ГЛАВА 19. Оракулы
В разных частях эллинского мира было много таких святилищ,
в которых давались верующим прорицания от имени божества,
которому было посвящено святилище, его жрецами или, по крайней
мере, при их содействии. Такие святилища назывались manteia
или crhsthria, а получавшиеся
в них вопрошающими ответы — manteia
или crhsmoi *.
Для удобнейшего обозрения оракулов ученые делят их на группы
по способам, которыми были сообщаемы прорицания: а) оракулы
знаков, которые подразделяются на два вида смотря по тому,
состояли ли эти знаки в явлениях природы без всякого участия
людей или получались при помощи каких-либо искусственных
приспособлений (например, жребиев); б) оракулы экстаза или
вдохновения, где ответы были сообщаемы устами вдохновенного
богом
пророка; в) такие оракулы, в которых божество сообщало свои
откровения во сне или в различных видениях, являвшихся в
святилище; наконец, г) такие, в которых были вопрошаемы
не божества, а души усопших, нарочно для этого вызываемые.
В некоторых местностях, впрочем, встречаются рядом различные
виды
предсказаний.
Оракулов было очень много в Элладе, но известность их была
далеко не одинакова, так что о многих мы ничего не знаем,
кроме имени, и не можем определить, к какому виду они принадлежали.
Мы ограничимся обозрением только наиболее известных
оракулов-
Об оракулах вообще кроме сочинений Буше-Леклерка, Вискемана
и
Пабста, указанных в конце предыдущей главы, ср. Christmann,
Allgem.
Geschichte der vornehmsten Orakel, Berl. 1780; — Clavier,
Memoire sur les