Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
147

4. РЕЗЮМЕ

Итак, в этой главе был рассмотрен переходный период от «гомеровской» эпохи к государственным формам организации, вернее, начало вступления греческого мира, а конкретно Афин, в стадию цивилизации. Были зафиксированы некоторые сдвиги в области мировосприятия и в отношении людей к окружающей действительности. Эти сдвиги проявляются прежде всего в рационализации и систематизации религиозных представлений, а также в болезненной актуализации темы справедливости. Социальная действительность вызывает недовольство и пессимизм. Гомеровской системе ценностей противостоит теперь идеология мещанства, увлеченного погоней за наживой. Богатство становится критерием статуса человека в обществе и аристократия вынуждена теперь защищать свое положение, искать средства его легитимации. Она находит их в традиции и в гомеровской этике. Здесь происходит столкновение старого и нового: новое наступает, старое защищается. Аттика в это время в силу неизвестных причин утрачивает свое лидирующее положение в культуре и экономике и становится периферийной зоной. Одновременно происходят важные сдвиги в социальной организации: отмирает царская власть и ее место занимают первые выборные должности, завершается объединение страны и складывается четкая система территориально-административных объединений. Происходит первое упорядочивание социальной жизни и выработка политических институций в виде коллегии архонтов и совета Ареопага. Власть распределяется среди знатных и состоятельных людей. Устанавливается аристократическая республика. Этот факт имеет принципиально важное значение в истории Аттики, так как он означает переход от древней харизматической власти к власти нормативной, подчиняющейся человеческим законам. Это момент зарождения новой концепции власти, это зародыш правовой политической системы. Конечно, переход от одной модели власти к другой не может произойти моментально, в одночасье, и в Аттике он растянулся на целых два столетия. В дальнейшем нам еще не раз предстоит увидеть столкновение двух типов власти: харизматической и нормативной, но формирование правового государства уже началось.
Особо следует отметить, что в процессе политического устроения афинского государства первостепенную роль играла древняя религиозно-идеологическая традиция. С одной стороны, вступая в контакт с новыми явлениями и насущными потребностями дня,

148
эта традиция подвергалась рационализации и приспосабливалась к нуждам своего времени. С другой стороны, она диктовала способ ассимиляции новшеств и определяла формы, в которые облекался процесс политического устроения. Поэтому все изменения и нововведения были тесно связаны со старыми религиозными и этическими представлениями и опирались на них. Это был способ легитимации новшеств. Как уже говорилось, основной тенденцией традиционных обществ была ориентация на прошлое и на традицию. Поэтому все новое могло быть принято только как вариант старого и должно было соответствовать обычаю. Благодаря этому царскую власть не ликвидировали в буквальном смысле слова, а заменили должностью царя и коллегией архонтов. Формально царь остался на своем месте и сохранил, к тому же, свои древние религиозные функции. Обычай не был нарушен, но появилась новая политическая система. Точно так же и государственное единство, возникшее в результате синойкизма и административного деления, было легитимировано традицией и приняло формы, соответствующие обычаю. Так обозначился основной путь политического развития Афин, путь взаимного приспособления традиции и новации. Традиция предстает здесь как комплекс религиозных представлений, старых социальных моделей и мифологического мировосприятия. Приспособление традиции к потребностям дня ознаменовало появление рационально-логического мышления, которое стало рефлексировать мифологическую традицию и подчинять ее рациональному началу.

Подготовлено по изданию:

Туманс X.
T83 Рождение Афины. Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла (VIII—V вв. до н. э.) / Вступ. ст., науч. и лит. ред. Э. Д. Фролова. — СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2002. — 544 с, илл.
ISBN 5-93762-010-0
© Туманс X., 2002
© Издательский Центр«Гуманитарная Академия», 2002



Rambler's Top100