Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

227

Каталог титулов — итог фабульной мифографии

Фабульная мифография начинается как пересказ трагедии, как ее сокращение, сжатие до размеров фабулы; каталоги, составляющие около трети сборника Гигина (82 «фабулы» из 277), являются закономерным результатом дальнейшего сжатия мифологической информации тем же самым путем.
Лизис и титул являются неустранимыми элементами фабулы; дезис же может сокращаться вплоть до полного исчезновения. При этом лизисы многих фабул

 
228
идентичны и легко поддаются классификации; титул же каждой фабулы уникален.
Этим определен принцип составления из множества фабул с одинаковым лизисом каталога. Схематизируя, этот процесс можно представить следующим образом: совпадающий лизис (обычно лизис-смерть) нескольких фабул выносится в заглавие каталога, титулы фабул становятся его пунктами, а дезисы или устраняются вообще, или сжимаются до краткого комментария к титулу.
Ни в коем случае не нужно представлять дело так, будто подобные действия совершались мифографом постоянно, последовательно и механически; это всего лишь принцип, тенденция фабульного способа изложения мифа, а не механизм (ведь и сами титул, дезис и лизис — только тенденции, а не параграфы от точки до точки). Чтобы увидеть реальное многообразие ситуаций, приведем полностью, поясняя каждый пункт, один из больших содержащихся в книге каталогов — «Какие женщины покончили с собой» (243):
1) Гекуба, дочь Киссея или Диманта, жена Приама, бросилась в море. От этого получил свое название Киней, потому что она превратилась в собаку1 — дословно взято из фабулы 111. Три лизиса этой фабулы, о которых говорилось выше, будучи перенесены в пункт каталога, создают некоторую путаницу. Дезис опущен.
2) Ино, дочь Кадма, бросилась в море вместе со своим сыном Меликертом2 — взято близко к тексту из фаб. 2.

1 Hecuba Cissei filia, siue Dymantis, uxor Priami, in mare se praecipitauit, unde Cyneum mare est dictum, quoniam in canem fuerat conuersa.
2 Ino Cadmi filia in mare se praecipitauit cum Melicerte filio.
 
229
3) Антиклея, дочь Автолика, мать Улисса, услышав ложное известие об Улиссе, убила себя1 — редкая версия, о которой сообщается также в sch. λ 202: Антиклея удавилась, когда Навплий сообщил ей о гибели Одиссея. Фабула, из которой информация могла попасть в каталог, во Фрейзингском кодексе отсутствует. Она могла называться «Антиклея»; дезис присутствует в виде краткого комментария.
4) Сфенебея, дочь Иобата, жена Прета, из-за любви к Беллерофонту2 — резюме фабулы 57; дезис в виде краткого комментария.
5) Эвадна, дочь Филака, из-за своего супруга Капанея, который погиб под Фивами, бросилась в его костер3 — ср. Eur. Suppl. 990 и др. Весьма распространенная информация, хотя во Фрейзингском кодексе отсутствует.
6) Эфра, дочь Питфея, убила себя из-за смерти сыновей4 — трудно судить, по какой именно ошибке возник текст; у Эфры был только один сын — Тезей.
7) Деянира, дочь Ойнея, из-за Геркулеса, потому что, обманутая Нессом, послала ему тунику, в которой он сгорел5 — резюме фабулы 36. Дезис достаточно подробен.
8) Лаодамия, дочь Акаста, из-за разлуки со своим мужем Протесилаем6 — из фаб. 104, дезис краток.

1 Anticlia Autolyci filia mater Vlixis nuntio falso audito de Vlixe ipsa se interfecit.
2 Stheneboea Iobatis filia, uxor Proeti, propter amorem Bellerophontis.
3 Euadne Phylaci filia propter Capaneum coniugem qui apud Thebas perierat in eandem pyram se coniecit.
4 Aethra Pitthei filia propter filiorum mortem ipsa se interfecit.
5 Deianira Oenei filia propter Herculem decepta α Nesso quod ei tunicam miserat in qua conflagrauit.
6 Laodamia Acasti filia propter desiderium Protesilai mariti.
 
