Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
3

ПРЕДИСЛОВИЕ

Когда мы изучаем историю какой-либо страны, какого-либо народа, мы не можем ограничиваться сведениями о жизни, деятельности и культуре представителей правящего класса. Наше внимание должны привлекать жизнь и быт простых людей, основных производителей материальных ценностей. Но чем дальше в глубь веков уходит жизнь народа, тем труднее восстановить его подлинную историю: достоверных источников для этого у нас мало, а существующая литература уделяет этому недостаточное внимание.

В нашей школе изучается история не всех народов, но изучению истории древней Греции, Эллады, оставившей человечеству замечательные памятники мировой культуры, отводится значительное место. И пытливый ум советского школьника естественно ищет ответы на интересующие его вопросы: а как же жили в этой древней стране ее люди, как они работали, как одевались, как учились и т. д. Учебники почти не дают ответов на эти вопросы, а наши дети мыслят преимущественно конкретными категориями, а не обобщениями; они требуют фактов, переданных при этом в интересной, занимательной форме. Учитель должен удовлетворить их любознательность, должен ответить на все интересующие их вопросы.

Авторы настоящей работы и считают своей задачей прийти на помощь учителю. Конечно, в одной небольшой книге на все такие вопросы ответить нельзя. Мы ограничились только некоторыми, по нашему мнению, наиболее интересными и в то же время наименее освещенными в учебниках вопросами. А поскольку в древнегреческих государствах классическим образцом развитой рабовладельческой демократии были Афины, которые в период наивысшего внутреннего расцвета поистине являлись «Элладой в Элладе», мы и остановились на жизни афинян.

Начиная нашу книгу с рассказа о городе афинян, об Афинах V—IV вв. до н. э., мы рассказываем далее, как проходил обычный день афинского гражданина, как жили афинские женщины, как воспитывались в Афинах дети и юноши, в каком положении находились рабы и метеки, как они жили и трудились. Заканчиваем мы книгу очерками, посвященными древнейшему театру, родоначальнику всех современных театров, и архитектурным ордерам. Мы считали, что показать читателю замечательные

4

памятники города Афин, столицы современной Греции, лучше всего, превратив самого читателя в древнего путника, впервые прибывшего на корабле в этот город.

Отдельные очерки, включенные в настоящую книгу, конечно, не с одинаковой полнотой рассказывают об отдельных сторонах жизни древних афинян. Это объясняется преимущественно состоянием наших источников, внимание которых в основном привлекал не труд, а обеспеченная жизнь состоятельных и богатых людей. Однако по мере возможности мы старались критически отнестись и к научному материалу, и к имеющейся по данным вопросам литературе.

Учитель сможет использовать материал книги как на уроке, так и во внеклассной или внешкольной работе.

Нам кажется, что книга может привлечь внимание не только учителей и студентов исторических факультетов. В наши дни самые широкие круги советских читателей проявляют огромный интерес к истории любой страны и любого народа. А история греческого народа, уходящая в прошлое на 25 веков, безусловно, также не может его не интересовать. Каждый год все новые и новые материалы дают возможность открывать неизвестные ранее страницы истории народа, оставившего такое богатое наследие современному человечеству.

Авторы книги будут признательны читателям за все их замечания, отзывы и пожелания.

Подготовлено по изданию:

Колобова К.М., Озерецкая Е.Л.
Как жили древние греки. Л., 1959.



Rambler's Top100