|
|
43
|
§ 4. Историография Просвещения в других
странах
Одним из самых выдающихся историков XVIII в. был
английский ученый Эдуард Гиббон (1737 — 1794). Получив прекрасное
классическое образование в Оксфорде,
он долгое время путешествовал по Европе, много лет жил
в Швейцарии. Большое влияние на формирование его
исторических взглядов оказали встречи с Вольтером. Че-
|
|
|
|
|
44
|
ловек передовых взглядов. Гиббон довольно скептически
относился к религии. Славу Гиббону создал его 7-томный
труд «История упадка и разрушения Римской империи».
Он начинает свое изложение с правления Марка Аврелия
и доводит до падения Константинополя в 1453 г. Труд
Гиббона отражал в конкретном историческом исследовании влияние
просветительских социологических идей,
особенно Вольтера. Гиббон реализует представление
Вольтера об историческом процессе как развитии цивилизации,
т. е. не только политической истории, но и
других сторон человеческого общества — экономики,
земледелия, торговли, законов, культуры, военной организации.
Особенностью труда Гиббона является использование всех доступных
источников, широкое привлечение многочисленных антикварных
исследований, например комментарии Годфруа к кодексу Феодосия,
специальных диссертаций. В отличие от Вольтера с его
скептическим подходом к источникам Гиббон придерживался
умеренно критического отношения к данным
античных авторов.
Рассматривая создание огромного Римского государства как
счастливую пору в истории Средиземноморья,
Гиббон излагает историю непрерывного упадка римской
цивилизации после смерти Марка Аврелия и до взятия
Константинополя турками. История Византии для Гиббона — прямое
продолжение разрушающейся Римской
империи. Труд Гиббона, представляющий реализацию
передовых просветительских идей, глубокого знания источников
и их профессиональной обработки, написанный
хорошим стилем, был выдающимся произведением историографии
XVIII в., приобрел большую популярность,
был переведен на многие европейские языки.
Заметным явлением в английской историографии
античности была публикация 2-томной монографии
Адама Диксона «О древнем земледелии» (1764 — 1772).
Знаток сельского хозяйства Шотландии и ряда европейских
стран, Диксон обратился к изучению римских агрономических
писателей. Скрупулезное исследование их
сведений позволило ему создать выдающееся произведение,
первое монографическое исследование в области
сельского хозяйства древних в Западной Европе. Самым
обстоятельным образом изучены многие технические стороны
римского земледелия, сведения о рабочей силе, подчеркивается
значение аграрного законодательства в исто-
|
|
|
|
|
45
|
рии Рима. Хотя монография принадлежит перу специалиста-агронома,
Диксон вместе с тем развивает известную концепцию аграрного
и исторического развития Рима в духе Монтескье, что делает
его работу прежде всего историко-экономическим исследованием.
Идеи Просвещения проникали и в Германию, раздробленную
на множество небольших государств, управляемых капризными
и властолюбивыми князьями. Мелкое и жестокое самодержавие
князей, господство консервативного протестантизма, экономическая
слабость немецкого бюргерства и его ничтожная социальная
роль —
все это рождало чувство глубокой неудовлетворенности
у представителей передовой немецкой интеллигенции. Не
имея достаточных сил для активного протеста против
засилья князей и церкви, представители рождающейся
немецкой буржуазии выражали его в идеологической
сфере, особенно в вопросах культуры, эстетики и философии.
И во всех этих вопросах самое широкое поле деятельности
для немецких просветителей открывалось в
мире древних греков и римлян. Противопоставляя жалкую действительность
тогдашней Германии античному
миру, они видели в нем осуществление своего идеала
свободы, гармонии и гуманности. Идеализация античности была
своеобразным протестом против реакции, деспотизма, господства
церковного мракобесия. Выдающимися представителями немецкого
Просвещения, сыгравшими большую роль в развитии немецкой
историографии
античности, были И. Винкельман, Г.Лессинг и Г. Гердер.
Делом всей жизни И. Винкельмана (1717 — 1768) стала разработка
капитального труда по истории и философии античного искусства.
B 1754 г. он опубликовал работу «Мысли подражании, греческим
произведениям в живописи и скульптуре», в которой выдвинул
положение об абсолютном художественном вкусе греков и о
прямом подражании им как необходимом условии всякого художественного
творчества. В 1764 г. вышел его главный труд «История искусства
древности», принесший европейскую славу его автору. Здесь
Винкельман реализует основные положения своего раннего труда
на огромном фактическом материале. Анализируя произведения
египетского, этрусского и римского искусства, он выдвигает
на первое место по своему художественному совершенству именно
греческое искусство. Отталкиваясь от идей Монтескье, он
объясняет особенности греческого гения
|
|
|
|
|
46
|
влиянием природных условий и характером политической
организации древних греков, в частности наличием гражданской
свободы, спокойной уверенностью в себе, любовью к общественному
благу и гуманным отношением
к человеческой личности, т. е. теми качествами, которых
не было в германской действительности его времени.
