Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
182

14. ПРЕДМЕТЫ ТУАЛЕТА И КОСМЕТИКА

Относительно повседневной заботы жителей Ольвии о чистоте и красоте своего тела и волос нам известно по сравнительно немногочисленным материальным остаткам предметов туалета; однако археологические находки не в состоянии отразить истинного соотношения этих предметов в обиходе. Например, сохранились считанные экземпляры ольвийских гребней, и большинство из них относится к римскому времени, при том, что каждая семья располагала по меньшей мере одним гребнем. Ведь мужчины носили довольно длинные волосы и бороды, а женщины делали прически из длинных волос; коротко стриглись только рабыни.
В течение всего античного периода форма гребней менялась мало, перемены касались в основном орнаментации. Существовало два вида гребней: односторонние и двусторонние; у последних зубья одной стороны были чаще, чем другой.
Греки пользовались в основном деревянными гребнями, а они, как и любые деревянные изделия, редко сохраняются продолжительное время. Первоначально подобные гребни в Ольвии был сплошь привозными. Их изготовляли особые мастера, умевшие просушить и выдержать определенным образом нужную породу дерева, преимущественно самшита, не растущего в Северном Причерноморье. Ведь при выделке гребня дерево не должно коробиться и давать трещины. Наряду с деревянными греки достаточно часто употребляли костяные гребни, дорогие из слоновой и рыбьей кости, а также из панциря черепахи, а рядовые из костей домашних и диких животных. Ольвиополиты расчесывали волосы костяными гребнями, начиная с архаического периода, о чем свидетельствуют фрагмент гребня из оленьей кости из раскопок Ольвии и гребень с круглой спинкой и большинством сохранившихся зубьев, обнаруженный на Березани1. Обломки костяных гребней попадаются также в более поздних погребениях2.

1 Капошина С. И. Памятники звериного стиля из Ольвии // КСИИМК. 1950. № 34. С. 49, прим. 24; Скржинская М. В. Украшения и предметы туалета // Культура населения Ольвии и ее округи в архаическое время. Киев, 1987 С 182 Рис. 55.
2 ИАК № 8. 1903. С. 67. Рис. 73; Парович-Лешикан М. Некрополь Ольвии эллинистического времени. Киев, 1974. С. 105.
183

В античной литературе упоминаются золотые и серебряные гребни. Великолепный образец золотого гребня, изготовленного греческим мастером в конце V в., найден в скифском царском кургане Солоха на левом берегу Днепра3 (рис. 80). Украшенный сценой сражения скифов, гребень был, наверное, заказан для царя через посредство Ольвии, где скифы обычно приобретали предметы греческого импорта.
Свою прическу и вообще внешний вид греки оценивали, глядя в зеркало, которое, наряду с гребнем, было одним из необходимейших предметов туалета. На памятниках античного искусства с зеркалом обычно изображались женщины, и при раскопках зеркала находят главным образом в женских погребениях. Но, несомненно, и мужчины, особенно молодые щеголи, смотрелись в зеркала. Именно так, как нам представляется, можно истолковать сцену на туалетном сосуде алабастре первой половины V в., найденном при раскопках Пантикапея4. На одной стороне нарисована рабыня с короткими волосами, держащая зеркало в вытянутой руке; на другой — молодой человек в гиматии опирается на посох. Вероятно, служанка помогла своему господину красиво задрапировать плащ и теперь держит перед ним зеркало, чтобы он посмотрел перед выходом на улицу, все ли ему нравится. Эта сцена внутренне связана и с назначением алабастра, в котором хранилось масло, игравшее большую роль в туалете греков.
Греки смотрелись преимущественно в ручные зеркала с круглым бронзовым полированным диском, диаметр которого колебался от 10 до 20 см, а длина зеркала вместе с ручкой — от 20 до 35 см. В них хорошо отражалась погрудная часть человека, и можно было рассмотреть любую деталь туалета. Именно такие зеркала найдены при раскопках Ольвии. Гораздо реже использовались зеркала, стоявшие на подставках; два зеркала с подставками в виде женских фигур обнаружены в скифских курганах недалеко от Ольвии5. Поэтому надо думать, что они встречались в обиходе ольвиополитов, а названные экземпляры попали от них к скифам путем торгового обмена.
Диски всех греческих зеркал VI—I вв. были бронзовыми, а стеклянные появились лишь в римский период. Бронзовые зеркала изготовляли из особого сплава меди и олова, в котором олово занимало большее место, чем в других изделиях. Зеркальная бронза имела более светлый цвет и лучше полировалась.

