•Delphicum oraculum,
ДЕЛЬФИЙСКИЙ ОРАКУЛ. По Эсхилу (Eum. 1 слл.),
Д. оракул впервые принадлежал древнейшей прорицательнице,
богине Гебе, которая
передала его своей дочери Фемиде, в эта — своей сестре
Фойбе, которая, в свою очередь, предоставила его, в виде
подарка при рождении (
geneqlioV dosiV),
своему внуку Фойбу Аполлону. По другим сказаниям, оракулом
владела
сперва
Гея совместно с прорицательницей (
promantiV)
горной нимфой Дафной, а затем — Гея с Посейдоном; Гея передала
свою часть
Фемиде, а эта Аполлону, который выменял часть, принадлежавшую
Посейдону, на остров Калаврию. По гомеровскому гимну в
честь пифийского Аполлона, Аполлон, вскоре после своего
рождения прибыв с острова Делоса, принимает оракул в свое
владение, убивая своими стрелами оберегавшего оракул змея
Пифона (или
Delfunh), сына Геи,
и назначая своими жрецами критских мужей из города Кносса.
Чтобы очистить себя от
убиения Пифона и смягчить гнев Геи, Аполлон должен был
бежать и служить восемь лет (великий год). Это наказание
Аполлона и его очищение символически изображал праздник
дельфийцев, совершавшийся через каждые восемь лет. Зажигали
хижину перед храмом, хижину Пифона, и бежали опрометью;
затем мальчик, представлявший собой Аполлона, во главе
процессии отправлялся из Дельф через Локриду, Дориду, гору
Ойту, области энианян и малийцев, в Темпейскую долину,
и здесь совершались над ним всякого рода очистительные
обряды. Лишь после своего очищения Аполлон вступил во владение
оракулом, с целью возвещать волю отца своего Зевса и содействовать
наступлению лучших и более просвещенных времен. Местом
оракула служила расселина в земле, испускавшая испарения
раздражающего свойства: над ней было выстроено святилище
(
aduton) большого храма Аполлона.
Место это, по преданию, было открыто пастухами, когда подошедшая
к нему коза была
охвачена судорогами. Над расселиной установлен был деревянный,
обложенный золотом треножник, на котором лежал сосуд, называемый
по-гречески
lebhV, fialh,
kukloV или
olmoV, а по-латински cortina.
Это была гладкая или только немного вогнутая круглая
плита, на которой помещалась пророчествующая жрица. В древнейшее
время роль Пифии играла девица, а позже женщина свыше 50
лет, одетая по-девичьи. В самое цветущее для оракула время
в служении при нем постоянно чередовались две Пифии, а
третья в случае надобности заменяла их место. Законным
временем для совещаний с оракулом первоначально считался
только седьмой день весеннего месяца
BwsioV (день
рождения Аполлона, в начале весны, около равноденствия),
а впоследствии известное время в каждом месяце. Конечно,
были и неблагополучные дни,
hmerai
apofradeV.
Очередь в допущении просителей (
qeopropoi,
приносивших дары, определялась жребием. В лавровых венках
с шерстяными
повязками, они приносили богу молитвы и жертвы (
crhsthria).
Когда по знамению жертвы день оказывался благоприятным
(
aisia) для совещания, тогда
Пифия, после предварительных омовений, в золотом головном
уборе
всходила на треножник
и возбуждаемая выходящими из земли парами произносила свои
прорицания, которые, если они не были выражены в стихотворной
форме, перелагались в стихи состоящими для этой цели в
служении при храме поэтами. Размер стихов и слог был эпический;
в позднейшее время, однако, употреблялась и проза. Эти
изречения давались в символической форме и отличались темнотою
и загадочностью. Собрание изречений оракула — к таковым
сборникам часто обращались за советом — было уже у Писистрата.
Hdt. 5, 90. К составу лиц, служивших при оракуле, принадлежали
еще так называемые
osioi, жрецы
и главные управляющие храма, происходившие от пяти священных
дельфийских родов,
profhtai,
истолкователи изречений оракула,
prospoloi
gunaikeV,
прислужницы, и
perihghtai, путеводители
приезжих. Д. оракул весьма древний,
хотя позднее додонского; уже в гомеровские времена пифийский
бог и его оракул знамениты. Od. 8, 79. Издревле Д. оракул
во многих отношениях оказывал влияние на греческие государства
(см.
Apollo, 2); первым
основанием этого влияния послужило учреждение пифийского
союза Амфиктионов (см.
Amphictyones).
Высшим авторитетом Д. оракул пользовался у дорийского племени,
особенно в Спарте. Даже не греческие народы чтили его,
особенно лидийские цари (Hpd. 1, 13. 14. 19. 25. 46 слл.)
