Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

 

 
19

 

§ 3. Итальянская историография Возрождения

В XIV — XV вв. в Европе появляются признаки разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений. В городах Италии и Нидерландах возникает мануфактура. На капиталистический лад перестраивается и торговля. Усиление эксплуатации трудящихся масс ведет к обострению борьбы, вплоть до восстаний городских низов. Все это потребовало изменений в политическом строе итальянских государств.

Серьезным тормозом для дальнейшего развития капиталистических отношений было господство феодальных монархий и засилье идеологической опоры феодализма — католической религии и церкви. Первой страной, открывшей эпоху победоносных буржуазных революций в Европе, были Нидерланды. Итогом нидерландской революции явилось освобождение страны от испанского владычества и образование буржуазной республики. Еще большее значение имела английская революция XVII в. — первая революция европейского масштаба, провозгласившая, по словам К. Маркса, «политический строй нового европейского общества».

Изменениям, совершившимся в сфере социально-экономических и политических отношений, соответствует идеологический переворот, получивший название «Возрождение». В прямом смысле слова это возрождение преданных забвению и поруганию духовных ценностей античного общества, и прежде всего его интереса к человеку и ко всему человеческому, в противовес христианской теологии. От латинского слова humanus (человеческий) происходит понятие «гуманизм», определяющее идеологическое содержание эпохи Возрождения. Обращение к наследию античной культуры отражало потребности нарождающейся буржуазии в ее борьбе против феодальной идеологии и богословско-схоластического мировоззрения.

Значение Возрождения в жизни народов Европы можно сравнить с ролью совершавшихся одновременно вели-

   
 
20

 

ких географических открытий. Наряду с затерянными в океане островами и неведомыми материками открывались духовные и культурные ценности уже далекого греко-римского мира. Одновременно с золотом, пряностями и другими богатствами в города Европы хлынули идеи, создания великих умов древности, производившие тем большее впечатление, что на протяжении многих веков они были под запретом церкви.

Гуманизм возник в Италии, состоявшей в XIV — XV вв. из множества мелких, соперничающих между собой государств. Вмешательство в их жизнь Германской империи, наличие Папского государства препятствовали объединению страны. Интерес итальянских гуманистов к античности в значительной мере стимулировался ущемленным национальным самолюбием. В величии Рима, даже развалины которого производили впечатление, гуманисты видели прибежище от убогой политической действительности, образец для возрождения Италии. Некоторые гуманисты чувствовали себя не просто римлянами, но римскими республиканцами, и это не могло не столкнуть их с всесильной католической церковью.

Характер понимания истории и культуры античного мира определяется не только расстановкой социальных сил и задачами идеологической борьбы, но и состоянием источниковой базы. В этом, последнем плане эпоха Возрождения может быть охарактеризована как время первоначального накопления сведений об античном мире.

Поклонники античной культуры, гуманисты, направляли за рукописями античных авторов экспедиции, изобиловавшие приключениями и трудностями. Ревностным «охотником за рукописями» был известный поэт Франческо Петрарка (1304 — 1374). Ему удалось отыскать переписку Цицерона с Аттиком, показавшую римского оратора с неожиданной и не всегда привлекательной стороны, отдельные книги исторического труда Тита Ливия и другие важные тексты. Еще успешнее оказались поиски Цоджо Браччолини (1380 — 1459), организовавшего вместе с друзьями четыре экспедиции за древними манускриптами. Греки, прибывшие в Италию, и итальянские гуманисты, посещавшие Византию, привозили рукописи с текстами греческих классиков.

Заслугой гуманистов было не только извлечение латинских рукописей из монастырей и сохранение ряда греческих текстов, которые неминуемо погибли бы с па-

   
 
21

 

дением в 1453 г. Византии, но и размножение произведений античных авторов с помощью печатного станка. Это важнейшее изобретение было поставлено на службу классическому образованию. Типографии, появившиеся в Венеции, Флоренции, Болонье и других городах Италии, издавали прежде всего античных авторов, удовлетворяя свойственный эпохе интерес к античности.

Наибольшие заслуги в издании античных авторов принадлежат гуманисту Альду Мануцию (1449 — 1515). Вместе со своими друзьями и помощниками Мануций в своей типографии в Венеции издал произведения 27 античных авторов в 96 томах. Издательскую деятельность Мануция продолжали его сын и внук.

Для того чтобы издавать произведения древнегреческой и латинской литературы, нужно было обладать превосходным знанием обоих языков и филологическими способностями. Средневековые монахи, переписывавшие тексты, многого в них не понимали и совершали ошибки, которые механически повторялись другими переписчиками. Так, перед гуманистами встала задача, восстановления первоначального текста. Они выполняли ее по мере копирования рукописей и подготовки их к печати.

