Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
9

Глава I

Парфенон

В 449 г. до P. X. народное собрание Афин приняло решение о перестройке важнейшего общественного центра города—Акрополя. Акрополь, все здания которого лежали в руинах со времени персидского нашествия 480—479 гг. до P. X., решено было превратить в священный участок, украшенный великолепными сооружениями. Руководство перестройкой возложили на Фидия, величайшего скульптора Эллады того времени и личного друга общепризнанного руководителя Афинского государства в это время — Перикла.

Акрополь находится на естественном возвышении в центре города (156,2 м над уровнем моря и 70—80 м над окружающей равниной). С трех сторон этот скалистый холм круто обрывается вниз и только с западной имеется постепенный, хотя и довольно крутой спуск. Размеры поверхности Акрополя, своего рода платформы — 270 (запад-восток)х 156 (север-юг) метров.

Важнейшую часть программы перестройки Акрополя составляло возведение главного храма города, храма богини-покровительницы его—Афины3. Очень удачно было выбрано место для возведения храма. Для него предназначили высокую площадку, увенчивающую верхнюю плоскость скалы Акрополя, где афиняне, правда, уже начали строить другой храм и даже частично возвели его (были созданы субструкции, положен нижний ряд камней в стенах, начато возведение колонн), когда было принято решение об изменении плана. Строительные остатки более раннего храма частично использовали при строительстве Парфенона (подробнее см. гл. III).

Новый храм стал организующим центром всего ансамбля Акрополя, включавшего помимо Парфенона монументальный вход — Пропи-

3 Обычно все называют данный храм Парфеноном, производя это название от эпитета богини Афины — Дева (по древнегречески — Парфенос), что, строго говоря, не совсем верно, поскольку этот эпитет характерен только для относительно позднего времени и появляется только в поэтических произведениях. Официально храм назывался храмом Афины Полиады, то есть Афины — защитницы города. См.: Жебелев С. А. Парфенон в «Парфеноне» // ВДИ. 1939. №2.
10
Афинский Акрополь

Рис. 1 Афинский Акрополь

леи, храм Ники Аптерос (бескрылой Победы), Эрехтейон, огромную статую Афины Промахос (Афины, сражающейся впереди) и др. Хотя иногда высказываются сомнения в том, что Акрополь создавался по единому плану, однако против этого мнения свидетельствуют и надежные древние источники, и то впечатление художественного единства, которое обычно производит этот ансамбль на посетителей Акрополя.

Главная точка зрения на Парфенон была несомненно с угла, с северо-запада, от Пропилей. Именно с этой стороны Парфенон кажется наиболее монументальным, пышным и живописным. Однако Парфенон был рассчитан на обозрение не только с этого места. Он был поставлен столь удачно, что его можно было видеть и из любой точки города, и из прилегающих частей Аттики, он открывался взору всех, кто

11
Пропилеи. Реконструкция

Рис. 2

Пропилеи. Реконструкция

подплывал к Афинам на многочисленных судах. При взгляде на Парфенон из города он производил наиболее сильное впечатление с запада, с холма Пникс4, с того самого холма, на котором проходили заседания народного собрания.

Проект храма разработали Иктин и Калликрат. Тщательностью разработки проекта объясняется та чрезвычайная быстрота (по понятиям того времени), с которой был построен храм. Строительство его велось с 447 по 438 гг. до P. X., отделочные работы продолжались до 432 г.

Храм предназначался для хрисоэлефантинной (то есть сделанной из золота и слоновой кости) статуи Афины, изваянной Фидием. Все размеры здания согласованы с величиной статуи, поскольку изображение богини являлось исходной точкой всей композиции. Высота статуи (по подсчетам современных исследователей) — чуть больше 10 метров5.

4 Брунов Н. И. Памятники афинского Акрополя. Парфенон и Эрехтейон. М.,1973. С. 30.
5 Плиний (Plin., Nat. Hist., XXXVI, 18) говорит о 26 локтях, то есть примерно 11,5 м, но эта высота—вместе с постаментом. См.: Ijeipen N. Athena Parthenos: A Reconstruction. Toronto, 1971. P. 23.
12
Храм Ники Аптерос

Рис. 3 Храм Ники Аптерос

По своему плану Парфенон6—периптер, окруженный колоннадой из 46 колонн. Он возведен на стилобате, имеющем 69,54 м в длину и

