Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

 

 
188

 

§ 2. Англо-американская историография античности

Развитие англо-американской историографии в межвоенные годы определялось сложными и противоречивыми тенденциями: с одной стороны, рост числа источников, все большая изощренность в их исследовании, глубокие источниковедческие штудии; с другой же — все большая утрата основной исторической перспективы, усиление реакционных тенденций, появление нигилистического отношения к истории. Неслучайным является то обстоятельство, что одним из основоположников концепции непознаваемости истории в современной буржуазной науке выступил английский археолог-антиковед Коллингвуд, полностью отрицавший возможность понять прошлое, считавший, что каждый историк «моделирует» его по-своему. В это же время антиковед Арнольд Тойнби (1889 — 1976) создает свою концепцию истории, базой для которой стала античная цивилизация. А. Тойнби позднее отмечал, что толчок ему дала первая мировая война, поскольку она — полнейшая аналогия Пелопоннесской войны.

В это время усиливаются тенденции к единству английского и американского антиковедения, постоянно происходит обмен научными кадрами, создаются силами ученых той и другой страны коллективные труды, взаимодействуют издательства. Но при всем том и английская и американская наука сохраняет определен-

   
 
189

 

ную специфику, сильнее всего сказывающуюся в наиболее популярных темах исследованиях. Для американской науки особое значение имеют проблемы экономической истории, для английской — проблемы эллинистического мира, античного «колониализма».

В межвоенные годы английские и американские исследователи проводят широкие по масштабам археологические работы. Важнейшее значение имели раскопки Э. Эванса (1851 — 1941) на Крите, начавшиеся еще до первой мировой войны. В 1921 г. вышел в свет его обобщающий труд (в четырех томах), где давался полный отчет о раскопках дворца в Кноссе, содержащий огромный фактический материал. Интерес к критским древностям эпохи бронзы не ослабевал и позднее. Важную роль сыграла комплексная работа ученика Эванса — Дж. Пендлбери «Археология Крита» (1940). Продолжались раскопки на Крите и в ряде центров бронзовой эпохи на Балканском полуострове, активно исследовался накопленный материал, издавались каталоги микенских и критских объектов, хранящихся в различных музеях (главным образом в Британском).

Больших успехов достигла археология и в изучении других эпох истории Греции и Рима. Особо важное значение имели раскопки Олинфа, проведенные американским археологом Д. Робинсоном. Значение их определяется тем, что город был уничтожен Филиппом II и никогда больше не возрождался, таким образом здесь перед археологами предстали «стерильные» археологические слои классического времени, в которых полностью отсутствовали вещи более поздних периодов. Благодаря этому олинфские материалы стали своего рода «эталоном» для изучения других памятников классического времени. В это же время начались раскопки территории агоры Афин, активно исследовался Коринф (отчеты под редакцией Ричардсона, 15 томов), велись работы в столице государства Селевкидов (а затем крупнейшем римском центре Востока) — Антиохии на Оронте. Под руководством М. Ростовцева осуществлялись многолетние раскопки Дура-Европос, начатые Академией надписей (Франция), а затем продолженные Иельским университетом. Английский археолог Дж. Маршалл в течение ряда лет осуществлял раскопки в Таксиле. Мичиганский университет проводил исследования Селевкии на Тигре.

   
 
190

 

Накопление археологического материала привело к качественным изменениям в сфере его интерпретации. Именно в это время впервые в буржуазной науке археологические материалы стали использоваться как полноправный исторический источник для выявления процессов экономического и даже социального развития античного общества. Основная заслуга в этом принадлежит русскому буржуазному ученому М. Ростовцеву, эмигрировавшему в Англию, а затем переселившемуся в США, где он в течение многих лет был профессором Иельского университета.