и народы Италии. У эллинов Д. оракул пользовался своим
влиянием приблизительно до Пелопоннесской войны, до периода
просвещения. Причина падения его авторитета заключалась
отчасти в нем самом: покровительствуя известным политическим
партиям и не чуждаясь даже подкупа, он возбудил сначала
к себе недоверие, а затем даже презрение, так что Цицерон
(div. 2, 56) мог сказать, с точки зрения греческих философов
и особенно римлян, для которых оракулы всегда оставались
чуждым учреждением: cur isto modo iam oracula Delphis non
eduntur, поп modo nostra aetate, sed iam diu, ut nihil
possit esse contemtius? При императоре Адриане авторитет
оракула несколько поднялся снова, но предметы, о которых
совещались с ним, не имели политического значения и касались
большей частью мелких обстоятельств частной жизни. Поражаемый
святыми отцами, обираемый и угнетаемый римскими императорами,
он наконец был совершенно закрыт Феодосией около 390 г.
от Р. X. Большой, великолепный храм пифийского Аполлона,
выстроенный над расселиной
земли, был окружен обширною оградою (
periboloV),
покрытою меньшими храмами, сокровищницами, беседками (
lesch),
статуями
и обетными дарами. Богатства храма составлялись не только
из приношений за полученные изречения, но и из пожертвований
в виде десятины, посвящавшихся и по поводу особенно радостных
событий в жизни. Большая часть эллинских городов и даже
некоторые иностранные государства имели свои сокровищницы,
и, случалось, храм ссужал деньги даже за пределы Греции.
Thuc. 1, 121. Таким образом, и здесь, как на острове Делосе,
союзническое святилище амфиктионов служило местом, где
производились денежные обороты и куда обращались За денежным
вспоможением; оно представляло нечто вроде биржи. Древнейший
храм, построенный, по преданию, Агамедом и Трофонием, сгорел
в 548 г. до Р. X. Он был вновь отстроен с большим великолепием
в дорийском стиле Алкмеонидами, изгнанными Периклом; постройка
им обошлась в 300 талантов. Сооружение этого нового здания
потребовало, вероятно, много времени, потому что фронтонные
группы, исполненные ваятелями Праксием и Андросфеном, окончены
были лишь в 430 г. Храм этот, как показывают его остатки,
был из числа открытых (см.
UpaiqroV)
и внутри построен был в ионийском стиле, а снаружи — в
дорийском. На фронтонах с лицевой стороны изображены были
три дельфийских божества:
Артемида, Латона и Аполлон среди муз, на задней стороне
— Дионис с вдохновенными Фийадами (
QuiadeV)
возле устремляющейся вниз колесницы Гелия. Ср.: Welcker,
alte Denkm. I, стр.
151-178. Архитрав был украшен золотыми щитами побежденных
персов и галлов, которые оба угрожали однажды храму разорением.
В преддверии храма (
pronaoV)
начертаны были известные мудрые изречения:
Gnwqi
seauton и
Mhden agan и слово
Ei, непонятное уже для самих
древних. Ср.: Gottling. Abhandl. I, стр. 221. Близ этих
изречений мудрецов стояла статуя
Гомера. В самом храме находились изображения богинь судьбы
(
Moirai) и руководителей их,
Зевса и Аполлона (
ZeuV MoiragethV и
Apollwn
MoiragethV);
далее там стоял золотой кумир Аполлона и пред ним жертвенник,
на котором поддерживался
неугасаемый огонь. Там же, близ жертвенника, виднелись:
изображение земного пупа (
omfaloV thV
ghV)
— тумба из белого мрамора в виде усеченного конуса, обвитая
повязками,
и по обе стороны золотые изображения орлов, которые некогда
отпущенные Зевсом с противоположных концов земли встретились
на этом месте, почему и стало известно, что здесь центр
земли. Позади этой главной части храма был вход в собственное
святилище,
aduton; оно лежало
ниже и было под сводом, вроде пещеры; здесь была расселина
в
земле, а над нею — треножник;
здесь же стояла золотая статуя Аполлона и старое лавровое
дерево; сюда проведена была и вода источника Кассотиды,
бравшего свое начало в ограде храма. Пифия, прежде чем
всходила на треножник, вкушала листьев лавра и пила из
источника. Пред входом в храм находился алтарь для всесожжении
и возле него большой золотой треножник, принесенный в дар
греками после Платейской битвы (Hdt. 9, 81). Это была золотая
чаша на медной подставке, состоявшей из трех обвивающих
друг друга змей, головы которых вверху были обращены в
разные стороны. Часть этой подставки, по всей вероятности,
сохранилась в Константинополе и в подлинности ее нет основания
сомневаться. Ср.: Frick, das Plataeische Weihgeschenk in
Konstantinopel (1859).