Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

131

АРГУМЕНТЫ ТРАГЕДИЙ И ТРАГЕДУМЕНЫ

Показанные Аристотелем закономерности фабулы трагедии объективны, и они не могли не сказаться в пересказах трагедий, в так называемых «аргументах» (или «гипотезах»)2. Позже аргументов возник еще один вид мифографических сочинений, поневоле хранивший в себе законы трагической фабулы, «трагеду-мены»3; от них остается один шаг до фабульной мифографии в узком смысле слова.



2 Ύπόθεσις, argumentum.
3 Τραγωιδούμενα, букв, «то, из чего делается трагедия».

 
132

Основные сведения об аргументах трагедий

Первые известия о составлении аргументов трагедий относятся ко второй половине IV века до P. X. Возможно, раньше других их стал составлять Дикеарх Мессенский, плодовитый ученик Аристотеля. Секст Эмпирик1 называет некое его сочинение (как явствует из контекста, скорее просто характеризуя книгу, чем цитируя заголовок) υποθέσεις τών Εύριπίδου και Σοφοκλέους μύθων, «аргументы мифов («фабул») Еврипида и Софокла». К тому же времени (конец IV — начало III века) относятся книга классика аттидографии Филохора Περί Σοφοκλέους μύθων («О мифах/фабулах Софокла» ) в пяти книгах2 и сочинение Главка Περί Αισχύλου μύθων («О мифах/фабулах Эсхила»)3.
Мало вероятно, что они были посвящены такому анализу фабулы трагедии, пример которого показал в «Поэтике» Аристотель (в этом скорей всего можно заподозрить Дикеарха); неизвестно, в какой степени они имели отношение к «мифографии» в обычном смысле. Именем Дикеарха подписаны многие аргументы, сохранившиеся в схолиях к трагедиям4; явных сле-
1 Adv. Math. III, p. 84.
2 Suda s. v. Φιλόχορος, FGrHist IIIB Τ 1. ' FGrHist IIIC 843 F 1.
4 Возможно, речь идет скорее о традиции, чем об авторстве. См. Scholia in Euripidem / Ed. Ε. Schwartz. Berlin, 1887-1891, repr. De Gruyter, 1966. Множество папирусных фрагментов аргументов недошедших еврипидовских трагедий собрано в Nova fragmenta Euripidea in papyris reperta / Ed. C. Austin. Berlin, De Gruyter, 1968, pp. 12, 59, 67, 88-103; см. также Salomons R. P., Sijpestein P., Worp K. Diegese zu Euripides Peliaden? // Die Amsterdamer Papyri 1. 1980, p. 16-17; Alexander et Andromache Euripidis hypotheses, P. Oxy. 52.3650 / Ed. R. A. Coles // The Oxyrhynchus papyri, pt. 52. L., 1984, p. 14-15 и др.

 
133
дов зависимости от теории Аристотеля в них нет. Известны фрагменты Дикеарха1, касающиеся биографий поэтов-трагиков или содержащие сведения о постановках их произведений, т. е. относящиеся к дидаскалиям (которые собирал и сам Аристотель).
Аргументы составлял Аристофан Византийский, один из крупнейших филологов древности. Несколько аргументов, подписанных его именем, также сохранилось в составе схолий.
Папирусные находки2 свидетельствуют о существовании сборников аргументов трагедий; в этих сборниках они даже были сгруппированы по первым буквам названия трагедии, но не в алфавитном порядке в современном смысле этого слова, а в достаточно случайном (в таком же порядке перечисляются трагедии в надписи, найденной в Пирее3, например: «Скирийцы», «Сфенебея» ... «Сизиф» ... «Паламед», «Пелей», «Протесилай» ... «Филоктет», «Феникс», «Фрикс»...). От такого сборника остается не так много до мифографического компендиума, даже до мифологического словаря.
Авторы книг, содержавших комические «мифы», неизвестны. Секст Эмпирик упоминает о комических аргументах вместе с трагическими. Аргументы комедий сохранились в папирусах и в схолиях к Аристофану. Некоторые из них приписаны там Аристофану Византийскому; как принято считать, ошибочно. В папирусах также обнаружены аргументы комедий.
Древняя и новая аттическая комедия редко обращалась к мифическому сюжету; зато к нему весьма часто обращалась так называемая Средняя комедия IV века, а также дорическая комедия Эпихарма. Косвенными

1 Die Schule des Aristoteles / Ed. F. Wehrli. Basel, 21967. Vol. I, F 73-89.
2 P. Oxy. 27, 2455 и 2457; 52, 3563; P. S. I. 1286.
3 IG 112 2363; цит. по TGF I Snell, p. 56.
 
134
доказательствами того, что комедия и ее аргументы также были объектом внимания мифографов, можно считать наличие у Гигина пересказа эпихармова «Гефеста»1, а в «Поэтической Астрономии» — пересказа «Аталанты» Амфиса2.
1 Hyg. Fab. 166, Epicharm. F 84-86 Kaibel.
2 Hyg. Astr. II, 1, 2, Amphis F 47 Kock.
 

 

 



Rambler's Top100