Живой интерес гуманистов вызывали наряду с рукописями и другие остатки античности — надписи на твердом материале, статуи, здания. Уже Петрарка и его друзья читали и списывали латинские надписи. Поджо Браччолини нашел в одном из монастырей рукописный сборник надписей, составленный еще в IX в. неизвестным монахом-путешественником, и ввел этот материал в научный оборот.

Энтузиаст классической археологии — Кириако из Анконы (1391 — 1451) начал свою деятельность тем, что снял и изучил копию надписи с триумфальной арки Траяна в своем родном городе. Затем он продолжил занятия в Риме, где, по его словам, сопоставляя надписи с литературными источниками, понял преимущества первых. В 1425 г. Кириако посетил Константинополь, чтобы изучить там греческий язык и познакомиться с произведениями Гомера и Гесиода. Между 1435 и 1447 гг. Кириако путешествовал по Греции и островам Эгейского моря, списывая встречающиеся надписи и делая зарисовки памятников.

Пионером гуманистической историографии античности был Франческо Петрарка. В сочинении «О славных

   
 
22

 

мужах» им был возрожден биографический жанр Плутарха. В жизнеописаниях двадцати одного политического деятеля — от Ромула до Цезаря и от Александра Македонского до Ганнибала — проходит история античности. В другом сочинении — «О знаменитых женщинах» Петрарка излагает 105 женских биографий, преимущественно женщин древнего мира. Прославление женщины вытекает из общего взгляда на благородство и могущество человеческой природы. Женщина — существо более слабое, чем мужчина, — заслуживает тем большей похвалы, что ей удается преодолеть свою слабость. Знаменательно, что из числа прославившихся женщин исключены христианские мученицы.

Продолжателем Петрарки в области историографии античности был сын флорентийского купца Дж. Боккаччо (1313 — 1375), первый из гуманистов, владевших кроме латинского древнегреческим языком. Более двадцати лет жизни Боккаччо отдал работе над трактатом «О генеалогиях божественных родов», обстоятельным компендием мифологических сведений.

У ранних гуманистов научная сторона (критика источников, сопоставление версий) историографии была мало развита. Лишь в XV в. появляются ученые-историки, а не просто люди, интересующиеся историей, какими были поэты Петрарка и Боккаччо. Основателем антикварного направления гуманистической историографии был Флавио Бъондо (1392 — 1463) — секретарь папской канцелярии. Бьондо принадлежит много трудов по римской археологии. Первый из них — «Восстановленный Рим» (написан в 1446 г., напечатан в 1471 г. после смерти автора) содержал изложение топографии античного Рима с добавлением рассуждении о некоторых христианских памятниках. Бьондо основывался на сообщениях древних авторов и на собственных наблюдениях над архитектурными остатками античных сооружений. В 1453 г. Бьондо закончил «Иллюстрированную Италию» — исторический и географический словарь, охватывающий 14 районов Италии, кроме крайнего Юга и Сицилии. Шестью годами позднее был написан другой труд — «Торжествующий Рим». Это первый опыт систематического изложения римских древностей — возрождение идеи, лежавшей в основе сочинения Теренция Варрона. Извлечения из трудов античных авторов распределены с указанием источников по четырем главным разделам:

   
 
23

 

древности публичные, частные, священные, военные. Критика источников у Бьондо отсутствует. У него нет никакого предпочтения свидетельствам древних авторов. Он, как и другие гуманисты, исключает из своего изложения чудеса.

В главном труде «Три декады истории от падения Римской империи» Бьондо впервые выделил V — XV века, как особый исторический период, хотя он и не знает термина «средние века». Тысячелетие от взятия Рима вестготами до 1440 г. рассматривается как эпоха упадка, а современность — как начало обновления. В объяснении исторических событий у Бьондо встречаются элементы схоластических представлений — общей причиной падения Рима он считает божью кару, но наряду с этим полагает, что гибели Римского государства способствовало «удушение» республиканских свобод Цезарем и его преемниками.

Продолжателем Флавио Бьондо был Помпоний Лет (1427 — 1497). Мечтая о возрождении Рима, он старался даже внешне выглядеть как римлянин. Приобретя на Квиринале небольшой участок земли, Лет обработал его в соответствии с предписаниями древнеримских агрономов. Виноградник Лета стал местом сборищ восторженных почитателей «второго Катона», впоследствии основателя «Римской академии». Ее члены приняли латинские имена и отмечали языческие римские праздники. После тысячелетнего перерыва была возобновлена постановка пьес Плавта. Политические устремления Академии и ее языческий дух вызвали репрессивные меры папских властей. Помпоний Лет вместе с другими активными членами был брошен в тюрьму и подвергнут пыткам. Освобожденный из заточения новым папой, он до конца жизни занимался литературной деятельностью, издал Курция Руфа, Варрона, Плиния Младшего, Саллюстия и составил комментарии ко всем произведениям Вергилия.

