Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

 

 
43

 

§ 4. Историография Просвещения в других странах

Одним из самых выдающихся историков XVIII в. был английский ученый Эдуард Гиббон (1737 — 1794). Получив прекрасное классическое образование в Оксфорде, он долгое время путешествовал по Европе, много лет жил в Швейцарии. Большое влияние на формирование его исторических взглядов оказали встречи с Вольтером. Че-

   
 
44

 

ловек передовых взглядов. Гиббон довольно скептически относился к религии. Славу Гиббону создал его 7-томный труд «История упадка и разрушения Римской империи». Он начинает свое изложение с правления Марка Аврелия и доводит до падения Константинополя в 1453 г. Труд Гиббона отражал в конкретном историческом исследовании влияние просветительских социологических идей, особенно Вольтера. Гиббон реализует представление Вольтера об историческом процессе как развитии цивилизации, т. е. не только политической истории, но и других сторон человеческого общества — экономики, земледелия, торговли, законов, культуры, военной организации. Особенностью труда Гиббона является использование всех доступных источников, широкое привлечение многочисленных антикварных исследований, например комментарии Годфруа к кодексу Феодосия, специальных диссертаций. В отличие от Вольтера с его скептическим подходом к источникам Гиббон придерживался умеренно критического отношения к данным античных авторов.

Рассматривая создание огромного Римского государства как счастливую пору в истории Средиземноморья, Гиббон излагает историю непрерывного упадка римской цивилизации после смерти Марка Аврелия и до взятия Константинополя турками. История Византии для Гиббона — прямое продолжение разрушающейся Римской империи. Труд Гиббона, представляющий реализацию передовых просветительских идей, глубокого знания источников и их профессиональной обработки, написанный хорошим стилем, был выдающимся произведением историографии XVIII в., приобрел большую популярность, был переведен на многие европейские языки.

Заметным явлением в английской историографии античности была публикация 2-томной монографии Адама Диксона «О древнем земледелии» (1764 — 1772). Знаток сельского хозяйства Шотландии и ряда европейских стран, Диксон обратился к изучению римских агрономических писателей. Скрупулезное исследование их сведений позволило ему создать выдающееся произведение, первое монографическое исследование в области сельского хозяйства древних в Западной Европе. Самым обстоятельным образом изучены многие технические стороны римского земледелия, сведения о рабочей силе, подчеркивается значение аграрного законодательства в исто-

   
 
45

 

рии Рима. Хотя монография принадлежит перу специалиста-агронома, Диксон вместе с тем развивает известную концепцию аграрного и исторического развития Рима в духе Монтескье, что делает его работу прежде всего историко-экономическим исследованием.

Идеи Просвещения проникали и в Германию, раздробленную на множество небольших государств, управляемых капризными и властолюбивыми князьями. Мелкое и жестокое самодержавие князей, господство консервативного протестантизма, экономическая слабость немецкого бюргерства и его ничтожная социальная роль — все это рождало чувство глубокой неудовлетворенности у представителей передовой немецкой интеллигенции. Не имея достаточных сил для активного протеста против засилья князей и церкви, представители рождающейся немецкой буржуазии выражали его в идеологической сфере, особенно в вопросах культуры, эстетики и философии. И во всех этих вопросах самое широкое поле деятельности для немецких просветителей открывалось в мире древних греков и римлян. Противопоставляя жалкую действительность тогдашней Германии античному миру, они видели в нем осуществление своего идеала свободы, гармонии и гуманности. Идеализация античности была своеобразным протестом против реакции, деспотизма, господства церковного мракобесия. Выдающимися представителями немецкого Просвещения, сыгравшими большую роль в развитии немецкой историографии античности, были И. Винкельман, Г.Лессинг и Г. Гердер.

Делом всей жизни И. Винкельмана (1717 — 1768) стала разработка капитального труда по истории и философии античного искусства. B 1754 г. он опубликовал работу «Мысли подражании, греческим произведениям в живописи и скульптуре», в которой выдвинул положение об абсолютном художественном вкусе греков и о прямом подражании им как необходимом условии всякого художественного творчества. В 1764 г. вышел его главный труд «История искусства древности», принесший европейскую славу его автору. Здесь Винкельман реализует основные положения своего раннего труда на огромном фактическом материале. Анализируя произведения египетского, этрусского и римского искусства, он выдвигает на первое место по своему художественному совершенству именно греческое искусство. Отталкиваясь от идей Монтескье, он объясняет особенности греческого гения

   
 
46

 

влиянием природных условий и характером политической организации древних греков, в частности наличием гражданской свободы, спокойной уверенностью в себе, любовью к общественному благу и гуманным отношением к человеческой личности, т. е. теми качествами, которых не было в германской действительности его времени.

