Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

 

 
162

 

§ 7. Изучение истории античности в других странах Европы

Изучение античности в Австро-Венгрии в этот период стимулировалось обилием памятников греко-римской культуры в долине Дуная и на Адриатическом побережье, давними культурными связями с Италией, богатством античных коллекций в музеях, рукописей античных авторов, а позднее папирусов.

Созданные в конце XIX в. научные институты* вели раскопки на территории Австро-Венгрии и за ее пределами. На территории Австро-Венгрии были раскопаны города Аквинк (1879), Аквилея (1906), лагерь римских легионеров в Лорке (1905 — 1909), с 1897 г. производится систематическое исследование римских пограничных укреплений (лимеса). Из раскопок австрийских ученых вне Австрии наиболее крупным было археологическое исследование Эфеса (1896 — 1907).

Развитие империализма при сохранении полуфеодальных пережитков и сложные национальные противо-


* Институт древней истории, археологии и эпиграфики Венского университета (1876), Институт древней истории Инсбрука (1892), Институт археологии в Инсбруке (1892), Институт классической археологии в Граце (1894), Австрийский археологический институт (1898).

 

 
 
163

 

речия придавали австро-венгерской официальной науке особо реакционные черты. В этом отношении наиболее показательна оценка Ю. Шварцем (1819 — 1900) афинской демократии. Согласно его трактовке, преклонение перед ней — предрассудок, вызванный демократическими симпатиями либералов. В Афинах якобы господствовали своекорыстие, жестокость, коррупция; здесь не знали ни свободы мысли, ни подлинного равенства, не способствовали развитию талантов и наук. Поэтому сочувствие Ю. Шварца было на стороне тираний и олигархических режимов древности.

Ад. Вильгельм создал на эпиграфическом материале классический труд о драматических представлениях в Афинах.

Большой вклад в изучение истории Древнего Рима внес австрийский ученый М. Гельцер (1886 — 1949). Своими работами в области истории высшего сословия Римской республики и ранней Империи он положил начало просопографическому направлению в антиковедении, сводившему движущие силы в истории к интересам знатных родов. В противовес Моммзену, отождествлявшему римские политические партии с политическими партиями современности, М. Гельцер, основываясь на сведениях о родственных отношениях между представителями римского нобилитета, постулирует существование аристократических групп со своей собственной политической программой.

К началу XX в. относится подъем исторической науки в Бельгии. Бельгийские ученые вели раскопки в Сирии, Малой Азии, Греции. И подобно тому как в медиевистике Бельгия дала Анри Пиренна, в истории античной религии она прославилась научными заслугами Фр. Кюмона, в истории римского государственного права — работами П. Виллемса, а в экономической истории Древней Греции — монографиями А. Франкотта.

Фр. Кюмон (1868 — 1947) был автором первого серьезного исследования о митраизме, важнейшем сопернике христианства. На основании надписей он пришел к выводу о длительном сохранении религии Митры в низших сословиях, среди рабов, солдат или бывших солдат. Римская аристократия первоначально была чужда митраизму, так же как и христианству. Лишь впоследствии христианство нашло влиятельных приверженцев среди чиновников Рима, а в муниципиях — среди августалов и

   
 
164

 

декурионов. Взгляды Ф. Кюмона на социальный состав сторонников Митры имеют значение для понимания истории раннего христианства.

Сделав предметом исследования римский сенат, П. Виллемс в трех томах своего труда проследил историю высшего органа Римского государства, его состав и функции. Им разработана просопография римских сенаторов от 179 до 55 г. до н. э., без которой нельзя обойтись при изучении последнего века Римской республики. Начатое Виллемсом исследование о сенаторском и всадническом сословии империи не было завершено.

Мимо бельгийской науки не прошел общий для всей европейской науки интерес к проблемам социально-экономической истории древности. А. Франкотт (1856 — 1918) был автором исследований, посвященных и «финансам» и «промышленности» в Древней Греции. Модернизируя экономические отношения, Франкотт находит у греков банки и банкиров, фабрики и фабрикантов. Сведения о наличии городской отчетности в Милете он истолковывает как наличие «бюджета». А. Франкотту принадлежит также фундаментальное исследование о положении иностранцев (проксенов и метеков и др.) в греческих государствах.

В области истории искусства с большим успехом работал бельгийский ученый В. Деонна. Интересные идеи об эволюции античного искусства он высказал в своей работе «Археология, ее значение и методы» (1912). В ней мы также находим формулировку задач истории археологии, выявление тех причин, которые способствуют развитию археологии в отдельные эпохи.