Опираясь на такое истолкование сущности греческого
искусства, Винкельман перестал видеть в нем бесформенное
собрание прекрасных раритетов и дал первую
историю искусства, т. е. определил его зарождение, эволюцию
и упадок, выделил отдельные этапы, увязав их
с изменениями в политической жизни древних греков.
С труда Винкельмана началась научная история античного искусства,
а его самого с полным правом можно
назвать отцом научной истории искусства.
Один из крупнейших деятелей немецкого Просвещения Готгольд
Допинг (1729 — 1781) на примерах античной культуры и эстетики
разрабатывал актуальные проблемы развития немецкой литературы
и искусства. В одном из своих главных произведений «Лаокоон,
или о границах поэзии и живописи» (1765) он дает глубокую
интерпретацию основ античной культуры и эстетики, полемизируя
с главными выводами Винкельмана. Его идеал не стоически
спокойная личность, а активно действующий человек, воплощающий
в себе героическое начало, борющийся за свободу. Для Лессинга
греки были создателями такого идеала, а конкретным воплощением
его — вождь италийских рабов Спартак, о деятельности которого
он хотел написать трагедию.
Другой заслугой Лессинга явилось исследование некоторых
проблем раннего христианства и раннехристианской литературы,
в частности Евангелий. С его точки зрения, Евангелия — не
первые христианские произведения, а результат длительной
литературной обработки. Они возникли из устных рассказов
об Иисусе, были записаны сначала в кратком виде на древнееврейском
языке и лишь потом были развернуты в несколько сочинений
на греческом языке. Лессинг развивал смелую концепцию возникновения
христианства в силу целого ряда причин политического и культурного
порядка: трансформации древнееврейской религии, развития
античной философии, крушения старых политических систем
под влиянием римского завоевания.
Если Винкельман разработал основы истории искус-
|
|
|
|
|
47
|
ства, а Лессинг создал глубокую концепцию всего феномена
античной культуры, то третий выдающийся представитель немецкого
Просвещения — Готфрид Гердер
(1744 — 1803) как бы подытожил достижения в области
изучения античного искусства и культуры, предложив
оригинальную концепцию всемирной философии, в том
числе и античной истории. В его труде «Идеи философии по
истории человечества», изданном в 1784 — 1791 гг..
дана самая глубокая для XVIII в. разработка принципа
историзма, всеобщего прогресса природы и человечества,
Гердер понимает историзм как сложное и богатое учение, освещающее
многие внутренние и внешние стороны
развития человеческого общества. Он преодолевает
ограниченный характер географического детерминизма
Монтескье, случайность факторов развития у Кондорсе. Исходя
из более глубокого понимания историзма,
Гердер видел наивность идеализации античности, столь
яркой у Винкельмана. Далекое прошлое для Гердера
пусть даже и прекрасно, но суть пройденный и неповторимый
этап развития.
В его общей концепции развития человечества занимает заметное
место характеристика античного общества. Он прослеживает
связь греческой культуры и искусства с культурой восточных
народов, чего не хотел видеть
Винкельман. Гердер дает периодизацию древнегреческой
и древнеримской истории от их истоков через расцвет к
разложению. Важные движущие силы античных обществ
он видит в расширении материальных интересов, в борьбе между
сословиями (например, патрициев и плебеев),
в распространении рабства.
Основным центром изучения античной истории и культуры в
XVII и в начале XVIII в. в России была Славяно-греко-латинская
академия, основанная в Москве в 1668г.,
которая давала подготовку в области древних языков.
После основания Академии наук в Петербурге в 1725 г.
была учреждена кафедра древней истории, на которой
в течение всего XVIII и XIX вв. проходило изучение истории,
классической филологии и археологии. После открытия в 1755
г. Московского университета и там была
образована кафедра древней истории, ставшая другим
важнейшим центром по изучению античности в России.
В XVIII в. изучение античной истории и культуры
проходило в двух направлениях: культурно-филологическом,
проявлявшемся в преподавании древних языков,
|
|
|
|
|
48
|
переводах произведений древних авторов на русский
язык, чему активно способствовал Петр I (были переведены
сочинения Геродота, Диодора, Иосифа Флавия,
Дацита, Светония, Цицерона, Сенеки, Саллюстия, Геродиана,
многих поэтов и др.), и историко-философском, которое заключалось
в теоретическом осмыслении роли
древней истории в ходе мирового исторического процесса (историко-философские
концепции Ломоносова и особенно великого русского просветителя
Радищева). Русская историческая наука XVIII в. развивалась
под влиянием достижений европейской общественной мысли,
особенно французских просветителей. Переводы капитальных
трудов Роллена и Кревье познакомили русских
читателей с событиями всей древней истории (включая
древневосточную, греческую и римскую) в наиболее полном
изложении и сыграли немалую роль в распространении знаний
об античной истории в России.
Наиболее крупными знатоками античной истории и
культуры в XVIII в. были Г. Байер, В. К. Тредиаковский,
М. В. Ломоносов и А. Н. Радищев.