Опираясь на такое истолкование сущности греческого искусства, Винкельман перестал видеть в нем бесформенное собрание прекрасных раритетов и дал первую историю искусства, т. е. определил его зарождение, эволюцию и упадок, выделил отдельные этапы, увязав их с изменениями в политической жизни древних греков. С труда Винкельмана началась научная история античного искусства, а его самого с полным правом можно назвать отцом научной истории искусства.

Один из крупнейших деятелей немецкого Просвещения Готгольд Допинг (1729 — 1781) на примерах античной культуры и эстетики разрабатывал актуальные проблемы развития немецкой литературы и искусства. В одном из своих главных произведений «Лаокоон, или о границах поэзии и живописи» (1765) он дает глубокую интерпретацию основ античной культуры и эстетики, полемизируя с главными выводами Винкельмана. Его идеал не стоически спокойная личность, а активно действующий человек, воплощающий в себе героическое начало, борющийся за свободу. Для Лессинга греки были создателями такого идеала, а конкретным воплощением его — вождь италийских рабов Спартак, о деятельности которого он хотел написать трагедию.

Другой заслугой Лессинга явилось исследование некоторых проблем раннего христианства и раннехристианской литературы, в частности Евангелий. С его точки зрения, Евангелия — не первые христианские произведения, а результат длительной литературной обработки. Они возникли из устных рассказов об Иисусе, были записаны сначала в кратком виде на древнееврейском языке и лишь потом были развернуты в несколько сочинений на греческом языке. Лессинг развивал смелую концепцию возникновения христианства в силу целого ряда причин политического и культурного порядка: трансформации древнееврейской религии, развития античной философии, крушения старых политических систем под влиянием римского завоевания.

Если Винкельман разработал основы истории искус-

   
 
47

 

ства, а Лессинг создал глубокую концепцию всего феномена античной культуры, то третий выдающийся представитель немецкого Просвещения — Готфрид Гердер (1744 — 1803) как бы подытожил достижения в области изучения античного искусства и культуры, предложив оригинальную концепцию всемирной философии, в том числе и античной истории. В его труде «Идеи философии по истории человечества», изданном в 1784 — 1791 гг.. дана самая глубокая для XVIII в. разработка принципа историзма, всеобщего прогресса природы и человечества, Гердер понимает историзм как сложное и богатое учение, освещающее многие внутренние и внешние стороны развития человеческого общества. Он преодолевает ограниченный характер географического детерминизма Монтескье, случайность факторов развития у Кондорсе. Исходя из более глубокого понимания историзма, Гердер видел наивность идеализации античности, столь яркой у Винкельмана. Далекое прошлое для Гердера пусть даже и прекрасно, но суть пройденный и неповторимый этап развития.

В его общей концепции развития человечества занимает заметное место характеристика античного общества. Он прослеживает связь греческой культуры и искусства с культурой восточных народов, чего не хотел видеть Винкельман. Гердер дает периодизацию древнегреческой и древнеримской истории от их истоков через расцвет к разложению. Важные движущие силы античных обществ он видит в расширении материальных интересов, в борьбе между сословиями (например, патрициев и плебеев), в распространении рабства.

Основным центром изучения античной истории и культуры в XVII и в начале XVIII в. в России была Славяно-греко-латинская академия, основанная в Москве в 1668г., которая давала подготовку в области древних языков. После основания Академии наук в Петербурге в 1725 г. была учреждена кафедра древней истории, на которой в течение всего XVIII и XIX вв. проходило изучение истории, классической филологии и археологии. После открытия в 1755 г. Московского университета и там была образована кафедра древней истории, ставшая другим важнейшим центром по изучению античности в России.

В XVIII в. изучение античной истории и культуры проходило в двух направлениях: культурно-филологическом, проявлявшемся в преподавании древних языков,

   
 
48

 

переводах произведений древних авторов на русский язык, чему активно способствовал Петр I (были переведены сочинения Геродота, Диодора, Иосифа Флавия, Дацита, Светония, Цицерона, Сенеки, Саллюстия, Геродиана, многих поэтов и др.), и историко-философском, которое заключалось в теоретическом осмыслении роли древней истории в ходе мирового исторического процесса (историко-философские концепции Ломоносова и особенно великого русского просветителя Радищева). Русская историческая наука XVIII в. развивалась под влиянием достижений европейской общественной мысли, особенно французских просветителей. Переводы капитальных трудов Роллена и Кревье познакомили русских читателей с событиями всей древней истории (включая древневосточную, греческую и римскую) в наиболее полном изложении и сыграли немалую роль в распространении знаний об античной истории в России.

Наиболее крупными знатоками античной истории и культуры в XVIII в. были Г. Байер, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов и А. Н. Радищев.

