Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

 

 
51

 

ГЛАВА 3. ИСТОРИОГРАФИЯ АНТИЧНОСТИ ОТ ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ ДО КОНЦА 40-Х ГОДОВ XIX В. ИСТОРИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОМАНТИКОВ

§ 1. Основные направления общественной мысли в Европе

С начала Великой французской буржуазной революции 1789 г. и до середины XIX в. Европа переживала один из самых бурных периодов своей истории. В наибольшей концентрации революционные события происходят во Франции, ставшей центром политических потрясений, и отсюда они, как волны, распространяются по всей Европе. Не успели отгреметь громы революции и якобинской диктатуры, как Европу взбудоражили войны Наполеона. Бурбоны еще не успели утвердиться вновь, как июльская революция 1830 г. привела к власти Луи Филиппа. Революция 1830 г. в Бельгии смела голландское господство и провозгласила независимость этой небольшой страны. В 1830 — 1831 гг. вспыхнуло восстание в польских землях против царского правительства. В Англии — стране с довольно стабильным внутренним положением — с середины 1830-х годов начинается мощное движение чартизма. Восстания лионских ткачей 1831 и 1834 гг. показали, что на арену мировой истории вступил рабочий класс как организованная сила. Напряженность острых классовых битв самым непосредственным образом затронула общественную мысль, проявилась в борьбе различных идеологических течений.

В первой половине XIX в. в Западной Европе сложилось три мощных направления общественной мысли, которые оказали большое воздействие на духовное развитие Европы: английская политическая экономия, немецкая классическая философия и французский утопический социализм. Английская политэкономия достигла своего

   
 
52

 

расцвета и известного завершения в работах Д. Рикардо (1772 — 1823) — создателя трудовой теории стоимости. Он считал труд мерилом создаваемой стоимости, выделял в качестве особых экономических категорий заработную плату рабочих, прибыль предпринимателей и земельную ренту землевладельцев. В форме экономических категорий Рикардо показал, таким образом, классовое деление современного ему капиталистического общества Англии и скрытую возможность классовых противоречий.

Работы швейцарского экономиста Сисмонди и французского мыслителя Прудона означали новый шаг вперед в развитии политической экономии: была дана острая критика капиталистической экономической системы как направленной на ограбление рабочего класса; показана хищническая сущность капиталистической эксплуатации; в качестве идеала выдвигалось мелкое производство. Интерес к глубокому анализу экономических отношений между людьми, к законам, которые ими управляют, понимание их большого воздействия на общественные отношения имели благотворное влияние на развитие исторической мысли.

Критика рождающегося капиталистического общества, отчетливое понимание его классового деления и непримиримой борьбы между классами, связь ее с экономическими противоречиями были важной заслугой утопического социализма Сен-Симона, Фурье, Оуэна, хотя в общих воззрениях социалистов-утопистов были сильны традиции просветительской философии с ее апелляцией к сильной личности, верой во всемогущество просвещения, которое может в принципе исправить существующие пороки общества.

Одним из крупнейших явлений идеологической жизни Европы первой половины XIX в. была немецкая классическая философия, представленная именами таких выдающихся мыслителей, как Кант, Фихте, Гегель.

Своего завершения она достигла в философской системе Гегеля (1770 — 1831) — одного из самых прославленных философов века. Гегель детально разработал теорию объективного идеализма и дал наиболее глубокое в ее рамках учение о развитии человеческого общества как органического, единого, закономерно развивающегося процесса, проходящего ряд стадий. Он предложил решение сложной проблемы механизма этого развития, пони-

   
 
53

 

мая его как процесс количественного накопления, которое в результате скачка, или, как он называл, перерыва постепенности, превращается в новое качество. Он выдвинул теорию диалектического развития, понимая последнее как самодвижение через единство и борьбу противоположностей.

Камень преткновения многих прежних социологических теорий — роль великих личностей в истории — был также объяснен Гегелем, который видел в выдающихся исторических деятелях наиболее проницательных выразителей общественных потребностей. Таким образом, деятельность великих людей в понимании Гегеля не противостоит массе, а выражает ее потребности. С точки зрения Гегеля, процесс мирового развития происходит закономерно, а законы имеют объективный характер и проявляются в практической деятельности людей.

В ходе всемирной истории человеческое общество проходит ряд прогрессивных этапов «самораскрытия» «мирового духа», причем на каждом из них раскрывается какая-то новая его сторона. Выразителем мирового духа на каждом данном этапе выступает какой-либо народ, который Гегель определяет как «исторический», т. е. народ, активно участвующий в мировом процессе, в то время как другие народы прозябают в историческом бездействии и являются «неисторическими». Так, в начальный период (детский возраст) носителями прогресса выступают Древний Восток, Древняя Передняя Азия. На втором этапе (период прекрасной юности) «мировой дух» раскрывается в древнегреческой истории; зрелость «мирового духа» проявляется в ходе римской истории, и, наконец, в христианско-германском мире (период бодрой старости) заканчивается процесс «самораскрытия» «мирового духа».

Во всемирно-исторической концепции Гегеля, таким образом, важнейшее место отводится античности как периоду юности и зрелости человечества. Подведя итог предшествующим историко-философским воззрениям античности, теория Гегеля стала философской основой идеализации античного общества, начавшейся еще в период Возрождения.

Философский идеализм Гегеля ослаблял научное значение его диалектического метода и концепции всемирно-исторического процесса, на что указывали позднее К. Маркс и Ф. Энгельс. Тем не менее глубокая

   
 
54

 

трактовка общественного развития, данная Гегелем, оказала огромное влияние на состояние общественных наук, и прежде всего исторической науки. Гегель, хотя и в мистической форме, дал синтез многих социологических идей французских просветителей и теорий органического развития немецких мыслителей второй половины XVIII в. Его концепция способствовала более глубокому пониманию сущности и значения античной цивилизации, ее роли во всемирном историческом процессе.

   

 

   

 



Rambler's Top100