230
9) Гипподамия, дочь Эномая, жена Пелопса, потому что по ее наущению был убит Хрисипп1 — фаб. 85, дезис сохранен довольно подробно.
10) Неэра, дочь Автолика, из-за смерти своего сына Гиппофоя2 — малоизвестное предание, связанное с циклом Телефа. Согласно Павсанию (VIII, 4, 6), Неэра, дочь Перея, была супругой Автолика, но чаще считалась супругой Алея и матерью Авги, т. е. бабушкой Телефа, который и был изгнан за убийство братьев матери; этому были посвящена «Але-ады» Софокла (F 77-91 Radt). Можно не сомневаться, что фабула об убийстве Телефом дядей имелась в составе сборника, так как ее упоминание есть и в следующем каталоге (244).
11) Алъцеста, дочь Пелия, ради своего супруга Адмета скончалась его смертью3 — из фабулы 51; поступок Альцесты не совсем подходит к теме каталога, не говоря о том, что она осталась в живых.
12) Илиона, дочь Приама, из-за гибели своих родителей4 — из фабулы 109, с весьма правдоподобным дезисом; однако в самой фабуле о самоубийстве не говорится; нет и мест, позволяющих предположить лакуну.
13) Фемисто, дочь Гипсея, потому что по наущению Ино убила своих сыновей5 — резюме фабулы 1, дезис достаточно подробен.
14) Эригона, дочь Икария, из-за смерти отца повесилась6 — из фабулы 130.

1 Hippodamia Oenomai filia uxor Pelopis quod eius suasu Chrysippus occisus est
2 Neaera Autolyci filia propter Hippothoi filii mortem.
3 Alcestis Peliae filia propter Admetum coniugem uicaria morte obiit.
4 Iliona Priami filia propter casus parentum suorum.
5 Themisto Hypsei filia, impulsu Inus quod filios suos occidit.
6 Erigone Icari filia propter interitum patris suspendio se necauit.
 
231
15) Федра, дочь Миноса, из-за своего пасынка Ипполита повесилась от любви1 — из фабулы 47.
16) Филлида, из-за Демофонта, сына Тезея, повесилась2 — из фабулы 109.
17) Канака, дочь Эола, убила себя из-за любви к своему брату Макарею3 — вероятно, из фабулы 207 (от которой дошло только заглавие).
18) Библида, дочь Милета, убила себя из-за любви к своему брату Кавну4 — у Гигина история Кавна и Библиды не излагается (см. Ovid. Met. IX, 453; Conon. ар. Phot. р. 131а Bekker; Parth. 11; Nonn. XIII, 548). Овидиевский миф, вписанный латинским мифографом.
19) Калипсо, дочь Атланта, убила себя из-за любви к Улиссу5 — единственное место, где говорится о самоубийстве бессмертной Калипсо.
20) Дидона, дочь Бела, убила себя из-за любви к Энею6 — у Гигина не излагается; вергилиевский миф, вписанный латинским мифографом.
21) Иокаста, дочь Менекея, из-за гибели своих сыновей и нечестия7 — так же у Еврипида (Phoen. 1455, ср. Sen. Phoen. 443; Stat. Theb. VII, 474, XI, 634); у Софокла (Oed. Tyr. 1235, ср. Sen. Oed. 1034) Иокаста кончает с собой сразу после раскрытия

1 Phaedra Minois filia propter Hippolytum priuignum suum suspendio se necauit ob amorem.
2 Phyllis propter Demophoonta Thesei filium ipsa se suspendio necauit.
3 Canace Aeoli filia propter amorem Macarei fratris ipsa se interfecit.
4 Byblis Mileti filia propter amorem Cauni fratris ipsa se interfecit.
5 Calypso Atlantis filia propter amorem Vlixis ipsa se interfecit.
6 Dido Beli filia propter Aeneae amorem se occidit.
7 Iocasta Menoecei filia propter interitum filiorum et nefas.
 
232
Эдиповых преступлений; у самого же Гигина (по тексту Фрейзингского кодекса) самоубийство Иокасты в обоих случаях пропущено.
22) Антигона, дочь Эдипа, из-за погребения Полиника1 — как в общеизвестной версии Софокла, но не как в фаб. 72 Фрейзингского кодекса.
23) Пелопия, дочь Фиеста, из-за преступления отца2 — из фабулы 88.
24) Фисба, вавилонянка, из-за Пирама, потому что он покончил с собой3 — овидиевский (Met. IV, 55) миф, вписанный латинским мифографом.
25) Семирамида, в Вавилонии, потеряв коня, бросилась в погребальный костер4 — в других фабулах не упоминается и не совсем относится к мифологии. Ср. о нечестивой любви Семирамиды к коню: Juba Maur. ар. Plin. Hist. Nat. VIII, 155; о самоубийстве не говорится нигде, кроме данного места.


1 Antigona Oedipodis filia propter sepulturam Polynicis.
2 Pelopia Thyestis filia propter scelus patris.
3 Thisbe Babylonia propter Pyramum, quod ipse se interfecerat.
4 Semiramis in Babylonia equo amisso in pyram se coniecit.
 

 

 


https://parangon.org крым ласпи бухта мечты апартаменты.
Rambler's Top100