Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
41

Жестоканов С. М. (Санкт-Петербург)

Внутренняя политика Кипселидов при Периандре

В ходе «архаической революции» VII—VI вв. до н. э. наряду с глубокими преобразованиями социально-экономической структуры эллинского общества произошли серьезные изменения и в политической системе греческих полисов. В большинстве развитых городов Греции вслед за свержением аристократического правления были установлены режимы тирании. Пришедшие к власти при поддержке демоса тираны вынуждены были под давлением рядовых граждан идти на определенные преобразования, однако по мере упрочения своих режимов они все чаще прибегали к методам подавления недовольных проводимой ими политики.
Мы остановимся на вопросах внутренней политики, осуществляемой вторым коринфским тираном Периандром.
Свержение в Коринфе в середине VII в. до н. э. олигархии Бакхиадов и приход к власти Кипсела, по-видимому, рассматривался современниками как реставрация старой «героической монархии».1 Установление же подлинной тирании в Коринфе традиция приписывала его преемнику Периандру.
Так Николай Дамасский сообщает: Периандр, сын Кипсела, царя коринфян, как старший в. роде получил от отца царскую власть (τήν βασιλείανί и жестокостью и насилием превратил ее в тиранию (έξέτρϊψίν αυτήν εις τυραννίδα, fr. 58,1 Jacoby.— Пер. наш).
На это же указывает и Аристотель: Периандп прежде всего изменил форму власти (μετέηησε τήν αρχήν. fr. 611, 20 Rose.— Пер. наш).2
Вероятно, к концу правления Кипсела уже возникла оппозиция против существующего режима единовластия,3 и его наследник вынужден был отстаивать свои права с помощью силы. Для борьбы с противниками и обеспечения личной безопасности Периандр создал личную гвардию, состоявшую из трехсот копьеносцев (Arist., loc. cit; Nic. Dam., fr. 58,1; Diog. Laert., I. 98).

1 Лурье С. Я. История античной общественной мысли. М.; Л., 1929. С. 74; Andrewes A. The Greek tyrants. London, 195ft. P. 48; Mosse C. La tyrannie dans la Grece flntique. Paris, 1969. P. 30; Oost S. I. Cypselus the Bacchiad .// CI. Ph., 1972, V. 67. P. 21—22; Fine J. The ancient Greeks, a critical history. London, 1983. P. 110.
2 Ure P. N. The origin of tyranny. Cambridge, 1922. P. 190; Andrewes A. The Greek tyrants. P. 47; Oost S. 1. Cypselus the Bacchiad. P. 29.
3 Plass Η G. Die Tyrannis in ihren neiden Perioden bei den alten Griechen Bremen, 1859. Τ. 1. S. 157; O'Neill J. G. Ancient Corinth with a topographical sketch of the Corinthia. Baltimore, 1930. Part. 1. P. 124; Оliva P. Rana fecka tvrannis. Praha, 1954. S. 229—231; Oost S. I. Cypselus the Bacchiad. P. 30.
42

О подавлении коринфским тираном оппозиции рассказывает Геродот: тогда-то тиран начал проявлять величайшую жестокость к своим гражданам. Всех уцелевших от казней и изгнаний Кипсела теперь прикончил Периандр (Hdt., V, 92. Пер. Г. А. Стратановского).
Кто составлял эту оппозицию, мы не знаем. Может быть, отстраненные от власти аристократы, воспользовавшись смертью Кипсела, пытались восстановить порядки, существовавшие в Коринфе до утверждения тирании. Но не исключено, что в движение пришли уже торгово-ремесленные слои, не видевшие после подавления тиранами их противников-аристократов необходимости в дальнейшем существовании твердой власти.
Поздняя традиция приписывает Периандру установление традиционных для тирании методов правления, которые, по мнению Аристотеля, включали ликвидацию выдающихся граждан, способных возглавить оппозицию, запрет собраний и создания сообществ, а также постоянный контроль за деятельностью сограждан (Pol., V, 9, 2, 1313 а).
Геродот (V, 92) и Плутарх (Conv. Sept. Sap.. 2) называют наставником Периандра в проведении жесткой внутренней политики милетского тирана Фрасибула. Аристотель же считает создателем традиционной для тиранов системы управления Периандра, а Фрасибула — учеником коринфского тирана (Pol III, 8, 3—4, 1284 а) .4
Проведение жесткой политики, направленной на сохранение установленного Кипселом автократического режима, и послужило основанием для формирования представлений о Периандре как правителе, изменившем форму правления.5 В действительности же форма правления осталась прежней, изменились лишь методы ее функционирования.
Предшественником Периандра в широком использовании жестких методов управления для поддержания своей власти был, вероятно, Фейдон Аргосский, что позволило причислить последнего к ранним тиранам (Arist., Pol., V, 8, 4, 1310 b). Оба правителя опирались при этом на полученную ими от предшественников царскую власть. Однако путь Периандра к императивной автократии был облегчен тем, что коринфская аристократия в значительной степени была подавлена его предшественником (Hdt., V, 92), в то время как для установления абсо-