3 Манцевич А. П. Гребень и фиала из кургана Солоха // CA. 1950. № 13. С. 226-232.
4 Горбунова К. С, Аттические алабастры, найденные в некрополях Северного Причерноморья / /Из истории Северного Причерноморья в античную эпоху. М„ 1979. С. 44. Рис. 11.
5 Жебелев С. Α., Мальмберг В. К. Три архаические бронзы из Херсонской губернии / / MAP. 1907. № 32. С. 18, 32. Все типы греческих зеркал, техника их изготовления и декор рассмотрены в книге: Oberländer Р. Grechische Handspiegel. Hamburg, 1967.
184

В Ольвии, как и в других греческих городах, чаще встречаются литые зеркала, реже — кованые. Полированная зеркальная поверхность покрывала обычно одну сторону диска и лишь изредка — обе. Она легко подвергалась повреждениям, поэтому зеркала держали в футлярах из дерева, кожи или соломки, а также в матерчатых мешочках6. Остатки деревянного футляра хорошо сохранились при зеркале рубежа V-IV вв., найденном в некрополе Ольвии7. С той же целью защиты от повреждений зеркальной поверхности в конце V в. стали изготовлять зеркала с металлическими крышками. Их образцы из Ольвии относятся к эллинистическому времени. Крышка одного зеркала не имеет декора8, а другое зеркало заключено в футляр с погрудным изображением Деметры в обрамлении колосьев и маков9 (рис. 81). К сожалению, зеркальная полировка в первоначальном виде не сохранилась ни на одном античном зеркале, поэтому в них сейчас нельзя увидеть отражения.
В Ольвии найдено немало зеркал. От некоторых остались лишь диски, а деревянные или костяные ручки полностью истлели, лишь стержни на краю диска указывают на то, что на них насаживались такие ручки. Зеркала же с металлическими ручками часто сохраняются полностью, и на них можно увидеть всевозможные орнаменты (рис. 82), изображения растений, зверей, богов и даже целые сцены из мифов. Ручки зеркал нередко отламывались от диска, но поскольку зеркало было достаточно дорогим, его не выбрасывали, а чинили. Следы починок хорошо видны на нескольких ольвийских экземплярах10.
Одно из самых изящных зеркал сделано в Аргосе в конце VI в. Оно обрамлено по краю диска тонко выгравированным узором плетенки, а по краю ручки — жемчужником. Ствол ручки украшен рельефным цветком лотоса, а окончание — медальоном с маской Медузы Горгоны (рис. 83). На ручке другого также аргосского зеркала изображена Афродита с поднятыми вверх руками, она как бы поддерживает диск, а у ног богини находится сфинкс. Третье зеркало имело ручку с накладным рельефом работы коринфского мастера, который представил воина, нападающего на сидящего в кресле мужчину. Это сцена убийства Эгисфа его пасынком Орестом, либо момент кончины Приама от руки Неоптолема 11.
Зеркала стали одним из ходовых предметов обмена со скифами, и уже в архаический период греческие колонисты в Нижнем Побужье наладили их производство. Наряду с традиционными греческими формами здесь появился особый тип зеркал, отвечающий вкусам местного населения и

6 Билимович 3. А. Греческие бронзовые зеркала Эрмитажного собрания // ТГЭ. 1976. № 17. С. 113.
7 Козуб Ю. I. Некрополь Ольвії V-IV ст. до н. е. Київ, 1974. С. 83.
8 Парович-Пешикан М. Указ. соч. С. 170. 9ИАК№ 13. 1908. С. 126.
10 Скржинская М. В. Зеркала архаического периода из Ольвии и Березани / / Античная культура Северного Причерноморья. Киев, 1984. С. 112.
11 Там же. С. 113-114.
185

