Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
201

3. РЕЗЮМЕ

В этой главе была рассмотрена новая эпоха греческой истории, которую характеризует стремительное изменение греческого мира, охваченного активной деятельностью и преобразованиями. Развитие экономики, социальные противоречия, законодательство, колонизация, тирания, появление фаланги — вот те новые процессы и явления, которые стали быстро менять лицо старого мира. Здесь сталкивалось новое со старым, и, зачастую переход из одного состояния в другое оказывался весьма болезненным. Менялось мироощущение эпохи, люди начали видеть мир по-другому, чем раньше. Вестником нового мировоззрения стала лирика. Если эпические поэты и художники геометрического стиля видели мир в его совокупности, целым и завершенным, в гармонии всех составляющих

202

частей, то лирические поэты и художники «ориентализирующего» стиля видели уже только детали. Их перспектива сузилась до уровня конкретных частностей, показываемых теперь крупным планом. Эпос растворял частное в общем, а лирика, наоборот, концентрировалась на частном и утрачивала общий вид. То же самое происходило и в изобразительном искусстве. Принципиальную разницу между эпосом и лирикой прекрасно сформулировал М. Л. Гаспаров: «Эпос смотрел на свой мир как бы издали, разом воспринимая его как целое, и ему легко было видеть, как все совершающиеся в этом мире поступки ложатся в систему этого целого, ничего в ней не меняя. Лирика смотрела на мир как бы "изблизи", взгляд ее охватывал лишь отдельные аспекты этого мира, целое ускользало из виду, и казалось, что каждый новый совершающийся поступок преобразует всю структуру этого целого. Эпический мир в его заданности был утвержден раз и навсегда — новый мир в его изменчивости подлежал утверждению ежеминутно вновь и вновь» 98.
Конец эпоса и угасание геометрического искусства обозначили рождение новой эпохи и новых идеалов. Старый мир смотрел в прошлое и в вечность — новый мир был обращен в настоящее и в мир человека. Старые ценности потеряли свой безусловный характер и стали даже отбрасываться. Новые только нарождались. Мир вдруг оказался изменчив и дисгармоничен. Ориентироваться в нем стало очень сложно, и люди принялись искать смысл жизни в политике, вине, эротике или иных чувственных удовольствиях. Темой поэзии стал мир душевных переживаний и страстей. Только в Спарте еще отчетливо звучал голос прошлого, воспевающий старые эпические ценности.
В Афинах новые процессы развивались отнюдь не так стремительно, как в передовых городах того времени. Аттика отставала, здесь происходил замедленный рост, и господствовали консервативные настроения, свойственные аристократической республике. Это хорошо видно в изобразительном искусстве. Но в последней четверти века попытка Килона захватить власть разбудила, взбудоражила общество и нарушила мирное течение жизни. Религиозный характер легитимации Килона и такой же способ захвата власти имели глубокое символическое значение. В то время, когда везде почва стала уходить из-под ног аристократии, когда ее начинали теснить «новые люди», когда фаланга отняла у нее военное пре-

98 Гаспаров М. Л. Поэзия Пиндара // Пиндар, Вакхилид. Оды, Фрагменты. М., 1980. С. 365.
203

восходство, а ее система ценностей стала отрицаться, в консервативной Аттике в то же самое время позиции аристократии были еще крепки и даже была предпринята демонстративная попытка остановить ход времени и вернуться к героическому прошлому. Право божественной харизмы было поставлено выше человеческого нормативного права. Старая религиозная традиция вступила в конфликт с новой политической действительностью. Это был конфликт сакрального и профанного, божественного и человеческого, старого и нового. Как всегда в таких случаях, эта попытка потерпела неудачу. Профанный мир победил, и скоро новое перешло в наступление. Законы Драконта сделали следующий шаг в сторону рационального человеческого устройства общественной жизни. Эти законы были облечены в форму обычая и были насквозь традиционны, но они уже утвердили принцип правового регулирования и порядка. Это был серьезный импульс для дальнейшего развития. В Аттике начиналось ускорение...
Однако старое так просто не сдавалось: традиция имела глубокие религиозные корни и по-прежнему определяла мышление афинян. История Фринона подтверждает это. Опыт Килона не прошел даром, власть имущие сделали соответствующие выводы, и когда в Афинах опять появился богоизбранный герой, жаждавший славы и готовый воспользоваться древним правом на харизматическую власть, было достигнуто разумное соглашение. Фринон получил символическую царскую власть, но за пределами Аттики, а в Афинах сохранялся нормативный порядок республики. Это был своего рода компромисс между старым и новым, когда «и волки сыты, и овцы целы». Фринон смог реализовать свою исключительную харизму, а порядок в Афинах остался прежний. Это была первая попытка рационально совместить обе модели власти: старую, харизматическую, и новую, нормативно-правовую. Впрочем, компромисс есть компромисс и этим моделям еще не раз предстояло столкнуться в истории Аттики.

Подготовлено по изданию:

Туманс X.
T83 Рождение Афины. Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла (VIII—V вв. до н. э.) / Вступ. ст., науч. и лит. ред. Э. Д. Фролова. — СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2002. — 544 с, илл.
ISBN 5-93762-010-0
© Туманс X., 2002
© Издательский Центр«Гуманитарная Академия», 2002



Rambler's Top100