4 По мнению А. И. Доватура, данное противоречие в традиции объясняется тем, что Аристотель воспроизводил рассказ по памяти или использовал другие источники (Доватур А. И. Политика и Политии Аристотеля М.; Л., 1965. С. 317)
5 Plass Η. G. Die Tyrannis... S. 157; Wade-Gerу Η. Т. Tyrants // САН. Vol. 3 1925. P. 552; O'Neill J. Ancient Corinth... Ρ 124—125· Вerve H. Tyrannis bei den Griechen. München, 1907. Bd. 1. S. 22.
43

лютного единовластия Фейдону необходимо было сломить сопротивление аргосской знати.6
Наследник Кипсела, по-видимому, осознавал невозможность устранения оппозиции только при помощи репрессий. Согласно сообщениям Геродота, в начале своего правления он даже правил мягче, чем его отец (V, 92), но, вероятно, уступки тирана, как это часто случается, вызывали увеличение требований и порождали мысль о слабости правителя, после чего Периандр вернулся к жесткой линии управления.
Тем не менее Периандр не замкнулся только на негативных методах осуществления своей власти, но проводил и некоторые преобразования. Одно из таких преобразований было направлено на ограничение,рабского труда. Об этом рассказывает Николай Дамасский: он (Периандр) препятствовал гражданам в приобретении рабов (έχώλυέ τζ τους τ:ολίτας δούλους χτάσθai fr. 58,1— Пер. наш). Аналогичное сообщение передает Аристотель (fr. 611, 20) И Свида (s. V. Περίανδρος).
Дж. Сэлмон считает, что Периандр не запрещал использование рабов вообще, а лишь ограничивал их количество.7 П. Олива полагает, что эта мера была направлена на ослабление возросшего могущества торгово-ремесленной верхушки.8 Советский историк С. Я. Лурье считает, что коринфский тиран, ограничивая рабство, стремился предотвратить новое скопление большого количества наделов в одних руках.9
По мнению же подавляющего большинства исследователей, данное ограничение было призвано обеспечить работой разорившихся крестьян, утративших свои наделы и вынужденных за определенное вознаграждение служить по найму. Применение же в производстве рабского труда создавало конкуренцию свободным работникам и лишало их средств к существованию.10
Однако в период архаики применение рабского труда было еще в целом ограниченным и основными производителями оставались свободные работники, феты и полузависимые арендаторы, подобные афинским гектеморам и пелатам. Рабы, как правило, использовались в непроизводственной сфере, в домашнем быту в качестве прислуги, в сфере же производства только как вспомогательная сила для неквалифицированной работы.11

6 Andrewes A. The Greek tyrants. P. 41—42; Finley Μ. I. Early Greece. The bronze and archaic ages. London, 1970. P. 106.
7 Salmon J. В. Wealthy Corinth. A history of the city to 338 В. C. Oxford, 1984. P. 200.
8 Oliva P. Rana Fecka tyrannis. S. 229—231.
9 Лурье С. Я. История античной общественной мысли. С. 76.
10 Ure Ρ N. The origin... P. 192, η. 1; Ql'o'tz G. Histoire grecaue. Paris, 1938. V. 1. P. 321; Haywood R. Mi Ancient Greece and the Near East.'New York, 1964. P. 227; Fine J. The ancient Greeksv .. P. 114.
11 Лурье С Я. История античной общественной мысли. С. 53; Ni1sson Μ. P. The age of the early tyrants. Belfast, 1936. P. 11—13; Will Ed Korinthiaka. Recherches sur l'histoire et la civilisation de Corinthe des origities aux guerrcs Mediques. Paris, 1955. P. 510.
44