Заметных успехов достигла в это время и античная эпиграфика. Важнейшим направлением в ней стало изучение афинских надписей периода существования Первого афинского морского союза, проводившееся Б. Мериттом, Э. Вестом, В. Притчеттом, X. Вэйд-Джери, М. Мак Грегором. Появился ряд публикаций, освещавших отдельные проблемы, а в 1939 г. вышел первый том фундаментального исследования «Athenian Tribute Lists», законченного уже после второй мировой войны. Для изучения эпохи эллинизма очень важна была сводная публикация всех сохранившихся писем эллинистических царей, подготовленная Ч. Уэллзом (1934).

Межвоенные годы характеризуются также и значительным прогрессом в папирологических исследованиях. В Англии продолжали издаваться папирусы из Оксиринха (Тэрнер, Хант, Белл, Джонсон), был опубликован ряд коллекций папирусов, как частных (Адлера, Р. Харриса), так и университетских (Абердинского). Были изданы и греческие остраки, хранившиеся в Оксфорде (Тэйт, 1930). Огромную роль сыграла в изучении раннего христианства публикация папирусов Честер-Битти (1933 — 1940), среди которых особенно важен текст посланий Павла. Данный папирус примерно на 200 лет старше, чем самые ранние (известные до того времени) рукописи новозаветных сочинений. Разночтения с каноническими текстами дали обширный материал для понимания истории формирования христианского вероучения.

Активно развивались папирологические исследования и в США. Были опубликованы папирусы из находок экспедиции Метрополитен-музея (1926), издавались также коллекции, принадлежащие отдельным университетам (Принстонскому — 1931, 1936; Корнельскому —

   
 
191

 

1926), важную роль сыграли публикации папирусов из архива Зенона, хранящиеся в Мичигане (1931), и папирусов из Тебтюниса (1934). Были изданы также греческие остраки из коллекции Мичиганского университета (1935). Публикация папирологических материалов часто сопровождалась углубленными исследованиями тех проблем, материал для решения которых они давали. К числу таких работ относится монография У Уэстерманна «Относительно рабства в Птолемеевском Египте» (1929), представляющая собой публикацию одного из важных документов начала II в. до н.э. и одновременно исследование комплекса вопросов, связанных с развитием рабства в эллинистическом Египте. Это было одно из частных исследований, на базе которых в дальнейшем развилась общая концепция Уэстерманна об античном рабстве. Для него характерным является стремление всячески преуменьшить значение рабского труда в Египте. Большое влияние на направление исследований социально-экономических проблем эллинистического мира оказала монография М. Ростовцева «Большое поместье в Египте III в. до н.э.» (1922), посвященная хозяйству диойкета Аполлония. Эта работа до сего времени сохраняет свое значение, являясь наилучшей сводкой фактических материалов по архиву Зенона. Но в то же время в ней очень ярко проявляются модернизаторские тенденции. Птолемеевское царство рассматривается как централизованное государство с национализированной продукцией сельского хозяйства и промышленности, в нем функционировала детально разработанная система планирования и государственного контроля. Именно государственный контроль, подавляющий частную инициативу, стал причиной падения царства Птолемеев. Хозяйство Аполлония М. Ростовцев определяет как уменьшенную копию царского хозяйства.

В это время многое было сделано и для изучения античного монетного дела. Среди общих руководств необходимо отметить книгу К. Селтмана «Греческие монеты. История денежного обращения и монетной чеканки до падения эллинистических царств» (1933) и книгу X. Маттингли, посвященную общим проблемам римской нумизматики (1928). Появлялись исследования по монетному делу отдельных центров- «Антиохия на Оронте» — Э. Ныоэлл (1918), «Олимпия» — Селтман

   
 
192

 

(1921), «Афины», — Селтман (1924), «Коринф» — К. Эдвардc (1933), «Крит» — Д. Хилл (1937) и т.д. Серию работ, посвященных эпохе Александра Македонского, издал Э. Ньюэлл, ему принадлежат две фундаментальные монографии по монетной чеканке государства Селевкидов (1938, 1940). Для римской нумизматики особое значение имели работы Маттингли и Сайденхэма, посвященные монетам императорского и республиканского времени. Тогда же начали широко использоваться новые методы исследования монет: сравнения штемпелей, анализа кладов. В связи с этим важную роль сыграла работа С. Ноу (1937), в которой были учтены все известные на это время клады древнегреческих монет.

