Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

 

 
40

 

§ 3. Французская просветительская историография

Появление различных методов исторического исследования обогащало развитие просветительской историографии, давало в руки историков различные виды исследовательской методики, на основе которых создавались известные произведения этого времени. Наиболее выдающимися представителями исторической мысли, обогатившими историографию своими исследованиями, были Дж. Вико в Италии, Ш. Монтескье и Вольтер во Франции, Эд. Гиббон и А. Диксон в Англии, Винкельман, Лессинг и Гердер в Германии.

Джанбаттиста Вико, профессор университета в Неаполе, был не только оригинальным мыслителем, развивавшим теорию органического развития человеческого общества, но и выдающимся историком, исследователем многих конкретных исторических сюжетов. Глубокий анализ гомеровских поэм привел его к важнейшим заключениям. Вико отрицал историчность Гомера, считал, что «Илиада» и «Одиссея» написаны разными авторами

   
 
41

 

и отделены по времени друг от друга минимум сотней лет; он выступил против идеализации греческого общества гомеровской эпохи, подчеркивая его варварский уровень. Время составления гомеровских поэм Вико определял исходя из экономического и культурного уровня изображенного в поэмах общества и относил его к VIII в. до н. э. Вико принадлежит глубокое понимание раннереспубликанской эпохи в Риме, в частности борьбы патрициев и плебеев, которую он трактует как сословную борьбу, подчеркивая ее историческое значение. Он считал, что плебеи на первых порах стояли вне гражданского коллектива, и возводил происхождение плебеев к институту клиентелы.

Вико рассматривал как один из решающих этапов в развитии раннеримской истории реформаторскую деятельность Сервия Туллия и время правления децемвиров. Он подчеркивал большое значение аграрных отношений и борьбы за землю в Древнем Риме, рассматривал государство как средство защиты господствующей формы собственности. В анализе внутренней жизни римлян он отводит важную роль социальной борьбе.

Шарлю Монтескье принадлежат небольшой трактат «Рассуждение о причинах величия и упадка римлян» (1734) и его главное исследование «Дух законов» (1748). В своих социологических построениях Монтескье опирается на хорошее знание сочинений Платона, Ксенофонта, Аристотеля, Полибия, Плутарха, Тита Ливия, Тацита, Цицерона. Основной трактат Монтескье написан в значительной степени в подражание «Политике» Аристотеля. Однако для нас представляет интерес более ранний трактат, поскольку Монтескье выступает в нем как историк-исследователь. Он оперирует конкретным и довольно обширным материалом источников, к тому же он не лишен критического чутья, во всяком случае видит идеализацию римской традиции у Ливия, искажения у Светония и Тацита, приводит сравнительный материал из разных авторов. Его знание источников и исследовательская техника не уступают лучшим образцам современной ему историографии.

Используя обширную источниковую базу, Монтескье развивает собственную оригинальную концепцию движения римской истории, решающее влияние на которую, по его мнению, оказало своеобразное природное окружение. Характер войн и военной организации римлян Монте-

   
 
42

 

скье объясняет особенностями их социального и политического устройства. В частности, победу Рима над Карфагеном он приписывает наличию крепкого и многочисленного сословия мелких земельных собственников, сражающихся за свою родину. Монтескье стал одним из первых изучать факты экономической истории греков и римлян, в частности придавал особое значение развитию торговли. В основе римского величия лежали гражданские добродетели римлян, способность жертвовать личными интересами для общества, любовь к отечеству. Роль богатства, успешные завоевания, неравенство в распределении земельной собственности привели к порче нравов и общей деградации римлян.

Франсуа Вольтер (1694 — 1778) не оставил специального труда ло истории античности, тем не менее он был великолепным знатоком античной культуры и истории, прекрасно знал произведения древних авторов. Исторические работы Вольтера способствовали расширению проблематики исторического исследования, рассматривали человеческое общество как развитие цивилизации, всего комплекса культуры, включая его политические, экономические институты, социальные противоречия. «Шлюз канала, соединяющего два моря, картина Пуссена, прекрасная трагедия, вновь открытая истина, полезное изобретение — все эти вещи в тысячу раз более драгоценны, чем все придворные летописи и походные реляции», — говорил Вольтер

Вольтер придерживался весьма критического отношения к источникам и дал образцы тщательной критики древних авторов. Он отвергает все мифы и легенды, неправдоподобные рассказы у Геродота и Тита Ливия, скептически относится к данным Светония и Тацита как произведениям публицистического характера. Вместе с тем он призывает к проверке даже правдоподобных, внешне достоверных фактов данными других источников В отличие от Монтескье, который идеализировал римлян ранней республики, Вольтер дает уничтожающую критику древнеримских нравов как нравов воров и разбойников. Он признает огромную культурную миссию Римского государства. Прослеживая его судьбы, он считает причинами его гибели не вырождение нравов, а политические и религиозные раздоры. С точки зрения Вольтера в судьбах римской цивилизации отрицательную роль сыграла христианская церковь. Перу Вольтера при-

   
 
43

 

надлежат исследования о возникновении христианской литературы, в частности канонических Евангелий. Интересные соображения высказывает он относительно проблемы так называемого великого переселения народов в эпоху Поздней Римской империи.

Примером клерикальной историографии в области античности, обоснования концепции Боссюэ служат работы аббата Тиллемона (1637 — 1698) — 6-томная «История императоров и других принцев, которые правили в течение первых шести веков христианства» (1690 — 1738) и 16-томная «История церкви первых шести столетий» (1693 — 1712). Тиллемон был большим знатоком древних авторов, и его труды подставляют собой наиболее полную сводку фактического материала о римских императорах, и их внешней и внутренней политике. Тиллемон следует наивной технике работы с источниками, практически не подвергая их исторической критике. Его труд — это, по существу, огромная компиляция, составленная из выписок древних авторов по тем или иным вопросам без особой критики источников и сопоставления противоречивых версий. Для Тиллемона римская история — вcero-навсего история императоров, а основной критерий их исторической значимости — их отношение к христианству; ,в зависимости от этого он делит императоров на добрых и злых.

Популярность приобрела 16-томная «Римская история от основания города до битвы при Акциуме» (1739 — 1749) Шарля Роллена. В ней дано изложение внутренней и внешней римской истории царского и республиканского, времени с полным доверием к римской легендарной традиции. Вместе с трудом Кревье «История о римских императорах с Августа до Константина» в 4-х томах (1767 — 1769) работа Роллена была переведена В. Тредиаковским на русский язык.

   

 

   

 



Rambler's Top100