Приток рабов-варваров, составлявших в последующие времена значительную часть производительных сил, еще не был стабильным. Источником их поступления были преимущественно пиратские рейды и перекупка на невольничьих рынках. Рабы-варвары в период архаики, по-видимому, стоили довольно дорого. Значительное количество рабов-чужеземцев в Греции появляется только в V в. до н. э., особенно со времени Греко-персидских войн, когда театр военных действий охватил практически все Восточное Средиземноморье. Но даже для V—IV вв. до н. э., когда количество рабов в Греции резко возрастает, возможность их конкуренции по отношению к свободным производителям ставится рядом историков под сомнение.12
В связи с этим нам представляется более вероятным, что под ограничением Периандра в приобретении рабов следует понимать установление определенных препятствий для превращения в рабов разорившихся крестьян-должников.13
О закабалении должников в Коринфе традиция не сообщает, но, по-видимому, известное порабощение мелких земледельцев в досолоновской Аттике (Arist. Ath. Pol., II, 2; Plut. Sol., 13, 4) не было исключительным явлением, и подобные процессы происходили в VII—VI вв. до н. э. и в других полисах Греции.
По крайней мере, о росте задолженности в Коринфе нам известно. Николай Дамасский сообщает о содержании несостоятельных должников под стражей до выплаты ими долга (fr. 57,5). Но значительная, если не подавляющая, часть должников определенно не могла выплатить долгов. В таком случае, какова была их дальнейшая судьба? Пожизненное содержание их под стражей сомнительно. Напрашивается логичный, на наш взгляд, вывод, что они так же, как и в досолоновской Аттике, по истечении определенного законом времени превращались в долговых рабов своих кредиторов.
Если наше предположение верно, то запрет или, по крайней мере, ограничение на превращение свободных земледельцев в долговых рабов, предвосхищавшее аналогичную реформу Солона, было еще одной мерой, направленной на сглаживание социальных противоречий. В ослаблении социальной напряженности в Коринфии Кипсел сделал первый шаг, наделив безземельных крестьян землей, частично из фонда конфискованных владений Бакхиадов и их сторонников (Nic. Dam. fr. 57,7),14

12 Pöhlmann R. Geschichte der sozialen Frage und des Sozialismus in der antiken Welt. München, 1925. Bd. 1. S. 525sq.; Ehrenberg V. The people of Aristophanes. A. soziology of attic comedy. London, 1943 P. 97ff., Will Ed. Korinthiaka. . . P. 510.
13 К данному выводу, по-видимому, склоняется Э. Билль, утверждающий, что большинство рабов в Бакхиадском Коринбе составляли закабаленные крестьяне (Will Ed. Korinthiaka... P. 510—512).
14 Meyer Ed. Geschichte des Altertums. Stuttgart. 1928. Bd. 2 S. 620 sq.; O'Neill J. G. Ancient Corinth... P. 122; Will Ed. Korinthiaka... P, 477—481; Η alii day W. R. The growth of city-state. Chicago,
45

частично выводом разорившихся земледельцев в колонии.15 Периандр, возможно, под давлением низов делает второй шаг, устанавливая определенные ограничения на закабаление должников. Эта мера была особенно актуальной в связи с ростом оппозиции в Коринфе, когда разорившиеся земледельцы могли стать орудем в руках противников тирании Кипселидов.
Поздняя традиция упрекает Периандра в том, что он не оставлял гражданам свободного времени, постоянно выискивая им работы. Те, кого тиран находил сидящими без дела на агоре, подвергались наказанию (Nic. Dam. fr. 58, 1; Suidas, s. ν. Περίανδρος). Николай Дамасский объясняет такие действия коринфского тирана страхом его перед возможностью возникновения заговора. Определенно, в интерпретации Николая Дамасского заключена доля истины, но, нам кажется, на данное объяснение повлияло и предубеждение современников автора в отношении физического труда, достойного, по их мнению, скорее рабов, чем свободных граждан.
Такое негативное отношение к труду могло возникнуть вместе с широким использованием в производстве рабской силы. В период архаики, когда основным производителем оставался свободный работник, такого предубеждения еще не существовало.16
По-видимому, Периандр, подобно другим тиранам, широко проводил общественные работы для благоустройства Коринфа, цель которых заключалась не только в украшении города, но и в обеспечении неимущих горожан заработком.17
Позднее, когда Перикл осуществлял грандиозное строительство на акрополе, он также стремился не только к архитектурной славе Афин, но и к обеспечению средствами городской бедноты (Plut. Per., 12).
О широкой строительной деятельности Кипселидов в Коринфе свидетельствуют данные археологических исследований. Ко времени Периандра относят сооружение крупнейшего в Коринфе святилища, в современных работах называемого обычно храмом Аполлона.18 С именем Периандра связывают также