В межвоенные годы в англо-американском антиковедении усилилось внимание к источниковедческим проблемам. Из работ этого плана необходимо упомянуть книгу Д. Пауэлла о Геродоте (1939) и Дн. Эббота о Фукидиде (1926).

Одной из примечательных черт буржуазного антиковедения этого времени (в том числе и англо-американского) было стремление к созданию больших обобщающих трудов. Наиболее ярким примером предприятий этого рода в Англии было издание 12-томной «Кембриджской древней истории» (1928 — 1938), к участию в написании которой были привлечены виднейшие специалисты. Работа была построена по синхронистическому принципу; авторы стремились охватить в одном томе события, происходившие во всех регионах в рассматриваемый период (правда, этот принцип строго не выдерживался). По охвату исторического материала, по привлечению многочисленных источников и литературы она представляет наиболее обстоятельное коллективное исследование по истории древности. Однако в нем наиболее ярко проявились и присущие буржуазному антиковедению коренные пороки: отсутствие понимания причин развития исторического процесса, его движущих сил. Отчетливо сказывается и модернизация исторического процесса.

В США было осуществлено другое крупное коллективное издание. По инициативе и под редакцией Тенни Франка (1876 — 1939) выходит обширное 5-томное издание «Экономический обзор Древнего Рима» (1933 — 1940). Т. Франк был одним из ведущих специалистов США в области древней истории. Окончив

   
 
193

 

Канзасский университет, он работал в ряде университетов в США, в Американской Академии в Риме, слушал лекции в нескольких университетах Германии, в конце жизни был приглашен для чтения лекций в Оксфорде. Основной сферой интересов его была экономическая и социальная история Рима. Уже в первой своей монографии «Римский империализм» (1914) Т. Франк выступает апологетом римской завоевательной политики. С его точки зрения римляне никогда не вели агрессивных войн, а, наоборот, были сами жертвами нападений. Оккупируя те или иные территории, римляне преследовали прежде всего цивилизаторские цели. Завоевание Апеннинского полуострова — это, по его мнению, в первую очередь объединение кровнородственных народов. Римские колонии на покоренных землях создаются не для укрепления власти Рима, а для защиты местного населения от внешних врагов.

Проблемы экономики в дальнейшем занимают все большее место в трудах Т. Франка. В 1920 г. выходит в свет его «Экономическая история Древнего Рима». В ней и в ряде других работ самым ярким образом проявляются характерные черты его метода. Это прежде всего модернизация, при этом модернизация многоплановая: римский клиент VI в. до н. э. сравнивается с крестьянином английского средневекового манора, рабовладельческое хозяйство Катона — с современным капиталистическим предприятием, римские политические учреждения эпохи республики — с политическим строем США и т.д. В истолковании причин исторического развития Т. Франк особое место уделяет «национальному духу», причем подобный подход часто у него приобретает расистский оттенок. Все лучшее, что было в истории Рима, объясняется «расовым превосходством» римского народа, а все беды и неудачи — его «ориентализацией» и в результате этого «вырождением». Особое место в концепции Т. Франка занимают сравнение Рима с США и соответственно апология «американского образа жизни». Экспансию Рима он сравнивает с движением американцев на Запад, американское общество XIX в. имеет много общего с «римской национальной системой свободного крестьянства» и т.д.