Г. Байер (1664 — 1738), приглашенный во вновь основанную Академию наук из Германии, был крупным ученым в области древней истории, одним из сторонников начинающего входить тогда в Европе в моду критического направления, хотя и без его крайностей. Оказавшись в России, Байер развернул активную исследовательскую деятельность в области древней истории, причем излюбленными темами его работ стали те проблемы древней истории, которые имели отношение к древнейшим периодам истории народов, впоследствии вошедших в состав России. Ему принадлежат многочисленные работы по истории расселения скифских племен и их взаимоотношений с греческими городами Северного Причерноморья, по многим вопросам исторической географии, этнографии и хронологии античной истории. Им опубликованы две солидные монографии по таким редким проблемам в науке, как «История Эдессы» и «История греко-бактрийского царства», ряд статей об Ахейском союзе. Занимался он также историей Кавказа и Ближнего Востока. Байер в определенной степени наметил круг тем и проблем, которые в последующее время стали излюбленными в русской науке.

Воспитанник Славяно-греко-латинской академии, В. К. Тредиаковский (1703 — 1769) закончил образование

   
 
49

 

в Париже. Он был большим знатоком античной литературы и культуры, много переводил греческих и латинских авторов (басни Эзопа, сочинения Сенеки, комедии Теренция и др.); ему принадлежит перевод многотомных историй Роллена и Кревье. Тредиаковский занимался исследованием происхождения античной комедии, отстаивал достоверность традиции о раннем Риме, выступая против скептицизма Луи де Бофора.

Великолепным знатоком древних авторов и античной культуры был великий русский ученый-энциклопедист М. В. Ломоносов (1711 — 1765). После окончания Славяно-греко-латинской академии, он едет заканчивать образование в Германию, где знакомится с достижениями европейской науки своего времени. И хотя Ломоносов не оставил специальных трудов по античной истории, он широко использовал свои обширные знания в этой области при разработке древнейшей истории России. Отдельные замечания, рассыпанные в его трудах, показывают, что Ломоносов имел оригинальную концепцию античной, особенно римской, истории. Глубокое знание античной литературы и поэзии Ломоносов применял для разработки многих проблем русского языка, литературы, системы стихосложения.

Большим достижением русской общественной мысли стала историко-философская концепция великого русского просветителя-революционера А. Н. Радищева (1749 — 1802). Последователь радикальных французских просветителей, Радищев под влиянием исторических условий русской действительности усилил демократическую струю в просветительстве и стал первым русским революционером, глашатаем крестьянской революции, направленной против крепостного права, самодержавия и угнетения.

Радищев, как всякий образованный человек своего времени, имел хорошую подготовку в области античной истории, был тонким знатоком и большим почитателем античной культуры. Он любил и высоко ценил Гомера, Лукреция, Вергилия. Еще в 1773 г. 24-летний Радищев перевел на русский язык «Размышления о греческой истории» Г. Мабли. В конце своей жизни он написал специальное историческое сочинение «Песнь историческая», где дал в эскизном изложении основные события древневосточной, греческой и римской истории до конца II в. н. э. (работа оказалась неоконченной). В этой работе,

   
 
50

 

написанной под влиянием французских просветителей и собственных размышлений, Радищев предлагает глубоко оригинальную концепцию хода всемирной истории, которая отлична от многих фундаментальных идей просветителей. Им было предложено истолкование хода всемирной истории с демократических позиций, и особое значение придавалось состояниям (периодам) равенства и независимости, которые циклично, по его мнению, сменяются периодами рабства и деспотизма. Радищев понимал тесную зависимость между общественным развитием и экономическим прогрессом, роль социальных противоречий, и в этом проявляется глубина его исторических взглядов, но он стоял на пессимистической точке зрения, считая, что успехи экономического и культурного развития ведут к общему упадку народного благосостояния, порождают деспотизм и эксплуатацию.

* * *

В общем процессе развития историографии период просветительской историографии занимает важное место. В это время произошел окончательный разрыв с библейско-христианской концепцией исторического развития, была создана новая, чисто светская теория общественного развития, выявлены реальные движущие силы, созданы основы буржуазной теории прогресса, сложилось представление о человеческом обществе как сложном комплексе, который впоследствии стали обозначать термином «цивилизация».

Вместе с тем в просветительской историографии проявились и негативные черты: недооценка роли источников и апелляция к социологическим построениям, механицизм общих концепций, известная публицистичность их построений, которые мешали объективному исследованию подлинного хода истории. Напротив, представители эрудитской историографии делали акценты на скрупулезное исследование источников и конкретных проблем, но, как правило, эти исследования носили антикварный характер. Синтез просветительской широты мысли и исследования конкретного материала эрудитов дали такие выдающиеся труды XVIII в., как «История упадка и разрушения Римской империи» Эд. Гиббона и «Всеобщая история искусства» Н. Винкельмана. Именно в этом сочетании намечалась магистральная линия развития мировой историографии.

   

 

   

 



Rambler's Top100