Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

248

 

§ 5. Театр Диониса в Афинах

До устройства постоянного театра в Афинах возводились деревянные подмостки для зрителей на агоре. Постоянный театр был построен в участке Диониса Элевтерия, находившемся на восточном конце южного склона Акрополя и заключавшем в себе два храма Диониса, фундаменты которых сохранились по настоящее время. Находясь в священном участке Диониса, сам театр назывался to Dionusou qeatron, или to en Dionusou qeatron, или to q. to

 

249

 

dionusiakon. O первоначальном виде этого театра у нас нет прямых сведений, о чем приходится тем более сожалеть, что именно в нем ставились самые высокие создания греческой драматической поэзии, принадлежавшие величайшим ее представителям: Эсхилу, Софоклу, Еврипиду и Аристофану. Известно только, что это здание достроил во 2-й половине IV в. известный оратор и политический деятель Ликург во время своего 12-летнего заведования афинскими финансами (338-326 г., см. ч. I, разд. III, гл. 19, § 2). С тех пор театр стоял в течение нескольких столетий, время от времени подвергаясь переделкам. Развалины, сохранившиеся после его упадка и разрушения, совершенно скрылись под накопившейся в течение веков землею и только в 1862 г. были вновь открыты при раскопках архитектора Штрака, продолжавшихся Греческим археологическим обществом, а в 1886, 1889 и 1895 гг. окончательно исследованы архитектором Дёрпфельдом. Эти исследования привели к заключению, что сохранившиеся остатки здания скены и мест для зрителей принадлежат именно ликурговскому времени; однако под фундаментами этого здания были обнаружены остатки более древнего сооружения, принадлежащего времени до Персидских войн: найдены две части стены из известкового камня, представляющие отрезки правильного круга; эта стена, вероятно, окружала древнюю орхестру; от мест для зрителей не сохранилось никаких следов; вероятно, это были деревянные скамьи, расположенные по склону горы; здание скены, по мнению исследователей, до Ликурга также было деревянное. Ликурговское здание скены представляло собой продолговатый четырехугольник, по бокам которого выдавались вперед два флигеля (paraskhnia); между ними находилась деревянная декорационная стена (proskhnion). К тому же времени принадлежат мраморные кресла, устроенные для магистратов, жрецов и почетных лиц в нижнем ряду мест для зрителей, но сохранившиеся на них надписи сделаны позднее, в большинстве случаев в начале императорской эпохи *. Позднее, по мнению Дёрпфельда может быть в I в. до Р. Х., деревянный проскений был заменен колоннадой с деревянными pinakeV. Из одной надписи, открытой в театре (С. I. А. III, 158), видно, что при императоре Клавдии (по всей вероятности — Нероне) было перестроено здание скены, причем, как предполагают ученые, была впе-

__________

* Надписи эти, неоднократно издававшиеся разными учеными, собраны Диттенбергером в С. I. А. III, 240-298. Ср. Doerpfeld u. Reisch, Das griech Th., стр. 46 cл. По словам Дёрпфельда, многие из этих поздних надписей вырезаны на месте стертых надписей более древней эпохи.

 

 
250

 

рвые устроена возвышенная скена, занявшая часть прежней круглой орхестры. В то же время была, вероятно, построена сохранившаяся балюстрада, отделяющая места для зрителей от орхестры *, и сама орхестра вымощена мраморными плитами. В III или IV в. по Р. Х сцена вновь была перестроена архонтом Фэдром, о чем свидетельствует сохранившаяся стихотворная надпись **.

Форма пространства для зрителей в театре Диониса не совсем правильна; оно образует часть круга, центр которого находился значительно севернее центра орхестры; на северо-востоке этот круг несколько сплющен вследствие того, что скала Акрополя выступает здесь вперед, и с восточной стороны он несколько шире, чем с западной. С северной стороны cavea ограничена искусственно скошенной скалой Акрополя (где в пещере находится ныне часовня Panagia Sphliwtissa), с западной — двумя прочными стенами, с восточной — одной стеной, южная половина которой, как видно из сохранившихся остатков, имела совершенно неправильную форму, со стороны скены cavea ограничена двумя тщательно выстроенными фронтонными стенами, из которых восточная, вследствие указанной неправильности формы театра, длиннее западной на 7 метров. Ступени для сиденья в самом верху высечены в скале, а ниже сделаны из камней, вставленных прямо в землю, без фундаментов. В театре были два diazwmata, из коих верхнее совпадало с дорогой, шедшей через театр с востока на запад, к святилищу Асклепия.