Важнейшую роль в разработке проблем социальной И экономической истории античности сыграл и М. Рос-

   
 
194

 

товцев. Среди многочисленных его работ, вышедших в это время, особое место занимают две капитальные монографии: «Социальная и экономическая история Римской империи» (1926) и «Социальная и экономическая история эллинистического мира» (1941, 3 тома). По охвату, материала, по широте использованных источников эти работы (особенно последняя) не имеют себе равных в буржуазном антиковедении. Они оказали огромное влияние на развитие науки и тем, что в них автор впервые широчайшим образом привлек археологические материалы в качестве полноправного источника, такого же, как нарративные и эпиграфические источники. Важнейшим недостатком этих работ была модернизация античного общества. В концепции М. Ростовцева важнейшее место занимает тезис о борьбе античной «буржуазии» и античного «пролетариата». Экономические отношения античного мира уподобляются капиталистическим, а отношения, существовавшие на Востоке, — феодальным.

В исследовании Древней Греции особое внимание в англо-американском антиковедении занимали проблемы ранней истории Греции, особенно Афин. Пристальное внимание уделялось реформам Солона: К. Фримэн — «Труд и жизнь Солона» (1936), В. Вудхауз — «Солон — освободитель», (1938), Дж.Линфорт — «Солон — афинянин» (1919). Во всех этих работах в той или иной степени сказывается модернизация ранней истории Афин. Борьба в афинском обществе этого времени выступает аналогом борьбы «третьего сословия» против феодальной аристократии в эпоху позднего средневековья. Подобная позиция характерна и для книги К. Селтмана «Афины, их история и монетное дело до персидского вторжения» (1924). В монографии П. Юра, посвящённой ранней тирании (1922; 2-е изд. — 1962), где также явно видна модернизация античности, эпоха ранней тирании рассматривается как век «необыкновенного торгового развития». Тираны же — это лидеры торгового класса, класса «новых богачей». Предпосылкой их возвышения было богатство, созданное в результате торговли.

Афинская демократия, как правило, идеализировалась, полностью элиминировался ее ограниченный и рабовладельческий характер. У афинян существовала наиболее совершенная форма демократии вообще

   
 
195

 

(Р. Боннер «Аспекты афинской демократии», 1933). Империализм считался неразрывно связанным с демократическим строем.

В этот период много внимания уделялось проблемам военной истории. Среди работ этого типа необходимо указать на книгу X. Парка «Греческие солдаты — наемники от древнейших времен до битвы при Ипсе» (1933). Работа в значительной мере фактологична и представляет собой очень полный очерк военно-политической истории наемничества. Резкое увеличение числа наемников в IV в. до н. э. он объясняет экономическими причинами: изменением характера сельского хозяйства, разорением мелкого крестьянства, невозможностью найти источники существования для него в городе.

В англо-американском антиковедении этого времени известное место занимала и проблематика, связанная с изучением рабства. Исследованием проблемы численности рабского населения Афин занималась Р. Сарджент (1924). В этой работе очень показательно противоречие общих положений автора и его конкретных выводов. Сарджент резко выступает против положения о рабовладельческом характере афинского общества, но собственные ее подсчеты убеждают в том, что некоторые отрасли хозяйства были областями полного господства рабского труда. Общие проблемы народонаселения Афин в V — IV вв. до н.э. исследовал А. Гомм (1933); естественно, что он касался также и проблемы численности рабов. Согласно его подсчетам, рабы составляли большинство населения Аттики. Однако У. Уэстерманн, написавший в эти годы статью «Рабство» для энциклопедии Паули-Виссова, всячески преуменьшал число рабов и идеализировал их положение.