1967 Р. 94; Drews R. The first tyrants in Greece // Historia. 1972. Bd. 21. Heft 2 P. 134; Jeffery L. Η. Archaic Greece. The City-States 700— 500 В С London, 1976. P. 148; Snodgrass A. Archaic Greece. The age of experiment. Berkeley, 1980. P. 96; Fine J. The ancient Greeks... P. Ill, 132
15 Will Ed. Korinthiaka... P. 511; Mosse C. La tyrannie... P. 32; Salmon J. B. Wealthy Corinth... P. 216.
16 Nilsson Μ. P. The age of the early tyrants. P. 12—13.
17 Ure P. N. The origin... P. 192; Berve H. Tyrannis... S. 23—24; Arnheim Μ Т. Aristocracy in Greek society. London, 1977. P. 125; Fine J. The ancient Greeks... P. 113—114; Salmon J, B. Wealthy Corinth. P. 201—202.
18 Burn A. R. The Lyric age of Greece. London, 1960. P. 187; Roebuck С Some aspects of urbanization in Corinth // Hesperia. 1972. V. 41. Ρ 126; Salmon J. В. Wealthy Corinth... P. 202.
46

благоустройство источников Главка и Пейрены, при этом от последнего в центр города был проведен водопровод (Paus., II, 3,2).19 По мнению Дж. Сэлмона, при наследнике Кипсела на Акрокоринфе было построено святилище Деметры и Персефоны, а также большинство мелких храмов в самом городе.20 Кроме строительных работ в городе в правление Периандра коринфяне проложили через Истм диолк — мощеную дорогу для транспортировки кораблей из Саронического залива в Коринфский,21 что значительно облегчило путь из Эгеиды к западным колониям (подробнее на вопросе о сооружении диолка мы остановимся при рассмотрении экономической деятельности Периандра).
В одном из фрагментов Аристотеля сохранилось сообщение о запрете Периандра на переселение из сельской местности в Коринф (Arist., fr. 611, 20; ср. Diog. Laert., I, 98). Вероятно, земледельцы, утратившие свои наделы, стекались в город, где с развитием торговли и ремесла появилась перспектива получить заработок, хоть и незначительный, но в меньшей степени зависевший от сезонных работ.
Об увеличении городского населения в Коринфе свидетельствуют раскопки американских археологов, открывших в старой части поселения остатки стены VII в. до н. э. Периметр стены, даже если предположить, что часть города оставалась незастроенной, показывает, что население Коринфа значительно превышало количество людей, способных прокормиться за счет земель, расположенных в окрестностях.22
Скопление сельского населения в городе приводило к повышению социальной напряженности и могло быть использовано в своих целях противниками тирании. Обеспечить же работой всю массу разорившихся земледельцев даже в таком экономически развитом городе, как Коринф, по-видимому, было невозможно.23
Понимая опасность сосредоточения в Коринфе безземельных крестьян, Периандр запрещает переселение из сельской округи и, очевидно, следуя политике отца, отправляет их в новые колонии.
На сглаживание социальной дифференциации, вероятно, были направлены распоряжения Периандра, запрещавшие из-

19 Berve Η. Tyrannis. .. S. 23; S а 1 m о η J. В. Wealthy Corinth. P. 201.
20 Salmon J. B. Wealthy Corinth... P. 201.
21 Jeffery L. H. Archaic Greece... P. 148—149; Sealey R. A. History of the Greek Sity-States 700—338 ВС. Berkeley, 1976. P. 52; Fine J. The ancient Greeks... P. 113; Salmon J. B. Wealthy Corinth... P. 202.
22 Nilsson Μ. P. The age of the early tyrants. P. 14; ср.: Roebuck C. Some aspects... P. 121—124.
23 Г. Берве (Tyrannis... S. 23), Дж. О'Нейлл (Ancient Corinth... P. 182) if P. Хэйвуд (Ancient Greece.,.. P. 227) предполагают, что запрет на переселение в город был вызван заботами Периандра о развитии земледелия. Дж Сэлмон (Wealthy Corinth. P. 203—204) считает, что данный запрет распространялся только на политических противников тирании.
47

