В систематическом плане самой первой и в этом смысле наиболее абстрактной ступенью тео-космогонического процесса является Хаос. О том, что, по этимологии, это — «зияние», «зияющая бездна» или «зияющее пространство», уже говорилось выше («История». Введение). Гомер о нем не знает. У Гесиода он — подлинное начало (§ 1 а), но у орфиков выше него — Хронос (из которого Эфир и Хаос), а у Гигина («История», § 49 с) — Туман (Caligo). Овидий (§ 1 b) понимает его менее абстрактно — просто как бесформенную материальную массу. Понимали его в античности и как воздушное пространство (§ 3 b, с), и как пространство просто (отчасти уже Гесиод — § 3 а, но особенно философы — § 2 а, b), и как Аид (§ 4 а—с), и как вечность (§ 5), не говоря уже о метафорах (пример — в § 6). Наиболее осознан миф о Хаосе у орфиков и неоплатоников. Учитывая изначальность Хаоса и предшествие его всему чувственному и всему смысловому, они полагают его в основе самой идеальности, а учитывая его беспредельную распространенность, они учат о его диадичности. Получается, таким образом, миф об интеллигибельной материи, о «безднах» в недрах самой идеальности (не говоря уже о реальном). Кроме материалов из «Истории», § 44 d, см. Syr. in Arist. Met. II 1, 996 а 1; 4, 1000 a 19; XIV 4, 1091 b 4; Procl. in Tim. 24 e (I 176, 13 D.), in Parm. 137 d (VI, р. 1 21, 27 Cous.); Damasc. 50 (I 100, 19 Rue.).
1. a) Hes. Theog. 116 («Зияющая бездна» и беспорядочная масса)
См. «История», § 7.
b) Ov. Met. I 7 («Грубая и беспорядочная масса») См. «История», § 49 а.
2. а) Arist. Phys. IV 208 b 31 (Хаос — пространство) Видимо, и Гесиод правильно говорит, делая Хаос первым
началом... как если бы существам надлежало раньше дать пространство, ибо, как и большинство людей, считал, что все предметы находятся где-нибудь и в каком-нибудь месте.
b) Sext. Emp. Adv. math. Χ 11 —12 (Хаос—место)
(11) Древние мыслители относительно распорядка целого
предположили в качестве принципа всего место. Отправившись
отсюда, и Гесиод провозгласил:
Прежде всего во всей вселенной Хаос зародился, а следом Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный, —
утверждая, что Хаос есть место, вмещающее в себя целое. Именно, если бы он не лежал в основании, то ни земля, ни вода, ни прочие элементы, ни весь космос не могли бы и возникнуть. (12) Даже если мы по примышлению устраним все, то не устранится место, в котором все было, но оно остается, содержа три измерения: длину, глубину и ширину, не считая сопротивления. Вот это-то и специфично для тела.
3. а) Hes. Theog. 700 (Хаос — мировое пространство, — во время титаномахии)
Жаром ужасным объят был Хаос...
b) Aristoph. Nub. 424 сл. (Хаос — воздушное пространство)
И не будешь иных ты богов почитать, кроме
тех, кого сами мы славим! Безграничного Воздуха ширь (chaos), Облака
и Язык — вот священная троица!
c) Aristoph. Αν. 192
...С богов взимайте пошлину Со всякой жертвы, приносимой смертными По городу чужому и через Хаос.
[Последний стих отсутствует в переводе А. Пиотровского.]
4. а) Ov. Met. Χ 29—31 (Хаос — Аид, — слова Орфея в Аиде об Эвридике)
...Сей ужаса полной юдолью, 30 Хаоса бездной молю и безмолвьем пустынного царства: Вновь Эвридики моей заплетите короткую участь!
5. а) Verg. Aen. IV 509 сл. (О Дидоне)
И жрица, власы распустивши,
Трижды сто раз богов призывает, Эреба, Хаос...