|
|
15
|
§ 2. Основные особенности средневековой
историографии (до конца XIII в.)
Особенностью средневековой идеологии является господство
религиозного мировоззрения, которое пронизывало все стороны
культуры, литературы, философии и
науки. Наука, в том числе историческая наука, рассматривалась
как служанка богословия. Ее основной задачей
|
|
|
|
|
16
|
считалось не исследование подлинного хода исторического
процесса, а поставка аргументов для подтверждения
Священного писания, сочинений отцов церкви На основе
христианских доктрин была создана историко-философская концепция-всемирной
истории, которая определила
основные особенности средневековой историографии.
С точки зрения теоретических принципов эта историко-философская
схема средневековья представляла собой
полный разрыв с главными положениями античной историографии.
Бесплановости и стихийному характеру исторического процесса
средневековые теоретики противопоставляли ярко выраженный
провиденциализм. С их точки зреиия история развивается,
по плану, намеченному богом
во всех его деталях. Люди являются слепыми и покорными исполнителями
божественной воли Их деятельность
сводится лишь к тому, чтобы поддержать порядок, который
они застали. Высшая цель человеческого существования заключается
не в активной деятельности, а в
пренебрежении земной жизнью ради небесного блаженства. Земной
мир — юдоль скорби и греха, спасение возможно не через активную
деятельность, а через пассивное созерцание и аскетизм. История
с точки зрения средневековых теологов, не стоит на месте;
на земле существуют царства, они возникают и рушатся, но
их судьба не
рассматривалась как развитие, как появление нового качества.
Развитие как таковое мыслилось лишь в распространении круга
божьих избранников и самого христианского учения В принципе,
мир не развивается, поскольку в момент творения он создан
богом как совершенный. Все события появления предопределены
божественной властью в истории не может быть никаких законов;
в любой момент бог может коренным
образом изменить существующий порядок с помощью
чуда
Для средневековых историков история человечества
начиналась с сотворения богом мира и человека и рассматривалась
как процесс постепенного искупления первородного греха сначала
группой избранников, круг которых постепенно расширялся
и, наконец, достиг своего
завершения в мировой религии христианства. На этом
фоне излагались наиболее крупные исторические события, главным
образом войны и действия отдельных царей
по отношению к религиозным установлениям. Процесс
|
|
|
|
|
17
|
исторического-развития был расчленен на четыре великие
монархии, которые сменяли друг друга египетскую,
ассиро-вавилонскую, мидо-персидскую и греко-римскую
Особенностью средневековой историографии был интерес
к всемирной истории, проходящей стадии всемирных монархии,
как единому процессу, то время как характерной чертой античной
историографии был преимущественный интерес к истории отдельных
полисов. Рассматривая ход мировой истории как постепенное
расширение
христианского учения и приближение царства божия,
средневековые теоретики до известной степени преодолели
конечный пессимизм, столь характерный для античных историков.
Описание упадка и вырождения земных
царств, находящихся во власти Антихриста, рассматривалось
как благодетельная подготовка совершенного тысячелетнего
царства, или вечною небесного Иерусалима
На формирование средневековой историко-философской схемы
оказали большое влияние произведения «христианского Геродота»
Евсевия Кесарийского (260 — 340)
и особенно епископа гиппонского Аврелия Августина
(554 — 430), разработавшего основные положения указанной схемы,
которую средневековые хронисты лишь дополняли. Поскольку
история рассматривалась как служанка богословия и ее задача
состояла не в том, чтобы
исследовать реальную действительность, а поставлять
аргументы для подтверждения библейско-христианской
схемы, то, естественно, не могло быть и речи об историческом
исследовании и исторической критике как таковой Средневековые
хронисты от нее практически отказались, предав забвению
достижения античной историографии Для подтверждения тех
или иных положений
средневековый хронист подбирал все факты, включая самые
фантастические, а противоположные факты просто
отбрасывал Своего рода приемом работы были фальсификация
и вымысел исторических фактов, прибегали и к
произвольным вставкам в текст античных авторов, особенно
в сведения о жизни Иисуса Христа и жизни ранних христиан
Сильнейшее влияние на технику исторического исследования
оказывала Библия с ее неопределенным повествованием и морализированием
Интерес к
точной констатации фактов был минимальным, о проверке фактического
материала особенно не заботились.
Средневековые хронисты для описания конкретных со-
|
|
|
|
|
18
|
бытий античной истории пользовались произведениями
античных писателей, их изучали, им даже подражали, но,
заимствовали, как правило, лишь внешние стороны повествования:
риторический стиль и драматизацию действия. Наиболее популярными
произведениями античных
писателей были второсортные произведения римских историков
типа авторов биографий Августов, бревиарии Евтропия, сочинения
Орозия, биографии Светония; у весьма популярного Ливия заимствовали
его риторический стиль.
В Византии традиции античной культуры и историографии были
значительно сильнее, чем в Западной Европе, и византийская
историческая мысль имеет ряд сходных черт с античной историографией,
что обусловило в
целом более высокий уровень исторической мысли в византийском
обществе. Византийские писатели интересовались произведениями
античных, особенно греческих,
писателей, составляли сборники античных авторов (например,
знаменитая библиотека патриарха Фотия —
JX в., — содержащая описание 280 сочинении античных
авторов с подробными выдержками из подлинников). По
распоряжению императора Константина Багрянородного был составлен
сборник из трудов античных авторов,
в том числе Полибия, Диодора, Кассия Диона. Можно
назвать и историческую хронику Георгия Синкелла,
Очерк всемирной истории монарха Зонары (XII в.). В сочинении
Ксифилина (IX в.) дан пересказ античной традиции в более
подробном изложении, чем в средневековых хрониках Западной
Европы.
В целом можно говорить о глубоком изменении средневековой
историографии по сравнению с античной; она
характеризуется разрывом с основными принципами античной
исторической мысли: была создана другая господствующая историко-философская
схема, приобрела
иной характер методика исторического исследования изменился
круг изучаемых проблем. Можно говорить об
известном понижении уровня исторических исследований, но
вместе с тем следует отметить, что средневековая
историография не была «провалом» в развитии исторической
мысли. В средневековых монастырях сохранялись
многочисленные рукописи античных авторов, продолжали активно
изучать римское право, латинский язык стал
языком образованных людей средневековья, наконец,
в самой историко-философской концепции средневеко-
|
|
|
|
|
19
|
вых хронистов были заложены, хотя и в мистической форме,
плодотворные идеи-единства всемирно-исторического
процесса и преодолен до известной степени конечный пессимизм
античных историков.
|
|
|
|
|
|