завоевавший признание самих ольвиополитов 12. Эти зеркала были гораздо массивнее прочих, совершенно иначе украшены, и в них применялся оригинальный, больше нигде не встречающийся способ крепления ручки. На неполированной стороне диск имел вертикальный бортик, отсутствующий у других греческих зеркал, а сама ручка заканчивалась литой фигуркой пантеры или бараньей головкой, исполненной в так называемом зверином стиле (рис. 84). Иногда фигурку животного, чаще всего оленя, помещали также между диском и ручкой (рис. 85). Некоторые зеркала можно было повесить за отверстие между ногами фигурки пантеры. Ведь для подвески на греческих зеркалах, в том числе и ольвийских, встречаются круглые отверстия на конце ручки. Поэтому можно заключить, что ольвиополиты вешали зеркала на стенах комнат, так же, как это изображено на многих аттических вазах.
В повседневный туалет греков входило умывание и умащение тела растительным маслом, часто ароматизированным запахом розы, мирта и других душистых растений. Для умывания эллины использовали широкие плоскодонные чаши-лутерии. Это крупные толстостенные сосуды, в основном керамические, реже металлические и каменные. Некоторые снабжены носиком для слива воды и боковыми ручками.
Сначала в Ольвию привозили лутерии из Коринфа и Малой Азии. Нередко их борта украшены архитектурными орнаментами из ов, жемчужника, плетенки и др. В эллинистический период лутерии предпочитали окаймлять растительными орнаментами. Тогда же появились лутерии местного производства из красной глины, не отличающиеся по форме от привозных. Мраморные лутерии найдены Ольвии в небольшом количестве. Их лучшие образцы имеют изящные рельефы в виде листьев плюща и других растений13.
Лутерии употребляли для ежедневного мытья рук и лица, а также использовали в банях. Для удобства их устанавливали на высокие подставки, среди них есть каменные в виде небольшой колонны, часто украшенной канелюрами.
Греки не знали мыла, и поэтому, умастив кожу маслом и посыпав специальным песком, счищали грязь с тела специальными металлическими или роговыми скребками-стригилями, а затем мылись водой и снова умащались благовонным маслом. Античные авторы причисляли стригили к предметам ежедневного обихода (Aristoph. Ran. 207; Plut. Mor. II, 59; 461 е). Их изготовляли из бронзы, железа и кости, а особенно дорогие экземпляры украшали золотом и давали в качестве призов на спортивных состязаниях (Xen. Anab. I, 2), потому что стригиль входил и в число необходимых принадлежностей атлета.
Наличие стригилей в повседневной жизни ольвиополитов подтверждается их находками во все периоды существования города, начиная с

12 Там же. С. 121-122.
13 Лейпунська Н. О. Лутерії Ольвії // Археологія. 1980. № 33. С. 32-46.
186