Очень активно в это время исследовались проблемы эллинистической истории. Кроме упомянутой выше монографии М. Ростовцева необходимо сказать о книге В. Тарна «Эллинистическая цивилизация» (1926; переиздание в 1941 и 1951 гг.). представлявшей собой попытку дать общий очерк истории эллинистического мира. Хотя В. Тарн и признает рабовладельческую основу эллинистической цивилизации и видит в этом основное отличие эллинистического мира от современного, все же нередко он вступает на почву модернизации и, кроме того, в числе факторов, определяющих ход исторического процесса, решающее место отводит идеологическому. Его

   
 
196

 

книга «Греки в Бактрии и Индии» (1938, переиздание 1951 г.) представляет собой попытку обрисовать историю самых восточных областей эллинистического мира. Недостаток фактических данных В. Тарн возмещает в ней самыми фантастическими гипотезами. В это же время он начинает разрабатывать свою теорию об Александре Македонском как провозвестнике «братства народов». Очень ярко модернизация эллинистического мира проявляется в книге М. Кэри «История греческого мира от 323 до 146 гг. до н.э.» (1932). В ней появляются и богатая буржуазия, и муниципальный социализм; экономическая политика Птолемеев уподобляется меркантилизму Кольбера и т. д. Очень показательны основные исходные идеи автора: колонизационное движение рассматривается как нечто имманентно присущее любому «здоровому» народу, греки эллинистической эпохи упрекаются за то, что они не смогли создать мировую империю. Важную роль сыграла книга Д. Т. Гриффита «Наемники эллинистического мира» (1935) — очень полное исследование, в котором особое внимание уделялось экономическим проблемам наемничества. Для изучения восточной периферии эллинистического мира важна была книга Н. Дибвойза «Политическая история Парфии» (1938).

В изучении истории Древнего Рима (кроме отмеченных уже выше работ) примечательным явлением оказалась книга Р. Сайма «Римская революция» (1939). Являясь в известной мере развитием идей Ростовцева (рассматривавшего переход от республики к империи как своеобразную революцию, основной движущей силой которой была новая римская армия — вооруженный пролетариат), эта книга в то же время служит ярким примером применения в историческом исследовании нового тогда просопографического метода. Р. Сайм считает, что политическая борьба в Риме определялась не борьбой партий или политических программ, а спором знатных фамилий, вокруг которых группировались приверженцы, связанные с ними чисто личными отношениями.

В отличие от М. Ростовцева, Р. Сайм считает Цезаря не революционером, а, скорее, «оппортунистом»; Октавиан же определяется им как настоящий революционный вождь. Данная концепция оказала значительное влияние на взгляды буржуазных ученых относительно перехода от республики к империи.

   
 
197

 

Большое внимание англо-американские исследователи уделяли проблемам теоретического и юридического оформления римской императорской власти в различные периоды: Хэммонд — «Принципат Августа» (1933), Хендерсон — «Жизнь и принципат императора Адриана» (1923) и др. Другой излюбленной темой было изучение римских провинций. Важное место здесь сыграли книги А. Джоунза «Города восточных римских провинций» (1938) и «Греческий город от Александра до Юстиниана» (1940). Основная проблема этих монографий — судьбы греческого города после утраты им независимости, в период вхождения его в крупные государственные образования. Она исследуется как с точки зрения внутренней эволюции города, так и с точки зрения его места в общей структуре государства. По мнению А. Джоунза, причина конечной гибели их (а вместе с ними и эллинизованного мира) кроется в том, что основой города всегда выступал очень узкий круг богатых граждан, эксплуатировавших «городской пролетариат» и крестьянство. В римское время происходит дальнейшее сужение господствующего слоя.

Из числа других работ, посвященных римским провинциям, необходимо отметить книги Броутона «Романизация проконсульской Африки» (1929) и Сазерлэнда «Римляне в Испании» (1939). Для большинства исследований, посвященных этим проблемам, характерна идеализация римского господства. Наиболее ярким примером является книга Стевенсона «Римская провинциальная администрация в эпоху Антонинов» (1939). Автор стремится доказать, что римское завоевание несло свободу и процветание покоренным народам. При этом крайне показательным является постоянное уподобление Римской империи Британской колониальной империи. Причины римских завоеваний объясняются как геополитическими факторами, так и «национальным характером» римлян, которые подобно «британским джентльменам» уважали чужую свободу и собственность.

   

 

   

 



Rambler's Top100