Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
52

Лаптева М. Ю. (Тобольск)

Тирания в архаических Эрифрах

Среди проблемных сюжетов по истории архаической Греции особым вниманием как в зарубежном, так и в отечественном антиковедении отмечена тема старшей тирании. В течение последних ста лет представления о тиранических формах правле-

53

ния в архаический период складывались на материале преимущественно Балканской Греции и Сицилии. Тирании же в полисах Малой Азии, в особенности Ионии, гораздо реже попадали в поле зрения исследователей. Показательно, что из более чем двух десятков старших ионийских тираний обстоятельна изучена лишь тирания Поликрата на Самосе.1
Эта ситуация объясняется во многом фрагментарностью и недостаточной информативностью источников: о большинстве ионийских тиранов нам не известно ничего, кроме имен и способа завоевания власти. Впрочем, о правлении некоторых из них сохранились рассказы, главным образом позднеантичных авторов, повествования, в которых через полулегендарную завесу проступают некоторые реальные подробности облика тиранов и их правления.
Одним из таких ценных свидетельств представляется рассказ уроженца Эрифр Гиппия2 относительно установления в этом ионийском городе тиранической формы власти. Фрагмент из первой книги истории Эрифр Гиппия сохранился в переложении Афинея (VI, 74—75, р. 258 f — 259f).
Гиппий рассказывает, что против басилея Эрифр Кнопа составили заговор трое его приближенных, Ортиг, Ир и Эсхар. Однажды, когда Кноп поехал в Дельфы, они, находясь на корабле в его свите, связали басилея и бросили его в море. Затем направились на Хиос, взяли отряд у хиосских тиранов Амфикла и Политекна и тайно вернулись в Эрифры. Во время всенародного праздника в честь Артемиды Строфеи по сигналу трубы крепость Эрифр была захвачена Ортигом и его сторонниками, многие из друзей Кнопа были убиты, а жена басилея, Клеоника, бежала в Колофон. Ортиг, Ир и Эсхар утвердили в Эрифрах свою тиранию. С помощью хиосского отряда они уничтожили всех противящихся им, отменили действующие законы и стали управлять Эрифрами по своему произволу.
Тираны, как пишет Гиппий, не допускали граждан в верхний город, за стенами же его, перед воротами, они построили дикастерий и вершили суд, надев пурпурные плащи и хитоны, окаймленные пурпуром. Тираны носили роскошные одежды, вычурную обувь, золотые украшения, подобные женским, отпускали длинные волосы, укладывая их локонами и перехватывая

1 В советской историографии самосская тирания детально исследована в статье Т. Ф. Пиленковой: Раннегреческая тирания на Самосе // Проблемы социально-политической истории античности и средневековья. Уфа. 1975. С. 3—25. Из работ зарубежных авторов см.: Barron J. The Sixth—Century-Tyranny at Samos // ClQu. Vol. 14. 1964L P. 210—229; White M. The Duration of the Samian Tyranny // JHS. Vol. 74. 1954. P. 36—43. Там же литература по самосской тирании.
2 Как считает Якоби, жил он в эллинистический период. Труд Гиппия wo истории Эрифр состоял из двух книг, первая из которых излагала историю города от основания до Ионийского восстания. — Jacoby F. Hippias. von Erythrai //RE. Bd. VIII. 1913. Sp. 1711.
54