архаического14. Рабочая часть у одних сильно загнута, у других почти прямая; к ней прикреплялись ручки, либо металлические в виде петли, либо деревянные. У одного ольвийского стригиля конец рабочей части явно предназначен для насаживания на деревянную ручку15.
В туалете древних греков с глубокой древности большую роль играло натирание растительным, главным образом оливковым маслом. Гомер в «Илиаде» (X, 577) описывает, как Одиссей с Диомедом после трудов купаются в море, затем натираются маслом и приступают к трапезе. Занятия атлетическими упражнениями, необходимые для каждого молодого гражданина, всегда сопровождались натиранием маслом. Это упоминается в одной ольвийской надписи, о которой говорилось выше, в разделе «Гимнасий».
Для хранения всевозможных масел существовали различные виды сосудов: алабастры, арибаллы, лекифы, амфориски, аски. Их не только держали дома, но и носили с собой. Например, отправляясь на палестру или в гимнасий, эллин к руке подвешивал на шнурке сосуд для масла16.
При всем разнообразии внешнего вида подобных сосудов их общей чертой является наличие узкого горлышка и венчика с широко отогнутыми краями. Сквозь узкое горлышко масло лилось тонкой струйкой или каплями, которые растирали по телу венчиком сосуда, так что он служил не только вместилищем, но и приспособлением для растирания масла.
Аск — один из древнейших видов сосудов. Как показывает его название (ασκός — бурдюк, мех для переноски жидкостей), первоначально аски изготовляли из кожи. Керамические аски архаического периода доставляли из Ионии и с о. Самоса (рис. 86). В середине асков часто находится круглое отверстие, поэтому сосуд имеет кольцеобразную форму. Узкое горлышко с раструбом располагается на краю сосуда, от него к другому краю перекинута ручка. Форма аска лучше, чем у иных сосудов, способствовала тому, чтобы из него выливалось чистое масло, а осадок оставался на дне.
Выдающимся произведением античного искусства является самосский аск, найденный при хищнических раскопках Ольвии17. Сосуд имеет вместилище в форме миндальной косточки. На выпуклой поверхности тулова нарисованы двое танцующих бородатых мужчин и кубки для питья вина. Изящно расписан другой самосский аск с изображением осьминога18.
Арибаллы, флаконы шаровидной формы, доставляли в Ольвию в VI в. главным образом из Коринфа. Чаще всего они украшены растительным

14 ИАК № 13. 1908. С. 156; Рубан В. В. Литое свинцовое изображение группы фигур из поселения Кателино I / / Новые памятники древней и средневековой художественной культуры. Киев, 1982. С. 57; Козуб Ю. I. Указ. соч. С. 86; Парович-Пешикан М. Указ. соч. С. 117.
15 Козуб Ю. I. Указ. соч. С. 86.
16 Richter G, Milne Μ. Schapes and Names of Athenian Vases. New-York, 1935. P. 16.
17 Блаватский В. Д. История античной расписной керамики. М., 1953. С. 259; Штітельман Φ. Μ. Античне мистецтво. Київ, 1977. № 14, 15.
18 Фармаковский Б. В. Архаический период на юге России // MAP. 1914. № 34. Табл. 3.
187

орнаментом, исполнены в милетском стиле для завоевания рынка сбыта в милетских колониях на Понте19.
В набор ольвийских туалетных сосудов VI в. входили керамические и фаянсовые арибаллы — маленькие флаконы с круглым туловом. Некоторые фаянсовые арибаллы, изготовленные в Навкратисе, имели фигурную форму, например, тулово в виде ежа, над которым возвышается человеческая голова, составляющая горло сосуда20 (рис. 87).
Судя по изображениям на вазах и по находкам в погребениях, арибаллы использовали главным образом мужчины, а женщины употребляли для хранения масел алабастры2'. Они отличаются сильно вытянутым туловом, имеют выпуклое дно и узкую шейку с широким венчиком (рис. 87, 88). Название сосуда происходит от алебастра, белого мягкого камня, из которого первоначально изготовляли эти сосуды в Египте, а затем и в Греции. Несколько таких алабастров найдено в Ольвии. Сюда также привозили керамические алабастры, сначала из Коринфа, а в V в. из Аттики. Особо дорогие, из финикийского стекла, доставляли с Ближнего Востока. Сохранилось немало обломков и три целых алабастра последней трети VI в. У двух по всей поверхности из непрозрачного стекла идут лилово-красные зигзагообразные пояса. Третий алабастр из темно-синего стекла орнаментирован светло-голубыми нитями, переходящими в полосы22. Сходными узорами украшали маленькие амфориски и флаконы из финикийского стекла.
Лекифы, небольшие кувшинчики с ручками (рис. 89, 90), употреблялись не только как туалетные сосуды, их ставили на стол, чтобы поливать маслом пищу, из них совершали возлияния при жертвоприношениях, а специально расписанные лекифы использовали только для погребального ритуала. В архаический период особенно много лекифов привозили сначала из Ионии, а затем из Аттики23. Уже в VI в. из серой глины стали производить и местные лекифы, повторявшие формы ионийских24.
В V в. арибаллы постепенно выходили из моды, а к эллинистическому периоду исчезли лекифы. Их место заняли всевозможные флаконы. Наряду с привозными, у ольвиополитов с конца V в. появились сероглиняные и красноглиняные флаконы местного производства25.
О применении косметики в Ольвии свидетельствуют остатки румян и белил, а также ложечки и палочки, которыми их наносили, и сосуды, где хранили косметику и парфюмерию. Кусочки румян и белил находят в жен-