лишнюю роскошь. Для контроля за выполнением этого постановления тиран учредил специальную комиссию, следившую в частности, чтобы расходы коринфян не превышали получаемых ими доходов (Arist., loc. cit).24 В Афинах, возможно, с этой же целью принял закон против роскоши тиран Писистрат (Plut. Sol., 31).
Сообщение Аристотеля об уничтожении, по приказу Периандра, всех коринфских сводниц (fr. 611, 20), возможно, свидетельствует о заботе тирана об укреплении нравственности граждан.25
К. О. Мюллер утверждает, что политика Периандра во многом имела антидорийскую направленность.26 Ссылаясь на Аристотеля (Pol., V, 9, 2, 1313 а), немецкий антиковед указывает на уничтожение коринфским тираном существовавших с древних времен традиционных дорийских институтов: совместных трапез граждан-сисситий и общественного воспитания в аге-лах.27 Точку зрения К. О. Мюллера разделяет советская исследовательница Т. Ф. Новикова.28
Однако обратившись к источнику, мы увидим, что антидорийская политика приписана Периандру безосновательно.
В отрывке, на который К. О. Мюллер ссылается для обоснования своего мнения, Аристотель лишь указывает, что Периандр был автором многих методов управления, составлявших систему традиционной политики тиранов. При этом Аристотель не конкретизирует, какие именно методы были изобретены коринфским тираном. Более того, автор сообщает, что многие приемы управления были заимствованы у варваров. А затем, уже безотносительно к какому-либо тирану, Аристотель перечисляет эти методы и приемы, в том числе уничтожение общественных трапез и общественного воспитания. Смысл же их упразднения, по мысли автора, заключается в стремлении тиранов воспрепятствовать созданию сообществ граждан, в среде которых могли возникнуть заговоры против существующих режимов единовластия.
Кроме того, упоминаний о сисситиях и общественном воспитании лаконского типа в других полисах Греции, помимо Спарты и Крита, насколько нам известно, в традиции нет.
Но даже если допустить, что эти институты некогда существовали в Коринфе, они вряд ли сохранились бы при олигархии Бакхиадов, в правлении которых в Коринфии (в отличие

24 O'Neill J. G. Ancient Corinth... P. 128; Will Ed. Korinthiaka... p. 512—514; Berve H. Tyrannis... S. 22—23.
25 Berve H. Tyrannis... S. 23.
26 Müller К. О. Die Dorier. Breslau, 1824,. Bd. 2. S. 180.
27 Об антидорийской направленности истмийских тираний высказывайся также X. Вэйд-Джери (Tyrants. Р. 549—550).
28 Новикова Т. Ф. Раннегреческая тирания на Коринфском перешейке // ВДИ. 1962. № 4. С. 122.
48

от спартанской «общины равных») между правящей верхушкой и демосом существовало резкое различие. Трудно представить Бакхиада, пирующего за одним столом с рядовым коринфянином или воспитывающего своих наследников с детьми последнего в одних агелах.
Анализируя преобразования, проводимые Периандром, не следует переоценивать их значение и рассматривать как цель и сущность правления коринфских тиранов. Кипселиды пришли к власти при поддержке демоса и в стремлении сохранить свое положение вынуждены были идти на определенные уступки, не забывая при этом и о методах подавления недовольных.
Продолжая политику отца в области экономики, Периандр способствовал дальнейшему развитию в Коринфе торговли и ремесла.29
Николай Дамасский сообщает, что он строил триеры и пользовался обоими заливами (fr. 58,2), т. е. гаванью Лехей на Коринфском заливе и Кенхреи — на Сароническом, которые он, по-видимому, углубил и благоустроил.30 В Лехее в результате раскопок в районе «Прибрежной базилики» была открыта каменная вымостка на косе, часть плит которой датируется временем правления Периандра.31
О развитии коринфской экономики при Периандре свидетельствует дальнейшее совершенствование коринфской керамики, по-прежнему превосходившей образцы гончарного производства других греческих полисов. На смену так называемому Позднему протокоринфскому стилю в росписи керамики, где преобладающими оставались геометрические фигуры, приходит Ранний коринфский или ориентализирующий стиль, богатая роспись которого напоминает восточные ковры.32 Вплоть до падения тирании Кипселидов (в начале VI в. до н. э.) коринфская керамика сохраняет господствующее положение в Западном Средиземноморье, почти полностью вытеснив импорт других эллинских полисов.33
В отличие от отца, чьи интересы были сосредоточены преимущественно на Западе, Периандр, сохраняя отношения с Великой Грецией, обращает свои взоры и на Восток.34

