В многотысячелетней истории человеческой культуры трудно найти здание, более известное, чем Парфенон — замечательный древнегреческий храм, стоящий на вершине афинского Акрополя. Ему посвящали проникновенные строки сотни специалистов.
«Парфенон не только занимает центральное место в аттическом зодчестве второй половины V века до н. э., но и является одним из величайших произведений мировой архитектуры» — писал выдающийся знаток античной культур В. Д. Блаватский1. «Руины древнего Парфенона, до сих пор украшая Акрополь, стали в наше время символом человеческой культуры и творческого гения» — мнение крупнейшего специалиста по истории древней Греции К. М. Колобовой2.
Каждый культурный человек без труда может во много раз увеличить список подобных высказываний об этом замечательном произведении зодчества. О Парфеноне знают, наверное, все, даже те, кто никогда не был в Афинах, его мечтают увидеть миллионы людей. Его изучали архитекторы, искусствоведы, археологи, историки, им восхищались лучшие умы человечества, ему посвящены сотни книг и тысячи статей. Естественно, после этих слов у читателя может возникнуть вопрос—а нужна ли в таком случае еще одна книга о Парфеноне? Не проще ли, например, переиздать какое-либо классическое исследование? Однако мы полагаем, что предлагаемая работа имеет право на существование и найдет своего читателя, поскольку она по своему замыслу отличается от обычных книг, посвященных Парфенону.
Мы предполагаем только самым кратким образом коснуться того, что обычно составляет «сердцевину» типичных исследований о Парфеноне— его конструкции и декора, художественных особенностей и места в истории древнегреческого и мирового зодчества.
Наша же задача—совсем иная. «Habeat domus sua fata» («Здание имеет свою судьбу») — говорили древние римляне. В соответствии с этим принципом, мы хотели бы проследить историю этого здания-символа. За время своего существования Парфенон был и древнегреческим храмом богини Афины-Девы, и православной церковью, и католическим собором, и мусульманской мечетью. Его обстреливали из пушек, под него подводили мины. Исследовали его выдающиеся ученые, рисовали прекрасные художники. Фрагменты скульптур, украшавших Парфенон, хранятся в лучших музеях мира как величайшая драгоценность. Художественную ценность скульптур Парфенона определял на специальном заседании британский парламент.
Рассказать о «жизни» выдающегося здания, о судьбах людей, связанных с ним—такова главная цель этой небольшой книжки. Мы хотели бы также осветить обстоятельства, при которых было принято решение о строительстве Парфенона, историю его создания, его функции, как главного храма Афин и одной из сокровищниц полиса. Наконец, особой нашей задачей является рассказать о первых попытках русских специалистов исследовать Парфенон. Одним словом, наша основная цель — говорить о тех проблемах, которые обычно в научной литературе, посвященной Парфенону, остаются в тени.
Мы льстим себя надеждой, что этот рассказ будет не только занимательным, но и поучительным, поскольку судьба Парфенона столь же уникальна, как и его облик.