Родоначальником критического направления в гуманистической историографии был Лоренцо Валла (1407 — 1457), обративший внимание на противоречивость сведений античных авторов. Наиболее ярко критический анализ Лоренцо Валла проявился в разоблачении так называемого дара Константина, согласно которому светская власть была передана папам еще императором Константином в IV в. Лоренцо Валла при-

   
 
24

 

надлежит ряд теоретических положений о значении истории и ее месте в общей системе научных знаний. История для итальянского гуманиста — самая трудоемкая из наук, поскольку историк должен обладать трудолюбием, острым взглядом, умением замечать различия в сходных и сходство в различных вещах, смиренным сознанием границ своих способностей к оценкам, стремлением к правде и объективности по отношению к лицам и их действиям, умением подавлять свои собственные симпатии и интересы.

Валла обладал многими из этих качеств. Он не склоняется перед античными авторитетами: уличает Ливия в ошибках, Аристотеля — в непонимании диалектики, Евсевия — в подлоге. Уничтожающей критике подвергнута им средневековая схоластическая ученость. Валлу справедливо считают создателем нового критического метода, прямым предшественником историков-рационалистов эпохи Просвещения.

Появление гуманистической историографии не означало окончательной победы над схоластикой и средневековым мировоззрением. Некоторые из историков-гуманистов стремились примирить античный рационализм с ортодоксальной верой. Античная традиция как источник суждений о прошлом используется в их трудах наряду с Библией, трудом Орозия, письмами святого Иеронима и другими произведениями ранних отцов церкви, написанными на классической латыни.

С начала XVI в. в итальянской гуманистической историографии выделяется школа, ставящая целью извлечь из истории политические уроки. Ее основателем был Никколо Макиавелли (1469-1527). Трактат Макиавелли «Рассуждения по поводу первой декады Тита Ливия» по своей форме напоминает «Политику» Аристотеля. Факты римской истории служат гуманисту для подтверждения его мыслей о причинах возвышения и упадка государств. С его точки зрения, борьба является законом внутренней жизни каждого государства. В древнем мире это борьба между аристократией и народом. Следствием ее были наилучшее государственное устройство в Риме и его совершенные законы. Государственное устройство Рима — это смесь аристократии, монархии и демократии, в которой присутствовали все преимущества этих образцов правления без присущих им недостатков. Народные трибуны, являющиеся защитниками свободы и прав на-

   
 
25

 

рода, одновременно защищали государство и удерживали сенаторов в повиновении законам. Когда было необходимо, Рим изменял свои учреждения, придумывал средства для устранения недостатков. Так была установлена цензура для сохранения добрых нравов, доблестей, благодаря которым римляне завоевали мир. Своему возвышению Рим был обязан также мудрым правилам обращения с побежденными. Спарта, подобно Венеции, погибла потому, что закрыла доступ побежденным. Рим же усиливался потому, что делал их своими гражданами и оставался властелином. Римская республика пала в результате разлада, внесенного аграрными законами, и усиления могущества частных лиц, управлявших провинциями в течение нескольких лет.

Концепция Макиавелли — важный этап в развитии гуманистической историографии. По определению К. Маркса, Макиавелли стал рассматривать государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии. Макиавелли устанавливает причинную связь событий, не зависящую от воли индивидов. Идеи о политических отношениях в республиканских государствах, высказанные Макиавелли в «Рассуждениях по поводу декады Тита Ливия», были развиты в другой его книге — «Государь» Макиавелли ставит вопрос, какие особенности в поведении человека приводят к успеху его политической карьеры или к ее неудаче. Макиавелли был уверен, так же как и его современники, в том, что человек, обладающий сильной волей, может играть в истории решающую роль.

Гуманистическая историография в Италии решительно выступила против феодально-теологической трактовки исторического развития. Она искала объяснения истории не в воле божьей, а в самой истории, поставив вопрос о ее законах и полагая, что они определяются человеческой природой. Движущую силу исторического процесса некоторые гуманисты (Макиавелли) увидели в политической борьбе партий. Историкам-гуманистам было свойственно преувеличение роли личности в истории и непонимание действий масс, невнимание к экономической истории. Но эти недостатки, вполне объяснимые эпохой и классовой принадлежностью гуманистов, окупились новым, светским подходом к истории, враждебностью гуманистов к феодально-церковному мировоззрению, элементами рационалистической критики источников.

   

 

   

 



Rambler's Top100