Нидерландская наука о древности обладала богатейшими традициями университетского классического образования и гордилась тем, что его фундамент был заложен Эразмом Роттердамским. Но эти же традиции накладывали на исследования голландских ученых отпечаток определенного консерватизма и провинциализма. В них нет постановки широких исторических проблем, мало привлекаются археологические источники. Сильной стороной нидерландской науки была филологическая критика, в том числе и христианских текстов. Взгляды голландской школы критиков христианства изложил один из ее представителей Г. Ван Эйсинг. По его мнению, первоначально существовало доканоническое Евангелие, к которому восходят синоптические Евангелия, написан-

   
 
165

 

ные в первой половине II в. Существованием общего источника Эйсинг объясняет буквальные совпадения в Евангелиях, вошедших в христианский канон. Научной заслугой голландских критиков христианства является выявление в Евангелиях противоречивых представлений, свидетельствующих о существовании в раннем христианстве враждебных течений и тенденций.

Конец XIX — начало XX в. был периодом расцвета греческой классической археологии. «Греческое археологическое общество» впервые предпринимает раскопки, не уступающие по своим масштабам и значению раскопкам других стран. С 1885 г. на акрополе начинаются археологические работы под руководством Каввадиаса, выявившие историю Афинской крепости с Микенской эпохи и одновременно давшие массу памятников древнеаттической скульптуры. Хр. Цундас осуществил важные по результатам археологические исследования на Кикладских островах, Фессалии. Благодаря раскопкам А. Керамопулоса в Беотии (1909 — 1921) Фивы были поставлены в ряд таких центров древнейших культур Эгеиды, как Микены, Тиринф, Кносс.

Продолжал свою научную деятельность К. Папаригопулос (1815 — 1891), известный своей 5-томной «Историей греческого народа» (1860 — 1874). В основанном им журнале «Пандора» он выступил со статьей «Об образовании греческих племен и греческой нации», в которой подчеркивал непрерывность существования эллинской народности и культуры. Работы К. Папаригопулоса носят националистический оттенок. Он выдвигает так называемую «великую идею» воссоздания греческой империи с включением в нее всего Ближнего Востока.

Ученик Папаригопулоса и его преемник по кафедре Афинского университета С. Ламбрас создает трехтомный труд по истории Древней Греции. В нем широко используются данные археологии. Проблема соотношения Древнего Востока и Греции заинтересовала Георгия Сотриадиса, посвятившего ей фундаментальное исследование (1894).

Под влиянием Белоха, Гиро, Франкотта в греческой науке появляется модернизаторское направление. А. Андреадйс написал ряд работ, посвященных денежным отношениям в гомеровской Греции и Спарте. Видя в финансах «зеркало социальной жизни», Андреадис пытался проследить, как в финансах гомеровской Греции

   
 
166

 

отражаются черты феодального государства. Он всерьез рассматривает доходы «царского дома» по описанию Гомером дворца легендарного царя феаков, а также расходы его обитателей, ведущих паразитический образ жизни.

Освобождение от многовекового турецкого ига и образование в 1878 г. Болгарского государства были толчком для развития болгарской исторической науки. Ее центрами стали Народная библиотека (основана в 1878 г.), Софийский университет (основан в 1888 г.). Народный археологический музей (основан в 1892 г.). Академия наук (основана в 1911 г.). Эти научные учреждения осуществляли археологические раскопки, ведали хранением и изучением археологических памятников, выпуском научных периодических изданий. В Народном археологическом музее в начале XX в. были сформированы ценные коллекции памятников фракийского, кельтского, греческого, римского быта и искусства, прекрасное собрание монет. История государств, возникших с VI в. до н. э. в северной части Балканского полуострова, привлекала преимущественное внимание болгарских ученых.

Крупнейшим исследователем древней истории северобалканских народов был Г. Кацаров (1874 — 1938), член Болгарской Академии наук (с 1909 г.), профессор университета в Софии (с 1910 г.). Его первые работы появились в русских журналах и посвящены истории Афинского государства*. В годы войны Г. Кацаров опубликовал ряд превосходных работ по истории фракийцев и кельтов. Кацаров критически относится к созданной античными авторами картине счастливой жизни гетов в I в. до н. э., полагая, что они жили в условиях, приближающихся к положению илотов Спарты и пенестов Фессалии. Он считает, что частная собственность на землю уже победила и общинные отношения были в далеком прошлом. Г. И. Кацаров использовал в своих работах эпиграфические памятники ив 1915 г. сам издал превосходный корпус надписей по Фракии и Македонии.


* См.: Кацаров Г. Об отношении афинской политики Аристотеля к Ксенофонту. — ЖМНП, 1904, июнь, отд V. с 270 и сл. его же К роману Ямбула. — ЖМНП, 1909, апр., отд V, с 1 и л.; его же К внешней политике Афин. — ФО, 1901, т. 20, с 189 и сл., его же. К истории олигархического переворота в Афинах 411 г. до р. Xр. ЖМНП, 1908, июль, отд. V, с. 278 и сл.

 

 
 
167

 

Прибывшие в 1882 г. из Чехии в Болгарию как учителя математики и биологии братья Г. Шкорпил (1858 — 1923) и К. Шкорпил (1859 — 1944) осуществили раскопки множества античных поселений и публикацию греческих и латинских надписей.