19 Малеев И. П. Коринфские арибаллы с растительным орнаментом из Ольвии // ИАК. № 54. 1914. С. 83-98.
20 Фармаковский Б. В. Указ. соч. С. 18. Табл. 8.
21 Richter С, Milne Μ. Op. cit. P. 16-17.
22 OAK за 1909-1910. С. 94. Рис. 122, 123; Скуднова В. Μ. Архаический некрополь Ольвии. Л., 1988. С. 124, 126.
23 Скуднова В. М. Чорнофігурні лекіфи з архаїчного некрополя Ольвії / / Археологічні пам"ятки УРСР. 1958. Т. 7. С. 113-130.
24 Скуднова В. М. Архаический некрополь... С. 213.
25 Козуб Ю. І. Указ. соч. С. 81; Парович-Пешикан Μ. Указ. соч. С. 108-111.
188

ских погребениях, они чаще всего лежат в раковинах, иногда в пиксидах, небольших круглых коробочках со съемной крышкой26.
Пиксиды, как говорит само их название (от греческого πύξις — самшит), изготовляли главным образом из дерева, а оно, как правило, полностью истлевает в земле. Редкие остатки показывают, что пиксиды вырезали не только из самшита, но и из ясеня, боярышника и других пород деревьев27. Наряду с деревом материалом для пиксид служили керамика и кость, реже — металл, мрамор, алебастр. Сохранившиеся ольвийские пиксиды изготовлены из керамики и кости, например, коринфская пиксида IV в., украшенная меандром (рис. 91), чернолаковая IV в. с изображением канфара на крышке, костяная эллинистического времени с рельефным геометрическим орнаментом28.
Румяна и белила разминали и наносили на лицо специальными туалетными ложечками и деревянными палочками. Среди ольвийских находок есть туалетные круглые плоские ложечки с длинными и тонкими стерженьками-ручками, которые сделаны из бронзы и кости29.
Следы раскраски на терракотах ольвийского производства позволяют представить, как выглядел макияж жительниц Ольвии: выбеленное лицо с подрумяненными щеками, черные тонкие и длинные дугообразные брови, почти сходящиеся у переносицы, и такие же черные длинные ресницы. Все это особенно хорошо можно рассмотреть на одной из лучших ольвийских терракот Коры-Персефоны. Местный мастер вложил в изображение лица, украшений и одежды богини представление об образце красоты молодой женщины того времени.
Археологические находки косметических средств и раскраска лиц на терракотах местного производства показывают, что ольвийские женщины следовали моде, распространенной в других греческих городах. Они наносили на лицо белую, красную и черную краску. В состав белил, которыми покрывали кожу лица, входили белый свинец и уксус; красную краску для губ и щек делали из водорослей, корней растений, минералов (сернистого мышьяка, сурика и охры), а также использовали сок шелковицы. Черной краской из сурьмы и сажи подкрашивали брови и ресницы30.
Археологи находят только минеральные краски, а об остальных известно из описаний античных авторов. Сажа и сок шелковицы были доступны любой женщине в Ольвии, другие же краски, особенно привозные и