6 Описание устройства Парфенона см.: Блаватский В. Д. Архитектура античного мира. М., 1939. С. 49—54; Брунов И. И. Памятники афинского Акрополя... Всеобщая история архитектуры. Том II. Кн. 1. М., 1949. С. 151—161; Всеобщая история архитектуры. Том II, М., 1973. С. 193—213; Колобова К. М. Древний город Афины и его памятники. Л., 1961. С. 110—208; Boardman J., Beschi L. The Parthenon
13
Эрехтейон

Рис. 4 Эрехтейон

30,89 м в ширину, таким образом отношение ширины к длине — 4:9. Парфенон представляет храм дорического ордера, но в его архитектуре встречается ряд элементов ионического. Внешняя колоннада Парфенона состояла из дорических колонн, но вместо обычных шести колонн фасада архитекторы поставили восемь. Восьмиколонный фасад создавал впечатление богатства и пышности колоннады, которые не свойственны дорическому ордеру, характеризующемуся большей су-

and its Sculptures. London, 1985; Collignon M. Le Parthénon. L’histoire, l’architecture et la sculpture. Paris, 1912; Gardner E. The Parthenon. Its Science of Formes. New York, 1926; Korres M. The Architecture of the Parthenon // The Parthenon and its Impact in Modern Times. Ed. by P. Tournikiotis. Athens, 1994. P. 54—97; Michaelis A. Der Parthenon. Leipzig, 1871.
14
Макет Акрополя

Рис. 5

Макет Акрополя. 1 — Храм Ники 2 — Пинакотека 3 — Пропилеи 4 — Пеласгические стены 5 — Статуя Афины Промахос 6 — Место расположения «Старого храма» Афины 7 — Эрехтейон 8 — Алтарь Афины 9 — Парфенон

15
Парфенон. Вид с запада

Рис. 6

Парфенон. Вид с запада

ровостью и монументальной лаконичностью. Такого типа фасад, как фасад Парфенона, более характерен для ионического ордера. В этом приеме можно видеть влияние больших восьмиколонных ионических храмов Ионии, воздвигнутых еще в VI в. до P. X.7

Боковые стороны Парфенона имели по семнадцать колонн, диаметр которых равен 1,905 м, диаметр угловых колонн был увеличен до 1,944 м. Общая высота колонн (с капителями)—10,43 м. Каждая из них состояла из 10—12 барабанов. Число каннелюр — 20, что отвечает норме, принятой в V в. до P. X. Колонны обладали энтасисом — небольшим утолщением к центру при общем уменьшении диаметра колонны от основания к капители (уменьшение составляло 4,06 см на один погонный метр). Энтасис характерен для дорического ордера и применялся для придания большего изящества колоннаде, которая в противном случае казалась бы рядом длинных и негармоничных столбов (слишком толстых внизу и тонких вверху конусов). Угловые колонны храма несколько толще остальных и расположены на укороченном расстоянии от соседних. Это сохраняло впечатление массивности

7 Брунов Н. И. Памятники... С. 68.
16
План Парфенона

Рис. 7

План Парфенона: 1. пронаос; 2. гекатомпедон (наос); 3. парфенон; 4. опистодом

угловых колонн, так как иначе они казались бы тоньше других, тех, на которых не лежала основная тяжесть перекрытия.

Небольшая кривизна заметна и в горизонтальных линиях стилобата и ступеней, ведущих к нему, а также в горизонтальных линях архитрава, фриза и карниза. В центре ступени стилобата на 10 см выше, чем по краям. Кроме того, оси колонн не строго вертикальны, но слегка наклонены вовнутрь. Все это делалось для того, чтобы компенсировать недостатки человеческого зрения, поскольку человеку строгая горизонталь при большом удалении ее концов кажется вогнутой. Как заметил один из исследователей, полное отсутствие прямых линий — характерная особенность Парфенона, он построен скорее на субъективной, чем на объективной основе.

Интерколумнии фасадных сторон составляли 2,4 м. Угловые интерколумнии сужены до 1,78 м. Капители Парфенона—типичный образец дорийской капители. Высота капители равна 0,082 общей высоты колонны. Пропорции антаблемента более легкие, чем это обычно принято в дорическом ордере. Высота его составляет 0,316 высоты колонны (3,29 м). Высота архитрава равна высоте фриза (1,345 м). Соотношение высот архитрава, фриза, карниза— 10: 10:4,46.