29 Тюменев А. И. Очерки экономической и социальной истории древней Греции. Ч. 1. Пг., 1920. С. 78—79; Ure Р. N. The origin... P. 190—192; Oliva P. Rana fecka tyrannis. S. 222; Berve H. Tyrannis... S. 23—21.
30 Jeffery L. H. Archaic Greece... P. 148.
31 Salmon J. В. Wealthy Corinth... P. 133—134.
32 Weinberg S. D. Corinth VIII, 1: The geometric and orientalising pottery. Cambridge (Mass.), 1943. P. 60ff.
33 Ure P. N. The origin... P. 186—187; В 1 a k e w. а у A. 1) Prolegomena to the study of Greek commerce with Italy, Sicily and France in VHIth and Vllth centuries B.C. // BSA. 1932/1933. V. 33. P. 203—204: 2) «Demaratus». A study in some aspects of the earliest hellenisation of La-tium and Etruria // JRS. 1935. Vj. 25. P. 144—145.
34 Wade-Gery Η. T. Tyrants. P. 553; Ure P. N. The origin.. · P. 191; Berve H. Tyrannis... S. 20—21.
49

К установлению тесных связей с Востоком коринфского тирана, вероятно, подтолкнуло осознание выгод от использования восточных рынков. Возможно, западные колонии, развившие к концу VII в. до н. э. в какой-то мере собственное ремесленное производство, уже не могли полностью поглощать продукцию увеличившейся при покровительстве Кипселидов коринфской индустрии.
Для благоприятного развития экономических отношений с Востоком необходимо было установление дружеских связей с государствами, занимавшими в этом регионе ключевое положение на торговых путях, и прежде всего с Милетом.35 Стремление коринфских торговцев к установлению связей с восточными рынками и послужило причиной сближения Коринфа с Милетом.
В своем сочинении Геродот упоминает о посольстве коринфского тирана в Милет, посредством которого был заключен союз между Периандром и милетским тираном Фрасибулом (V, 92).
Сближение Милета и Коринфа было выгодно для обеих сторон. Милетские торговцы получили доступ к колониям Италии, на что указывает распространение в конце VII в. до н. э. на Западе ионийской керамики.36 Согласно сообщению Геродота, одним из основных торговых партнеров Милета становится Сибарис (VI, 21). Коринфский импорт, датируемый последней четвертью VII в. до н. э. проникает на побережье Черного моря,37 в Египет 3S и в Лидию.39 На связи Коринфа с Египтом, помимо археологических данных, указывает имя племянника и наследника Периандра, Псамметиха (Arist. Pol., V, 9, 22, 1315 b; Nic. Dam., fr. 59), являвшееся эллинизированной формой имени двух египетских фараонов: Псамтика I и Псамтика II.40 Взаимоотношения Коринфа с Лидией также нашли отражение в античной традиции. Известно, что лидийские цари из династии Мермнадов хранили свои подношения Аполлону Пифийскому в сокровищнице коринфян (Hdt., I, 14; 50—51; Paus., X, 13,5), а из сообщения Геродота мы узнаем, что Периандру были известны оракулы, передаваемые пифией правителям Лидии [I, 19].
Вероятно, лидийские цари, будучи чужеземцами, не имели

35 Burn A R. The so-called «Trade-leaguc-s» in early Greek history and the Lelantine war // JHS. 1929. V. 49. P. 21—23; Salmon J. B. Wealthy Сorinth... P. 225—226.
36 Blakeway A. Prolegomena... P. 207.
37 Шмидт P. В. Греческая архаическая керамика Мирмекия и Тиритаки // МИА. 1952. № 25. С. 223 сл.; Board man J. The Greeks Overseas, Harmondsworth, 1964. P. 252—266.
38 Cook R. M. Jonia and Greece in the VHIth and Vllth centuries B.C. // JHS. 1946. V. 66. P. 82; В oar dm a η J. The Greeks... P. 138.
39 Board man J. The Greeks... P. 109—110.
40 Berve H. Tyrannis... S. 21; Jefferу L. Η. Archaic Greece. P. 149.
50