диадемами. Ортиг и его соправители заставляли одних эрифрян носить их носилки, других — сопровождать, третьих — идти впереди, расчищая путь. В своих бесчинствах тираны дошли до того, что приказывали гражданам приводить к ним своих жен и дочерей, принуждали к сожительству юношей, неповинующихся же наказывали смертью. Когда кто-нибудь из приближенных тиранов умирал, эрифрян, истязая бичами, заставляли с громкими воплями их оплакивать.
Так продолжалось, заканчивает свой рассказ Гиппий, до тех пор, пока не вернулся с отрядом брат убитого басилея Кнопа, Гиппот. Гиппот, поддержанный эрифрянами, истребил тиранов и их приверженцев, после чего восстановил прежние порядки.
В истории эрифрской тирании, рассказанной Гиппием, прежде всего обращают на себя внимание те характерные особенности власти тиранов и их правления, которые хорошо известны по классическим образцам старших тираний Балканской Греции и Ионии, перекликаются с ними и порой совпадают даже в подробностях установления власти и политики тиранов.
Отметим, во-первых, что тирания Ортига, Ира и Эсхара устанавливается в результате заговора и насильственного захвата власти. Аналогичную ситуацию мы видим в Афинах (попытка установления тирании Килоном. — Her., V, 71; Thuc, 1, 126; приход к власти Писистрата. — Arist. Ath. pol., 14,1), на Самосе (узурпация власти Поликратом и его братьями.— Polyaen., 1, 23) .3 Сходным образом, вследствие заговора и свержения правящего царского рода Басилидов, утверждается тирания Пифагора в Эфесе (Baton Sinop., FgrHist 268 F 3).
Далее, эрифские узурпаторы опираются на военную помощь аристократии других государств подобно Писистрату (Arist. Ath. pol., 15, 2; Her., I, 61) и Поликрату (Her., III, 45; Polyaen., 1,23).
Опираясь на силы извне, тираны уничтожают своих политических противников. Параллельные факты мы встречаем в истории правления ионийских тиранов Фрасибула (Пег., V, 92) и Пифагора (Baton Sinop., FgrHist 268 F 3) соответственно в Милете и в Эфесе.
Ортиг и его соправители притесняют сограждан, подвергают их всевозможным унижениям. Аналогичные примеры можно найти в политике афинских Писистратидов (Thuc, VI, 54—56; Arist. Ath. pol., 18—19), коринфского тирана Периандра (Her., V, 92), Поликрата на Самосе (Her., III, 44—45).
И, наконец, роскошь быта эрифрских тиранов находит па-

3 Поликрат, так же как эрифрские тираны, а позднее — Килон в Афинах, захватывает акрополь, воспользовавшись всенародным праздником.
55

раллель в рассказах античных авторов о богатстве и пышности двора самосского тирана Поликрата (Her., III, 40—41, 123, 131, 142; Aelian., IX, 4; XII, 25; Athen., XII, 57, p. 540 d—f).
Вместе с тем в изложении Гиппия эрифрская тирания отмечена особым колоритом, который придают ей суровость тиранического режима, откровенный произвол, чинимый Ортигом и его соправителями: тираны пренебрегают существовавшими общинными установлениями, вершат суд по собственному произволу, творят беззакония.
Подчеркнем также, что в истории эрифрской тирании определенно выступает недемократичность социальной опоры тиранов и их политики, проникнутой не только грубым произволом и насилиями, но и страхом перед согражданами, стремлением удержать свою власть. В этой связи показательно, что тираны не допускают эрифрян в верхний город, фактически изолируют себя от народа. Недемократическую природу власти эрифрских тиранов подчеркивает и то обстоятельство, что Ортиг и его сторонники захватывают власть, обманув граждан, помимо воли и желания народа, а свержение тирании Гиппотом, братом убитого басилея Кнопа, совершается при поддержке эрифрян (Athen., VI, 75, р. 259 е).
Таким образом, рассказанная Гиппием история эрифрской тирании вновь убеждает в невозможности связать старшую тиранию с интересами и задачами демократического движения, представить ранних тиранов выразителями народных интересов, как это не раз предпринималось в зарубежной и особенно в советской историографии.4
Остается открытой проблема датировки эрифрской тирании. Одни исследователи отождествляют басилея Кнопа с Кнопом, сыном афинского басилея Кодра, ойкистом Эрифр времени ионийской миграции, то есть датируют историю, рассказанную Гиппием Эрифрским, серединой XI в. до н. э.5 Другие, в том числе Г. Хаксли, относят эрифрскую тиранию к концу VIIIb. до н. э., связывая эти события с упоминанием Аристотеля об уничтожении монархии Басилидов в Эрифрах (Arist. Pol.. V, 5, 4, p. 1305 b).6 Однако согласиться с первой датой не позволяет явное несоответствие характера эрифрских событий духу времени, социально-политической ситуации XI в. до н. э.: период массовых миграций сопровождался не борьбой аристократических кланов за власть в общине, как это мы видим в Эрифрах, а временным усилением власти басилеев, ойкистов ионийских

