Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

 

 
169

 

§ 8. Изучение истории античности в США

Последняя четверть XIX в. в США — это время формирования монополистического капитала и вступления американского государства в мировую политику. Новые условия требовали большего количества высокообразованных людей, расширения связей с крупнейшими научными центрами Европы. Не желая отставать от европейских стран в сфере гуманитарного образования, правительство создает университеты, в которых наряду с другими предметами преподаются древняя история и классическая филология.

Несмотря на удаленность страны от центров античной цивилизации американцы активно включаются в археологические раскопки. Своеобразной фигурой первого периода американской классической археологии был Л. Чеснола (1832 — 1905) — генерал американской армии и консул на Кипре. Вступив в соперничество со славой Шлимана, он начал в 1875 г. раскопки на острове и вскоре выступил с широковещательным заявлением, что открыл царские гробницы, не уступающие сокровищнице Приама. На поверку царских гробниц не оказалось, но результатом хищнических раскопок было обогащение музея Метрополитен тысячами статуй, пятью тысячами ваз и многими сотнями надписей («Коллекция кипрских древностей Чеснолы»).

В 1879 г. был открыт Американский археологический институт со школами в Афинах, Риме и Палестине. Щедро субсидируемый государством и частными пожертвованиями, институт организовал в широких масштабах

   
 
170

 

раскопки в Троаде (1881 — 1883), на Крите (Псейра- — 1907. Гурния — 1908), в Коринфе (1896 — 1913), в Сардах (с 1908 г.). В исследовании найденных надписей принял участие первый американский эпиграфист Дж. Ситлингтон Стеррет.

В ходе .расколок и приобретений создаются музеи с ценными античными коллекциями — Бостон (1869), Нью-Йорк (1870), Бруклин (1889) и др. С 80-х годов XIX в. в США начинают выходить «Американский журнал филологии» (с 1880 г.), «Классический журнал» (с 1913 г.), «Классическая филология» (с 1907 г.).

Историей античности в широком плане занимался Дж. Ботсфорд (1860 — 1917). Его труд «Развитие афинской конституции» (1893) в значительной части основывается на выводах Л. Моргана о родовой организации греков. Ботсфорду принадлежит также ряд учебников по древней истории и популярный очерк истории греческой культуры. Видным специалистом в области истории Рима был Дж. Эббот (1860 — 1924), профессор университета в Принстоне, а затем сотрудник Американской школы в Риме. Подобно европейским коллегам Эббот модернизирует социальные отношения в древности и отыскивает там те же проблемы, какие волновали современную ему Америку.

Уже в ранних работах Тенни Франка (1876 — 1939) прослеживаются реакционные тенденции. В статье «Смешение рас в римской империи» он приходит к выводу, что в Риме на рубеже нашей эры преобладал восточный расовый элемент. Первоначальное население в результате потерь во внешних и гражданских войнах, разорения свободного крестьянства резко упало в численности, а образовавшийся вакуум был заполнен вольноотпущенниками из числа рабов восточного происхождения. Объясняя, почему их число было велико. Франк прибегает к аналогии из истории США. «Ситуация в империи, — пишет он, — мало отличалась от того, что происходило в южных штатах. С 1800 по 1880 г. в силу очевидных экономических стимулов уровень рождаемости рабов-негров был выше, чем у свободного населения». Замену «италийской расы» восточной Франк считает фактором, отрицательно сказавшимся на судьбах Рима, ибо, с его точки зрения, восточной расе недоставало энергии, прозорливости, здравого смысла, т. е. всех тех качеств, которые «имели наибольшее значение для удержания им-

   
 
171

 

перии в целостности». Такая же модернизация присуща и другой работе Т. Франка — «Римский империализм», написанной еще до «открытия» им роли расового фактора. В ней преувеличивается экономическая подоплека римской политики. Например, Франк утверждает, что уже во II в. до н.э. римский сенат был заинтересован в поддержке виноградарства в Массилии и руководствовался этим в своей политике.

Отцом американской военной истории древности был Г. Додж (1842 — 1909). Его книги «Александр», «Ганнибал», «Цезарь», вышедшие в серии «Великие капитаны» являются не только биографиями полководцев, но и очерками военного искусства древности. В войне Додж видит не общественно-историческое явление, а выражение присущих человеку «как сражающемуся животному» биологических особенностей. Из истории военного искусства он стремился извлечь уроки для современности и, напротив, рассматривая военные операции древности, прибегал к современным аналогиям. Так, войны Дария со скифами Додж рассматривает под углом зрения военных действий 1812 г. в России, а операции Александра Македонского в Малой Азии сравнивает с кампаниями Крымской войны. Достоинством труда Доджа является ясное представление о театре военных действий, бывшее результатом посещения историком мест сражений.

   

 

   

 



Rambler's Top100