Итак, в этой главе был рассмотрен переходный период от «гомеровской» эпохи к государственным формам организации, вернее, начало вступления греческого мира, а конкретно Афин, в стадию цивилизации. Были зафиксированы некоторые сдвиги в области мировосприятия и в отношении людей к окружающей действительности. Эти сдвиги проявляются прежде всего в рационализации и систематизации религиозных представлений, а также в болезненной актуализации темы справедливости. Социальная действительность вызывает недовольство и пессимизм. Гомеровской системе ценностей противостоит теперь идеология мещанства, увлеченного погоней за наживой. Богатство становится критерием статуса человека в обществе и аристократия вынуждена теперь защищать свое положение, искать средства его легитимации. Она находит их в традиции и в гомеровской этике. Здесь происходит столкновение старого и нового: новое наступает, старое защищается. Аттика в это время в силу неизвестных причин утрачивает свое лидирующее положение в культуре и экономике и становится периферийной зоной. Одновременно происходят важные сдвиги в социальной организации: отмирает царская власть и ее место занимают первые выборные должности, завершается объединение страны и складывается четкая система территориально-административных объединений. Происходит первое упорядочивание социальной жизни и выработка политических институций в виде коллегии архонтов и совета Ареопага. Власть распределяется среди знатных и состоятельных людей. Устанавливается аристократическая республика. Этот факт имеет принципиально важное значение в истории Аттики, так как он означает переход от древней харизматической власти к власти нормативной, подчиняющейся человеческим законам. Это момент зарождения новой концепции власти, это зародыш правовой политической системы. Конечно, переход от одной модели власти к другой не может произойти моментально, в одночасье, и в Аттике он растянулся на целых два столетия. В дальнейшем нам еще не раз предстоит увидеть столкновение двух типов власти: харизматической и нормативной, но формирование правового государства уже началось.
Особо следует отметить, что в процессе политического устроения афинского государства первостепенную роль играла древняя религиозно-идеологическая традиция. С одной стороны, вступая в контакт с новыми явлениями и насущными потребностями дня,