доступа в Дельфийское святилище и их посредником в отношениях с божеством были Кипселиды. На связь Периандра с лидийским двором указывает и отправление коринфским тираном к царю Алиатту керкирских юношей, захваченных после подавления восстания на Керкире (Hdt., III, 48; Nic. Dam., fr. 59, 3).
Для облегчения связей западных рынков с восточными при Периандре были проведены работы по улучшению путей через Истм.
Диоген Лаэрций сообщает, что коринфский тиран намеревался прорыть через перешеек канал (I, 99), однако осуществление этого плана при тогдашнем уровне развития техники было невозможно и Периандр ограничился сооружением в районе Схена, наиболее узком месте Истма, диолка.41 Диолк представлял собой мощеную камнем дорогу, по которой на специальных устройствах транспортировали корабли из Саронического залива в Коринфский и обратно (ср. Apistoph. Thesm.,. 647—649). Значение диолка усиливалось опасностью плавания вокруг Пелопоннеса, так как на южной оконечности полуострова у Малей мореплавателей подстерегали частые в этих местах штормы, вследствие чего уже в древности бытовала пословица: «Малеи, обогнув, позабудь об обратном пути» (Strab., VIII, 6, 20; пер. Г. А. Стратановского). Кроме того, путь через Истм к западным колониям был значительно короче.
Археологические исследования на Истме показали, что основная часть диолка принадлежит V в. до н. э., но в более низких пластах были обнаружены остатки более раннего настила.42 Форма букв, выбитых на отдельных плитах настила, вероятно, для удобства при их укладке, указывает на принадлежность их времени Периандра.43
Согласно традиции, Периандр, в отличие от своего отца, не вводил прямых налогов, довольствуясь доходами с городского рынка и гаваней (Arist., fr. 611, 20). Пошлины от перевозки кораблей через диолк, по-видимому, также шли в пользу тирана.44 Сумма этих доходов могла быть значительной, поскольку Периандр позволял себе при этом проводить широкое строительство и выведение колоний.
Подобно другим тиранам, Периандр оказывал покровительство представителям науки и искусства. В Коринфе, по сообщениям традиции, часто собирались для своих бесед мудрецы (Plut. Conv. Sept. Sap., 1—2; Diog. Laert., 1,99). Большую

41 Jeffery L. H. Archaic Greece. P. 148—149; Sea ley R. A. History... P. 52; Fine J. The ancient Greeks. P. 113; Salmon J. B. Wealthy Corinth. P. 202.
42 Jeffery L. H. Archaic Greece... P. 148.
43 Sea1eу R. A. History... P. 52.
44 O'Neill J. G. Ancient Corinth... P. 128; Oost S. I. Cypselus the-Bacchiad. P. 29; Salmon J. Б. Wealthy Corinth.. . P. 202.
51