Пространство для зрителей 14-ю лестницами, из которых две крайние лежат у самых фронтонных стен, делилось на 13 клиньев (kerkideV). Большинство мест уничтожено за исключением нижних рядов, ближайших к орхестре. Отдельные места, как кажется, обозначались чертами, врезанными на передней стороне ступеней на расстоянии немного более 1/2 арш. одна от другой; места для ног несколько углублены. На нижней ступени, более широкой чем остальные, стояло 67 кресел из белого пентеликонского мрамора с надписями для лиц, удостоенных проэдрии, именно в 2-х крайних клиньях по 6, а в остальных по 5. Особенно богатыми украшениями отличается стоявшее в середине ряда кресло жреца Диониса Элев-

__________

* Причину постройки балюстрады Дёрпфельд (ук. соч. стр. 92) объясняет тем, что в те времена в орхестре должны были происходить гладиаторские игры и другие представления подобного рода, участники которых могли бы беспокоить зрителей, если бы последние не были отделены прочной перегородкой.

** С. I. А. III, 239:

Soi tode kalon eteuxe, filorgie, bhma qehtrou

FaidroV Zwilou, biodwtoroV AtqidoV arcoV.

 

 
251

 

терия. Не сохранилось на местах 15 кресел, но, вероятно, сюда же принадлежат 6 целых или обломанных кресел, найденных в других рядах. За первым рядом находится узкий проход, за которым начинаются обыкновенные места; впрочем во 2, 3 и 5 ряду есть отдельные почетные кресла и, кроме того, на нижних ступенях (не выше 24-й) еще 82 почетных места с надписями, предназначавшиеся преимущественно для жриц *. В некоторых местах театра в разное время были поставлены на пьедесталах статуи выдающихся лиц.

Орхестра имеет форму полукруга и отделена от мест для зрителей хорошо сохранившейся мраморной балюстрадой в l 1/2 арш. высоты. Орхестра искусно вымощена мраморными плитами: за каналом, находящимся непосредственно за балюстрадой, идет по изгибу орхестры узкая полоса из плит пентеликонского мрамора; в обрамленном таким образом пространстве лежат плиты из пентеликонского и гиметтского мрамора, образуя белые и темные ряды; в середине, несколько ближе к скене, чем к балюстраде, лежит 4-х угольная плита из пентеликонского мрамора, образующая середину большого ромба, выложенного плитами из пентеликонского, гиметтского и красноватого мрамора. Эту настилку Дёрпфельд относит к римским временам. Раньше, по его мнению, площадка орхестры была просто усыпана землей или покрыта глиной.

От здания скены сохранилось много фундаментов, принадлежащих разным эпохам. По-видимому, при перестройке здания в начале императорской эпохи стена проскения была выдвинута вперед к орхестре так, что соприкасалась с ее балюстрадой и закрыла собой пароды. Стена была тогда украшена мраморными барельефами, от которых сохранилось 4 плиты в западной ее половине; первая из них представляет рождение Диониса, вторая — почитание его в деревне, четвертая — почитание в городе; на третьей почти те же фигуры, что на 4-й, только в ином порядке. Плиты разделены тремя нишами, из которых в средней сохранилась мраморная статуя сидящего на корточках Силена; она, впрочем, несоразмерна с нишей и, вероятно, вставлена в нее лишь впоследствии, а первоначально имела другое назначение.

В дальнейшем изложении мы, естественно, будем обращать преимущественное внимание на афинский театр.

Сочинения о театральном деле в Аттике и о театре Диониса: W. Vischer, Die Entdeckungen in Dionysostheater zu Athen, Bern 1863. — A. Mueller, ст. в Philologus т. 23 и 35. - Linder, Dionysostheater in Athen, Stockholm

__________

* C. I. A. III. 303-384.

 

 
252

 

1865. - O. Benndorf, Beitrage zur Kenntniss d. Att. Theaters, Wien 1875. - L. Julius, ст. в Lutzow's Zeitschrift fur bild. Kunst т. 13 (1878). - J. R. Wheeler, ст. в Papers of the Amer, School at Athen т. I (1882). - U. uon Wilamowitz-Moellendorff, Die Buhne des Aeschylus в журн. Hermes т. 21. - Haigh, The attic theatre, Oxf. 1889. - O. Navarre, Dionysos. Etude sur l'organisation materielle du theatre Athenien, Par. 1895. — Планы развалин театра Диониса: Е. Curtius, Sieben Karten zur Topogгaphie von Athen, Bl. 7, кроме того, у Юлиуса (сост. архитектором Циллером; повторен A. Мюллером в Buhnenalterth. стр. 89), Каверо, Дёрпфельда и Рейша и др.

 

 

   

 



Rambler's Top100