Г. Байер (1664 — 1738), приглашенный во вновь основанную
Академию наук из Германии, был крупным ученым в области
древней истории, одним из сторонников
начинающего входить тогда в Европе в моду критического направления,
хотя и без его крайностей. Оказавшись
в России, Байер развернул активную исследовательскую
деятельность в области древней истории, причем излюбленными
темами его работ стали те проблемы древней
истории, которые имели отношение к древнейшим периодам истории
народов, впоследствии вошедших в состав
России. Ему принадлежат многочисленные работы по
истории расселения скифских племен и их взаимоотношений
с греческими городами Северного Причерноморья,
по многим вопросам исторической географии, этнографии и
хронологии античной истории. Им опубликованы
две солидные монографии по таким редким проблемам в
науке, как «История Эдессы» и «История греко-бактрийского
царства», ряд статей об Ахейском союзе. Занимался он также
историей Кавказа и Ближнего Востока. Байер в определенной
степени наметил круг тем и проблем,
которые в последующее время стали излюбленными в
русской науке.
Воспитанник Славяно-греко-латинской академии,
В. К. Тредиаковский (1703 — 1769) закончил образование
|
|
|
|
|
49
|
в Париже. Он был большим знатоком античной литературы и
культуры, много переводил греческих и латинских авторов
(басни Эзопа, сочинения Сенеки, комедии Теренция и др.);
ему принадлежит перевод многотомных историй Роллена и Кревье.
Тредиаковский занимался исследованием происхождения античной
комедии, отстаивал достоверность традиции о раннем Риме,
выступая
против скептицизма Луи де Бофора.
Великолепным знатоком древних авторов и античной
культуры был великий русский ученый-энциклопедист
М. В. Ломоносов (1711 — 1765). После окончания Славяно-греко-латинской
академии, он едет заканчивать образование в Германию, где
знакомится с достижениями европейской науки своего времени.
И хотя Ломоносов не
оставил специальных трудов по античной истории, он
широко использовал свои обширные знания в этой области при
разработке древнейшей истории России. Отдельные замечания,
рассыпанные в его трудах, показывают,
что Ломоносов имел оригинальную концепцию античной,
особенно римской, истории. Глубокое знание античной
литературы и поэзии Ломоносов применял для разработки многих
проблем русского языка, литературы, системы стихосложения.
Большим достижением русской общественной мысли стала историко-философская
концепция великого русского просветителя-революционера А.
Н. Радищева (1749 — 1802). Последователь радикальных французских
просветителей, Радищев под влиянием исторических условий
русской действительности усилил демократическую струю в
просветительстве и стал первым русским революционером, глашатаем
крестьянской революции, направленной против крепостного
права, самодержавия и угнетения.
Радищев, как всякий образованный человек своего
времени, имел хорошую подготовку в области античной
истории, был тонким знатоком и большим почитателем
античной культуры. Он любил и высоко ценил Гомера,
Лукреция, Вергилия. Еще в 1773 г. 24-летний Радищев
перевел на русский язык «Размышления о греческой истории»
Г. Мабли. В конце своей жизни он написал специальное историческое
сочинение «Песнь историческая»,
где дал в эскизном изложении основные события древневосточной,
греческой и римской истории до конца II в.
н. э. (работа оказалась неоконченной). В этой работе,
|
|
|
|
|
50
|
написанной под влиянием французских просветителей и
собственных размышлений, Радищев предлагает глубоко
оригинальную концепцию хода всемирной истории, которая отлична
от многих фундаментальных идей просветителей. Им было предложено
истолкование хода всемирной истории с демократических позиций,
и особое значение придавалось состояниям (периодам) равенства
и
независимости, которые циклично, по его мнению, сменяются
периодами рабства и деспотизма. Радищев понимал тесную зависимость
между общественным развитием и экономическим прогрессом,
роль социальных противоречий, и в этом проявляется глубина
его исторических
взглядов, но он стоял на пессимистической точке зрения,
считая, что успехи экономического и культурного развития
ведут к общему упадку народного благосостояния,
порождают деспотизм и эксплуатацию.
* * *
В общем процессе развития историографии период
просветительской историографии занимает важное место. В
это время произошел окончательный разрыв с библейско-христианской
концепцией исторического развития, была создана новая, чисто
светская теория общественного развития, выявлены реальные
движущие силы,
созданы основы буржуазной теории прогресса, сложилось представление
о человеческом обществе как сложном комплексе, который впоследствии
стали обозначать
термином «цивилизация».
Вместе с тем в просветительской историографии проявились
и негативные черты: недооценка роли источников и апелляция
к социологическим построениям, механицизм общих концепций,
известная публицистичность
их построений, которые мешали объективному исследованию
подлинного хода истории. Напротив, представители эрудитской
историографии делали акценты на скрупулезное исследование
источников и конкретных проблем, но, как правило, эти исследования
носили антикварный характер. Синтез просветительской широты
мысли
и исследования конкретного материала эрудитов дали
такие выдающиеся труды XVIII в., как «История упадка и разрушения
Римской империи» Эд. Гиббона и «Всеобщая история искусства»
Н. Винкельмана. Именно в
этом сочетании намечалась магистральная линия развития мировой
историографии.
|
|
|
|
|
|