часть своей жизни при дворе коринфского тирана провел известный лесбосский поэт Арион (Hdt., 1, 23—24; Pind., 01., XIII, 16; Plut. Conv. Sept. Sap., 18; Paus., III, 25, 7). С именем последнего связывают изобретение дифирамба, гимна в честь-бога Диониса. В связи с этим ряд исследователей предполагает, что Периандр, подобно Писистрату, ввел в официальный культ почитание популярного в народе божества плодородия.45
В правление Периандра Коринф достиг высшей точки своего расцвета, а репутация коринфского тирана как мудрого правителя распространилась по всей Греции.46 На это указывает и выбор Периандра посредником в военном конфликте Афин с Митиленой (Hdt., V, 95; Strab., XIII, 1, 38—39), и включение его в состав «Семи мудрецов» (Arist., fr. 517; Paus., 1, 23; Plut., Sol., 3—4; Diog. Laert., 1,41). И только более поздняя традиция, враждебная тирании, пытается пересмотреть традиционный список мудрецов и заменить коринфского тирана другой, более подходящей, с их точки зрения, фигурой (Plat. Protag., 343а; Paus., 1, 23, 1; Diog. Laert., 1, 98; Aelian., XII, 35). I, Вместе с тем последние годы правления Периандра, были явно омрачены новым ростом оппозиции против его режима.47 К оппозиции, возможно, примыкали и некоторые родственники тирана, тяготившиеся его властью. Отражение этого можно усмотреть в рассказе Геродота о ссоре Периандра со своим сыном Ликофроном (III, 50—53). Г. Берве даже полагает, что Ликофрон создал в окрестностях Коринфа собственную тиранию, независимую от отца.48 Предположение немецкого историка основано на сообщении Николая Дамасского о гибели Ликофрона при установлении тирании у периэков (fr. 59,1). Из других источников мы знаем, что Ликофрон был назначен Периандром правителем на Керкиру и погиб во время восстания ее жителей (Hdt., III, 53; Diog. Laert., Г, 95). Поэтому под периэками Николая Дамасского, скорее всего, следует понимать керкирян. Независимое от Коринфа правление Ликофрона традицией не подтверждается.
Недовольство коринфян правлением Периандра, возможно, усиливалось негативными чертами его характера.49 В традиции сохранились сведения о жестокости тирана даже по отношению К своим близким. Часть рассказов о жестокости Периандра,

45 Лурье С. Я. История античной общественной мысли. С. 76; Оliva Р. Rana fecka tyrannis. S. 389; Berve H. Tyrannis... S. 23; Salmon-J. B. Wealthy Corinth... P. 201—202.
46 Wade-Ger у Η. Т. Tyrants. P. 552; O'Neill J. G. Ancient Corinth. .. P. 124; Burn A. R. The Lyric age... P. 191.
47 Fine J. The ancient Greeks... P. ϊ 14; Salmon X B. Wealthy Corinth... P. 198.
48 Вerνe H. Tyrannis... S. 24.
49 Andrewes A. The Greek tyrants. P. 52; Salmon J. B. Wealthy-Corinth... P. 198—199.
52

вероятно, создана поздней традицией, враждебной тирании,50 но определенная доля истины, по-видимому, в них отражена. Источники сообщают, что Периандр в гневе убил собственную жену Мелиссу и надругался над ее телом (Hdt., III, 50; Paus.,
II, 28, 8; Diog. Laert., I, 94), длительное время преследовал своего сына Ликофрона, оплакивавшего смерть матери (Hdt.,
III, 50—53; Diog. Laert. loc. cit). Позже от рук Периандра погибла его невеста Радина (Strab., VIII, 3, 20). В. Форрест, сравнивая характеры коринфских тиранов и римских императоров, обращает внимание на определенное сходство между Кипселом и Августом, Периандром и Тиберием.51
Правление Периандра, согласно традиции, продолжалось более сорока лет (Arist. Pol., V, 9, 22; Diog. Laert., I, 98). После смерти тирана власть в Коринфе наследовал его племянник Псамметих, так как собственные дети Периандра погибли еще при жизни отца (Nic. Dam., fr. 59,1; ср. Arist. loc. cit.). Однако Псамметиху не суждено было воспользоваться преимуществами своего положения: через три года после принятия им власти тирания Кипселидов была свергнута.
В данной статье мы попытались показать сложность, противоречивость и невозможность однозначной оценки внутренней политики, проводимой тиранами.
Захватив после свержения аристократии власть в полисе, тираны, безусловно, стремились к укреплению своего режима. Однако в отличие от восточной деспотии они не имели широкой социальной базы в лице разветвленного бюрократического аппарата или армии, стоящей вне общины. Поэтому для осуществления своих честолюбивых замыслов они не могли опираться только на репрессивные методы и вынуждены были проводить более гибкую политику, часто идя на значительные уступки требованиям своих сограждан.

50 Скржинская М. В. Образ коринфского тирана Периандра в устной традиции и древней литературе // Античность и современность. М., 1972. С. 112.
51 Forrest W. G. The emergence of Greek democracy. London, 1966. P. 115—116.

Подготовлено по изданию:

АНТИЧНЫЙ ПОЛИС: ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ИДЕОЛОГИИ АНТИЧНОГО ОБЩЕСТВА
Межвузовский сборник
ISBN 5-288-01316-0
Издательство С.-Петербургского университета, 1995



Rambler's Top100