Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
6

В III —II тысячелетиях до н. э. в восточной части Средиземного моря (на юге Балканского полуострова, на западном побережье Малой Азии и на островах расположенного между ними Эгейского моря) процветала высокоразвитая своеобразная культура. По главным ее центрам — острову Крит на юге Эгейского моря и городу Микенам в Пелопоннесе — она получила название крито-микенской. Ее называют также эгейской культурой, что, несомненно, более правильно, так как ареал ее распространения выходит за пределы Крита и материковой Греции. Долгое время эта культура была известна лишь по древнегреческим мифам и поэмам Гомера. Замечательные археологические открытия последнего столетия сделали ее вполне осязаемой и реальной и позволили ей занять принадлежащее ей по нраву место рядом с высокоразвитыми культурами Древнего Египта и Передней Азии. Искусство Эгейского мира, отличающееся высоким художественным совершенством и большой самобытностью, известно нам в настоящее время благодаря этим открытиям гораздо лучше, чем остающаяся во многом таинственной история этих областей. Древние народы, воспетые Гомером, создали сложные по своему архитектурному решению, богато украшенные росписями дворцы и мощные крепости, изумительные но красочности и декоративности орнамента глиняные вазы, тончайшие изделия торевтики и мелкой пластики. Изучение искусства Крита и микенской Греции важно не только потому, что оно является одной из вершин художественного творчества народов древности, но и потому, что оно сыграло большую, до сих пор не оцененную до конца роль в формировании сменившего его древнегреческого искусства. Вопросам Эгейской культуры посвящено значительное количество исследований в современной зарубежной литературе; число их возрастает с каждым годом. Новые успешные открытия усилили интерес к этой области древней культуры. Памятники искусства находятся в центре внимания исследователей. Правда, в большинстве работ они оцениваются не столько с точки зрения их эстетической ценности, сколько как предметы материальной культуры, позволяющие воссоздать ее характер, проливающие свет на историю ее творцов. Специальных же трудов, посвященных крито-микенскому искусству, написано сравнительно немного. К сожалению, в советской науке этому вопросу не уделялось того внимания, какого он заслуживает. У нас нег ни одной работы по истории эгейского искусства. В немногочисленных работах общего характера ему отведено слишком мало места, в то время как по своеобразию и совершенству оно не уступает искусству Древнего Египта и других древневосточных стран, исследованию которого посвящены многие тома.

Именно поэтому в настоящей работе мы ставим своей задачей рассмотрение истории искусства стран эгейского мира, хотя, конечно, в силу специфики этой мало изученной проблемы нам придется касаться и истории и культуры этого периода. Данная книга не является детальным научным исследованием. Автор адресует ее не столько специалистам в этой области, сколько всем интересующимся культурой и искусством древних периодов истории человечества и ставит своей задачей рассказать о возникновении, развитии и гибели искусства эпохи бронзы в районе Эгейского моря.

Подготовлено по изданию:

Сидорова Н. А.
Искусство Эгейского мира. М.: Искусство, 1972.



Rambler's Top100