числа союзников. Однако афиняне не допустили этого и насильственно включили снова в союз отпавших было наксосцев. Такой же участи подверглось и население о. Фасоса, жители которого владели золотыми и серебряными рудниками и прекрасными гаванями. При попытке фасосцев выйти из Делосского объединения, афиняне силой захватили остров, срыли укрепления города Фасоса, захватили в свои руки рудники, повысили сумму взноса в союз и заставили фасосцев оплатить военные расходы по их же усмирению. Еще во время борьбы жители Фасоса обратились к Спарте с просьбой о помощи и спартанцы обещали выступить против Афин.

Но в это время (в 465 г. до н. э.) в Спарте произошло сильное землетрясение, самое сильное, какое когда-либо испытывала Спарта. Одна из вершин Тайгета обрушилась в результате сильнейшего подземного толчка. Город был разрушен полностью, за исключением пяти домов; эфебы, бывшие в это время в гимнасии, все погибли. По-видимому, погибло много спартанцев и спартанок, бывших в городе. И в то время, когда уцелевшие спартанцы находились в крайне тяжелом положении, вспыхнуло восстание илотов, к которым присоединилось и много периеков. Вследствие этого спартанцы прибегнули к крайнему средству — к обращению в Афины за помощью, хотя вообще спартанцы в обычное время избегали впускать в свою страну «чужеземцев».

171

Кимон вел активную агитацию за посылку в Спарту военной помощи, чтобы «Эллада не охромела». Уже из этого заявления Кимона можно заключить, насколько серьезно стоял вопрос для спартанцев о самом существовании государства. Плутарх в биографии Кимона передает возражения Эфиальта, вождя демократической партии, против отправки помощи спартанцам, чтобы «не давать подняться городу, во всем противодействующему Афинам, а оставить его поверженным, с растоптанной в прах его гордыней». Однако было принято постановление об оказании помощи, и во главе отряда в 4000 гоплитов в Спарту был послан Кимон. Восстание илотов, называемое обычно третьей Мессенской войной, тем временем разрасталось, и, по свидетельству Диодора, илоты опустошали территории спартанцев. По-видимому, афиняне оказали действенную помощь, так как Аристофан позже говорил в одной из своих комедий, что «Кимон спас весь Лакедемон». Но позже, когда спартанцы оправились и получили сильную поддержку от членов Пелопоннесского союза, афиняне были обвинены в двойной игре и в тайном содействии илотам. Может быть, это и не было лишено оснований, так как впоследствии многие из покинувших Спарту мессенских илотов были поселены афинянами в Навпакте, гавани, захваченной афинянами в Коринфском заливе. Спартанцы, выразив недоверие афинянам, потребовали их удаления из Спарты. Это бесславное возвращение афинян сильно скомпрометировало Кимона, чем и воспользовались демократы. Осень 462 г. до н. э. (возвращение Кимона) стала важной вехой в отношениях Афин и Спарты: клятва, данная о вечном союзе в период нашествия Ксеркса, была нарушена, и вместе с этим тайное недоброжелательство перешло в явную враждебность.

Еще до возвращения Кимона Эфиальт начал борьбу против Ареопага. Поскольку Ареопаг считался блюстителем нравственности и носителем гражданской морали, Эфиальт начал борьбу с ним судебными процессами против отдельных ареопагитов, обвиняя их по очереди в аморальном поведении. Когда перед народом прошли один за другим ареопа-гиты в таком невыгодном для них свете, пал в значительной мере и авторитет самого учреждения. По инициативе демократов был проведен остракисм, и последовало изгнание Кимона. Это еще более облегчило дальнейшее проведение реформы Ареопага (462—461 гг. до н. э.). Он потерял все политические права; за ним сохранились лишь дела о кровной мести, о поджогах и о предумышленных убийствах. Устранение Ареопага от политического управления страной повысило значение и роль таких демократических органов как Совет 500 и народный суд, которому были теперь переданы почти все судебные дела, отнятые у Ареопага. Среди аристократов это вызвало страшную ненависть, и в том же 461 г. до н. э. Эфиальт был убит из-за угла подосланным убийцей. Место Эфиальта занял Перикл, продолжавший реформы своего предшественника.

172

Греко-персидские войны длились до 449 г. до н. э. Афины вели и военные действия против Спарты, выступившей на помощь Коринфу и Эгине. Борьба с Эгиной закончилась завоеванием Афинами острова и выселением ее жителей на Истм (456 г. до н. э.). В 460 г. до н. э. в Египте вспыхнуло восстание против Персии и вождь восставших Инар обратился к Афинам за помощью. Расширить свое влияние на дельту Нила и нанести здесь удар Персии казалось афинянам заманчивым, и в Египет был послан большой флот на поддержку восставших. Борьба в Египте длилась несколько лет и в 454 г. до н. э. завершилась поражением Афин. Был утрачен о. Кипр, погибло много кораблей. Этой обстановкой воспользовался Перикл для перенесения союзной казны с о. Делос в Афины под предлогом опасности ее захвата персами. В 450 г. до н. э. военные действия против Персии оживились и велись успешно для Афин, которым удалось укрепиться на Кипре. Здесь силами Афин командовал Кимон, вернувшийся в этом же году из изгнания. Он умер вскоре после победы при городе Саламине, последней победе афинян на Кипре.

В этой войне Персия и Афины были Истощены, и в 449 г. до н. э. был заключен мир, по которому Персия удержала Кипр, но отказывалась от малоазийских владений. Персидский флот не имел права появляться в Эгейском море.

Заключение

Во втором периоде греко-персидских войн борьба с персами сосредоточилась в руках Афин, которые вели наступательные действия. Афины вышли из войн сильнейшим морским государством Греции, главою Делосского союза. В руках афинян оказались огромные средства союзной казны, а взносы союзников превратились в ежегодную подать. Афиняне контролировали морские пути в Черное море, захватили Навпакт и Эгину.

В Афинском государстве пало значение Ареопага и были открыты пути широкой демократизации строя республики.

Подготовлено по изданию:

Колобова К.М., Глускина Л.М.
Очерки истории Древней Греции. Пособие для учителя. Л., 1958.



Rambler's Top100