4 Обзор основной литературы по старшей тирании, а также оценку подхода к тирании как демократической диктатуре см. в работе: Фролов Э. Д. Рождение греческого полиса. Л., 1988. С. 158—162
5 Philippson. Erythrai // RE. Bd. VI. Hbbd. 11. 1907. Sp. 584.
6 Huxley G. The Early lonians. London, 196S. P. 48.
56

поселений, консолидировавших общины ионийцев — переселенцев на новых землях.7
Что же касается более поздней датировки, связываемой с сообщением Аристотеля, то следует отметить, что у Аристотеля речь идет об окончательном упразднении монархии, в эрифрской же истории Гиппот восстанавливает существовавшие до тиранов порядки, т. е. монархию. Правда, Гиппий упоминает имена хиосских тиранов Амфикла и Политекна, которые предоставляют заговорщикам военный отряд, но время их правления тоже неизвестно. Таким образом, следует признать ненадежность всех доводов для определения точного времени эрифрской тирании.
Впрочем, история басилея Кнопа, его убийства заговорщиками и установления жестокой тирании отмечена многими деталями древнего быта: откровенно насильственные методы господства тиранов, попрание ими интересов и достоинства сограждан уводят в глубокую древность, к началу архаического периода, ко временам всесилия аристократических группировок и бесправия, безгласности народной массы, в тот период, когда рядовые граждане греческих общин не поднялись еще на борьбу против экономического гнета знати за политические права и гражданские свободы. Подобные же мысли относительно глубокой древности эрифрской истории рождает и описание пурпурных царских одежд тиранов, их уложенных локонами длинных причесок, вычурной обуви и украшений. Невольно возникают ассоциации с раннеархаическим бытом колофонской аристократии, описанной Ксенофаном (fr. 3 Diehl).8
В заключение — несколько слов относительно места эрифрской тирании среди других известных нам тиранических режимов архаической Ионии. Эрифрская тирания в сопоставлении с тиранией Пифагора в Эфесе. Фрасибула в Милете, Поликрата на Самосе представляет, по нашему мнению, начальную ступень, ранний тип в развитии этой формы правления в условиях архаической Ионии. Если эрифрские тираны управляют методами ничем не прикрытого, откровенного насилия, грубо попирают права граждан, то Пифагор в Эфесе конца VII в. до н. э. уже вынужден считаться с народной массой. Как рассказывает Батон Синопский, Пифагор демагогически заигрывал с народом, «обнадеживая его обещаниями и подкармливая частью награбленной добычи» (Baton Sinop., FgrHist 268 F 3).
Правление же Поликрата Самосского, проводившего работы по украшению и благоустройству города, привлекавшего к

7 Андреев Ю. В. Раннегреческий полис. Л., 1976. С. 66.
8 Относительно эволюции форм одежды и причесок греков к концу архаического периода см. замечание Фукидида (1, 6, 3). См. также: Gommе A. W. A Historical Commentarv on Thucydides. Vol. I. Oxford, 1945. P. 101—103.
57

своему двору знаменитых архитекторов, скульпторов, поэтов, ученых, приобретает уже облик «просвещенной тирании», тяготеющей к эллинистическим образцам.

Подготовлено по изданию:

АНТИЧНЫЙ ПОЛИС: ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ИДЕОЛОГИИ АНТИЧНОГО ОБЩЕСТВА
Межвузовский сборник
ISBN 5-288-01316-0
Издательство С.-Петербургского университета, 1995



Rambler's Top100