Провозглашение в 1881 г. независимости Румынии было стимулом в развитии национальной культуры. Именно с этого времени интерес к историческому прошлому находит выражение в появлении научных учреждений, музеев, в начале археологических раскопок. Впервые румынская классическая археология заявила о себе раскопками «трофеев Траяна» в Адамклиси (1881 — 1890). В начале XX в. наиболее крупным исследователем античности в Румынии был В.Пырван (1882 — 1927). Выпускник Бухарестского университета, он продолжал свое образование в Германии, занимаясь под руководством крупных эпиграфистов. С занятиями в семинарах германских университетов связана первая работа молодого ученого «Национальность римских торговцев эпохи Римской империи». Заняв в 1909 г. кафедру древней истории и эпиграфики Бухарестского университета, В. Пырван занялся проблемами истории населения Нижнего Подунавья в античную эпоху. Решающим в исторической эволюции гето-дакийского мира В. Пырван считал «скифское вторжение», относя его к V в. до н. э. В настоящее время ученые склоняются к мнению, что появление на территории Румынии памятников «звериного стиля» объясняется торговыми связями со скифами или подражанием их культуре. В 1912 г. В. Пырван опубликовал работу, посвященную «Трофеям Траяна» не только как археологическому, но и эпиграфическому памятнику. Как эпиграфист В. Пырван известен также публикацией христианских надписей, найденных на Нижнем Дунае, а как археолог — раскопками милетской колонии Истрии (1914 — 1916).

В конце XIX — начале XX в. шведские ученые активно включились в исследование античной культуры. О. Монтелиус (1843 — 1921) в своих трудах заложил основу хронологии бронзового и раннежелезного веков Европы и Средиземноморья. Выработанный им типологический метод стал определяющим в исследовании памятников раннего искусства Греции и Италии. Датская археологическая экспедиция осуществила раскопки на острове Родос, исследовав акрополь города Линда (1902 — 1904).

   
 
168

 

С начала XX в. в Скандинавских странах много занимались этрускологией. Норвежский ученый А. Торп в сотрудничестве с Г. Гербигом" издал сборник неизвестных этрусских надписей (1904). Финский ученый М. Гаммерштрем в своей монографии об этрусском и латинском алфавите пришел к выводу, что этрусское письмо происходит из Беотии, где этруски задержались на пути из Лемноса в Италию. Датский ученый С. Кортсен заложил основы комбинаторного метода дешифровки этрусских надписей. Шведский ученый К. Тулин в 1906 — 1909 гг. выпустил фундаментальное исследование «Этрусская дисциплина», в котором он на основании традиции и памятников этрусского религиозного искусства восстановил этрусскую религиозную систему.

Из работ ученых Скандинавских стран по истории эллинизма должна быть отмечена монография датского исследователя И. Уссинга, посвященная истории Пергамского царства и его памятникам (1899).

Последнее десятилетие XIX и первые два десятилетия XX в. были переломным периодом в развитии испанской науки о древности, преодолевавшей свое отставание. В это время как ученики французских и немецких археологов-классиков начинают участвовать в раскопках и испанские ученые (Рамон Мелида, П. Бош-Гимпера и др.). История доримской и римской Испании занимает значительное место в «Истории Испании и испанской культуры» Рафаэля Альтамира-и-Кревеа (1866 — 1951). Находясь под влиянием позитивизма, испанский ученый выделял в истории народов Пиренейского полуострова не только линию их политического развития, но и социальные и экономические факторы. Сторонник общинной теории, он проследил, насколько это возможно, развитие общинной собственности у коренного населения страны (1890). В сохранении пережитков коллективизма он видел источник сопротивления испанцев чужеземной агрессии.

Центрами археологического исследования территории Испании в конце XIX в. становятся Национальный археологический музей в Мадриде (с 1867 г.) и провинциальные археологические музеи (в Севилье — с 1880 г., в Кордове — с 1898 г.). Их богатые керамические коллекции стали предметом изучения П. Бош-Гимперы, пришедшего к выводу, что иберийская расписная керамика относится не к XII в. до н.э., как это признавалось за-

   
 
169

 

падноевропейскими авторитетам», а к V в. да и. э. Эта точка зрения впоследствии стала общепринятой.

Ведущую роль в, португальском антиковедении в конце XIX в. играл Мартине де Оливейра (1845 — 1894). Он написал «Историю иберийской культуры» (1879), «Систему религиозных мифов» (1882), «Историю Римской республики» (1885). В этих работах перекрещивалось влияние Мишле, Карлейля, Ницше. Занятие историей Мартине рассматривал как способ политической пропаганды. Он преувеличивал значение расовых особенностей древних народов, склонялся к модернизации экономической и социальной истории древности.

   

 

   

 



Rambler's Top100