26 Скуднова В. М. Архаический некрополь... С. 36; Парович-Пешикан М. Указ. соч. С. 170, 186, 187, 208.
27 Сокольский Н. И. Деревообрабатывающее ремесло в античных государствах Северного Прричерноморья. М., 1971. С. 200.
28 Козуб Ю. I. Указ. соч. С. 77. Рис. 33; Парович-Пешикан М. Указ. соч. С. 69; Петерc Б. Г. Указ. соч. С. 69; Скуднова В. М. Архаический некрополь... С. 53.
29 Наливкина М. А. Костяные изделия из раскопок Ольвии в 1935 и 1936 гг. // Ольвия. Киев, 1940. С. 187-201. Табл. 43.
30 Grillet В. Les femmes et les fards dans l'antiquite Greque. Lyon, 1975. P. 161-178.
189

специально приготовленные, продавались по разным, в том числе и очень дорогим, ценам31.
Парадный туалет греков дополнялся умащением благовонными маслами и мазями с запахом розы, мирта, шафрана и др. Особенно любили мази и духи, пахнувшие миром, которыми умащали волосы мужчины и женщины. Платон в «Государстве» (398 а) пишет, что искусного поэта увенчивают шерстяной повязкой и умащают ему голову миром. Из «Всадников» Аристофана (ст. 1375) и речи Демосфена (XXXIV, 9, 18) известно, что в Афинах то место, где продавали парфюмерию, называлось μειράκα, а лавки парфюмеров — μυροπωλία, то есть, это были производные от слова «миро».
Благовония зачастую изготовляли очень концентрированными и помещали в небольшие подвески в форме амфорок. В Ольвии найдена крошечная амфоровидная золотая подвеска высотой около одного сантиметра32. В ней хранилось драгоценное благовоние, а через дырочки в горлышке и пробочке продевалась надежно скреплявшая их нить; на ней сосудик висел на шее (рис. 92).
Гречанки держали украшения и всевозможные предметы туалета в деревянных шкатулках и керамических леканах, круглых сосудах с крышкой и двумя горизонтальными ручками. В VI в. жители Ольвии пользовались ионийскими леканами, украшенными красными полосами, и аттическими с изображением сирен и пантер, а в V—IV вв. самыми распространенными стали чернолаковые аттические леканы33. В IV в. афинские вазописцы расписывали крышки лекан фигурами женщин, которые наряжаются, надевают украшения и прихорашиваются перед зеркалом. Хороший образец такой леканы найден в Ольвии34. Иногда сюда привозили также леканы из алебастра, изготовленные в V-IV вв. в Египте; у одной подобной леканы в качестве подставки вырезаны фигурки сфинксов35.
В эллинистический период леканы вышли из употребления; их полностью вытеснили деревянные шкатулки и ларцы. Их часто рисовали на аттических вазах, а во время раскопок находят лишь костяные накладки, украшавшие стенки и крышки всевозможных ящичков, в которых хранились украшения и предметы туалета.
Туалетные сосуды, шкатулки и косметику дарили женщинам по разным поводам и обязательно на свадьбу. Сцена подношения подарков невесте изображена на двух великолепно расписанных вазах, найденных в Пантикапее36. Новобрачной преподносят леканы, разнообразные шкатулки, арибаллы, вышитые повязки и ткани.

31 Ibidem. Р. 82.
32 OAK за 1913-1915. С. 40. Рис. 53, 54.
33 Козуб Ю. I. Указ. соч. С. 76; Скржинская М. В. Украшения... С. 183.
34 OAK за 1906. С. 48. Рис. 56.
35 Одесский археологический музей. Киев, 1983. С. 171. № 73.
36 ДБК. Табл. 52; Лукьянов С. С, Гриневич Ю. П. Керченская кальпида 1906 г. и поздняя краснофигурная живопись // MAP. № 35. 1915. С. 19-24, 140; Greek and Roman Antiquities in the Hermitage. Leningrad, 1975. № 66.

Подготовлено по изданию:

Скржинская М. В.
Будни и праздники Ольвии в VI-I вв. до н. э. / Научное издание. — СПб.: Алетейя, 2000 — 288 с. — (Античная библиотека. Исследования)
ISBN 5-89329-293-6

© Издательство «Алетейя» (СПб.), 2000 г.
© М. В. Скржинская, 2000 г.



Rambler's Top100