17
Разрез западного портика Парфенона

Рис. 8

Разрез западного портика Парфенона

Над каждой колонной и каждым интерколумнием располагался триглиф. Ширина метоп различна, она колеблется от 1,317 до 1,238 м, уменьшаясь от центра фасада к углам. Двускатная крыша имеет наклон 13,5 градуса. Высота фронтона (3,55 м) и ширина (28,35 м) дают соотношение 1:8.

18

План Парфенона несколько сложнее плана обычного периптерального храм. Помимо пронаоса, целлы, опистодома там был еще неглубокий зал за опистодомом, служивший для хранения казны афинского государства.

Все внутренние помещения Парфенона, включая колоннады пронаоса и опистодома, приподняты над уровнем стилобата на две ступени (всего 0,71 м). За колоннами торцовых сторон расположены портики пронаоса и опистодома, каждый из которых состоял из шести колонн высотой 10,08 м и диаметром 1,646 м (восточный портик) и 1,717 м (западный портик). Общие их пропорции несколько облегчены по сравнению с внешней колоннадой. Глубина пронаоса—5,42 м, опистодома—5,28 м. Они обрамлены с боков выступами антов. Большие двери вели из пронаоса и опистодома соответственно в целлу и сокровищницу. Размеры дверей: 4,92 м ширины и 10 м высоты.

Внутри целлы Парфенона находилась двухъярусная колоннада дорического ордера, окружавшая с трех сторон место статуи Афины: вдоль боковых и задней стены целлы. Продольные ряды колоннады имели по девяти колонн. Оба ряда заканчивались квадратными столбами с пилястрами, между которыми находились три колонны заднего поперечного ряда. На архитравах этой колоннады стояли колонны второго яруса. Подобное устройство колоннады внутри целлы имело большой художественный смысл. Расположение колоннады в виде буквы П, обрамлявшей статую Афины, придавало законченность внутреннему пространству, поскольку колоннада замыкала его со стороны, противолежащей входу. Вместе с тем статуя Афины выступала на фоне колонного обрамления более эффектно, чем в том случае, если бы здесь отсутствовал задний ряд колонн. Кроме того, двухъярусная колоннада зрительно увеличивала размеры статуи Афины, придавая ей еще большую монументальность. За целлой храма находился сообщавшийся с опистодомом прямоугольный зал размером 19,21 х 13,33 м (сокровищница). Потолок его поддерживали четыре колонны ионического ордера.

Очень большую роль в декоре храма играла скульптура. Ее значение в создании общего облика Парфенона столь велико, что некоторые исследователи даже утверждают, что весь Парфенон можно воспринимать как своего рода постамент для скульптуры. Скульптура располагалась на фронтонах и метопах наружной колоннады, а также по фризу наружной стены внутреннего помещения храма. В последнем случае также можно видеть проникновение черт, характерных

19
Парфенон. Восточный фасад и фриз

Рис. 9

Парфенон. Восточный фасад и фриз

для ионического ордера, ибо в дорическом ордере фриз не украшался сплошной линией скульптуры.

Скульптурный декор храма был выполнен под руководством Фидия и частично им самим. Западная фронтонная композиция воспроизводила спор Афины с Посейдоном за обладания Аттикой. Восточный фронтон не восстанавливается с достаточной достоверностью, хотя несомненно, что основная идея представленной здесь сцены — рождение богини Афины. На метопах восточного фриза воссозданы эпизоды борьбы богов и гигантов, западного—битвы афинян с амазонками, южного—схватки кентавров с лапифами, северного—падения Трои. Большую смелость проявил Фидий, выбрав для фриза не мифологический сюжет, а изображение панафинейского шествия — центральной части важнейшего праздника Афин — Панафиней.

Большую роль в декоре храма играла и живопись. Окраска выделяла формы и подчеркивала тектонику сооружения. Колонны, кроме узкой полоски, отделяющей шейку капители, сохраняли естественный цвет пентеликонского мрамора. Архитрав оставался неокрашенным, фриз же — ярко раскрашен: триглифы—синие, фон метоп — красный, тении—темно-красные. Скульптурные группы также были раскрашены как на метопах, так и на фронтонах.

Подготовлено по изданию:

Маринович Л. П., Кошеленко Г. А.
Судьба Парфенона. - М.: Языки русской культуры, 2000. - 352 с.: ил. - (Язык. Семиотика. Культура).
ISBN 5-7859-0108-0
© Л. П. Маринович, Г. А. Кошеленко, 2000
© А. Д. Кошелев. Серия «Язык. Семиотика. Культура», 1995
© В. П. Коршунов. Оформление серии, 1995



Rambler's Top100